«Наступает новая война – война против нападок и фальсификации»

Об итогах ХХ Всероссийских Иринарховских чтений

7-8 февраля 2020 года в Борисоглебском монастыре состоялись XX Всероссийские Иринарховские чтения, сообщает пресс-служба Переславской епархии.

Иринарховские чтения были посвящены памяти преподобного Иринарха – затворника Ростовского, чей духовный подвиг, совершенный в тяжелую для Отечества годину, стоит в одном ряду с подвигами патриарха Гермогена, князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина. Традиционно для участия в форуме приезжают писатели, историки, общественные деятели, философы. В работе Чтений принял участие председатель международной общественной организации «Русское Собрание», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов.

7 февраля в Администрации Борисоглебского района состоялось открытие Чтений, пленарное заседание «Пасхальная радость великой Победы» и круглый стол «Фальсификация истории и правда Победы».

8 февраля – продолжение пленарного заседания «Пасхальная радость великой Победы», педагогические семинары Л.В.Суровой и В.В.Семенцова, презентация книг.

С приветственным словом к участникам обратился епископ Переславский и Угличский Феоктист:

«Грядущий юбилей окончания Великой Отечественной войны задал основную тему общественной дискуссии этого года. Юбилейные — 20-е — Иринарховские чтения не стали исключением, все вы знаете, что заявленная тема Чтений звучит как "Пасхальная радость великой Победы".

Сегодня я позволю себе во многом повторить то, что уже говорил на открытие наших епархиальных Рождественских чтений, ведь их тема была также посвящена юбилею победы в Великой Отечественной войне.

Как мы все прекрасно понимаем, о теме победы можно говорить в самых разных ключах, ее можно рассматривать с самых разных сторон. Что, собственно, и будет происходить на этом форуме.

И здесь я не могу не высказать своего критического отношения к именованию победы в Великой Отечественной войне "Великой победой". Это, конечно, возможно, но, с моей точки зрения, с известной степенью условности. Христианство знает только одну Великую Победу — победу Христа Спасителя над грехом и смертью.

Я не историк, я не политик, я не педагог. Я монах и, Божией милостью, архиерей. Мне, как монаху, по слову священномученика Илариона Верейского, подобает Писание знать, а не что-либо иное. Ну а как архиерею, мне прилично везде и всюду проповедовать Христа Воскресшего. Именно с этой позиции я и хочу сказать несколько слов, благо, что и заявленная тема позволяет мне это сделать.

Что такое Великая Отечественная война и что такое победа? Все мы знаем с детства заученный ответ — это подвиг нашего народа. Подвиг многократно воспетый. Подвиг, о котором не говорит только ленивый. Подвиг, о котором мы говорим сегодня, и будем говорить в обозримом будущем. И это подвиг, о котором всеми силами избегали говорить те, кто его совершил, кто действительно был на полях сражений. Дело тут не в тотальной всеобъемлющей скромности этих людей, а в том, что в подвиге нет никакой романтики, это не то, о чем хочется вспоминать и не то, чем хочется делиться. О нем хочется как можно скорее забыть. Будучи христианами, мы не можем не осмыслять любое событие или явление через призму Христова Евангелия. Ну а тема подвига самым естественным образом отсылает нас к Подвигоположнику Христу Спасителю.

Хотел ли Он идти на Крест? Есть ли и может ли быть больший Подвиг, чем совершенное Господом на Кресте? Мы знаем ответ любого христианина — нет. Он молился о том, чтобы эта чаша прошла мимо Него, но при этом Господь склонил Свою голову перед волей Отца. А говорил ли Христос о Кресте и о Своем подвиге после Воскресения? И на этот вопрос ответ нам известен — нет. Что привело Господа на Крест? Это был живущий в каждом человеке грех. Крест же — наивысшая точка соприкосновения с грехом. Получается, что любой, кто совершает подвиг, в той или иной степени соприкасается с грехом, видит грех таким, какой он есть на самом деле — отвратительным. Каждый из нас знает — в грехе нет и не может быть никакой романтики. В нем нет красоты. Да, грех как романтику и как красоту иногда, и, к сожалению, довольно часто, пытаются представить в некоторых современных произведениях искусства, например, в кино и в литературе. Но тот, кто поверит в эти сказки, обречен на страдания. Ведь за таким представлением греха нет ничего, кроме попыток самооправдания создателей этих произведений. Христианство же утверждает, что грех — это то, чего всеми силами необходимо избегать, призывая на помощь нашего Творца. Честный разговор о подвиге — это всегда разговор о грехе, с которым мы призваны бороться. Бороться в собственном сердце. А значит, и разговор о подвиге нашего народа, наших предков в Великой отечественной войне — это, в первую очередь, разговор о борьбе с грехом во всех его проявлениях. А ни в коем случае не романтизация греха.

Любой грех начинается с отрыва от Бога Живого, с потери смирения и ощущения своей связи с Творцом. С того, что Бог становится не нужным. Собственно, это то, что случилось с народом Германии в первой половине прошлого века: ощущение собственного национального величия затмило Бога и сделало излишними естественные человеческие чувства.

Мне бы хотелось перед началом Чтений пожелать всем участникам помнить об этом и именно в этом ключе рассматривать все то, о чем будет идти речь в ближайшие дни. Ужасы войны и подвиг нашего народа должен подвигать нас к борьбе с грехом в самих себе, к всецелому и искреннему ощущению, что если каждый из нас не станет на эту борьбу, еще раз и особо повторю — на борьбу с грехом в самом себе, а не в ком-то другом, — то ужасы войны могут снова реальностью. От чего да избавит нас Всемилостивый Господь!»

Итоги форума подвел в телефонном интервью «Русской народной линии» сопредседатель Чтений, член Союза писателей России, председатель Борисоглебского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, директор Ивановской на Лехте школы Борисоглебского района Ярославской области, преподаватель ЯГПУ им.Ушинского клирик храма Илии Пророка иерей Владимир Мартышин:

Главная тема Чтений – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Накануне Дня Победы наступает новая война – война против нападок и фальсификации, отстаивание исторической правды. Поэтому и название круглого стола «Фальсификация истории и великая Победа».

Нам необходимо быть в наступательной позиции, не расслабляться и не продавать историю, как правительство в 90-ые года ХХ века. В то время Россия сдавала позицию за позицией. Я являюсь учителем истории и помню, как в 90-ом году был разработан учебник по истории для русских по украинскому сценарию. Наша школа придерживалась традиционной позиции – исторической правды. А в 90-ые годы во многих школах учились по учебникам, в которых были заложены антироссийские и антирусские трактовки – открыто навязывалась ложь, что главную роль во Второй мировой войне сыграли США, а не Советский Союз. Вчерашние школьники, а сегодняшние родители порой воспитывают детей, не ограждая от лжи и не сообщая достоверных данных о войне.

Накануне Дня Победы наблюдается обострение нападок. Но наша задача рассказать правду и поставить все на свои места.

Результаты нашего круглого стола будут напечатаны в сборнике Чтений. К участию приглашаются эксперты с четкой и ясной позицией, государственники, желающие процветания Отчества.

Иринарховские чтения носят духовный характер, поэтому мы определяем приоритет абсолютных ценностей, наших побед и бед в свете вечной жизни. Выступающие архиереи и священнослужители дают духовно-нравственную оценку историческим и современным событиям сквозь призму Евангелия, борьбы человека с грехом.

Кроме того, мы не забываем, что пребываем на пороге важной даты – 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. По этой теме были доклады ученых Академии наук. Ведь до сих пор есть сумятица – не могут разобраться, в каком году появился на свет святой князь.

Также мы стоим на пороге 300-летия Указа Петра Первого о корабельном священстве. Пять иеромонахов нашего Борисоглебского монастыря во время Русско-японской войны были корабельными священниками. Один из них даже погиб.

Мы подвели конструктивные итоги предыдущих Чтений. Еще на вторых Чтениях мы разработали вместе с Эдуардом Фёдоровичем Володиным программу целей. В ту пору, конец 90-ых, наши задачи казались безумными. Например, установить памятники в Борисоглебске, в том числе преподобному Иринарху, создать фильмы и картины, возродить храмы и колхозы.

Подводя итоги, я отметил в своем докладе, что наши Чтения были конструктивными и продуктивными – восстановили поля и фермы (два крупнейших комплекса в стране), установлены памятники, в том числе преподобному Иринарху, Пересвету, Пожарскому. Мы возродили десятки храмов и возвели два новых храма. Созидательная роль Чтений совершенно очевидна.

В монастыре располагается так называемая штаб-квартира Чтений. Игумен Иоанн привносит как творческий человек новые идеи и темы. Он нацелен не только на молитву в монастыре, но и на созидание вокруг обители – в обществе. Возникли детские Чтения - «Сохранение добрых традиций земли Борисоглебской».

Также существуют движения за добрые традиции, за созидания, возникшие в лоне Иринарховских чтений – школьники собираются вместе для уборки кладбища или храма. Чтения тесно переплетены с нашей жизнью.




Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Мартышин:
«Наступает новая война – война против нападок и фальсификации»
Об итогах ХХ Всероссийских Иринарховских чтений
11.02.2020
Иринарховские чтения как камертон созидающего покоя
Владимир Мартышин о завершившейся в поселке Борисоглебский Ярославской области очередной конференции под председательством митрополита Ярославского Пантелеимона
07.03.2016
Все статьи автора
"75-летие Великой Победы"
Все статьи темы