Иринарховские чтения как камертон созидающего покоя

Владимир Мартышин о завершившейся в поселке Борисоглебский Ярославской области очередной конференции под председательством митрополита Ярославского Пантелеимона

В поселке Борисоглебский Ярославской области завершились XVI Всероссийские Иринарховские чтения, которые прошли под председательством митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона и сопредательством епископа Переславского и Унгличского Феодора. В этом году они посвящены 400-летию преставления преподобного Иринарха и являются часть огромной программы мероприятий, которые пройдут не только на борисоглебской земле, но и в Москве, Ярославле, в других городах Ярославской области. Сосредоточение на юбилее великого подвижника Земли Русской заставляет нас оглянуться назад и посмотреть на место самих чтений в духовной, научной, культурной, общественной жизни и проследить шествие этого важного не только в жизни Борисоглебского района и Ярославской области, но и в целом России действа, подвести итоги. Я не оговорился, назвав наши чтения действом. Изначально перед нашим форумом ставились цели и задачи несколько шире, чем предлагают форматы привычных конференций, симпозиумов, семинаров. Изначально предполагалось, что чтения не будут замыкаться только на информировании, чтении докладов, обсуждении тех или иных проблем. Чтения должны были стать частью жизни этого самобытного, уютного, святого уголка России и послужить ему на поприще возрождения, а если удастся перешагнуть границы нашего ростовско-борисоглебского края, полагали мы, то стать и частью жизни региона, а то и всей России.

Чтения с первого своего шага были объявлены и благословлены Патриархом Алексием быть всероссийскими, каковыми, по сути дела и стали. Это относится и к географии участников чтений, и к масштабу личностей, кто приглашается на чтения, и к горизонтам проблем, которые поднимаются здесь, – они актуальны для всего государства, для всей России.

Чтения, по мнению большинства участников, отличаются от десятков подобных симпозиумов в других городах. Речь не о том, что они лучше или хуже подобных действ в других городах и весях, они, говорят те, кто неоднократно участвовал в них, просто другие. Здесь своя атмосфера, свой колорит, они всегда насыщенны, достаточно последовательны в решении духовно-нравственных проблем, и не только духовно-нравственных, но и многих жизненных вопросов.

Необычность чтений начинается с состава их учредителей: это Митрополия и Епархия, Администрация Борисоглебского района, Борисо-Глебский монастырь, Союз писателей России, Борисоглебское отделение фонда славянской письменности и культуры, Борисоглебская №2 и Ивановская школы. Митрополит Пантелеимон, являясь Председателем оргкомитета чтений, не только благословляет и вдохновляет на труды, но и каждый раз лично присутствует на них, выступает, наставляет, вносит при необходимости в их работу поправки, ежегодно на чтениях присутствуют и правящие архиереи. Администрация района предоставляет уютный зал для проведения их. Представители Борисоглебского отделения Фонд славянской письменности и Союза писателей формируют научную часть чтений, подбирают участников круглых столов, являются ведущими форума. Непосредственной организацией чтений занимаются Ивановская и Борисоглебская №2 школы.

Но созидающим центром, притягательным ядром, несомненно, является Борисоглебский монастырь. И именно за его стенами, в древних настоятельских покоях рождается концепция каждых чтений, определяется самая насущная на момент проведения чтений проблема, здесь формируется окончательная повестка дня, обсуждается состав участников, способных предложить решения тех или иных проблем. Отсюда же организуется и подвоз, проживание, питание участников чтений. А затем и издание сборников докладов и выступлений.

Выше уже отмечалось, что однозначно определить формат чтений затруднительно, практически невозможно классифицировать их однозначно. Что представляют они собою? Научный симпозиум? Исторический форум? Краеведческую конференцию? Литературное собрание? Педагогический или культурологический семинар? Экономический коллоквиум или богословскую конференцию? Сразу же отмечу, что все определения названных собраний можно отнести в полной мере к нашему форуму. Каждым из этих определений можно именовать наше, как я назвал выше, действо. Все, что обозначено выше, все это относится к Иринарховским чтениям.

Даже тот, кто не частый гость на чтениях, но внимательно просмотрит сборники докладов, сделанных здесь, отметит их высокий научный уровень. И это, действительно, так. Вспоминаю, пожалуй, самые представительные чтения с точки зрения этих аргументов - Шестые чтения, проходившие в «изгнании» в Спасо-Яковлевском монастыре города Ростова Великого. На этих чтениях выступило 36 представителей науки: академиков, докторов и кандидатов наук. Да и на всех остальных чтениях докладчики с научными степенями представляют не менее полутора-двух десятков докладов. На протяжении 15 лет в чтениях приняли (а многие и продолжают принимать) участие ученые из МГУ, СПтГУ, ИМЛИ РАН, ИЭА РАН, ИРИ РАН, ГАСК, РГУ, Академия погранвойск ФСБ, ПСТБИ, МГИ им. Е.Р. Дашковой, Иркутского Госмедуниверситета, ЯГУ, ЯГПУ, МГПУ, РГАД, РГПУ им. А.И. Герцена, ИГАСУ, ННГУ им. Н. Лобачевского, ГАУГН. И это далеко не полный перечень вузов и академических структур, откуда приезжают на чтения ученые.

Среди обилия докладчиков с научными званиями на чтениях выделяются своею активностью историки. И это понятно, ведь чтения связаны со временем, когда жил преподобный Иринарх, служивший Господу и своему Отечеству 400 лет назад. По числу историков, выступающих на нашей конференции – это, несомненно, конференция историческая. Не раз слушатели внимали авторитетному мнению докторов исторических наук Л. Морозовой, Л. Лыкошиной, С. Перевезенцева, О. Киричинко, К. Цеханской, В. Каргалова, К. Аверьянова, Я. Леонтьев, О. Васильевой, А. Семеновой, Т. Ворониной; кандидатов исторических наук Т. Листовой, Н. Лактионовой, Д. Кривцова, О. Курбатова, Ю. Козлова, С. Зверева, А. Зоитакиса, А. Веденеевой, Ю. Заседателева… Вот и нынче тема чтений была заявлена явно с научным уклоном «Преподобный Иринарх и его время» и в чтениях приняли участие более двух десятков докторов и кандидатов наук, причем большей частью это были историки.

Часто очень трудно разделить историю общероссийскую с историей того или иного края. Ростовская земля, Борисоглебский монастырь как раз именно такие места. Здесь на протяжении многих веков творилась великая русская история. События общероссийские тесно переплетены с историей местной. Этот раздел в истории принято называть краеведением. И наши чтения с точки зрения представления новых исследований в этой части мы в полной мере называем и краеведческой конференцией. Именно здесь представлены десятки тем, связанные с жизнью Борисоглебского монастыря и в древности, и в советское время, и на современном этапе. Постоянно представляются доклады, посвященные ярославской и ростовской земле, достопамятным людям края. Здесь главные позиции занимают ученые из Ярославля, являющиеся по сути дела главными краеведами нашей области: доктор исторических наук В. Марасанова и кандидат исторических наук Н. Дутов, всегда представляющие свои исследования о родном крае, которые отличаются глубиной научности. Такими же качествами обладают и исследования борисоглебского краеведа С. Лапшиной, работающей в архивах по темам, связанным с историей Борисоглеского монастыря, Борисоглебских слобод. Эти исследователи представили свои изыскания и на нынешних чтениях. Нередкие гости на наших чтениях краеведы из Ростова, Углича, Александрова, Калязина, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Иванова…

Так сложилось, что у истоков чтений в 1998 году стояли писатели Э. Володин, С. Лыкошин. Традиция не только присутствия на Чтениях руководителей Союза писателей России, но и участие их в организации каждых чтений, продолжается. И именно поэтому в полной мере мы называем нашу конференцию и литературным собранием. Среди пятнадцати Иринарховских форумов бывали такие, когда в заседаниях принимало участие до шести секретарей Союза писателей России. Частым гостем нашего собрания является Председатель союза писателей России доктор исторических наук В. Ганичев. Причастны к чтениям великие русские писатели В. Распутин и В. Крупин. Практически не пропускают ни одних чтений наши значительные современники - писатели Ю. Лощиц, Н. Коняев, поэт К. Скворцов. Выступали на чтениях с зажигательными докладами замечательные писатели К. Балков, Н. Шипилов, Т. Дашкевич, А. Стрижов, В. Николаев, А. Бобров, Н. Блохин, С. Куличкин, С. Катькало, А. Казинцев, В. Захаров, А. Сегень, Г. Иванов, В. Воронов, В. Арьефьев, В. Попов, А. Юшкин …

Тема образования и воспитания подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания борисоглебского форума. Иногда добрая половина участников – это педагоги, приезжающие сюда со многих уголков страны. На каждых чтениях непременно работает педагогическая секция, которую возглавляет доктор педагогических наук Т. Петракова, где представляются доклады и сообщения, посвященные актуальным проблемам образования. Трибуна чтений предоставлялась для таких известных педагогов как доктор наук М. Стурова, кандидаты педагогических наук В. Семенцов, игумен Киприан (Ященко), Л. Бородина, О. Белянина, Фазиль Ирзабеков. В рамках нынешних чтений прошел круглый стол «Духовное наследие преподобного Иринарха и современное образование» под руководством Т. Петраковой и игумена Киприана.

Иринарховские чтения – это постановка вопросов филологического, культурологического, философского характера. Трибуна чтений предоставлялась, например, артисту Николаю Бурляеву и певице Татьяне Петровой, докторам филологических наук И. Дергачевой, М. Щербаковой, А. Ужанкову, И. Есаулову, А. Камчатнову, Т. Зуевой, Ф. Тарасову, В. Тимохину, С. Макеевой, Г. Филипповскому; доктору искусствоведения Н. Шалимовой, докторам культурологии А. Шустрову и Т. Юрьевой, доктору искусствоведения Т. Владышевской. Здесь можно назвать еще десятки фамилий кандидатов наук различных направлений научной деятельности, но чтобы дополнить широту обозреваемых вопросов, которые находились в поле внимания чтений, лишь добавлю еще несколько имен докторов наук, принимавших за эти годы участие в чтениях: философов Э. Володина, Ю. Буданцева, В. Большакова, экономиста В. Роика, медицины А. Берестова, юриста В. Виноградова, докторов технических наук Г. Попова и Б. Федорова, биологических наук П. Гаряева и многих-многих других…При этом я не упомянул науки военные, химические…

Возрождение духовности как нравственной основы Российского государства было провозглашено главной задачей Иринарховских чтений. И именно поэтому Иринарховские чтения, как и подобает им быть, носят, прежде всего, характер духовный. И здесь камертоном, задающим ориентир, высоту духовности, являются, прежде всего, иерархи Русской Православной Церкви, их слово на Чтениях. Выше уже отмечалось, что чтения начали свою работу в 1998 году по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На первых чтениях были зачитаны слова патриаршего благословения. На протяжении всего последующего времени участников Чтений вдохновляли на плодотворную работу слова и выступления архиепископа Михея и владыки Кирилла, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, архиепископа Евстафия, владыки Иосифа, владыки Бакинского Александра. А на протяжении последних пяти лет постоянными участниками чтений являются митрополит Пантелеимон и епископ Вениамин, в этом году к ним присоединился назначенный на вновь созданную кафедру епископ Феодор. За эти годы на чтениях не раз выступали профессора Московской Духовной академии, Свято-Тихоновского Богословского института, Сретенской Духовной семинарии, Ярославской семинарии. Свои доклады представляли десятки архимандритов, игуменов, священников, такие известные богословы и духовные писатели как А. Осипов, протодиакон Андрей Кураев, епископ Тихон (Шевкунов), архимандрит Платон (Игумнов), о. Дмитрий Смирнов, игумен Киприан (Ященко), игумен Августин (Анисимов), игумен Николай (Шишкин)…

Круглые столы занимают особенное место. Они задают тон на весь ход очередных чтений. В рамках чтений, как правило, выделяется особое время для круглого стола, но отклики на обсуждаемую тему продолжаются в выступлениях и на следующий день в пленарном заседании и в работе секций. Чтобы обозначить широту и глубину поднимаемых на чтениях проблем назову только девизы каждых из чтений, которые и являются темами круглых столов на данные чтения:

Девиз вторых чтений звучал так: «Использование духовного наследия преподобного Иринарха-затворника в преодолении сегодняшней смуты в нашем Отечестве»;

третьих – «Вера без дел мертва»;

четвертых – «Подвиг духовный и воинский»;

пятых - «Подвиг духовный и подвиг ратный»;

шестых – «Жизнь за други своя»;

седьмых – «Жизнь по совести – единственный путь в будущее»;

восьмых – «Правда – венец всему»;

девятых – «Родина – дар Божий»;

десятых - «Человек – венец творенья»;

одиннадцатых – «Добрая традиция - ограда от зла»;

двенадцатых – «Мир в душе – мир в Отечестве»;

тринадцатых – «Родная земля и в горсти мила»;

четырнадцатых - «Память добрая и память злая»;

пятнадцатых – «Где Бога нет – все пустоцвет».

В этом году тема чтения звучала так: «Своею жизнью обнимающий века. Значение присутствия преподобного Иринарха в современной жизни». Именно на эту тему был организован и проведен в первый день чтений круглый стол, которым руководил сопредседатель Союза писателей России С.И.Котькало.

Внимательный слушатель чтений или читатель сборников, где опубликованы доклады участников чтений, наверняка заметит, что Иринарховские чтения представляют собою целостное явление, каждые чтения, развивая предыдущую тему, дополняют, расширяют, углубляют ее, это своего рода книга, в которой каждый отдельный этап (каждые чтения) – отдельная глава ее. Глава тщательно разработанная и «прописанная» всеми участниками чтений соборно.

Обратимся к одной из таких «глав», например, одиннадцатым чтениям, где в центре внимания была проблема традиции. Круглый стол, проходивший под девизом «Добрая традиция - ограда от зла», стал лишь началом разговора о значении традиции. В дальнейшем ходе чтений значению традиции посвящают свои исследования практически все выступающие от ученых до школьников. Кандидат исторических наук А. Зоитакис посвящает свой доклад теме «Православная традиция в исторической перспективе». Ряд докладов посвящен семейным традициям: «Традиции благословения в семье», «Проблема разрушения патриархальных традиций», «Вопросы традиционного воспитания», «Традиция гостеприимства», «Влияние православной традиции на мировоззрение ребенка в романе «Лето Господне», «Традиции празднования Пасхи», «О школьном курсе «Духовные традиции русской семьи», «Значение восстановления традиции установки поклонных крестов», «Восстановление дореволюционной традиции вручения Евангелия выпускникам школ», «Духовные традиции в романе «Братья Карамазовы» и т.д.

Здесь мы обозначили лишь некоторую часть представленных исследований. Но таким образом шаг за шагом исследуется один из самых существенных вопросов нашей современной жизни. Ведь куда бы и к чему бы мы не обратились сегодня перед нами непременно встанет проблема необходимости восстановления прерванных связей, прерванных традиций: в духовной жизни, в быту, в отношении к труду, в семейных отношениях, во взаимоотношениях с соседями, с храмом… И все это должно стать частью нашей жизни…

По этому же принципу были построены и нынешние чтения. Вот лишь некоторые темы докладов, с которыми выступили их участники: «Преподобный Иринарх Затворник и его время: политические, духовные и социальные обстоятельства» (Игумен Николай (Шишкин); «Церковно-культурная традиция, к которой принадлежал прп. Иринарх» (О. Кириченко); «Литовская составляющая русской смуты. Преподобный Иринарх и Ян Сапега. Молитва и политика» (Н. Коняев); «Преподобный Иринарх как пример для подражания» (А.Зоитакис); «О необходимости и проблемах возрождения родины преподобного Иринарха» (В. Колобов); «Преподобный Иринарх в жизни современного человека» (С.Щукина); «Преподобный Иринарх и школа подвижничества Сергия Радонежского» (К. Аверьянов); «Вновь открытая Икона с образом преподобного Иринарха из собрания Ростовского музея» (В. Вахрина); «О почитании Иринарха местными крестьянами в конце 19 начале 20 века» (С. Лапшина); «Исторические реалии, относящиеся к Смутному времени, в Житии преподобного Иринарха» (Л. Морозова); «Макарий Калязинский как жизненный ориентир преподобного Иринарха» (В. Мартышин); «Педагогический комментарий как прием анализа «Жизни преподобного Иринарха», составленной архимандритом Амфилохием» (С. Макеева); «Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье-реке», составленного архимандритом Амфилохием (1869 год). Труд, терпение, скорбь, молитва, прозорливость» (В.Семенцов); «Святыни и Смута: Ярославский список Казанской иконы Божией Матери» (В. Марасанова); «Записки Станислова Немоевского (1606 – 1608) в контексте публичной истории» (Л. Архипова);

Говоря о значении чтений для жизни борисоглебской земли, я должен отметить нацеленность всей работы Чтений на созидание, а так же глубокую реалистичность в выработке тех или иных действий в преображении окружающей жизни.

На вторых чтениях их участники разработали программу развития борисоглебской земли, с которой от имени оргкомитета выступил тогда Эдуард Федорович Володин. Программа состояла из конкретных направлений работы. Но тогда в самом начале включенные в программу мероприятия выглядели весьма и весьма далекими от реальности. Были в нее включены пункты и возрождения земли и полей, и создания эффективных сельскохозяйственных предприятий, и возрождения храмов, установки памятников в поселке Борисоглебский, создания кинофильмов о преподобном Иринархе, написания произведений, живописных полотен. Все это в 1999 году, когда озвучивалась программа, казалось мало реалистичным, ведь это были главные годы разрухи в стране и, естественно, в нашем районе тоже. Но вот прошло 15 лет и мы видим, что наш Иринарховский крестный ход идет по возрожденным полям, на Борисоглебской земле организовалось крупнейшее агрохозяйство, в центре поселка красуются памятники Александру Пересвету и Преподобному Иринарху и героям Смутного времени Дмитрию Пожарскому и Михаилу Скопину-Шуйскому. Слава о подвигах преподобного Иринарха запечетлена в десятке фильмов и произведений. Только на пути крестного хода теперь служится литургия в четырех храмах, а в двух из них «кипит» активная православная жизнь, всего же в Борисоглебском районе теперь открыто 11 храмов.

Именно это и есть то, что мы называем возрождением. Возрождением земли русской. Чтения стали символом возрожденния. Всегда настроенные на созидательный лад, даже в трудные годы, когда не находилось места Чтениям в Борисоглебе кафедра чтений была камертоном созидающего покоя.

Чтения явились отправной точкой для организации движения «За добрые традиции», на счету которых множество добрых дел, совершаемых в районе: это и помощь больнице, это и организация детского движения «Созидание», созданного по инициативе Вощажниковских школьников и включающее теперь в себя более сотни детей из школ района, которые участвуют в облагораживании заброшенных храмов. Иринарховские чтения явились отправной точкой для детской конференции «За добрые традиции земли Борисоглебской». В Иринарховских чтениях в первое десятилетие участвовало не мало детей. И нужно сказать это придавало чтениям особый колорит. Ну, представьте себе ситуацию: выступает академик, а затем свое исследование представляет школьник, а после ученика снова слышим мы голос ученого мужа – кандидата или доктора наук. В чтениях принимало участие все больше и больше детей, это привело к тому, что пришлось детские доклады выделить в отдельную конференцию. Таким образом появились и детские чтения «Возродим традиции земли борисоглебской». Таких конференций прошло у нас в районе уже пять, на которых каждый раз звучит до четырех десятков докладов учащихся школ. А наиболее активные участники этой конференции каждый год отправляются в дальние путешествия, устраиваемые игуменом Иоанном, в Севастополь, Брест, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Карелию…

Как уже отмечалось выше, в работе чтений, да и в самой жизни борисоглебского общества особое место занимает Борисо-Глебский монастырь, подающий и передающий пример воссоздания многих и многих традиций. Традиции созидания духовной и деятельной жизни, традиции умиротворения, традиции созидательного покоя, так необходимого нам для возвращения к жизни в русской традиции. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил: «...Бог поступил с отпадшим человеком так, чтоб он не находил себе покоя в настоящей жизни в вещах мира сего, и чрез то вынуждаем был опять возвращаться ко Всеблагому Богу, Господу и Владыке всяческих, Отцу, Промыслителю, Упокоителю, Искупителю и Спасителю, и всегда находиться при Нем, дабы таким образом и человек находил успокоение, и Бог, Отец его, имея при Себе его, сына, радовался о нем». Именно на это созидание, на мир в душе, на покой и нацеливает вся атмосфера чтений, задающих высоту тона, ритм жизни, многим борисоглебцам, многим русским людям, соприкасающимся с Иринарховскими Чтениями. А значит и обретающим истинный смысл жизни в возвращении и в движении ко Всеблагому Богу.

Владимир Сергеевич Мартышин, член Союза писателей России, директор Ивановской на Лехте школы Борисоглебского района Ярославской области

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Мартышин:
Иринарховские чтения как камертон созидающего покоя
Владимир Мартышин о завершившейся в поселке Борисоглебский Ярославской области очередной конференции под председательством митрополита Ярославского Пантелеимона
07.03.2016
Все статьи автора