Контуры грядущей Империи

Интервью с главным редактором портала «Русская народная линия» для МИА «Новороссия»

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Украины  Новости Новороссии 
0
1502
Время на чтение 14 минут

Древняя мудрость гласит, что если неизвестен порт назначения - ни один ветер для корабля не будет попутным. Так и в государственном строительстве: чтобы созидать - надо знать конечную цель. А её определяет идеология. Об этом и многом другом рассказывает наш гость из Санкт-Петербурга - историк, главный редактор интернет-портала «Русская народная линия» и председатель международной общественной организации «Русское собрание» Анатолий Степанов.


Анатолий Степанов и Главный редактор журнала "Новая Земля" Артем Ольхин

- Интернет-портал «Русская народная линия» был создан как самостоятельный информационный проект в 2010 году, когда произошло разделение одного из старейших православных сайтов «Русская линия». Главная идея - русский православный взгляд на мир. Мы стремились создать церковно-политический ресурс, который бы представлял читателю взгляд на важнейшие события политической, церковной и общественной жизни глазами русского православного человека. Это было особенно актуально в начале 2000-х годов, но это важно и теперь, ибо до сих пор есть силы, которые стремятся представить православную веру как частное дело человека. Типично либеральный взгляд на Церковь - она не должна иметь влияния на политические и общественные процессы. Мы же стремимся провозгласить, и самим фактом существования «Русской народной линии» провозглашаем ту очевидную для нас вещь, что Православие - лоно русской цивилизации, та сила, которая воспитала русский народ, Православная Церковь является хранительницей русских идеалов.

Конечно, главная задача Церкви - спасение человеческих душ. Но Церковь всегда была в нашей истории и ныне должна оставаться активным участником общественного и политического обустройства: со времен Древней Руси она так поступала. В эпоху удельной раздробленности Церковь примиряла враждующих князей, стремилась умирить страсти. Потом именно Церковь стала той силой, которая помогла возникнуть Русскому централизованному государству. В эпоху Империи Церковь была соработницей власти. Даже в советское время, точнее в позднесталинскую эпоху, когда Церковь была возвращена в общественную жизнь, она принимала деятельное участие в жизни страны (особенно в годы Великой Отечественной войны).

Логичным продолжением «Русской народной линии» стала международная общественная организация «Русское собрание», которая была создана 6 декабря 2013 года. У неё три важнейшие задачи. Первая и самая главная - разработка и обсуждение основ русской идеологии и инициирование в обществе широкой дискуссии по этому вопросу.

Напомню, что в сентябре 2013 года президент России Владимир Путин выступил на Валдайском форуме с речью, где заявил о необходимости «идеологии развития» для России. Как известно, государственная идеология официально запрещена ныне действующей Конституцией Российской Федерации. Но это - лукавая формулировка либералов, ибо Конституция РФ была написана, фактически, под диктовку тогдашних американских советников президента Ельцина. Разумеется, запретить идеологию невозможно, она существует де-факто и реализуется через информационную и культурную политику. И идеология эта очевидна, - в ее основе идеи либерализма, космополитизма, индивидуализма и комфорта, т.е. чуждые нашему традиционному мировоззрению и мироощущению.

Вторая задача «Русского собрания» - защита тех базовых ценностей русской цивилизации, которые веками существовали и выражены знаменитой формулой «Православие - Самодержавие - Народность», то есть - нашей духовности, государственности и национальных традиций и институтов.

Третья задача - объединение благонамеренной части русской интеллигенции для противостояния тем информационным атакам, которые идут против России.

- Анатолий Дмитриевич, сейчас среди патриотической части наметилась очень серьёзная линия противостояния: «Белые» - «красные». Есть ли какая-то надежда собрать единый русский фронт?

- Думаю, что объединить русский народ может только одна сила - государство. Иногда говорят, что нас может спасти самоорганизация русского народа. Думаю, что эта идея нереализуема. В нашей истории был всего лишь один случай, когда удалось успешно осуществить самоорганизацию русского народа: это выход из смуты начала XVII века, когда ополчению, созданному по инициативе снизу, удалось разгромить поляков и их пособников и освободить Москву. Но надо учитывать, что это были исключительные условия, ведь тогда государство фактически перестало существовать, страной управляли оккупанты. Кроме того, собирание ополчения происходило не самочинно, но по прямому благословению Святейшего Патриарха-Мученика Гермогена.

Напротив, масса примеров, когда самоорганизоваться не удавалось. Самый яркий - Белое движение после революции 1917 года, которое так и осталось добровольческим, частным делом, хотя ситуация в стране была тоже очень тяжёлой. Но власть большевиков всё-таки не воспринималась народом как власть оккупационная: неслучайно, Святой Исповедник Патриарх Тихон не благословил белых.

Надо отдавать себе отчет, что если мы говорим о необходимости самоорганизации русского народа, мы тем самым признаём, что у нас нет государственности, либо она носит оккупационный характер. Иными словами, тезис о необходимости самоорганизации народа косвенно направлен против власти. Неудивительно, что те люди из патриотического лагеря, которые выдвигают лозунг «самоорганизации русского народа», как правило, выступают против неё. А сегодня, я убежден, быть против государственной власти - значит быть сторонником врагов России.

Иногда говорят, что объединяющей силой может выступить не государство, а Церковь, поскольку, мол, она объединяет русских людей, живущих в разных государствах, осталась единой структурой на всём пространстве Русского мира. Это правильно, - действительно, церковное единство является залогом будущего нашего единства. Но, на мой взгляд, Церковь без государства всё-таки решить эту задачу не сможет. Думаю, что новое русское объединение по силам осуществить только государству. А для того, чтобы это совершилось безболезненно, мы должны уже сегодня готовить для него идейную платформу.

Что же значит примирить «красных» и «белых»? Это не значит помирить, условно говоря, Ленина и Деникина, им это не нужно, их уже нет на белом свете, и Господь уже вынес им Свой суд. Примирить «красных» и «белых» - значит создать ту русскую идеологию, которая бы впитала в себя те позитивные смыслы, которые существовали и в «белом» её варианте, и в «красном». Условно говоря, это должно быть органичное соединение идеи державности Белого движения, выступавшего за великую и неделимую Россию, и идеи социальной справедливости, которую подняли на свои знамёна «красные». А это можно сделать только на основе православного вероучения. В итоге мы получаем ту формулу, которую исторически называли «уваровской триадой», хотя правильнее ее называть «русской триадой»: «Православие - Самодержавие - Народность». Или, говоря современным языком, - Православие, Державность, Русская Народность.

При этом надо понимать, что Русская Народность должна пониматься не в этническом смысле. Русскими мы считаем и этнического грузина генерала Петра Багратиона, и этнических немок Святых сестёр царицу Александру и великую княгиню Елизавету, и этнического серба генерала Михаила Милорадовича. Можно привести массу других примеров, когда настоящими русскими становились этнические немцы, французы, итальянцы, бельгийцы, поляки. Великие русские поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов имели, как известно, нерусские корни. В этом нет ничего удивительного, ибо понятие «русский» имеет надэтнический, имперский характер...

- Приходится замечать, что у многих патриотических идеологов очень много бывает Православия, много Самодержавия, но Народности в их идеологии мало...

- Этому много причин, в том числе объективных. Во-первых, есть естественная трудность формулирования понятия «Русская Народность», которого мы только что коснулись. У наших предшественников, в Византийской империи, было два термина, отражавших два разных понятия. Словом «ромеи» обозначали имперскую общность, включавшую не только греков, но и армян, славян, ассирийцев, грузин и другие мелкие этносы, которые входили в состав Византийской империи. А словом «эллины» обозначали собственно греков, представлявших главную силу государственного, религиозного и культурного бытия.

А вот в Российской и советской империях термином «русский» традиционно называли как этнических русских (триединый народ великороссов, малороссов и белорусов), так и представителей имперской общности - этнических татар, якутов, грузин, чеченцев, латышей. Прекрасную формулировку такого понимания русскости дал никто иной как И.В. Сталин, сказавший: «Я не грузин, я русский грузинского происхождения». Кстати, иностранцы, особенно западноевропейцы, так и понимают, - для них все, кто из России, русские. Доходит до курьёзов, когда, к примеру, говорят - «русский бизнес», а на деле там - евреи, азербайджанцы, чеченцы... Или говорят «русская мафия», - а там может не быть ни одного русского имени, либо люди являются выходцами с территории постсоветских государств. Тем не менее, европейцы традиционно называют нас русскими, правильно понимая под этим надэтническое единство.

Вторая объективная трудность в адекватном понимании термина «Русская Народность» связана, на мой взгляд, с тем, что есть опасность крена в национализм. Русский национализм, на мой взгляд, самая опасная сила для Российской государственности. Как-то я написал, что «русский национализм - могильщик России», за что подвергся ожесточённой критике. Это связано с различиями в трактовке понятия «русский национализм»: иногда под национализмом понимают любовь к родной стране, любовь к родному народу. На мой взгляд, это неверное понимание, ибо эти высокие качества присущи любому нравственно чуткому человеку. Если человек не любит свой народ, отвергает свою культуру, значит, у него есть какое-то повреждение в душе, этот человек ненормальный в нравственном отношении. Настоящий национализм - политическое учение, основанное на идеях национальной исключительности, превосходства над другими народами. Достаточно посмотреть на украинский национализм, чтобы стала понятной сущность этого явления. Чем же русский национализм лучше? Да, ничем! Мы можем сейчас видеть, во что превратились так называемые «русские марши», которые ежегодно проходят 4 ноября - сейчас это антигосударственное и антирусское по сути своей движение, которое не только не приносит пользы, но и откровенно вредит России.

Вместе с тем, нужно понимать, что Православие и Державность не могут существовать без их основного носителя - русского человека. Если русского народа не будет, не будет и России. Но и русский народ не может существовать без сильного государства, без великой державы. А главное, русский народ не может существовать без веры предков, которая собственно и сделала русских - народом. Об этом прекрасно сказал в своё время патриарх Алексий II: «В днепровской купели славянские племена стали единым народом!» Это произошло не одномоментно, конечно, но, тем не менее, именно процесс национального самосознания, национальной консолидации был положен святым Великим князем Владимиром Крестителем Руси.

- Среди русских националистов очень много неоязычников. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

- Это вполне естественно, потому что Православие мешает русскому национализму стать полноценным национализмом, поэтому крен в язычество, в так называемое «родноверие» вполне органичен для его адептов. Характерно, что и украинский национализм тоже находит подпитку отнюдь не в Православии. Бандеровцы, как правило, раскольники или униаты - еретики, изменники вере предков. Либо это те же «родноверы» - люди, свихнувшиеся на язычестве.

- Среди патриотического движения много людей правых взглядов, но, тем не менее, тезис о социальной справедливости в общем-то, не противоречит правой идее...

- Дело в том, что большевизм пережил в своей истории очень серьёзные изменения. Поэтому когда критикуют идею православного или христианского социализма, приводя примеры из высказываний русских подвижников и даже святых начала ХХ века, это не вполне корректно. Социализм конца XIX - начала ХХ веков был, действительно, силой разрушительной, подпитывавшей смуту. Мы не можем игнорировать и забыть, что именно Ленин выступал за превращение войны империалистической, войны с внешним врагом, в войну гражданскую, что именно социалисты выступали с крайне радикальных антимонархических позиций, что первые большевики на дух не переносили русскую Церковь, Российскую государственность и национальные традиции.

Однако после смерти Ленина началось изменение, перерождение социализма, происходит его русификация. Начало этому положил в 1924 году Сталин, который вопреки требованию Ленина предложил принять в партию сто тысяч рабочих и крестьян, - так называемый «ленинский призыв». ВКП(б) до той поры представляла собой очень тонкий слой старых большевиков, профессиональных революционеров, в подавляющем большинстве своём нерусских по этнической принадлежности, глубоко враждебных русской культуре. А среди тех ста тысяч, которые пришли в партию по «ленинскому призыву», были, в основном, русские рабочие и крестьяне. Да, они были заражены большевистскими идеями, но к своей стране они относились с любовью, не могли безжалостно кромсать своё Отечество. Эти люди через десять лет заняли уже ключевые посты в партии и государстве, именно на них опёрся Сталин, совершая свой контрреволюционный переворот, ликвидируя сторонников Троцкого, Зиновьева, Каменева.

Поэтому исторически неграмотно говорить о единой идеологии большевистской партии. До революции и в первые годы после неё - это одно, тут мы видим идеи мировой революции, разрушения семьи и всех традиционных устоев общества. И совсем другое дело - партия конца 1930-х годов, времени Великой Отечественной войны, когда в её ряды вступали простые русские люди, шедшие на смерть за Родину: ВКП(б) стала национальной и традиционной. Не случайно в 1943 году была легализована Русская Православная Церковь, она получила все права в государстве. Одновременно был ликвидирован за ненадобностью Интернационал, распущен Союз воинствующих безбожников, изменён гимн страны, мелодия которого до сих пор является символом нашего государства, возвращены погоны, офицерские звания, гвардия вновь стала гордостью армии. В годы Великой Отечественной войны был сделан решительный шаг к национальному объединению, который примирил с Россией многих эмигрантов, часть которых вернулась на Родину после войны вполне сознательно, увидев какие изменения в ней происходили.

Поэтому если говорить о социализме, нужно говорить о разных социализмах: тот социализм, который был русифицирован Сталиным в 1930-е годы вполне может быть союзником правых монархистов.
Конечно, и тут остаются проблемы, неизбежно разное отношение ко многим вещам, ну, например, к репрессиям, которые не вычеркнуть из истории. Можно понять сталинскую расправу над людьми, которые совершили революцию в 1917 году, которые в крови топили всё русское в России, делать из всех этих троцких, тухачевских, дыбенок и голощёкиных «невинных овечек» совершенно недопустимо и безнравственно. Это были не просто политические противники Сталина, это были люди, которые сами пролили огромное количество русской крови. Поэтому репрессии можно считать возмездием этим людям за те преступления, которые они совершили против России. Но в ходе репрессий было убито огромное число ни в чем неповинных людей - архиереев, священников, писателей, ученых, деятелей культуры, - и это серьёзная проблема для русского самосознания. Мы должны сформулировать открытую, честную позицию по этому вопросу.

- Высокие социальные стандарты не нужно рассматривать как прихоть большевиков: это то, что отвечает государственным интересам России...

- Я бы сказал не так. К примеру, в Швеции или в Германии реализованы высокие социальные стандарты, там государство помогает бедным, выплачивает огромные пенсии, несравнимые с теми, которые получают люди на постсоветском пространстве. Но мы ведь не считаем Швецию и Германию идеалом для нас. Мы видим, что в этих государствах происходит: отвергается христианское наследие, даже напоминание о христианских корнях изгоняется из публичной сферы, разрушается традиционная семья и даже уничтожается само представление о норме, когда вводится понятие «гендер» и утверждается, что ребёнок вправе сам выбирать себе пол... И всё это сочетается с «высокими социальными стандартами».

На мой взгляд, правильнее говорить об идеале социальной справедливости. Русский человек всегда стремился к достатку, а не к богатству. Стремление к богатству всегда порицалось не только Русской Православной Церковью, но и русской литературой, в которой редко можно встретить богатых положительных героев, напротив, чаще всего богатые - люди с какими-то изъянами. Народ считал, что богатство праведно не наживёшь, и в то же время оно никогда не осуждалось как таковое. Можно вспомнить хрестоматийные примеры из Евангелия, когда богатые еврейские граждане Иосиф Аримафейский и Никодим, которые были тайными учениками Спасителя, погребли Его Тело после крестной смерти, и Церковь всегда ставила их в пример как людей праведной жизни. Но это не значит, что идеалом являлась бедность: бедным сочувствовали, им нужно было помогать, о них надо заботиться; бедность - это не порок, но и не то, к чему надо стремиться. А идеалом русской жизни являются именно достаток, который предоставляет возможность для активной деятельности во благо общества и социальная справедливость, которая понятна и русскому сердцу, и русскому уму.

- Вы, первый раз в Донецке, какие впечатления у Вас от шахтёрской столицы?

- Говорят, что Донецк особенно красив летом, чтобы напитаться впечатлениями надо именно в это время быть тут, когда город предстаёт во всей своей красе. Но меня больше интересуют не красоты, а люди Донбасса, волнует, что происходит здесь в идеологическом и психологическом плане. А для этого можно приезжать в любое время года, может быть, даже зимой лучше. Я вижу, что у вас происходит очень важная работа русского духа, которая менее заметно глазу, но происходит сегодня и в самой России - выкристаллизовываются основы русской идеологии, формируется русское самосознание. Эти процессы являются жизненно важными для каждого русского человека. Поэтому мне было очень важно побывать у вас, чтобы этот дух уловить. Если мы не сформулируем ясно и внятно контуры будущей России на идеологическом уровне, трудно ожидать русского возрождения во всей его красе и мощи. А этого желает, думаю, каждый русский человек, любящий Россию.

- Какие пожелания у Вас будут Донбассу?

- Пожелание в этих условиях может быть только одно - так держать!

Беседовал Александр Дмитриевский

МИА Новороссия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

22. Ответ на 20., Lucia:

Лучшие в тюрьме, уголовники на свободе и терроризируют оставшихся нормальных.

Смотрю и удивляюсь этому бреду, удивляюсь тем убогим, которые верят этому бреду. И почему-то их жаль. Русский мир это не фото разрушений, это не фото нищего.... Русский мир это состояние души, смысл жизни миллионов. Это больше, чем нация. Русский мир всегда был, есть и будет. Он будет - в противовес лживой демократии. Это Вам Зиф ответила. Надеюсь, она понимает, что шутка про "куриц" - это спесиально для Лукии.

21. Re: Контуры грядущей Империи

РУССКИЙ МИР! Смотрю пост Укропов под названием ,,Русский мир.. В этом посту было фото обрушенного моста. Смотрю и удивляюсь этому бреду, удивляюсь тем убогим которые верят этому бреду. И почему то их жаль. Русский мир это не фото разрушений, это не фото нищего.... Русский мир это состояние души, смысл жизни миллионов. Это больше чем нация. Русский мир всегда был, есть и будет. Он будет в противовес лживой демократии. Наши люди выживают, отстраивают города, защищают Донбасс. Наши люди это и есть РУССКИЙ МИР! Dmitriy Gau https://pp.vk.me/c622327/v622327265/245e3/J1a3CS3cSU8.jpg
зиф / 12.02.2016, 20:24

20. Ответ на 18., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

а уголовники всех терроризировали. пока в лагерях гноили цвет нации.Уголовники и враги народа - цвет нации?Посмотрите п. 11. Вы же постоянно проговариваетесь.

Нет. Это Вы так читаете. Лучшие в тюрьме, уголовники на свободе и терроризируют оставшихся нормальных.
Lucia / 12.02.2016, 16:04

19. Ответ на 14., Иванович Михаил:

Не очевидно, батюшка. Я сказал только то, что сказал. Лишнего мне не надо.

Ответ на вопрос где!

18. Ответ на 15., Lucia:

а уголовники всех терроризировали. пока в лагерях гноили цвет нации.

Уголовники и враги народа - цвет нации? Посмотрите п. 11. Вы же постоянно проговариваетесь.

17. Ответ на 16., Lucia:

КАМАз, посвященный съезду дряхлых коммунистов

У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной - сколько у двух.

16. Ответ на 12., Потомок подданных Императора Николая II:

Противоречия между красными и белыми вовсе не в социальной справедливости. Это самообман. А в том - что красные богоборцы и служат сатане. Этому они уделяли гораздо больше внимания и преуспели значительно больше, чем службе социальной справедливости, которой достигнуто отнюдь не было.Только стал читать и сразу наткнулся на этот горячечный бред. Вот сегодня Путин в честь посещает КАМАЗ в честь его 40-летия. Показали кадры, на которых виден первый выпущенный автомобиль. На лицевой стороне кабины написано: Автомобиль №1, посвящается 24 съезду КПСС. Конечно же, поскольку у Лукии СССР "крысятник", должно было быть написано: Посвящается 24 съезду крыс. Это пустяки, ведь по Лукие и не шлеме Гагарина должна быть надпись не СССР, а "Крысятник". Власовку и власовца только могила исправит.

как КАМАз, посвященный съезду дряхлых коммунистов, опровергает мои слова о богоборчестве и служении сатане? Что-то у Вас не сложилось.
Lucia / 12.02.2016, 13:55

15. Ответ на 13., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

, утверждаете, что Сталин сажал невиновных!

а уголовники всех терроризировали. пока в лагерях гноили цвет нации.
Lucia / 12.02.2016, 13:52

14. Ответ на 13., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Очевидно, Вы хотели сказать: "Целые районы страны были облагодетельствованы славными гражданами, невинно пострадавшими при кровавом тиране Сталине".

Не очевидно, батюшка. Я сказал только то, что сказал. Лишнего мне не надо.
Иванович Михаил / 12.02.2016, 11:47

13. Ответ на 11., Иванович Михаил:

Ну, что Вы, Димитрий! Самой массовой (около миллиона) реабилитацией была бериевская амнистия 1953 года, когда целые районы страны были терроризированы уголовниками.

Простите, кем терроризированы? Уголовниками?! Вы же, антисоветчики, утверждаете, что Сталин сажал невиновных! Очевидно, Вы хотели сказать: "Целые районы страны были облагодетельствованы славными гражданами, невинно пострадавшими при кровавом тиране Сталине".
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Степанов
Нужна политическая реформа!
Главный урок наводнения в Оренбуржье
13.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 4
13.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 3
12.04.2024
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Авантюра Макрона: мы стоим на грани фундаментальных изменений в мировом бытии
12.04.2024
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Прежде чем формулировать доктрину «Русского мира», нам самим нужно провести работу над ошибками
06.04.2024
Все статьи Анатолий Степанов
Александр Дмитриевский
Все статьи Александр Дмитриевский
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Украины
Так говорил Заратустра…
Киевской хунтой применяются нацистские практики принудительного оплодотворения украинок
19.04.2024
Майданный режим заматерел
Зеленский уже не нужен?
19.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
У Драбинко в ПЦУ миссия?
Похоже, его наезд на старика Денисенко имеет целью облегчить переход УПЦ к раскольникам
17.04.2024
Новипазарский «котёл»
Россия должна выступить против резолюции Совбеза ООН о признании Сербов «геноцидным народом» самым радикальным способом
17.04.2024
Все статьи темы
Новости Новороссии
Суворов в Новороссии
Доклад на 4-й Всероссийской конференции «Имя победы – Суворов»
12.04.2024
Киев брать!
Время на т.н. Украине работает против Москвы, враг переносит войну на территорию России
02.04.2024
Приступим ли к освобождению Одессы и Николаева?
Впрочем, как и остальных русских земель Малороссии
27.02.2024
«Запад не намерен уходить с Украины тихо»
Противники собираются оставить нам предельно обезлюженные руины, с которыми именно нам придётся что-то делать
24.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35