В окружающем мiре на наших глазах происходят важные перемены. Обыкновенно, вслед за политическими комментаторами, мы вперяемся мыслью в какое-то одно, два, от силы три события. Когда они становятся достоянием истории, наше внимание поглощает следующая череда громких происшествий. Это как бы отдельные деревья, за которыми не видно леса. Поэтому бывает полезно отойти на несколько шагов от них и оглядеться вокруг, что мы, собственно, и попытаемся сделать.
Нынешнее лето едва перевалило за середину, однако его уже сейчас, вне зависимости от того, что будет позднее, вполне можно назвать бурным. Когда тепло в Северном полушарии (где обитает подавляющее большинство человечества) распространяется вплоть до полярных его областей, обыкновенно начинается политическая спячка. Процент людей, предающихся праздности, заметно возрастает; соответственно, возрастает и процент людей, занятых обслуживанием предающихся праздности. Это сообщает целому обществу вид некоторой расслабленности.
Нынче определенно меньшее количество людей может позволить себе таковую роскошь. Погода во многих местах бодрящая: ливни, наводнения, ураганы, кое-где горят леса. Нашу местность подобные напасти, пока, слава Богу, миновали, если не считать июньской засухи. Тогда уже загорелись было торфяники, однако вовремя посланные ливни совершенно их погасили. Но что такое наша местность, и что такое наша засуха по сравнению с ужасами Сахары или Гоби?
Господь заблаговременно подводит человечество к переживанию бурных времен, увеличивая интенсивность так называемых стихийных бедствий и социальных потрясений.
Никакой расслабленности не бывает во время войн или общегосударственного большого строительства. Точнее, если она бывает, то расценивается как нечто преступное и предательское. Именно так была воспринята в нашем обществе смердевшая варварской роскошью вечеринка российских футболистов в Монте-Карло. Такая реакция, выражающая не восхищение, не зависть к преуспевшим в некотором смысле в этой жизни, а скорее - брезгливость - определенно радует. Лишь бы она не была приправлена фарисейством.
Теперь вкратце обрисуем некоторые ключевые события идущего лета. Началось оно под впечатлением отстранения от власти в результате импичмента Дилмы Русеф. Этот очередной политический разлом в пользу Соединенных Штатов - реакция последних на южноамериканский триумф В.В. Путина два года назад и февральский визит в эту же часть света Патриарха Кирилла. До Русеф была Киршнер, проигравшая выборы в 2015 году; загадочные болезни и смерти ведущих латиноамериканских политиков.
Трещина южноамериканского разлома, однако, каким-то превышающим обычную человеческую логику, образом обозначилась в самих Штатах. Потому что кто сеет зло и разрушение, должен когда-то его же и пожать. Серия терактов, опоясавших Америку с юга - от Калифорнии до Флориды, вновь разгорающаяся на почве расовой неприязни вражда - разлом, потрясающий самые основы американского общества.
Собор представителей некоторых Поместных Православных Церквей на Крите с одновременным визитом папы Франциска в Армению, с одновременно положенной на стол патриарха Варфоломея просьбой Верховной рады Украины фактически «благословить» раскол Русской Церкви - очередная массированная атака Запада против сердца Русского Мiра. Но сеющие раскол сами же его и пожнут.
В это время Россия не разменивается по мелочам, она, пусть непоследовательно, болезненно, с ошибками, но сосредотачивается, все более становясь самодостаточной, что автоматически ставит ее центром притяжения для многих стран и народов этого мiра. Россия воюет в Сирии, регулярно, без лишнего шума проводит масштабные военные учения, перевооружается по последнему слову техники. Для этого нужно время, для этого важен мир на границах.
В напряженной тишине русского молчания, в основе которого - вера в Божий Промысл и молитва, куется оружие будущей победы - информационной, идеологической, политической, а если потребуется, ‒ и военной. Визит Главы Российского государства и Предстоятеля Русской Церкви на святую гору Афон, встреча Кинотом Президента как первого в целом мiре защитника Православия, по царскому чину, - поворотный момент в современной истории.
Указанный визит был не столь шумен, как поездка Франциска Первого в Армению, но по духовной мощи несопоставим с тем хорошо обставленным шоу, основная задача которого была - удивить зрителя. Нужно было видеть ту мессу под открытым небом, где каждого священнослужителя сопровождал одетый как официант служитель с большим белым зонтиком и где через ограждение священнослужители раздавали непонятно во что одетым мужчинам и женщинам облатки. Здесь шум, кичение мiрской славой, рассеянность и расслабление. Там (на Афоне) - молитвенное уединение, собирание духовных сил воедино, неотмiрное спокойствие.
Вполне закономерно, что, едва минули 40 дней, Глава Российского государства и Предстоятель Русской Церкви вновь встретились, только теперь уже на Русском Афоне - на архипелаге Валаам, посреди студеных вод Ладожского озера, подальше от шумной, рассеянной, непостоянной Греции, поближе к сосредоточенному безмолвию. Здесь Глава России соединился, вкусив пречистые Тайны, со Христом, что бывает важнее любых земных советов и переговоров. Здесь он просил молиться об упокоении погибших в Сирии русских воинов, что защищают мир во всем мiре ценою собственной жизни.
Только умеющий вовремя молчать, умеет в нужное время говорить, и слово такого человека сопряжено с властью. Мiр в последние дни осознал силу слова Главы России. Своенравный и безпринципный Эрдоган извинился за вероломное убийство российского пилота, как того требовал В.В. Путин. Ответом на это здравое слово (неважно какими причинами оно было вызвано, важно учесть, что Эрдоган, произнося его, не только кое-что приобретал, но и кое-чем рисковал) стало слово прощения и протянутая рука, предполагающая восстановление разрушенных упорством турка отношений.
Последнему, пытающемуся выглядеть наследником Османов, такие отношения ближе и понятней, нежели постоянные ложь и лицемерие европейских политиков. Последних турок, очевидно, не уважает, скорее всего, даже презирает (и есть, за что), пытается ими манипулировать, шантажирует. Теперь всему белому свету ясно, что с Путиным такие маневры не проходят. В глазах людей Востока последний, пусть он и враг, - правитель, достойный уважения.
Ответом на просьбу Эрдогана о прощении стала попытка госпереворота в Турции, в ходе которой мятежниками применялись авиация с танками. Эрдоган открыто, пусть и в мягкой форме, заявил, что зачинщики мятежа - в Штатах. В числе заговорщиков оказался командующий базой НАТО «Инжирлик». Спесивая Европа никогда не простит того факта, что азиат, перед которым она прогибалась последние годы, добровольно склонил выю перед русскими. Этот факт привел европолитиков в бешенство.
Последнее ничего хорошего принести не могло, потому что помрачает рассудок. Обладаемые им люди становятся придирчивы и капризны, обнаруживают свои давние фобии, свою застарелую вражду и зависть. В последние месяцы международный спорт живет под знаменами русофобии. Русских болельщиков во Франции объявили чуть ли не главными врагами нации. Хотя русские в организации массового террора не были здесь замечены.
Вот и пошла, питаемая недобрыми чувствами, новая линия разлома - от Парижа к Ницце. В день взятия Бастилии праздно шатающаяся толпа была раздавлена грузовиком, которым управлял гражданин Франции тунисского происхождения. Это своего рода ответ на триединый, насквозь лживый, лозунг революции: «Свобода! Равенство! Братство!» Ход рассуждений преступника мог быть следующим: «Если я свободен, кто может мне помешать давить равных со мною в правах братьев?» Чем эта логика хуже логики Робеспьера?
Тотчас после бойни мiровые СМИ принялись смаковать ее подробности, чтобы привнести в общественное сознание как можно больше ужаса. Ведь от этого сильного чувства рейтинги здорово подскакивают. На деле такие СМИ, пусть даже они осуждают и проклинают убийц, - первые пособники террора. Потому что тиражируют не установку на мужественное противостояние ужасу, а самый ужас. Так и подлинная цель террористов не убить как можно больше людей, а посеять как можно больший ужас. Для этого иногда можно вовсе никого не убивать.
Жалкий Олланд, появившийся в Ницце, был освистан толпой. Потому что против террора реально воюет в Сирии Россия. Осенью прошлого года у Франции был прекрасный шанс присоединиться к ней. Однако скользкая мысль - не становиться на пути у террористов - пустила яд в кровь французов. И теперь они парализованы страхом.
Либеральные политиканы после взрыва российского самолета в небе над Синайским полуостровом в том же духе пытались «воспитывать» русский народ: не боритесь против террористов в Сирии, тогда те смилостивятся, и самолеты больше не будут падать. Глава России дал ответ этим гадким змеенышам: мы будем истреблять террористов в любой точке земного шара (разумеется, при соблюдении всех норм международного права), земля будет гореть у них под ногами.
Французские власти испугались выступать в подобном тоне, они предпочли нахваливать богохульный порнографический, исполненный злобы к инакомыслящим еженедельник «Шарли Эбдо», они решили также обрушить репрессии против сторонников традиционной семьи. Они подняли руки вверх перед террором, окрашенным в самые причудливые цвета. Следовательно, он будет только возрастать, пока не убьет Францию или пока она не одумается, чтобы силой ему противостоять.
Стоило Эрдогану, что называется, заикнуться о возврате в исключительных случаях к смертной казни, на него обрушились ушата помоев. Пока он поощрял террористов в Сирии, что занимались массовыми расправами, от вида которых кровь стынет в жилах, турку все сходило с рук. Чуть он захотел делать то же самое - казнить людей, но не по произволу и не по случаю, а с соблюдением каких-то правовых процедур, к тому же, более гуманными способами, - лицемерная Европа встала на дыбы.
Шавки российского происхождения присоединились к всеобщему лаю против турка. Латынина на «Эхе Москвы» изрекла: «Эрдоган находится на пути к тому, чтобы стать исламистским Гитлером». Этим шавкам нужно, чтобы южные границы России полыхали, а также - западные восточные, любые... Поэтому их бесит самая слабая возможность относительного мира с Турцией; их бесит, что она выйдет из орбиты Запада.
Хотя этот выход был бы закономерным. Потому что Запад трещит по швам. Выход Великобритании из Евросоюза - первый удар похоронного колокола «союза нерушимого штатов свободных». Расследование деятельности экс-премьера Блэра в связи с иракской военной кампанией, возмущенная его решениями вдруг прозревшая общественность - тонкие ручейки, могущие расколоть сам Британский союз.
Новый премьер Тереза Мэй уже заявила: «Угроза, исходящая от таких стран, как Россия и Северная Корея, остается реальной». Маниакальная склонность во всем обвинять русских не вызывает даже улыбки, а лишь отвращение, которое свойственно испытывать при виде воинствующего безумия. Недавние натовские учения в Балтийском море, т.е. у самых российских берегов, - конечно, по мысли ее и ей подобных, - показатель российской угрозы. Это как если бы мы, устроив учения в Северном море, говорили, что они - лишь показатель угрозы НАТО.
К счастью, воинствующее безумие постепенно отступает. Рота грузинских морпехов, что должна была принять участие в натовских учениях, как официальной было объявлено, вдруг в одночасье заразилась ветрянкой, поэтому участвовать в учениях не смогла. Побольше бы таких ветрянок!
Возглавляющий «самостийную» Украину Порошенко, собравший в свою политическую «элиту» отребье со всего мiра, включая уголовных преступников, видно, жаждет Божией кары. Вместо того, чтобы заболеть ветрянкой, он в день памяти Царственных Страстотерпцев, в день гибели малазийского боинга заявляет: «Украина помнит каждого погибшего МН17. Терроризм недопустим в любой форме, а виновные в этой трагедии должны быть наказаны!... Гражданский самолет... был сбит российскими террористами из завезенного из России оружия российского производства».
В это время Московский проспект в Киеве переименован в проспект Степана Бандеры, появился сорт вареной колбасы с его именем, аэропорт же Борисполь может быть «осчастливлен» именем Ивана Мазепы.
Наконец, опубликован список «друзей Украины в стране-агрессоре 2016». Здесь «политики Михаил Ходорковский, Владимир Рыжков, Григорий Явлинский, Алексей Навальный, Михаил Касьянов, Илья Пономарев, Илья Яшин, Дмитрий Гудков, а также артисты и общественные деятели, такие как Андрей Макаревич, Ксения Собчак, Лия Ахеджакова, Виктор Шендерович, Борис Акунин и другие».
Можно лишь поблагодарить украинских активистов за составление списка отъявленных русофобов и просто буйных людей, для которых идеальная среда существования, в которой они, правда, падут первыми жертвами борьбы за выживание, - Дикое поле. Лично я был бы не против, если бы у них на лбу или на груди красовалась жирная надпись «Бандеровец» («Бандеровка»), «Петлюровец», или же «Мазепинец».
Западный мiр дает все больше трещин, они угрожают новыми разломами и катаклизмами. На этом фоне Шанхайская Организация Сотрудничества крепнет. Текущее лето показывает, что мiр переформатируется. Таковые процессы бывают болезненными. Следовательно, нужно гнать от себя расслабленность, напротив - запасаться бодростью и трезвением, чтобы в нужный момент не спасовать перед очередным вызовом истории.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
24. Ответ на 23., Михаил Москва:
23. Ответ на 4., Михаил Москва:
22. Ответ на 21., Михаил Москва:
21. Ответ на 19., влдмр:
20. Ответ на 15., рудовский:
19. Ответ на 18., Михаил Москва:
18. Ответ на 17., влдмр:
17. Ответ на 14., Михаил Москва:
16. Ответ на 14., Михаил Москва:
15. Re: Бурное лето