С 27 по 30 января 2016 года я побывал в
Донецке по приглашению руководства Изборского клуба Новороссии. Суетная жизнь главного редактора не позволила мне сразу привести в порядок записи своих впечатлений об этой примечательной поездке. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Тем паче, впечатления не утратили, на мой взгляд, своей актуальности.
Поездку в Донецк организовали руководители Изборского клуба Новороссии - ученый, предприниматель и общественный деятель Федор Папаяни и исполнительный секретарь клуба Артем Ольхин, которым я искренне благодарен за организацию поездки, в ходе которой было очень много интересных встреч на земле Донбасса.
Специфика территории, находящейся в состоянии войны, хотя и не в активной фазе, бросается в глаза любому человеку, который пересекает границу России и Донецкой Народной Республики. На самой границе остаются еще противотанковые надолбы, укрепленные огневые точки, которые были подготовлены для ведения боевых действий. На зданиях контрольно-пропускном пункте Успенка видны следы от пуль, - свидетельство того, что здесь недавно шли бои. Меня сразу предупредили, что остановок в дороге мы делать не будем, а на обочину дороги выходить не рекомендуется, поскольку могут быть мины. Это сразу задавало алгоритм понимания ситуации, в который здесь живут русские люди.
Пограничный контроль мы прошли достаточно быстро. Хотя, как мне рассказывали, бывают здесь и многочасовые очереди. Пограничный контроль с российской стороны - обычный, со стороны ДНР - несколько облегченный. Пограничники, надо отметить, ведут себя предельно вежливо и никаких препятствий для людей не чинят.
Как только мы пересекли границу и тронулись в путь, произошла забавная, но очень глубокая по смыслу история. По обочине дороги, движение по которой было мало интенсивным, мирно расхаживал тетерев, ничего и никого не опасаясь. Видимо он понимал, что люди теперь на птицу не охотятся, а, как философски заметил водитель машины «теперь люди охотятся друг на друга».
Добрались до Донецка без приключений. Но в городе узнали, что ночью (во время комендантского часа!) был совершен террористический акт против теперь уже знаменитого памятника
Ленину на центральной площади города. Памятники советскому вождю в Новороссии играют роль важнейшего символа русского сопротивления. И я подумал: «Мог ли представить Ильич, гнавший при жизни все проявления русскости - и Русскую Православную Церковь, и традиционные формы русской государственности, и русские традиции, - что наступит время, когда сам он станет символом русского сопротивления, что он встанет в ряды русского ополчения, пусть и в виде своих памятников!» Таковы парадоксы истории! И сегодня в Новороссии памятники Владимиру Ильичу Ленину стали фактически участниками русского сопротивления фашиствующим молодчикам, - их уничтожают и взрывают не реже, чем боевые машины, орудия и бойцов ополчения.
Когда мы приехали на площадь, памятник был уже оцеплен. Крупные куски гранита, разлетевшиеся после взрыва, которые потом я видел по телевидению, следователи, видимо, уже забрали на экспертизу, но следы диверсии еще были видны. Показательно, что взрыв произошел во время комендантского часа, в самом центре города, - очевидно, это была акция устрашения непокорного Донбасса.
В первый день моего пребывания было запланировано
общение в студии Донецк.live. Это современные формы информационных технологий, когда ведущий в прямом эфире встречается со своими гостями, а в это время на сайт заходят посетители, которые комментируют и задают вопросы. Как мне потом сказали, было довольно много слушателей. Обычно эти беседы проходят в течение получаса или минут сорока. Но наша беседа с ведущим затянулась на полтора часа, что свидетельствует об интересе слушателей Донбасса к проблемам, которые мы обсуждали.
Вечером была дружеская встреча с организаторами поездки: с Артемом Ольхиным, Федором Папаяни и заместителем Ольхина по журналу «Новая земля» – это орган Изборского клуба Новороссии — Александром Дмитриевским. Донецкие коллеги рассказали о нынешней ситуации на Донбассе, поделились своими впечатлениями, мыслями, я многое для себя понял о внутренних проблемах Донбасса. Мы утвердили программу моего пребывания в Донецке.
Сегодняшний Донецк производит сложное впечатление. Открылись рестораны и кафе, что является явным свидетельством мирного характера жизни, работает транспорт. Но в вечернее время суток на улице, даже в центре города практически нет людей. Это уже свидетельство военной психологии, которая появилась у горожан. По моим прикидкам примерно 1/3 окон в домах города не горит. Люди уехали, спасаясь от войны и, видимо, редко навещают родные дома. В первый день, когда закончился прямой эфир в студии Донецк.live, и мы выходили из здания, явственно слышна была канонада - город обстреливали «градами». Все это признаки той жизни, которой живут люди Донбасса.
На следующий день, в четверг, 28 января прошли три серьезных мероприятия с моим участием. С утра мы записали беседу с Артемом Ольхиным для телеканала «Новороссия», руководителем которого является один из символов «Русской весны», народный губернатор Донбасса Павел Губарев. Эту беседу оперативно дали в эфир и уже вечером
можно было ее посмотреть на телеканале Новороссия. После этого был довольно обстоятельный разговор в Союзе журналистов ДНР.
Перед его началом состоялась краткая встреча с министром информации, которая поприветствовала меня на земле Донбасса и извинилась, что не может принять участие в беседе, поскольку ее ждали государственные дела. Журналисты — народ, в основном, молодой, что очень приятно и народ, серьезно относящийся к тем вопросам, которые обсуждает и очень приятный в общении. Я сначала рассказал о Русской народной линии,
о Русском Собрании. Потом было много вопросов, в том числе вопросов принципиального характера о том, какая должна быть идеология будущего русского государства, каково будущее Донбасса и как оценить процессы, которые происходят в Малороссии и Новороссии. После общей пресс-конференции я
дал интервью для Первого республиканского телеканала.
А вечером была с активом Изборского клуба Новороссии, где я встретился с уже известными мне людьми — Павлом Губаревым,
с которым я познакомился еще в Ульяновске, в мае минувшего года, с известным ученым, философом Дмитрием Музой, специалистом по русской философской мысли, профессором Донецкого университета. Также познакомился с другими участниками Изборского клуба, в частности, с депутатом Парламента ДНР Ярославом Руденко, с деканом исторического факультета Донецкого университета Кириллом Черкашиным. Молодые люди, которые уже занимают достаточно серьезные позиции в общественной жизни ДНР, размышляющие не только о Донбассе, но и о судьбе отечества. Состоялся откровенный разговор, обсуждали в том числе вопросы, которые публично освещать нельзя.
Общее впечатление, которое сложилось у меня — нет никакого уныния, нет никакого всепропальщества среди интеллектуальной элиты Донбасса, тех качеств, которые свойственны некоторой части нашего патриотического сообщества, т.н. «диванным стратегам-патриотам». Но есть непонимание того, что же ждет Донбасс. Куда клонится вектор российской политики. Общий настрой у этих людей и других, с кем я встречался — Донбасс был, есть и будет частью России. Так мыслит патриотическая элита Донбасса.
В пятницу для меня провели экскурсию по Донецку. Мы побывали в музее Великой Отечественной войны, погуляли по центру города, но и конечно, самое главное, побывали в самых пострадавших районах города-героя, города-мученика — на
Путиловке, в Октябрьском и в окрестностях аэропорта. Мне довелось увидеть руины Иверской обители, монастыря-мученика, расстрелянного карателями Правого сектора и других националистических формирований
Украины. Кстати, от бомбежки пострадала и мечеть, построенная олигархом Ринатом Ахметовым. Тут, в общем, рассказывать нечего, нет слов, чтобы передать все это, это нужно видеть. Фотоотчет о поездке по самым пострадавшим районам Донецка
уже был опубликован на РНЛ.
После таких острых впечатлений мы записали интервью с сотрудником официального органа Изборского клуба Новороссии журнала «Новая земля»
Александром Дмитриевским. Беседа касалась многих вопросов нашего бытия.
Последний день моего пребывания в Донецке был также спланирован весьма плотно. С утра предполагалась моя политинформация в одном из подразделений местных спецслужб, но потом выяснилось, что в связи с обострением ситуации вокруг подразделения «Троя» ребята поехали в Горловку. И политинформация не состоялась, но зато состоялось открытое заседание Изборского клуба Новороссии в Центральной библиотеке Донецка, где собрались и известные мне уже люди, и те, с кем я встретился впервые, представители общественности Донбасса.
Разговор был интересный и содержательный. Не только слушали меня, но и мне было интересно и важно послушать людей не просто размышляющих о судьбе страны и народа, но и своею жизнью утверждающих свой выбор. Я многое понял для себя.
В частности, обсуждали такой любопытный момент. Оказывается, московские кураторы запретили вносить идеологические вопросы в повестку дня среди ополченцев. И это было правильное решение на определенном этапе, но теперь, как говорят представители Донецка, это становится тормозом, поскольку во весь рост встает именно идеологическая проблематика. Нужно вести идеологическую работу, а это требует ответа на целый ряд принципиальных вопросов. Какова конечная цель «Русской весны»? Для чего всё это? Эти вопросы задавали и мне. Ну что я мог ответить? Только одно: и в самой
Москве, и в России нет понимания во имя чего это делается. Точнее это понимание есть, но оно слишком различно в трактовке разных политических сил. Идет острая идеологическая борьба за будущее России. А значит и за будущее Донбасса.
Во время всех моих встреч и бесед в центре оказывались вопросы идеологии. Например такие. Как примирить красных и белых? Как относиться к советскому наследию? Это вопросы особенно актуальны для Донбасса. Советское наследие — здесь эта тема звучит куда более актуально, чем в центральной России. Часто возникал вопрос об империи, - что это такое? Как должна быть организована, как должна функционировать империя? На эти вопросы пока нет однозначных ответов, но для меня было важным, что здесь существует понимание, что Россия может существовать только как империя, в форме национальной русской республики, о чем грезят националисты, России просто не будет.
В разговорах возникла и тема, связанная с конструктом триединого русского народа. Я поставил вопрос о том, что может быть пора сдать в утиль прежний идеологический конструкт о триедином русском народе, объединяющем великороссов, малороссов и белорусов? Ведь он был сформулирован в советскую эпоху. Может ли он иметь перспективу после пролитой крови, после ненависти и злобы последнего времени. Неожиданно я услышал мнение, что у этого мифа есть будущее и, на взгляд представителей интеллектуальной элиты Донбасса, будущее примирение с Украиной возможно именно на этой основе.
Интересный штрих, о котором я догадывался, но со всей остротой ощутил его там — Церковь оказалась на обочине политического процесса, что связано с невнятной позицией как местных архиереев, так и духовенства, которое в свою очередь, часто упрекает и ополченцев и местных жителей, что в годину испытаний они не спешат в храмы. Однако очевидно, что ополченцы самой своей жизнью, своим подвигом, своим служением исповедуют христианские идеалы. И духовенство должно было быть среди них. Мало церковных, конечно, плохо знающих молитвы, не очень разбирающихся в вопросах веры, но сражающихся и погибающих за други своя. Что же может быть выше этого подвига и служения?! Увы, большинство духовенства оказалось в стороне от этих процессов...
Примечательно, что как раз когда я был в Донецке, поступило сообщение о создании «Комитета 25 января», одним из участников которого стал Игорь Стрелков. И мне было интересно узнать какова реакция людей Донбасса на эту инициативу. Я увидел в лучшем случае равнодушную реакцию и сожаление о том, что Стрелков связался с компанией людей, которые не вызывают никакой позитивной реакции у местной политической элиты. Она консервативна по своему мироощущению. И это радует, это свидетельствует о том, что в целом на Донбассе господствуют здоровые тенденции.
А самое важное - Донбасс ставит перед Россией главные вопросы бытия нашего Отечества, вопросы идеологии. И на эти вопросы мы должны будем вместе искать ответы.
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
10. Почему российский суд пытается выдать донбасского ополченца Украине?
9. Re: Донбасс ставит перед Россией главные вопросы
8. Re: Донбасс ставит перед Россией главные вопросы
7. Ответ на 5., Харитонов Андрей:
6. Re: Донбасс ставит перед Россией главные вопросы
5. Re: Донбасс ставит перед Россией главные вопросы
4. Ответ на 1., Бондарев Игорь:
3. Re: Донбасс ставит перед Россией главные вопросы
2. Re: Донбасс ставит перед Россией главные вопросы
1. Re: Донбасс ставит перед Россией главные вопросы