Как сообщалось, 8 сентября прокуратура решила не возбуждать уголовное дело против православного активиста Дмитрия Цорионова (Энтео) и его сотоварищей, устроивших протестную акцию в Манеже, где проходила кощунственная выставка «Скульптуры, которых мы не видим». В отношении активистов был составлен акт об административном правонарушении по статье «мелкое хулиганство». Инцидент в Манеже вызвал бурную дискуссию в обществе.
Действительно,
акция
группы Дмитрия Цорионова в «Манеже» стала предметом дискуссии в православной среде, в ходе которой высказывались порой диаметрально противоположные мнения. Среди православных были те, кто поддержал хулиганскую выходку активистов, - они говорили о том, что хватит молчать, когда на всякого рода выставках, маскирующихся под современное искусство, хулится имя Христово, часто приводя в пример мусульман, которых культуртрегеры от современного искусства в России задевать побаиваются. Однако были и те, кто считал, что Цорионов и его единомышленники поступили неадекватно ситуации. По их мнению, правильней было бы не устраивать хулиганскую выходку в Манеже, а обратиться сразу в прокуратуру, не вызывать скандал, а действовать правовыми методами.
Мы публиковали разные точки зрения, поскольку у каждой их них была своя правда. Но как бы то ни было, надо признать, что ситуация после скандала поставила православное сообщество в сложное положение, когда приходилось отбиваться от обвинений православных в копировании методов ИГИЛ. Это обвинение очень активно использовали наши противники.
Видимо, эта неоднозначная реакция привела к тому, что православные общественные организации поначалу как-то вяло реагировали на эту историю, в результате господин Энтео и его последователи оказались чуть ли не один на один против либеральной машины, которая готовилась обрушить удар на их несчастные головы. Дело шло к возбуждению против православных активистов уголовного дела. Нет никаких сомнений, что в этой связи ушаты грязи были бы вылиты и на Русскую Православную Церковь.
Однако вовремя
вмешалось экспертное сообщество. Специалисты разных отраслей знания квалифицировали пострадавшие и иные экспонаты, выставленные под маркой современного искусства, как обыкновенную порнографию. По следам экспертиз появился целый ряд обращений в прокуратуру от наших православных общественных организаций: «
Народного Собора»,
Союза православных граждан, движения «
Семья, любовь, Отечество». В итоге нам удалось переломить ситуацию. После экспертиз и заявлений православные смогли переформатировать проблему, из оправдывающейся и извиняющейся стороны православные стали стороной, разоблачающей нравственные безобразия, спрятанные под маской современного искусства, защищающей правду.
Хотел бы высказаться отдельно вот по какому поводу. На «Русской народной линии» были выступления с осуждением несдержанных действий Энтео и его товарищей, в частности, такую позицию заняли наши постоянные авторы-священнослужители –
протоиерей Алексий Касатиков и
иерей Сергий Карамышев. Их аргументация с формальной точки зрения безупречна. Действительно, косвенным следствием скандальной выходки православных активистов стало привлечение внимания к малоинтересной выставке и невольный пиар порнографических произведений господина Сидура. Действительно, православные активисты поставили Церковь в сложное положение своей выходкой. Однако после того, как была предпринята попытка уголовного преследования Цорионова и его сподвижников, ситуация, на мой взгляд, коренным образом изменилась. Теперь для православных первоочередной задачей является защита Энтео и его друзей, по принципу: сначала нужно его защитить, а затем с ним разбираться.
Я придерживаюсь именно такой позиции, поэтому на «Русской народной линии» мы публиковали материалы в защиту Дмитрия Цорионова и его единомышленников, хотя лично я ни с кем из них не знаком. Но при этом я считаю, что протестные действия «православных активистов» не вполне адекватны тем вызовам, с которыми мы сталкиваемся.
Акция
Цорионова поставила Церковь в сложное положение в глазах общественного мнения. Поэтому нам необходимо извлекать опыт из этих ошибок и не давать повода ищущим повода обвинить Русскую Православную Церковь в вандализме, мракобесии, сравнивать действия православных с действиями запрещенной на территории России ИГИЛ. Предотвратить подобные ситуации просто, - необходимо учиться действовать православными методами. Ведь именно этому учил Спаситель нас, Своих последователей, призывая быть мудрыми, как змии: «
Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16).
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы);
«Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»;
«Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»);
«Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»);
«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»);
«Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»;
«Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО);
«Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»;
Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph);
«Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»;
«Движение против нелегальной иммиграции».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
23. Ответ на 22., Tatiana Soboleva:
что про нас скажут - мракобесы?
Позицию и тактику мракобесов очень хорошо иллюстрирует два акцента современной пропаганды в большинстве СМИ - антисталинизм и "накат" на Достоевского. Очень хорошая, показательная, диагностическая иллюстрация. Вот кого боятся в кремляди в башнях.22. Ответ на 1., Алина:
Абсолютно согласна с позицией Анатолия Степанова. А также - с позицией отца Сергия Карамышева. В последнее время участились провокации, направленные на то, чтобы "раздразнить" православных, вынудить их резко отреагировать на кощунства. За примерами далеко ходить не надо - мой родной Новосибирск "прославился" этими провокациями - начиная с концертов Мэнсона и прочих сатанинских групп и заканчивая "творчеством", прости Господи, Тимофея Кулябина. Зато у нас в городе среди светских людей выражение "православный активист" стало ругательным, приближенным по смыслу к значению в советское время понятия "черносотенец". Я постоянно сталкиваюсь с этим, особенно в среде интеллигенции. Протест православных против "Тангейзера", весьма негативно преподанный местными СМИ, стал водоразделом в обществе - сейчас многие к нам относятся с подозрением, весьма холодно, а отца Александра Новопашина считают прямо-таки экстремистом. К сожалению, нужно констатировать, что своей цели наши враги добились: многие из тех, кто раньше относился к нам благожелательно, теперь отшатнулись и от православных, и от Церкви. А всему виной, я считаю, весьма грамотное информационное сопровождение таких провокаций. С людьми надо разговаривать! Объяснять свою позицию - хоть на пресс-конференциях, хоть на "круглых столах". Прежде чем идти на митинги или другие жесткие меры, необходимо попытаться поговорить - не с Кулябиным, естественно, и не с Мэнсоном, а с их защитниками. Да, это трудно, это сложно. Но без публичного разговора, выяснения позиций оппонента мы так и будем выглядеть перед несведущими в духовных вопросах "агрессивными мракобесами".
Уважаемая Алина. А Вы полагаете, что последователей Христа ждет путь усыпанный лепестками от роз? Разве должно православным оглядываться и думать, что про нас скажут - мракобесы? Ведь самого Спасителя иудеи обвиняли: "Он развращает народ наш". Ведь это нам Христос сказал: " Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин 15:18,19). Ненавидит, понимаете!? В Православной России стало, к сожалению, нормой - плевать в души верующим. И мы готовы смириться с плевками в душу, лишь бы о нас плохо не сказали. Правильно писал иеромонах Роман о тангейзере: "Если мы не защитим Господа, то и Господь не защитит нас".21. Re: Нам нужно быть мудрыми, как змии
Матф.13:27-30.
20. Ответ на 13., Сергей Швецов:
А Господь Бог, безусловно, либерал
Либераст - это ты, Швецов, незнающий Истины и приравнивающий ее ко лжи.19. Ответ на 18., Сергей Швецов:
Матф.26:51-53.
Стих 52: Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. - Но, если не напрасно носит меч тот, кто поставлен мстителем за гнев Божий против делающего зло, почему погибнет от меча тот, кто только возьмется за меч? И от какого меча? Именно от того меча огненного, который обращается перед раем, и от меча духовного, который описывается среди всеоружия Божия. (блж. Иероним Стридонский).18. Ответ на 15., Владимир Петрович:
А если речь идет не просто о приоритете чувств, а прямом оскорблении того, любовь к которому ПРЕВЫШЕ ДРУГИХ ЧУВСТВ?
Матф.26:51-53.17. Ответ на 13., Сергей Швецов:
Христос- по вашему либерал?! А как же эти слова:"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч..."А Вы дальше то читали, для чего этот меч?"...ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;"Вы думали, это меч, чтобы карать неверных? А Господь Бог, безусловно, либерал, ибо никого к вере не принуждает и повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Матф.5:45. Не добрались еще до этого места? Ну, стало быть, до этого Рим.12:19 никогда не доберетесь.
Понуждает - тех, кто причастился и стал причастен, взяв на себя ответственность. Тех он строжил вплоть до разгрома в храме, а позже - и прямых смертных кар.16. ... и простыми как голуби
Вот ведь незадача. Либералы априори считают православных «мракобесами» (даже если те и носа не будут показывать из своих храмов, не то что погромы учинять). Мусульмане и, отчасти, неоязычники считают нас бесхребетными и трусливыми за пассивную, на их взгляд, защиту нами своих ценностей (а ведь в чём-то они правы). И этим не угодишь, опять плохо. Может поэтому лучше оставаться самими собой и действовать по велению души (или, кто знает, внушению Духа). Цорионов молодой человек, недавно пришедший к Вере, поэтому его эксцентричный радикализм вполне объясним. В зрелом возрасте, возможно, в подобных ситуациях будет писать заявления в прокуратуру или просто тихо пройдёт мимо кощунников. Он бы скомпрометировал Православие, если бы был одет в подрясник или действовал по чьему-то благословению. А так, просто человек со своим мнением, отважно взявший удар на себя. Такая молодёжь нам нужна, чтобы Гельманы не слишком вольготно себя чувствовали, поливая грязью святые для нас образы и понятия. «Креативщики» эти всегда гадят исподтишка, по-умному, так что пресечь их кощунство часто нет возможности. Зато как боятся они одного вида казачьей нагайки. Помните, как быстро скрылись с авансцены своего шоу «Пусси» накануне сочинской олимпиады. Беседа с ними в «правовом поле» закончилась бы большой пресс-конференцией на весь мир со всеми вытекающими отсюда последствиями. Разговор по-русски элегантно разрешил проблему в считанные минуты. Так что, правда всегда у каждого из нас своя. Кто пером, кто щелбаном, главное чтобы - по совести. Сравнение Энтео с ИГИЛ просто нелепо. Не дай Бог побывать в лапах у этих головорезов тому, кто в этом сомневается. И поменьше оглядок в сторону либеральной тусовки. Даже она ценит силу и инициативу. Так зачем нам играть по её правилам? С нами Бог!
15. Ответ на 13., Сергей Швецов:
Христос- по вашему либерал?! А как же эти слова:"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч..."А Вы дальше то читали, для чего этот меч?"...ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;"Вы думали, это меч, чтобы карать неверных? А Господь Бог, безусловно, либерал, ибо никого к вере не принуждает и повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Матф.5:45. Не добрались еще до этого места? Ну, стало быть, до этого Рим.12:19 никогда не доберетесь.
Конечно я читал дальше так же как и Вы. А теперь подумайте, что это- если не меч острый, что даже любовь к самым близким людям (дети, родители, жена) не может быть дороже Христианину, чем любовь к Богу. Даже это! А если речь идет не просто о приоритете чувств, а прямом оскорблении того, любовь к которому ПРЕВЫШЕ ДРУГИХ ЧУВСТВ? А? Вы сами ответили себе на вопрос.Еще комментарии нужны?14. Ответ на 7., Дмитрий:
....Энтео сознательно шёл на подвиг, т.к. могли и посадить в тюрьму за это...
Не так. 1. Энтео сознательно шел на пиар - всё-таки более вероятно, что это "казачек-засланец". 2. За "это" не сажают. Не удивлюсь, если в течении пары лет Энтео либо сан-чин получит, либо грант.13. Ответ на 9., Владимир Петрович:
Христос- по вашему либерал?! А как же эти слова:"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч..."
А Вы дальше то читали, для чего этот меч? "...ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;" Вы думали, это меч, чтобы карать неверных? А Господь Бог, безусловно, либерал, ибо никого к вере не принуждает и повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Матф.5:45. Не добрались еще до этого места? Ну, стало быть, до этого Рим.12:19 никогда не доберетесь.12. Re: Нам нужно быть мудрыми, как змии
Правда всегда одна.
11. Re: Нам нужно быть мудрыми, как змии
Возможно следует разделять отношение к провокаторам ("галеристам"), к исполнителям (группа Цорионова), оценку реакции СМИ. А уж о использовании правовых механизмов ...... ну как можно надеятся на рукотворные механизмы, склёпанные по плану диавола?
10. Re: Нам нужно быть мудрыми, как змии
Однако, стоит заметить, что всё ушло в Цорионова как в свисток... То есть сначала обсуждали инцидент, кто-то отстраивался от Цорионова, кто-то солидализировался с ним. Потом Цорионова надо было защищать. А в результате - что? Ответственные лица либо чувствовали себя обиженными (Манеж чуть ли ни до сих пор требует уголовного преследования Энтео), либо беспристрастными судьями (вводящими Православие из-под удара). А ведь должно быть совершенно другое. Где отставки руководства Манежа? Где разборки в Департаменте культуры? Где общее понимание недопустимости такого поведения ответственных лиц в культурном поле? Вся сила православной общественности ушла в свисток... И теперь уже остаётся только защищаться...
9. Re: Нам нужно быть мудрыми, как змии
Хьюга, Вы меня удивляете не в первый раз. Христос- по вашему либерал?! А как же эти слова:"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч..." Вы об этой фразе задумывались. Вы думаете можно верить ничем не жертвуя во имя веры. Вы думаете можно верить не отстаивая веры, когда ее повергают во прах? Кстати, в первых веках, как известно Христианство пытались запретить, надеюсь Вы информированы, какие гонения претерпели Христиане и церковь в древнем Риме? Но вопреки вашим прогнозам, мы не только имеем представление о Христианстве и Православии в частности, Христиане-самая многочисленная конфессия на земле. Это все опровергает ваши слова. Шпана шпане- рознь и рознь большая. Того, кого вы называете шпаной, есть просто не воздержанные и слишком эмоциональные люди. А Вы эмоционально устойчивый человек- это прекрасно, на ваших глазах могут оскорблять и обижать, у Вас не один мускул не дрогнет. Это-здорово. Только, простите, я вам не завидую.
8. Re: Нам нужно быть мудрыми, как змии
Акция Цорионова поставила Церковь в сложное положение в глазах общественного мнения
Скажите, Анатолий Дмитриевич, а какое положение церкви в глазах т.н. общественного мнения Вы считаете нормальным (простым)? Общество у нас - наполовину языческое, наполовину агностическое. Православный сектор занимает в нем примерно столько же места, сколько сколько сектор зеро на рулетке. В каком положении д.б. церковь при подобном окружении, если это именно церковь, а не политическая партия?7. МНЕ НОМИНАЛЬНОМУ ХРИСТИАНИНУ ДАЛЕКО ДО ПОДВИГА ЭНТЕО
Я БЫ НЕ СМОГ ТАК СДЕЛАТЬ ПРИЗНАЮСЬ ЧЕСТНО. ТАК КАК ТРУС И МАЛОДУШЕН. А ЭНТЕО ЦОРИОНОВ С ДРУЗЬЯМИ СОВЕРШИЛ ПОДВИГ: ПРЕКРАТИЛ ХУЛУ НА ИИСУСА ХРИСТА И ПРЕКРАТИЛ ПОРНОГРАФИЮ пол личиной типа искуства музейного В КОНКРЕТНОМ МЕСТЕ. а то что потом некоторые СМИ тиражировали эту хулу и порно так они перед Богом ответят за это. Конечно можно было подать заявление в прокуратуру.Но хула и порно по времени неивестно когда прекратились бы... Энтео сознательно шёл на подвиг, т.к. могли и посадить в тюрьму за это...
6. Нам нужно быть мудрыми, как змии
Как змии? Ничего себе сравнение, а вот до дьявола чего не додумались, чего мелочиться-то? В чужой монастырь со своим уставом не ходи - гласит русская пословица. Что было бы, если христиане были такими нетерпеливыми и совали свой нос совершенно во все дела - да ещё в первые века христианство было бы категорически запрещено и ныне бы мы о нём даже и представления не имели. Внутри церковной жизни можно с решительностью отстаивать свои позиции, но вот где какая опера это уже вне поля внимания христианина. Попытка построить религиозное государство и есть тот самый ИГИЛ. И совсем уже странно даже в Церкви искать либералов, искать в Церкви либерала может только тот, кто в христианстве ровным счётом ничего не смыслит - Иисус Христос и был самым что ни на есть либералом. Не надо политику толкать в церковную ограду, в Церкви и без этого проблем хватает. Но в этом лагере без меры "активных" есть самая что ни на есть уличная дрянь и шпана, которым так хочется просто похулиганить, но желательно под прикрытием закона. Таких довольно немало было среди чекистов в 30-е годы и они с превеликим удовольствием терроризировали народ, уповаясь властью, но самых таких уж чрезмерно активных непременно ждала потом чекистская же пуля, потому что право на насилие имеет только государство и никто иной. Самодеятельность в этом деле не поощряется. И не надо быть мудрым как змии, надо оставаться человеком и строить нормальную жизнь без шпаны и прихлебателей. Шпана вне закона!
5. Re: Нам нужно быть мудрыми, как змии
Всё верно, Анатолий Дмитриевич. Действуя методами провокаторов мы сами им уподобляемся, что и случилось с господином Энтео, пусть и неосознанно, но сыгравшем на руку врагам нашей Церкви. "Ревность не по разуму" всегда вредит, а пользы не приносит.
4. Re: Нам нужно быть мудрыми, как змии
Нашим Властям надо учиться у Церкви тому, что есть настоящий баланс. Подлинное равновесие. Потому, что Церковь находит этот баланс не сама от себя, а ей этот баланс посылается Духом Святым. И подлинная Власть ( а не симулякорная, то есть та, которая и существует под видом якобы баланса) должна внимать церковному статусу в природе общества. Потому, что этот статус, эта фигура церкви в обществе и дает формулу и фигуру мысли для Власти. Фигура баланса церкви в природе общества показывает правильную геометрию соотношения Идеала и Природы в самосознании общественной природы. Сам Дух Святой показывает эту фигуру соотношения . Подлинной Власти нужно только правильно прочитать, расшифровать эту формулу. И в точности повторить в природе общества и во всех его институтах; в культуре и цивилизации общества.
3. Re: Нам нужно быть мудрыми, как змии
Горячо поддерживаю Анатолия Дмитриевича в его призыве действовать против "сатанистов" правовыми методами, действительно нужно быть очень мудрыми. Время очень сложное. В тоже время, я обратил бы внимание, что недопустимо подвергать обструкции, тех Православных активистов, которые не смогли себя сдержать и действовали хулиганскими методами. Меня несколько огорчила позиция тех священников, которые с легкостью отмежевались от единоверцев, испугавшись сравнения РПЦ с ИГИЛ. В действиях "наших" хулиганов по определению есть элемент провокации, но это не повод отталкивать братьев во Христе.
2. Протестовать правовыми методами...
Я считаю, что призыв Анатолия Дмитриевича - учиться на своих ошибках и действовать правовыми методами сегодня звучит весьма актуально. Дело в том, что противостояние широкой православной общественности (в том числе и "активистов") с силами Зла будет нерпеменно шириться и множиться: либеральное русофобское и антиправославное охвостье просто так свои насиженные и засиженные позиции не сдадут, и у них всегда найдутся аргументы (в том числе и лживые), чтобы лишний раз опорочить РПЦ. В этой ситуации спокойствие, благоразумие, неторопливость да будут всегда действовать в нашу же пользу. А решительные действия оставим на тот случай, если Церковь призовёт...
1. Нам нужно быть мудрыми
Абсолютно согласна с позицией Анатолия Степанова. А также - с позицией отца Сергия Карамышева. В последнее время участились провокации, направленные на то, чтобы "раздразнить" православных, вынудить их резко отреагировать на кощунства. За примерами далеко ходить не надо - мой родной Новосибирск "прославился" этими провокациями - начиная с концертов Мэнсона и прочих сатанинских групп и заканчивая "творчеством", прости Господи, Тимофея Кулябина. Зато у нас в городе среди светских людей выражение "православный активист" стало ругательным, приближенным по смыслу к значению в советское время понятия "черносотенец". Я постоянно сталкиваюсь с этим, особенно в среде интеллигенции. Протест православных против "Тангейзера", весьма негативно преподанный местными СМИ, стал водоразделом в обществе - сейчас многие к нам относятся с подозрением, весьма холодно, а отца Александра Новопашина считают прямо-таки экстремистом. К сожалению, нужно констатировать, что своей цели наши враги добились: многие из тех, кто раньше относился к нам благожелательно, теперь отшатнулись и от православных, и от Церкви. А всему виной, я считаю, весьма грамотное информационное сопровождение таких провокаций. С людьми надо разговаривать! Объяснять свою позицию - хоть на пресс-конференциях, хоть на "круглых столах". Прежде чем идти на митинги или другие жесткие меры, необходимо попытаться поговорить - не с Кулябиным, естественно, и не с Мэнсоном, а с их защитниками. Да, это трудно, это сложно. Но без публичного разговора, выяснения позиций оппонента мы так и будем выглядеть перед несведущими в духовных вопросах "агрессивными мракобесами".