На правах комитета-соисполнителя комитет Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей поддержал законопроект, запрещающий присвоение ребенку имени, содержащего цифровое или буквенное обозначения, числительные, символы или их любую комбинацию, аббревиатуры, ненормативную лексику, ранги, должности. Соответствующее решение было принято в ходе заседания комитета, сообщает Regions.ru.
«Мы этот закон поддерживаем. Получается бессмыслица, когда детей, которых нельзя спросить, называют цифрами или царями», - сказала депутат Тамара Плетнева.
В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что действующее законодательство не содержит нормы, обязывающей родителей давать детям только те имена, которые явно не нарушают детские интересы и права, пишет агентство «Москва». «Давая необычное, экзотическое имя своему ребенку, родители не всегда представляют, с какими трудностями, особенно в детском коллективе, может столкнуться их сын или дочь», - отмечается в пояснительной записке.
Безусловно, какое имя носить человеку, - дело сугубо семейное. Государство не вправе указывать людям, как называть детей, мол, кто родился по понедельникам, зовется Иванами да Марьями, кто по вторникам - Русланами и Людмилами. Однако и родители не должны забывать, что имя придется носить в обществе, можно сказать, у всех на виду, а значит, какие-то правила приличия при этом соблюдать просто необходимо. Иначе над детьми будут смеяться. Таков примерный ход рассуждений сторонников ограничений.
Тут надо, правда, заметить, что поводом для насмешек может стать почти любое имя, даже из самых употребительных (например, Сергей). «Под гребенку» могут попасть и многие имена, редкие сегодня, но вполне традиционные для России – скажем, Эраст или Пахом.
Самый громкий случай с необычным именем - история мальчика с именем «БОЧ рВФ 260602» («Биологический объект человека рода Ворониных - Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года»), которая не разрешается вот уже на протяжении более десятилетия. Маленький БОЧ (так его называют) до сих пор живет без документов, так как суд встал на сторону органов ЗАГС Москвы, отказавшихся регистрировать ребенка с таким именем в защиту его интересов. Напомним также нашумевший случай, когда родители-сатанисты назвали ребенка люцифером.
В некоторых странах ограничения на имена существуют. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье запрещает давать детям имена, которые противоречат нормам морали и национальным традициям. В Германии запрещены предосудительные имена, поскольку они могут вызвать дезориентирующие представления, ввести в заблуждение. В Швеции не регистрируются имена, которые могут оскорбить или вызвать трудности у их носителя или по другой причине не могут быть именами. В Новой Зеландии существует список разрешенных имен.
Необычные имена в нашей стране появились после революции. Поскольку традиционные имена у большинства народов определяются религиозными традициями, введение новых личных имен рассматривалось как демонстративный разрыв с «проклятым прошлым» и свидетельство личной преданности коммунистической идеологии. Имена производили от имен большевицких «вождей» (Владилен, Маркэн, Нинель, Сталина), от политических лозунгов (как анекдотическая «Даздраперма» - «Да здравствует Первое мая!») и т.п. К 1950-м годам волна «идеологических» имен схлынула, зато пошла мода на западноевропейские – появились Роберты, Рудольфы, Альберты, Жанны и проч.
«Нужно ли законодательно ограничивать право родителей выбирать имя ребенку? Какие ограничения кажутся вам разумными? Какие из редких или необычных имен нравятся вам?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «жить в обществе и быть совсем свободным от него нельзя, поэтому граждане должны придерживаться определенных этических норм, которые в обществе существуют. Имен это тоже касается. Так что должны быть ограничения, но четко регламентированные. Если родителям хочется называть ребенка Луна или Вега, это их дело. Но цифровое обозначение или неприлично звучащее имя недопустимо».
«До революции большинство детей нарекали при крещении в честь святого, поэтому круг имен был ограничен. После, как известно, пошло увлечение революционными именами - Владлена, Сталина, Октябрина... Лично мне приходилось сталкиваться с именами именно из советского прошлого: отца одной из прихожанок звали Октябрист, отчество у нее, соответственно, Октябристовна, - поведал пастырь. - Но это уже уходит в прошлое.
«Сейчас, кстати, наблюдаю возвращение традиции к наречению имени по святцам, - отметил он. - Православные родители стремятся называть детей редкими именами святых отцов, что иногда тоже может в будущем доставить неудобства ребенку, если имя слишком уж редкое, пусть и святоотеческое. Так что лучше называть детей общепринятыми именами, и в святцах такие имеются, они не вызовут удивление у окружающих, и у детей не возникнет проблем. Зачем подвергать их стрессам в будущем из-за родительской прихоти, которая выразилась в редком имени?»
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, сказал: «Когда ребенку дают имя при крещении в честь какого-то святого, оно всегда будет традиционным. Эта традиция существовала в России в дореволюционные времена. Иногда священник, крестивший ребенка, сам давал ему имя. Такая практика прекратилась, так как были случаи, когда этим могли воспользоваться в нехороших целях – например, дать ребенку имя Иуда (хотя есть предатель Иуда, а есть апостол с таким именем), или такое, которое смешно звучит».
«Конечно, - продолжил он, - у родителей есть право самостоятельно называть своего ребенка, но разумные ограничения, на мой взгляд, нужны. Есть определенные национальные традиции и общество, в котором ребенку жить, и это нужно учитывать. Вообще мне нравятся красивые древнерусские имена: Евлогий, Платон. В православной традиции они по большей части монашеские. Когда монахам нарекают имена, часто берут редкие, от которых слух уже немного отвык. Но сейчас в обществе возвращаются к традиционным красивым русским именам – таким как Арсений. И это хорошо. Красивые старинные имена, на мой взгляд, незаслуженно забыты».
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что «почему бы нам не последовать примеру республики Беларусь, где детям запрещено давать имена, которые противоречат нормам морали и национальным традициям? Если человек сам в силу каких-то причин не понимает, что ребенка нельзя называть как попало – например, 007 или Биссектрисой, - пусть за них его назовет государство. Я полностью поддерживаю этот законопроект».
«Какие имена нравятся мне? – Серафим, Филипп, Прохор. Из женских – Елизавета (хоть оно и не редкое). Некоторые имена святых, которые, быть может, для кого-то звучат необычно. Например, Матрона, Аполлинария. Это красивые, духовные имена, украшение Церкви», - убежден отец Андрей.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, предложил законодательно ограничивать такое право – «есть имена, с которыми выросшие дети будут мучиться, им придется потом их менять. На мой взгляд, имена все-таки должны быть общепринятыми. Желательно, чтобы у ребенка был небесный покровитель – у некоторых имен небесного покровителя нет, и мы отнимаем у ребенка день ангела, день его именин. А хороших имен много. Например, Апполинария, Никодим – мне они очень нравятся. Они не распространены, но тем не менее, благозвучны».
Священник Александр Щенев, клирик Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома, считает инициативу правильной. «Люди уже забывают значение имен. Верующим понятно, что ребенок, получивший имя святого, обретает молитвенника перед Богом, а нецерковные люди этого не знают. На мой взгляд, имена должны быть свойственны нашей традиции (если мы любим свою родину). Как можно назвать человека цифрами? Это очень странно. На мой взгляд, законодатели правильно решили запретить называть детей именами, содержащими цифры, аббревиатуры и так далее. Мне самому нравится имя Пахомий – так зовут святого. Оно почти не встречается, а жаль. А из женских – Синклитикия (имя святой). Оно красивое, хотя и труднопроизносимое», - заключил отец Александр.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, полагает, что «имеет смысл неразумных родителей слегка образумить. Им же не предписывается законом называть детей конкретными именами, но ограничить крайние формы нужно. Каким надо быть сумасшедшим футуристом, чтобы назвать ребенка «БОЧ рВФ 260602»?»
«Я сталкивался еще с другой ситуацией, - когда у ребенка есть нормальное имя, а бабушка, например, из страха перед колдовством хочет его переименовать, и требует от священника окрестить ребенка с другим именем: "Вот он Петя, а вы его окрестите как Богдан". Разумеется, я отказываю в таких случаях, ведь у ребенка есть хорошее христианское имя. Мне нравится не самое редкое, но, на мой взгляд, очень красивое имя Ульяна, церковное Иулиания. Была такая княгиня, дочка Тверского князя, она вышла замуж за Великого князя Литовского Ольгерда, была младше его на 35 лет и родила 15 детей. В политическом и общественном отношении женщина выдающаяся. Очень хочется, чтобы ее прославили в лике святых, но Литва перешла в католичество, хотя Иулиания была православной и радела за православие. Но я надеюсь, что в будущем это произойдет и ее прославят», - заключил отец Георгий.