Не надо путать поэзию с публицистикой

Иерей Александр Шумский о стихотворении иеромонаха Романа «Пора подмен»

Прочитал на РНЛ недавнее стихотворение иеромонаха Романа «Пора подмен» и удивился. Ведь когда-то отцу Роману удавались неплохие стихи. Не скажу, что они были шедевральны, но в них, по крайней мере, проскальзывало то, что Анна Ахматова называла тайной.

Был такой случай с Александром Солженицыным. Он показал Ахматовой свои стихи. Это был еще ранний Солженицын, еще до «Архипилага-ГУЛАГа». Через некоторое время Солженицын спрашивает Ахматову: «Что скажете, Анна Андреевна?». Ахматова отвечает: «В ваших стихах слишком мало тайны». Солженицын сразу весь вспыхнул и в сердцах ляпнул: «А у вас в стихах не слишком ли много тайны?».

Вот этой тайны совсем нет в стихотворении отца Романа «Пора подмен». А для поэзии – это убийственно.

В своем раннем свежем творчестве отец Роман достигал людских сердец. Тогда, тридцать лет назад, его стихи-песни были к месту и ко времени. И многие из моего поколения воцерковились благодаря песням отца Романа. И за это ему низкий поклон.

Поэтический дар – самый высокий из литературных даров. Но и самый уязвимый и, если хотите, самый капризный. Прежде всего, поэтический дар, как никакой другой, связан с возрастом поэта. Для поэзии необходима молодость. За редкими исключениями поэты, если они остались живы, по мере старения, превращают свою поэзию в рифмованную философию или в рифмованное богословие. Но это еще не самое плохое. Гораздо хуже, когда поэзия вырождается в публицистику. И получается, что и поэзия исчезает, и никакой публицистики не выходит. Вот публицистика может быть поэтической. Такая уникальная публицистика обнаруживается, например, у Гилберта Честертона и Василия Розанова. И эта публицистика – гениальна. Но публицистическая поэзия – самое дурное, что можно себе представить. Поэту, как и спортсмену, надо вовремя уходить. Например, стареющий футболист, теряющий скорость и координацию, уходит на тренерскую работу. Так и поэту в определенном возрасте лучше уходить в прозу или в ту же публицистику. Или вообще ничего не писать.

Полагаю, что стихотворение «Пора подмен» понравилось бы Солженицыну и другим диссидентам-антисоветчикам, особенно строки: «И в рясах бывшие парторги – им что Алтарь, что мавзолей». Где таких парторгов видел отец Роман? А уж как будут ликовать наши монархисты-белогвардейцы от строк:

Быть русским – значит православным.
Советским – богоборцем быть.
Я с честью русскость сознавал
И на советскость не менял.

Дорогой отец Роман! Но нельзя же в угоду рифме так, до степени карикатуры, выхолащивать живую жизнь истории. И вы должны были бы понимать так же, что подобные стихи в период обострения отношений России с Украиной неполезны, если ни сказать вредны. Ведь бандеровская шайка, пришедшая к власти в Киеве, борется, прежде всего, с советским прошлым. Зачем же мы будем давать им козыри?!

В заключении я хотел бы предложить вниманию читателей стихотворение поэта Сергея Попова «Родительская суббота». Оно тоже о советском времени. Но оно, уверен, понравилось бы Анне Ахматовой:

На Родительскую субботу
Полагается помянуть…
А особенно ту пехоту,
Что внезапно отправилась в путь, -
Неотпетую, непрощённую
В окружении красных снегов…
А особенно некрещённую –
Всю, что нас спасла от врагов.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

30. Каждый от слов своих осудится

Пусть Бог укажет правду,а мне хоть и многое нравилось в СССР,но отец Роман сказал правду,а она многим не в радость,чтож я думаю Господь укажет кто был прав молитвами праведного Иоанна Кронштадского и Святых Мучениц Евдокии ,Дарии,Дарии и Марии.Я думаю сказано слишком много и спрос за слова не заставит себя ждать.Отцу Роману дай Бог многая и благая лета.

боец / 19.08.2015

29. Ответ на 26., Сергей Поляков:

люди писали стихи, лишенные не только "тайн", но и ритма, рифм и других формальностей. Однако многие такие неумелые и "нетаинственные" строчки доходят до сердец людей. А это - главное.

Пушкин с Вами согласен: Только поп один Балду не любит, Никогда его не приголубит, О расплате думает частенько; Время идет, и срок уж близенько. Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит: Лоб у него заране трещит.

Иванович Михаил / 19.08.2015

28. Re: Не надо путать поэзию с публицистикой

Ну вот, теперь отец Роман не угодил отцу Александру. Кто следующий?

Бравый солдат Швейк / 19.08.2015

27. Ответ на 21., рудовский:

Как-то раз мне на глаза попалось средневековое вьетнамское стихотворение... Красивое...

Хорошо что не в глаз.

Савва / 07.08.2015

26. Ответ на 25., священник Александр Шумский :

Если Вы тот самый Сергей Поляков, которого я очень хорошо знаю

да, тот самый )

Что касается стихотворения отца Романа, то оно предельно понятное, но совершенно лишено той самой неизъяснимой тайны, которая делает поэзию поэзией, а не зарифмованным текстом. Вот именно об этом я говорю в своей статье.

Никто с этим не спорит. Однако его стихотворения, и даже это, люди читают, переживают, обсуждают. Многие святые люди писали стихи, лишенные не только "тайн", но и ритма, рифм и других формальностей. Однако многие такие неумелые и "нетаинственные" строчки доходят до сердец людей. А это - главное.

Сергей Поляков / 07.08.2015

25. Ответ на 11., Сергей Поляков:

Если Вы тот самый Сергей Поляков, которого я очень хорошо знаю, то могу сказать следующее:Ваше непонимание истории для меня не новость, но мне казалось, что в поэзии Вы немного разбираетесь. Вы в своем отзыве, как и некоторые другие, путаете тайну с заумьем и нарочитой непонятностью. Даже удивительно, что Вы не понимаете простой вещи - в подлинной поэзии всегда сочетаются ясность и тайна. В этой антиномии заключается смысл великой поэзии,например, пушкинской, есенинской, ахматовской. Именно в самых ясных стихах настоящих поэтов обнаруживается великая тайна. Так что, уважаемый, не путайте, как говорят в Одессе, Гоголя с Гегелем. Что касается стихотворения отца Романа, то оно предельно понятное, но совершенно лишено той самой неизъяснимой тайны, которая делает поэзию поэзией, а не зарифмованным текстом. Вот именно об этом я говорю в своей статье.

священник Александр Шумский / 07.08.2015

24. Ответ на 23., Александр Тимофеев: Просьба, от которой невозможно отказаться.

Пора подмен и диких оргий.

Александр, ну, коли "по просьбе В.В.Бидолаха", тогда извинительно.

Иванович Михаил / 20.07.2015

23. По просьбе В.В.Бидолаха

Пора подмен проукраинских Что понапрасну воду лить? Звезда - предвестница Креста. Ничто не ново и не вечно Под переменчивой луной. Хулители звезды пятиконечной Сродни хулителям звезды волхвов. Но те, которые с Христом, Те со звездою и с Крестом! Пора подмен и диких оргий. О время! А судьи кто? И в рясах появились ныне судьи, Им что Алтарь, то и майдан. И чешет голову Иван: В спасителях теперь болван-Степан! Бурлит проукраинское потомство, Хуля порядки прежних лет. В гордыне возглашает приговоры, Отринув правду как навет. А им бы плакать без конца За деда-полицая иль власовца-отца. Разлад преодолеем единеньем Через связующую нить Христа. Быть русским - значит православным. Советским - братолюбцем быть. Я со смирением русскость познавал И за советскость потому на фронте погибал.

Александр Тимофеев / 20.07.2015

22. Ответ на 17., Tatiana Soboleva:

Вот Вы и проговорились, Татьяна: "Святых ведь, от нас, называющих себя православными, отличает смирение и отсутствие СВОЕГО мнения." Посягательства Бога на свободу человеческого мышления - это форма посягательства Бога на человеческую свободу вообще. А Господь, как общеизвестно, человеческую свободу и для Себя определил как богоподобную и потому неприкасаемую. А по-Вашему выходит, что у святых нет этой формы свободы воли. Говорят и пишут в режиме "автоматического письма" под диктовку непосредственно Святого Духа. Предоставим поклонникам парапсихологии концепцию "автоматического письма"! Или протестантскому еретику и гордецу Гегелю. Он ведь в своей философской "системе" реабилитировал понятие "спекулятивные теоретизирования" именно как "свой особый случай" избранника Божиего, который погружается в Божественное лоно Святого Духа, как только берётся за перо.

Сергей Абачиев / 20.07.2015

21. Re: Не надо путать поэзию с публицистикой

Как-то раз мне на глаза попалось средневековое вьетнамское стихотворение... Красивое... Хотя никаких особых тайн там не было.

рудовский / 19.07.2015

20. Ответ на 17., Tatiana Soboleva:

Татьяна, не передёргивайте меня! Своим комментарием 16 я не давал никаких поводов для Ваших гневных "обличений". Не твори себе кумира ни из кого и ни из чего тварного. Эта наипервейшая антиязыческая Божия заповедь распространяется и на святых.

Сергей Абачиев / 19.07.2015

19. Ответ на 17., Tatiana Soboleva:

Дивно ли, что сегодня поносят и ругают истинных Христовых учеников?

Спаси Вас Христос, Татьяна.

Иванович Михаил / 19.07.2015

18. Хроники "мутного времени"."Пора подмен".(понятий о вещах).

Вне зависимости от предметного содержания произведения,его автор, сумел выразить сущность духа "мутного времени", предельно ясно и просто,как он есть и это главное. Пора подмен. ПОРА ПОДМЕН ПОНЯТИЙ О ВЕЩАХ. Иное дело, владеет ли этот дух,Совестью человеческой или же человек взял на себя труд "изучить дух времени,дабы отвратиться от него"(Св.Игнатий Брянчанинов)и других отвратить. Если в прозе можно спрятаться за широкую спину редактора,особенно если сам редактор талантлив,то в поэзии,этот номер не пройдет,в поэзии, каждое слово торчит как гвоздь в заборе,особенно если сам автор не ставит перед собой целью что-то прятать,особенно тогда,когда прятать особенно нечего. "Мудрость начинается с определения понятий". Сократ. "ДЕЛО ЗАПОВЕДЕЙ-ОЧИЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ О ВЕЩАХ". М.Исповедник. "Правильно употребляете значение слов и вы освободите себя(и ближнего своего)от половины заблуждений." А.С.Пушкин. "Человек заблуждающийся неизбежно изберет порочный путь решения". Абсолютно верно,как для отдельного человека,так и для целого общества,как исторически,так и во всякий момент времени. Русский-категория этническая. Советский-категория политическая. В этом сущность подмены понятий о вещах,где сравниваются вещи несравнимые,мало противопоставляются друг другу,с целью натравить народ на государство,натравить народ на свою собственную Советскую Власть,иных целей,объективно, в подобных случаях,история не знает. Русский Народ и Советское Государство,которое он построил и которое у него украли путем обмана,включая подмену понятий о вещах,вольную или не вольную и предательства-сознательного преступного сговора части, власть,в Советском Государстве,придержащих. Все равно что сравнивать температуру кипения воды и величину угла,на основании того,что и то и другое измеряется в градусах. На самом деле плакать надо,поелику увлечение подобного рода,доводит человека до распада личности,а общество до распада государства. Таковы последствия и они никогда не могут быть другими,потому что фантазия,что свойственно вообще тварной природе человека,мало того,поврежденной первородным грехом,если ее не обуздать,уводит человек в воздушную сферу,в сферу отвлеченных абстракций- ложных,безсущностных "идей",что правят " стихiями мiра сего",но, "овладевая массами",обретают материальную силу и сносят все на своем пути.

Писарь / 19.07.2015

17. Ответ на 16., Логик-методолог:

Ах да, истиной в последней инстанции, очевидно, являются о. Александр вкупе с Анной Ахматовой…. Куда до них Отцу Николаю Гурьянову или Иоанну Кронштадтскому…. Ох, вы как перекрутили: « У нас, у православных должно быть трезвенное и избирательное отношение к словам святых? Сами придумали? Ведь Святой - это духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; Святой ( в отличие от простого иерея) видит душу и сердце человека, и быть литературоведом для этого совсем необязательно. А может быть, прикажете избирательно и аналитически к словам Евангелия относиться? Лукаво получается: нравится моему «Я» - приму, не нравится – буду избирать и анализировать, а то и толковать по своему…. Очень близкая позиция к украинским националистам. Что им до того, что и св. Лаврентий Черниговский и такие духоносные старцы как схиархимандрит Зосима (Сокур) и схиархимандрит Иона (Игнатенко) предупреждали о том, что нельзя разделять три славянских народа, как нельзя разделять Святую Троицу, предупреждали о бедах, которые нанесет раскольник Денисенко… Но слова старцев избираются, анализируются, или вообще замалчиваются в угоду человеческим амбициям. А вот если бы украинцы отбросили СВОЁ горделивое мнение и послушались бы….. не мнения, а голоса Старцев….. Святых ведь, от нас, называющих себя православными, отличает смирение и отсутствие СВОЕГО мнения. Святые и подвижники – это люди, считающие себя последними грешниками. Но они водимы Святым Духом, и не только в вопросах веры. Другой вопрос, что не каждому удается достичь того уровня, чтобы жить в соответствии с поучениями святых, это мера веры и воцерковленности. Нельзя заставить жить по «Лествице» пятилетнего ребенка, но разве можно из-за этого умалять творение преп. Иоанна Лествичника, зовущее к идеалу святости, разве можно относиться к нему избирательно или аналитически??? Считаете на сегодня сугубо несправедливыми слова о. Иоанна Кронштадтского, в том, что православная монархия - единственная адекватная России форма государственности? А почему? Ведь такая форма правления – это идеал. А прелесть идеала в том, что он никогда не может устареть. Кстати, позицию Иоанна Кронштадтского разделял и наш современник , почивший Митрополит Иоанн Снычев – голос и совесть России. Хотя и его критикуют и оскорбляют до сих пор (у всех же свое мнение). Когда –то иудеи и о Христе говорили: «Он развращает народ наш…» Дивно ли, что сегодня поносят и ругают истинных Христовых учеников?

Tatiana Soboleva / 19.07.2015

16. Ответ на 12., Tatiana Soboleva:

А у нас, православных, и к мнениям святых должно быть отношение трезвое, избирательное, аналитическое. Из них тоже недопустимо делать идолов, от которых каждое слово - абсолютная истина. Например, св. праведный Иоанн Кроншадтский говорил, что православная монархия - единственная адекватная России форма государственности. Это было справедливо до февраля 1917 года, но сугубо несправедливо после и до сего дня. Мнения святых по вопросам христианской нравственности и церковной жизни - это одно. Здесь они чаще всего водимы Святым духом и непререкаемо авторитетны. Но в других вопросах это отнюдь не так. И тот же о. Николай Гурьянов не есть истина в последней инстанции в вопросах литературоведения, как и во многих других.

Сергей Абачиев / 18.07.2015

15. Ответ на 8., Логик-методолог:

Да уж, в жертву политизированному стихотворчеству можно принести не только таинственную духовность, но и элементарную логику!

Логика здесь элементарная - есть живые и есть мёртвые души. Чистое сердце монаха принесено в жертву. Живые - с благодарностью приняли. Мёртвые - растоптали ногами.

Иванович Михаил / 18.07.2015

14. Ответ на 1., Русский Сталинист:

Спасибо, отче, за Ваш отклик на эти провокационные (увы!)и кощунственные (увы!) стихи о. Романа.Кому многое дано, с того много и спросится...

Русский Сталинист, что-то Ваш переходный возраст затянулся. Пора бы разбираться в людях и "зёрна отличать от плевел".

Иванович Михаил / 18.07.2015

13. Re: Не надо путать поэзию с публицистикой

Воистину пора подмен. Мало того, что вы упорно хотите выдать желаемое за действительное, вы еще и не гнушаетесь подтасовкой фактов. Где в стихотворении отца Романа намек на тему Велкй Отечественной Войны? Если хотите узнать отношение к Войне иеромонаха Романа прочитайте его статью "За равноправие!" Вы против позиции батюшки, значит вы почитаете правильным соделать чуть ли не святым тов. Сталина, вновь водрузить на пъедестал товарища Дзержинского, а потом, назвав себя православным коммунистом, придти на службу в храм, этак числа 7 февраля, аккурат на Собор Новомучеников и Исповедников Российских.... Постоять и помолиться тем, кто был замучен во времена безбожной советской власти... Между прочим Николай Аверин, убивший на Пасху монахов в Оптиной Пустыни, почитает себя их благодетелем. Дескать исключительно благодаря ему (прости Господи за подобное кощунство)о. Василий, о. Трофим и о. Ферапонт стали святыми. Наверное по вашей логике убийцу бы следовало грамотой наградить...Или признать подобную заслугу за товарищами коммунистами-революционерами? Забыть о беспрецедентном по своему цинизму и жестокости богоборческом времени, забыть о миллионах людей, замученных и убиенных за православню веру и воспеть осанну их убийцам, только лишь потому, что один из них оказался главой государства-победителя в Великой Отечественной Войне? Примириться быть может надо с богоборцами? Чем-то знакомым повеяло не правда ли? Ах да, в соседней братской Украине в свое время господин Ющенко предлагал примирить Ветеранов Великой Отечественной с бандеровцами.... Если соединить ложь с правдой, получится лживая правда или правдивая ложь, добро со злом - получится доброе зло или злое добро, тьма со светом даст суррогат светлой тьмы или темного света. А крест со звездой породит православное богоборчество.... Это взаимоисключающие понятия. К ним же относится и православный коммунизм. А по поводу русскости и православности, есть замечательные слова Ф. М. Достоевского: "Русский без православия - дрянь, а не человек!" Русскость в данном случае не просто национальность, а православная идеология народа-богоносца, равно как советскость- идеология богоборчества. И если бы белогвардейцы, о которых вы так часто упоминаете (опять с какого-то перепуга привратно истолковав слова стихотворения "Пора подмен") были бы носителями русскости как православной идеологии, никакая победа большевиков не была бы возможна... А чтобы поставить точку, напомню о знаменитом сталинском тосте, провозглашенном на победном банкете: "За великий РУССКИЙ народ!"

Tatiana Soboleva / 18.07.2015

12. Ответ на 9., Логик-методолог:

Злословие и критика - "две большие разницы", как шутят одесситы. Из свободы художественного творчества тоже нельзя делать культ. Она легко оборачивается пятоколонным идеологическим качеством. Грязный пасквили Войновича "Приключения солдата Чонкина" и "Москва-2042", лживый до мозга костей "Архипелаг ГУЛАГ" тоже творились во славу "святой" свободы самовыражения авторов.[/QUOTE Каждый судит по себе. Вы еще о. Иоанна Кронштадтского или Патриарха Тихона обвините в пятоколонстве, они ведь тоже еще какие нелицеприятные проповеди говорили. Считаете, что отец Роман самовыражается? А с чего вы это взяли? Не приходит в голову, что батюшка чужд тщеславия? Опять судите по себе? Однако вы правы в том, что злословие и критика - две большие разницы. В злословье тот замечен, кому хвалиться нечем..Знаете ли вы вместе с иереем А. Шумским, что на поэтическое творчество о. Романа благословил о. Николай Гурьянов? А может быть о. Александр достиг тех же вершин, чтобы считать, что вправе отменить благословение данное старцем?

Tatiana Soboleva / 18.07.2015

11. О публицистике в поэзии

Вот этой тайны совсем нет в стихотворении отца Романа «Пора подмен». А для поэзии – это убийственно. ... Гораздо хуже, когда поэзия вырождается в публицистику. И получается, что и поэзия исчезает, и никакой публицистики не выходит.

Данное стихотворение написано в форме гражданской лирики, а эта форма не требует никакой "тайны". Гражданской лирикой "грешили" и Пушкин "К Чаадаеву", и Лермонтов "На смерть поэта", и упомянутая Вами Ахматова, помните: «И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки, Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь». Это самая настоящая "публицистика" в стихах. И потом, важно еще КТО написал "гражданское" стихотворение. Если его напишет никому неизвестный "Евтюшкин", то оно так и останется незамеченным несмотря на наличие правильной формы. Если же такое стихотворение напишет известный поэт, то читатели обязательно обратят внимание и поймут мысли и чувства, которые автор хотел им передать. Тем более, если этот ПОЭТ - священник, монах, живущий в отшельничестве и не зараженный страстями, кипящими у православных по поводу Сталина, Дзержинского и прочих товарищей в "кровавых сапогах". А что до Украины, так о.Роман о своем отношении к событием на Украине уже написал в стихах, также опубликованных на РНЛ.

Сергей Поляков / 17.07.2015

10. Ответ на 6., Русский Сталинист:

этими своими словами о. Роман выразил своё отношение к советским солдатам и-шире- всем советским людям в годы Великой Отечественной

Это Вы на основании какой строчки стиха заявляете? Что в стихе указывает на этот смысл? На Войну? Наоборот, стих относится исключительно к сегодняшнему, постсоветскому времени. Об этом всё в стихе. Именно нынешнее время определяется как "время подмен". "Певцы звезды пятиконечной Сродни певцам звезды иной." - указание на поиск общего в социализме и Православии (к советскому времени это не относится, поскольку таким поиском никто не занимался). И в рясах бывшие парторги - явное указание на постсоветскую эпоху. В спасителях теперь тиран! - теперь - т.е. это о реабилитации сталинизма... Не о том, что было раньше. Про солдат ВОВ - ни слова. Весь обличительный пафос стиха относится к героям нынешнего времени, желающими возрождения сталинизма и советского строя. Ваша реакция - довольно типична. Она строится на логической ошибке. Коли автор критикует идею реабилитации сталинизма, стало быть он уничижает любого человека советского периода и все подвиги и достижения того времени... С чего бы это? Но либо всё, либо ничего... Бинарное мышление. Это типа, если кто против социализма, значит агитирует за капитализм... И не вмещается, что из одного другого не следует...

Андрей Карпов / 17.07.2015

9. Ответ на 5., Tatiana Soboleva:

Злословие и критика - "две большие разницы", как шутят одесситы. Из свободы художественного творчества тоже нельзя делать культ. Она легко оборачивается пятоколонным идеологическим качеством. Грязный пасквили Войновича "Приключения солдата Чонкина" и "Москва-2042", лживый до мозга костей "Архипелаг ГУЛАГ" тоже творились во славу "святой" свободы самовыражения авторов.

Сергей Абачиев / 17.07.2015

8. Ответ на 6., Русский Сталинист:

Да уж, в жертву политизированному стихотворчеству можно принести не только таинственную духовность, но и элементарную логику!

Сергей Абачиев / 17.07.2015

7. О модераторах

А что,иерей Шуйский сам модерирует свои статьи?

Федырыч / 16.07.2015

6. Ответ на 2., Андрей Карпов:

Виноват, неполно и неточно изложил свою мысль. Кощунственные не с религиозной точки зрения, разумеется, а с морально-нравственной и исторической, ибо этими своими словами о. Роман выразил своё отношение к советским солдатам и-шире- всем советским людям в годы Великой Отечественной, отказав им в праве быть русскими по причине того, что они были советскими, т.е., по его мысли- они "променяли русскость на советскость". Стало быть "истинно русскими" была та горсточка белоэмигрантов, которая, не "променяв русскость на советскость", приняла участие в "крестовом походе цивилизованной Европы" под руководством богоданного фюрера против безбожных советских варваров, променявших русскость на советскость. Из этого плавно вытекает и провокационность данного стихотворения и возникает вопрос зачем его было публиковать? Чтобы ещё больше подлить масла в огонь непрекращающейся гражданской войны? В любом случае, хочу выразить благодарность модераторам, подправившим мой первый комментарий. Эмоции плохой советчик.

Русский Сталинист / 16.07.2015

5. Re: Не надо путать поэзию с публицистикой

У отца Романа не неплохие стихи. Его стихи - это родник с чистой водой. только вот ...не бывает пророк без чести, разве только в Отечестве своем и у сродников и в доме своем... Достойно сожаления, что священник мало того, что подает повод не только злословить и оскорблять брата во Христе и иерея Божьего, но и присваивает себе право решать кому можно а кому не нужно писать стихи...

Tatiana Soboleva / 16.07.2015

4. в каждой бочке.

Отче-го отче пишет и диктует на микрофон только обвиняющие и провокационные выспупы, кто-нибудь задумывался? Мне тоже не в радость ни творчество и мнения Гребенщикова, ни творчество о. Романа, но почему надо об этом "кричать" на нашем заборе??? Или это невозможность не писать Члену союза писать-елей?

Юрий Новиков / 15.07.2015

3. Re: Не надо путать поэзию с публицистикой

Ну, отчего же публицистика в поэзии нехороша. Разве нет в ней тайны? Головешку видели когда-нибудь? Чего допишете подобное - увидите. Вам какая больше смородина нравится, о. Александр? ))) Смородина Белую смородину собирает дед. Красную смородину собирает мать. Ну а мне-то вроде бы Больше повезло: Черная смородина сыплется в ведро. Сладкая, медовая, русский виноград, Крупная, садовая, гулкая, как град. Почему ж у матери скорбные глаза? А у деда старого на щеке слеза. Красная – опасная – Руки все в крови, Будто сердце страстное – Рвется от любви. Белая вся светится - Россыпь пуль в руке, Звездочками с месяцем - Тает в кулаке. Дед сказал: -Ты черного Много пожуешь… Богом угощенная, Попадешь под дождь. Не страшись крученого, Хлесткого - не трусь, Жженую, копченую – Головешку –Русь Привези на родину, В этих вот кустах, Посреди смородины И поставь. Если станет слезами Поливать народ, То, - коли не поздно ей, - Отживет…

РодЕлена / 15.07.2015

2. Ответ на 1., Русский Сталинист:

провокационные (увы!)и кощунственные (увы!) стихи

Ну как провокацию можно "пришить" к делу, я еще понимаю... А кощунство откуда? Разве только из возведения социального учения в ранг священного... То есть обвинение в кощунственности может последовать только за усвоением еретического образа мыслей...

Андрей Карпов / 15.07.2015

1. Re: Не надо путать поэзию с публицистикой

Спасибо, отче, за Ваш отклик на эти провокационные (увы!)и кощунственные (увы!) стихи о. Романа. Кому многое дано, с того много и спросится...

Русский Сталинист / 15.07.2015
Александр Шумский:
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Нам украинская автофекалия – что слону Драбинко
Священник Александр Шумский предлагает взглянуть на ПЦУ с карнавальной, смеховой стороны
24.12.2018
Идея православного социализма – опаснейшая утопия
Отклик на статью Валерия Хатюшина «В чём для России реальный прорыв в будущее?»
10.12.2018
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы
Ответ на статью «Солженицын – предатель, агент КГБ или современный юродивый-правдолюбец?»
16.11.2018
Все статьи автора