Город трех революций становится центром церковной фронды?

6 марта в Санкт-Петербурге прошел митинг противников Патриарха Кирилла

В Санкт-Петербурге в конференц-зале Росатома (Аэродромная 4) 6 марта состоялось православное собрание (порою, более напоминавшее революционный митинг), посвященное Гаванской встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Конференц-зал, вмещающий до 350 мест, был заполнен до отказа, по оценке участников, собралось более 400 человек. По нынешним временам собрание довольно многочисленное, участников, как говорят, удалось собрать через «Православное радио Санкт-Петербурга» и социальные сети. Организатором собрания-митинга выступил заштатный клирик Новгородской епархии Алексей Мороз, ныне подвизающийся в Александровском лицее Санкт-Петербурга.

Митинг был неплохо организован и срежессирован. На него пригласили целую команду активных критиков Святейшего Патриарха Кирилла из Москвы, которая задала тон обсуждению (доцент МГИМО Ольга Четверикова, геополитик Константин Соколов, публицист Владимир Семенко, оператор Валерий Сутормин). Более того, перед собравшимися выступили еще и специально прилетевший с Камчатки заштатный клирик Владимир Нестеренко, прилетевший из Молдавии священник Анатолий Чибрик, прибывший из Екатеринбурга публицист и проповедник Сергей Масленников (деятельность которого, впрочем, на Урале запрещена митрополитом Кириллом за не вполне православные воззрения). Для придания веса своему собранию организаторы затянули на свое мероприятие даже известного русского историка профессора Игоря Фроянова. Ну а самым ударным моментом собрания-митинга стало, несомненно, прямое включение через скайп с Крита известного борца с экуменизмом иеросхимонаха Рафаила (Берестова).

Хотя собрание началось пением «Царю Небесный», сердца участников собрания от «всякой скверны», видимо, не очистились, поскольку в речах некоторых ораторов звучали призывы к настоящей церковной революции и смуте, а несогласных в логике митинговщины освистывали и лишали слова. Впрочем, некоторые выступления, как доцента МГИМО О.Н. Четвериковой, которая выступила первой, профессора И.Я. Фроянова, вице-президент Академии геополитических проблем К.Н. Соколова были выдержаны в академической манере и посвящены реальным историческим и политическим проблемам. Но тон задавали другие.

К примеру, Владимир Семенко, выступление которого было построено на сплошных передергиваниях под видом «аналитики». К примеру, он утверждал, что ранее Священноначалие отказывалось от встречи с Понтификом, требуя предварительного решения проблемы униатов, а теперь, мол, Патриарх Кирилл своей встречей требования к униатам снял. Вроде формально правильно, а по сути - ложь. Ведь если все так, как говорит Семенко, почему же тогда «неразумные» униаты недовольны итогами Гаваны

Далее «аналитик» попытался высмеять мнение главного редактора РНЛ Анатолия Степанова, написавшего в своей статье «"Встреча тысячелетия" и угроза новой "диомидовщины"», что Ватикан сегодня единственная сила на Западе, которая не зависит от США. Семенко с важным видом утверждал, что «общеизвестна связь Ватикана и США». Но, видимо, этот «общеизвестный» факт известен только Семенко, но не известен, к примеру, лидерам США, которые, не иначе как по недомыслию, организовали недавно информационную и финансовую атаку на Ватикан (так называемый «педофильский скандал»), в результате которой были буквально разорены несколько католических епархий. Стоит ли удивляться, что Семенко известно и то, что другим неизвестно, будто Ватикан вместе с США организовал Киевский майдан. Но ему, видимо, неизвестно, что униаты - организаторы майдана - это еще не Ватикан, а точнее - совсем даже не Ватикан. Ну а вывод «аналитика» Семенко просто «сражает наповал»: оказывается Патриарх Кирилл обманул Владимира Путина, ибо подлинная цель встречи в Гаване - не решение политических проблем, не вывод России из международной изоляции (как думает «наивный» Путин), подлинная цель глубоко законспирирована и известна только В.Семенко, ибо цель эта масонская. И заключается она в реализации «плана митрополита Никодима» объединить все религии, выйдя за пределы христианской догматики. С такой «аналитикой» зилотствующие далеко уйдут.

Затем слово взял главный организатор собрания священник Алексей Мороз. К сожалению, и его главный тезис сводился к откровенному передергиванию и упрощению. Мол, вот собравшиеся выступают против папизма и экуменизма, а за это их называют раскольниками. Это - неправда, ибо против папизма и экуменизма выступают все здоровые силы в Церкви. Только встреча в Гаване и проект документа для Всеправославного совещания на Крите не являются тем, что полностью вписывается в этот концепт. Еще одно передергивание, допущенное отцом Алексием: якобы, нормой в документе Всеправославного совещания становится всеересь экуменизма.

Куда более убедительным был священник, когда говорил о реальных проблемах церковной жизни, не имеющих отношения к папизму и экуменизму. Когда священники становятся совершенно бесправными, и архиереи могут их перемещать с прихода на приход, не советуясь с прихожанами. Когда в Церкви воцаряется чиновничий дух, а дух соборности уничтожается. Когда во главу всего ставятся деньги, всё решается за деньги, и мы снова вспоминаем, казалось, забытое слово - симония. Когда в семинариях будущих священников воспитывают по католическим лекалам. Впрочем, это - характерная черта революции, когда поднимаются реальные проблемы, но в качестве условия их решения предлагают глобальный переворот. Вообще вся речь отца Алексия, опытного психолога, была обильно сдобрена апокалиптическими терминами. К примеру, положение в Церкви, по его определению, является катастрофическим.

Выступивший следом преподаватель воскресной школы и публицист из Екатеринбурга Сергей Масленников решил побогословствовать, ударившись в экскурсы в историю Церкви, - борьбу против ересей арианства, несторианства и т.п. Всё однако, как вскоре выяснилось, с одной целью - бросить тень на прошедший в феврале Архиерейский Собор, который, по Масленникову, принял ересь, признав документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». И тут - явное передергивание и подтасовка. Масленников утверждает, что собор признал другие христианские конфессии частью Единой Церкви и равнозначными Православию, чего в документе, разумеется, нет. В первых двух пунктах документа сказано: «1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире. 2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер». Но Масленников был только «цветочком», «ягодка» была дальше.

Настоящим «богословом раскола» выступил последний докладчик - заштатный клирик Константинопольского патриархата иеромонах Рафаил (Мишин), скромно представленный председательствующим, как «магистр богословия». Отец Рафаил появился на небосклоне зилотства совсем недавно, ранее в деле защиты чистоты Православия он замечен не был. Известно о нем мало. Но настораживает, что он - выпускник Свято-Сергиевского института в Париже, который заподозрить в зилотстве очень трудно. Но вот как-то так получилось... Создалось такое впечатление, что иеромонах, живущий вне монастыря, выступал по всем правилам нейролингвистического программирования. Он рефреном повторял: «Я не доверяю Патриарху Кириллу. Я не доверяю митрополиту Илариону». Словно стремился вбить в сознание слушателей некие стереотипы восприятия процессов. При этом по всякому поводу приводился набор цитат из Святых Отцов, прямо не связанных с тезисом, который озвучивал отец иеромонах. Но ему было важно подчеркнуть: с одной стороны - Патриарх Кирилл, с другой - Святые Отцы. С кем ты? Выбирай, человече. Мастерское психологическое манипулирование.

После докладов собравшихся ждал, видимо, заранее подготовленный сюрприз, - было организовано видеообращение через скайп иеросхимонаха Рафаила (Берестова). Батюшка радовался, как ребенок, когда вдруг слышал голоса и видел картинку зала из далекого Санкт-Петербурга. Видно было, как далек он от этих «бесовских штучек». Видимо, на радостях он обвинил Патриарха Кирилла в ереси и, фактически, призвал к расколу: «Патриарх Кирилл - еретик. Священники, не бойтесь не повиноваться ему. А вы, миряне защищайте тех священников, на кого обрушатся репрессии». Впрочем, в обращении, которое распространяет сайт Алексея Добычина «Москва - Третий Рим» и под которым стоит подпись отца Рафаила, звучат обвинения и посильнее.

Однако главное сказал не известный старец, который кроме пассажа про «еретика-Патриарха» говорил правильные слова. Главное сказал выступивший следом его келейник в недавнем прошлом схимонах Авель, а ныне уже иеросхимонах Онуфрий. Именно с его подачи, как говорят осведомленные люди, отца Рафаила (Берестова) втягивают в политические и церковно-политические авантюры. В выступлении отца Онуфрия уже звучали нотки настоящего революционера. Он заявил, что недостаточно увещевать Священноначалие, как это делают Афонские монахи, - надо действовать, нужны решительные шаги. Очевидно, для нашего русского зилотствующего такие афонские отцы, как преподобный Паисий Святогорец, Иосиф Исихаст, Ефрем Ватопедский недостаточно православны.

Каждый священник и мирянин, - вещал отец Онуфрий, - должен задать себе вопрос: «Имею ли общую веру с Патриархом Кириллом»? Вопрос, впрочем, как следовало из контекста речи, риторический. Потом надо обличить Патриарха как еретика и «отсечь как раковую опухоль от Тела Христова». При этом вождь раскола убеждал собравшихся, что «отложиться - не значит уйти в раскол». Поскольку, мол, мы и есть истинная церковь, - типично сектантское мышление. Звучал призыв предать анафеме Гаванскую декларацию, а также проект документа Всеправославного собора о развитии контактов с христианскими конфессиями.

После этого начались прения. И первому (психологически очень выверенный шаг!) председательствующий предоставил единственному человеку, который пытался высказать иную точку зрения, - диакону Владимиру Василику. И тут стало очевидно, что в конференц-зале Росатома собрался церковно-революционный митинг. Отец Владимир начал с того, что аттестовал себя как принципиального противника папизма. И это сущая правда, несколько лет назад именно он выступил вместе с «Русской народной линией» одним из организаторов конференции, посвященной «православно-католическому диалогу», во время которой был заявлен протест против канонизации католиками идеолога геноцида православных сербов во время Второй мировой войны кардинала Алоизия Степинаца. На ту конференцию мы пригласили некоторых из нынешних лидеров зилотствующих, тогда только начинавших свою деятельность на этом поприще. Когда же отец Владимир призвал не забывать, что Святейший Патриарх Кирилл наш отец, поднялся невероятный шум и гам. Народ начал кричать: «Патриарх Кирилл нам не отец» (ничего это не напоминает?). Оратор поначалу попытался перекричать зал, напомнив, что позицию Патриарха поддержал известный петербургский старец, протоиерей Иоанн Миронов. В ответ раздалось - «лжес