С 27 по 29 октября
«Константиновскими днями» Северная столица отметила столетие со дня кончины Великого Князя Константина Константиновича Романова - генерала, инспектора Военно-учебных заведений, президента Императорской академии наук, поэта и драматурга, известного под псевдонимом «К.Р.». Состоявшиеся мероприятия – научные конференции, выставки, концерты, экскурсии, церковные службы, – были объединены личностью Великого Князя, знакомили с разными ее ипостасями.
Санкт-Петербург хранит память о Великом Князе в своих зданиях, и эти молчаливые свидетели многое могут поведать о его семейной жизни, служебной карьере, творческом и педагогическом талантах. Группа паломников во главе с
протоиереем Геннадием Беловоловым совершила 29 октября автобусную экскурсию-паломничество, проехав по некоторым петербургским адресам Константина Романова.
«Когда я выстраивал маршрут, передо мной вставали неразрешимые проблемы: и тот адрес хочется посетить, и этот; с другой стороны - деятельность, интересы Великого Князя настолько разнообразны, что их трудно уместить в рамках одной экскурсии. Он был человеком чрезвычайно разносторонним и образованным. Можно сказать, К.Р. расширил пределы дома Романовых, "прорубив окно" в сферу культуры, поэзии, музыки, художеств, науки», - сказал батюшка, предваряя путешествие.
Экскурсия началась с улицы Некрасова, где находится Леушинское подворье, настоятелем которого является отец Геннадий, и первым памятным адресом, соседствующим с обителью, стал Ковенский переулок, дом №4, где располагалось общество «Синего креста». Эта благотворительная организация возникла под покровительством супруги Великого Князя Елизаветы Маврикиевны. О Великой Княгине и повел свой рассказ отец Геннадий:
«Елизавета Маврикиевна не была активной в общественной деятельности, “Синий крест” – единственная организация, основанная ею. Но зато это благотворительное общество стало одним из самых деятельных в Санкт-Петербурге, имело отделения во всех районах города.
Урожденная принцесса Елизавета-Августа-Мария-Агнесса Саксен-Альтенбургская была дальней родственницей Константина Константиновича. Оба они были дальними правнуками Императора Павла I. Брак был всегда проблемой для цесаревичей – очень трудно было сочетать чувство любви и чувство долга перед династией и Родиной. Брак Константина Константиновича и Елизаветы Маврикиевны можно назвать счастливым, но все же, он был омрачен непониманием.
Венчание великокняжеской четы состоялось в Пасхальные дни 1884 года, но одно обстоятельство омрачало праздник для Константина Константиновича и, вероятно, стало причиной некоторой холодности, развившейся в дальнейшем между супругами. Елизавета Маврикиевна отказалась принимать Православие, и Константин Константинович глубоко страдал от того, что в главном он не мог быть со своею супругою – ни причаститься Святых Тайн, ни быть погребенными вместе.
Господь судил Елизавете Маврикиевне тот жребий, что она сама избрала – быть похороненной вдали от супруга. В годы революции она выехала из России, умерла в 1927 году, пережив мужа на 12 лет и упокоена на родовом кладбище в Альтенбурге.
Великая Княгиня была далека от духовных устремлений супруга, не интересовалась его поэтическим творчеством, но у нее был талант матери. Она подарила Константину Константиновичу большую, дружную семью – и какую! Мы должны сохранить память об этой женщине, вырастившей в своей семье девять детей, из которых трое сыновей прославлены в лике святых; один сын – герой Первой Мировой войны; одна из дочерей стала игуменьей Спасо-Вознесенского монастыря в Иерусалиме.
Подвиг Елизаветы Маврикиевны – это подвиг матери! Из царской династии, пожалуй, только Государь Николай II принес большую жертву на алтарь Церкви и Отечества, чем Константин Константинович и Елизавета Маврикиевна».
Затем паломники посетили Спасо-Преображенский собор на Преображенской площади, вокруг которого раньше находились казармы первого русского гвардейского полка – Преображенского. Многие строения, входившие в комплекс казарм Преображенского квартала, недавно были застроены элитным «Парадным кварталом» и тем большим чудом воспринимается то, что главный гвардейский храм сохранился, и не только стены, но интерьер, иконы и даже ограда из подлинных трофейных турецких пушек времен Николая I.
«Гвардейские военные соборы, - отметил отец Геннадий, - особая достопримечательность Санкт-Петербурга. Они выполняли функцию духовного тыла русского воинства. Все гвардейские полки имели свои храмы, в которых ковались русские победы. Если мы спрашиваем об истоках русского героизма, то мы можем указать на храмы - здесь рождались порывы беззаветного служения Богу, Царю и Отечеству».
Как известно, Великий Князь Константин Константинович служил в Измайловском и Преображенском полках. Полковником лейб-гвардии Преображенского полка он был назначен в 1891 году, и прослужил в нем 9 лет. На портретах Константина Константиновича можно видеть в мундирах обоих полков, у преображенцев мундиры были темно-зеленого цвета, а у измайловцев – темно-синего.
Великий Князь всех поражал своим равнодушием к звездам на погонах, был чрезвычайно скромен и нестяжателен. Когда он был назначен в Преображенский полк, то носил чин лишь командира роты - это нижний офицерский чин. И тогда Император Александр III повысил его сразу через две должности, чтобы не ходили разговоры, будто бы Константин Константинович в какой-то опале. Среди наград К.Р. есть боевой Георгиевский крест за участие в русско-турецкой войне 1877 - 1878 годов.
В главном полковом соборе хранится святыня – икона-складень, подаренная Великим Князем полковому лазарету. В центральной части складня помещен образ Преображения Господня, справа – образ небесного покровителя Константина Константиновича – равноапостольного царя Константина, слева – целителя Пантелеимона. Паломники вошли в собор, где эта икона установлена в левом приделе, и благоговейно приложились к святыне.
Вторым центром общественной, культурной, досуговой жизни военных были офицерские собрания. У Преображенского полка здание для такого собрания было воздвигнуто на плацу, современный адрес: улица Кирочная, дом 35, где также часто бывал полковник Константин Константинович Романов. По воспоминанием преображенцев, написанных, по большей части, в эмиграции, офицерское полковое собрание отличалось богатством, причем на всех уровнях - от внешнего оформления до содержания библиотеки, считавшейся самой лучшей среди полковых библиотек. Многие книги пожертвованы для нее Императорами и членами правящей династии. Судьба библиотеки трагична - книги после революции были вывезены почему-то в Ярославль, где частью погибли в пожаре, частью были разграблены.
Продолжив путешествие, экскурсанты узнали, что на Пантелимоновской улице, в доме 4, в 1880 году жила супруга известного генерала Вера Бутакова, у которой часто собирались поэты, музыканты. Здесь состоялась памятная беседа при первом знакомстве, продлившаяся более трех часов, между известным композитором, каким тогда был Петр Ильич Чайковский и начинающим двадцатидвухлетним поэтом царственного рода. П.И. Чайковский написал музыку шести романсов на стихи К.Р. Великий Князь выступил покровителем композитора, помогал ему, в свою очередь, именно благодаря Чайковскому в советское время имя К.Р. не было предано полному забвению, поскольку романсы на его стихи вошли в золотой фонд русской классики.
Подъезжая к Свято-Троицкому Измайловскому собору, отец Геннадий рассказал, что Константин Константинович объехал весь мир, посещая святые места, побывал на Афоне. Он был одним из инициаторов строительства храма святой Марии Магдалины на Елеонской горе. Поездка на Святую Землю вдохновила августейшего поэта на создание цикла, посвященного образам Священного Писания.
С 1881 по 1890 годы Великий Князь служил в Измайловском полку командиром роты. Свое служение здесь он ознаменовал рядом культурных инициатив. На базе библиотеки Офицерского собрания (Измайловский проспект, дом 2) по его почину возникли т.н. «Измайловские досуги» - литературно-художественный кружок офицеров. Целью его было «доставить участникам возможность знакомить товарищей со своими трудами и произведениями отечественных деятелей на поприще науки и искусства» при одном непременном условии - все должно исполняться на русском языке. Это было записано в уставе. У «Измайловских досугов» был свой девиз: «Во имя доблести, добра и красоты» и эмблема: перекрещенные меч и лира, обвитых цветами. Именно здесь ставились впервые пьесы Шекспира в переводе К.Р.
На Кадетской линии дом 1, где располагалось Первое кадетское училище - главное кадетское училище России, автобус с паломниками вновь сделал остановку. В 1900 году Император Николай Александрович возложил на своего двоюродного брата, Константина Константиновича особо важное назначение - быть начальником военных учебных заведений Российской Империи. В этом доме находилось Главное управление военно-учебных заведений Империи. В течении 10 лет Великий Князь был главным начальником всех учебных заведений, а с 1910 года - генерал-инспектором. В этой должности Константин Константинович объехал всю страну от Санкт-Петербурга до Хабаровска и Ташкента. Немногие из Дома Романовых могли бы похвастать таким осязательным знанием России.
«Этому служению он отдался всем сердцем, став отцом, кроме своих девяти детей, тысячам и тысячам кадетов. – продолжил рассказ отец Геннадий. – Это был счастливый период в истории русского кадетства. Великий князь был талантливым отцом, прирожденным воспитателем, любил детей. Не жалея сил, он объезжал все кадетские корпуса России. Кадеты оставили о Константине Константиновиче много добрых слов, к примеру, всех потрясало, что Великий Князь помнит по имени всех кадет. Это невероятно, но факт, и говорит не только о больших интеллектуальных способностях К.Р., но и об отцовской любви к своим подопечным. Кадеты наградили Константина Константиновича высочайшим титулом: “Отец всех кадет”. Принцип его воспитания был: “Всех, всегда, за все прощать”».
Невозможно не упомянуть о научной деятельности Великого князя. Когда автобус проезжал вблизи от главного здания
Императорской Академии наук (Университетская набережная, дом 5), разговор зашел о том, что Константин Константинович 25 лет отдал служению русской науке. Как глава Академии наук он основал при ней Отделение изящной словесности, по его инициативе звания академика были удостоены крупнейшие писатели той поры: Бунин, Чехов. Когда праздновался 100-летний юбилей со дня рождения А.С.
Пушкина в 1899 году, Великий Князь возглавил комиссию по празднованию, которое его стараниями превратилось во всенародное. Константин Романов посчитал, что лучшим памятником Пушкину будет создание центра, где бы хранились все раритеты, связанные с поэтом: его рукописи, книги из библиотеки, личные вещи. Таким образом, был основан Пушкинский Дом как учреждение, где хранятся, изучаются рукописи Пушкина и других русских писателей. В декабре 2015 года Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН будет отмечать свое 110-летие, в связи с чем планируется открытие мемориальной доски его основателю Великому Князю Константину Константиновичу.
Поездка по местам жизни, служения К.Р.
завершилась в его доме, в
Мраморном дворце на Миллионной улице, 5. Князь родился в Стрельне, а умер в Павловске, но с осени по весну его жизнь проходила во дворце на берегу Невы. Паломники посетили чудом сохранившиеся личные покои Константина Константиновича, в прямом смысле побывав в гостях у Великого Князя.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»