Законом вносятся поправки в статью о статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации, они определяют дополнительные основания для лишения полномочий народных избранников за систематическое неисполнение своих обязанностей. Согласно закону, депутат может быть лишен мандата по инициативе фракции, в которой состоит, а также по предложению комитета, членом которого является, в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, оговоренных в статьях 8 и 12 закона о парламентском статусе.
Речь, в частности, идет о законодательных требованиях по работе с избирателями и об участии в заседаниях Госдумы, ее комитетов и комиссий. Решение «об установлении основания» для отзыва мандата должна принимать комиссия палаты по этике, а досрочное прекращения полномочий депутата оформляется постановлением Госдумы.
Документ был принят Государственной Думой 22 апреля и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2016 года.
Промыслительно, что Владимир Путин подписал закон в годовщину советского указа о тунеядстве.
Напомним, что 4 мая 1961 года президиум Верховного совета РСФСР принял указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Ряд процессуальных вопросов был разъяснен в датированном тем же числом постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке применения Указа президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».
Как отмечает РИА Новости, в содержательном и формальном отношении указ воспроизводил и ужесточал правовые документы сталинского времени: статью 12 Конституции СССР 1936 года «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест», а также постановление Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины» от 28 декабря 1938 года.
В СССР понятие тунеядства приобрело не только социальный, но и политический аспект. В советской Конституции труд признавался и правом, и обязанностью советских граждан. Уклонение от общественно полезного труда считалось несовместимым с принципами социалистического общества. Предполагалось, что тунеядец — это общественно-опасный элемент, которого необходимо принудительно перевоспитать.
Указ устанавливал, что «совершеннолетние трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда и ведущие антиобщественный паразитический образ жизни, привлекаются по решению исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся к общественно полезному труду на предприятиях (стройках), расположенных в районе их постоянного места жительства или других местностях в пределах данной области, края, автономной республики».
Согласно указу, «лица, уклоняющиеся от общественно полезного труда и ведущие антиобщественный паразитический образ жизни, проживающие в городе Москве, Московской области и городе Ленинграде, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с привлечением к труду по месту поселения».
Тунеядцами считались те, кто не работал более четырех месяцев в году и жил на нетрудовые средства. Исключение составляли женщины, воспитывающие малолетних детей. Работой признавалось только официальное трудоустройство, эквивалентом которого могла быть учеба в вузе.
В 1970 году статья о тунеядстве была включена в Уголовный кодекс РСФСР (статья 209.1. Злостное уклонение от выполнения решения о трудоустройстве и прекращении паразитического существования), наряду с уточнением уголовной ответственности за бродяжничество и попрошайничество (статья 209).
Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством влекло за собой наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или исправительные работы на срок от шести месяцев до одного года. Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за бродяжничество или попрошайничество, наказывались лишением свободы на срок до четырех лет.
Злостное уклонение лица, ведущего антиобщественный образ жизни, от выполнения решения исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся о трудоустройстве и прекращении паразитического существования наказывалось лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок. То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым по части первой статьи, наказывалось лишением свободы на срок до двух лет.
Формулировка 209-й статьи менялась четыре раза (в 1975, 1979, 1982, 1984 годах). Власти то ужесточали ее (до одного-двух лет лишения свободы), то смягчали (исправительные работы и снова введение ссылки).
Общий для СССР указ о борьбе с «тунеядцами» не принимался, хотя такая возможность рассматривалась. В соответствии с указом РСФСР от 4 мая 1961 года были отредактированы и приняты вновь указы в тех республиках СССР, где подобное законодательство было введено в силу до 4 мая 1961 года (например, Узбекистан Туркмения, Латвия, Таджикистан, Казахстан и др.), а также в тех республиках, где оно еще не было принято (например, Украина).
Борьба с тунеядством прекратилась в 1991 году, когда был принят новый закон Российской Федерации «О занятости населения» и официально признано существование безработицы.
О проблеме тунеядства в России рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный писатель, лауреат Патриаршей премией за 2014 год по литературе, член Союза писателей России, сценарист протоиерей Николай Агафонов:
Помимо тунеядства в России существует безработица, пусть пока не в столь катастрофических масштабах, которая является следствием нашей капиталистической системы. Поэтому наша власть несет ответственность за проблему тунеядства, раз не обеспечивает граждан работой по специальности, для чего необходимо поднимать производство.
Я считаю правильным лишать депутатов мандата за прогулы. И прекрасно, что Президент начал с народных избранников, а не с простых рабочих. Я поддерживаю подобные жесткие меры. Я думаю, что неплохим был бы указ про тунеядство, дабы не было праздношатающихся, особенно это касается цыган, которые занимаются «работой», продавая наркотики. Но вновь поднимется либеральный вой: начались преследования. Но мы все прекрасно понимаем, чем занимается эта народность. В любом городе у таксиста спроси: где приобрести наркотики? Он укажет на цыган. Над этими болезненными ситуациями необходимо думать законодателям. Чем занимаются государственные борцы с наркотиками? Я как-то обратился к генералу ФСКН с вопросом: Как же вы с наркотиками так боретесь, если любой таксист знает, где достать отраву? Он оправдывался: «Это мелкие партии». Так народ России и травят мелкими партиями.
Бывает, что тунеядство связано с криминалом. Если человек не работает, то вполне вероятно, что он добывает деньги преступным путем. Есть такое явление, когда молодой человек не работает, а живет за счет пенсии своей бабушки. А чем обыкновенно занимается такая молодежь? Пьет или колется. Я знаком с подобными ситуациями не понаслышке, а по горю, которым делится народ. Кому еще людям пожаловаться о своих проблемах? Батюшке. Много конфликтных ситуаций в семье, когда работоспособные молодые люди живут за счет пенсии своих престарелых родителей.
Я считаю, что также необходимо тщательно проверять, как работают различные государственные руководители, в том числе губернаторы. Сколько они тратят времени на работу, сколько ездят в отпуска на Канарские острова и т.д. Должна быть эффективно отлажена работа контролирующих органов. Кто теперь выполняет функции народного контроля? Обязательно должен быть присмотр за работой государственных мужей. Государство должно защищать от этих раковых опухолей. Я одобряю закон, принятый Владимиром Путиным. Слава Богу! Надо заставить наших народных избранников трудиться в поте лица. Например, депутат от Самарской области Александр Хинштейн является настоящим тружеником. Слава Богу, в среде депутатов есть Павки Корчагины. Нельзя грести всех под одну гребенку. Конечно, есть настоящие труженики, а есть недобросовестные, которые используют депутатский мандат в своих личных интересах. Поэтому за нашими народными избранниками надо следить.
Я не думаю, что подписание этого закона в день 55-летия подписания закона о тунеядстве является совпадением. Президент – человек с юмором. По своему складу души я являюсь государственником так же, как и Путин. Конечно, он не может всё объять, но старается. Один человек не способен все сделать сам, поэтому он ждет нашей помощи. У нас есть такая поговорка: каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Владимиру Владимировичу приходится очень трудно. Не зря старец Илий (Ноздрин) просит молиться за Президента. Граждане страны должны проявлять активность. Путин призывает каждого человека служить Родине на своем месте. Недаром ныне появилась медаль «Герой труда».
Подписанный закон – это продолжение политики Владимира Путина. Он берет много здравых примеров из прошлого. При Путине появилась тенденция неразрывности нашей истории. У нас единая история – мы должны признавать все наши боли, ошибки и утраты. Разве мы должны отрицать Смуту начала XVII века? Я писал об этом книгу «Адамант земли русской». В нашей истории были различные смуты и предатели, семибоярщина и семибанкирщина. Путин воспринимает российскую историю как единый поток реки, будь он прозрачный или мутный. Нельзя считать, что при безбожной власти всё было плохо. Нет, много было замечательного в педагогике и образовании. Мы должны брать на вооружение нашу историю.
Я являюсь консерватором, а знаете, читатель, в чем заключается консерватизм? Когда не изобретают велосипед, а обращаются к опыту своих предков в подобных случаях. Князь собирает своих бояр и говорит: «Случилась беда, что будем делать?» Встает один из старейших бояр и вещает: «Княже, я помню, что сто лет тому назад была такая же оказия и наши предки нашли наилучший выход из ситуации. Предлагаю поступить по мудрости предков». Консерватизм – использование рецептов, проверенных временем. Поэтому принятый закон свидетельствует о консерватизме Путина. Он берет все доброе из прошлого, прикладывая его к нынешним реалиям и откидывая вредные моменты. Я полностью одобряю этот шаг Президента, свидетельствующий о том, что власть предержащие стремятся к усилению России.