Как сообщалось, на прошлой неделе в Уфе завершился седьмой саммит БРИКС, в работе которого приняли участие лидеры государств – участников организации: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. VII саммит БРИКС был посвящён вопросам политической координации и глобального управления, проблемам обеспечения устойчивого развития, возможным направлениям расширения взаимодействия в рамках объединения. По итогам встречи главы государств приняли пакет документов. Президент России Владимир Путин также сделал заявление для прессы. Ранее на полях саммита состоялись встречи Президента России с членами Делового совета БРИКС и представителями профсоюзных объединений стран организации.
Кроме того, на саммите в Уфе лидеры Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) утвердили решение о начале процедуры приема Индии и Пакистана в члены Организации и подписали решение о предоставлении Белоруссии статуса наблюдателя при ШОС. Страны ШОС также приняли решение о предоставлении статуса партнера по диалогу Азербайджану, Армении, Камбодже и Непалу. По итогам саммита лидеры России, Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана и Узбекистана подписали Уфимскую декларацию глав государств-членов ШОС. В документе зафиксированы консолидированные подходы к дальнейшему развитию ШОС, ключевым международным и региональным проблемам. Лидеры ШОС выступают за полное и безусловное выполнение сторонами Минских договоренностей на Украине, говорится в итоговой декларации саммита.
Напомним также, что на прошлой неделе «шестерка» в составе Великобритании, Германии, Китая, Франции, России и США при участии Евросоюза и Ирана провела в Вене переговоры по итоговому соглашению по ядерной программе.
Важнейшие международные события комментирует в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
Сейчас происходит то, о чем мы говорили, – трансформация глобального мирового порядка. После окончания Второй мировой войны мир был однополярным, в мире доминировали Соединенные Штаты Америки и западные страны. Сейчас мы видим, что однополярная модель мира трансформируется в многополярную модель, и для этого есть все основания. США и западные страны утрачивают свое экономическое доминирование. Если их ВВП в свое время был три четверти мирового ВВП, то сейчас уже гораздо меньше 50%, а ВВП БРИКС и ШОС приближается к 20-30%. И главное, что эти страны показывают динамику роста, динамику развития.
Сейчас есть проблемы у России, но Китай дает 7-8% роста, хотя сейчас он тоже замедляется, но все равно это динамично развивающаяся группа стран, западные страны такие пределы роста пока показывать не могут.
Военное доминирование западных стран тоже уходит в прошлое. Еще в годы холодной войны был достигнут паритет между
СССР и США, но после этого паритет был разрушен развалом Советского Союза, реформами России, к которым Запад тоже приложил руку. Сейчас мы видим, как этот паритет восстанавливается, возродилась российская армия, развивается китайская армия. Со вступлением Индии и Пакистана в ШОС будет уже четыре ядерные державы. Сейчас в мире всего 7-8 ядерных держав. Официально - это 5 стран, постоянные члены Совета Безопасности ООН: США, Франция, Великобритания, Россия, Китай. Есть непризнанные ядерные державы – Индия и Пакистан, которые официально заявили о том, что обладают ядерным оружием, но мировое сообщество их право обладать ядерным оружием не признало де-юре, но де-факто с этим смирилось. И еще есть Израиль, который отрицает наличие ядерного оружия, но оно у него есть. Т.е. мы видим, что если мы берем объединение западных стран НАТО или «Группу семи», то в нее входят 3 ядерные державы, когда как сейчас развивается Шанхайская организация сотрудничества, в которую войдут 4 ядерные державы.
Можно приводить и другие примеры. Конечно, серьезный моральный ущерб нанесен Соединенным Штатам Америки разоблачениями Сноудена и Ассанджа. Это сопоставимо с кампанией, которую Америка провела по несоблюдению прав человека в Советском Союзе. Те достижения, которые сделал СССР, – прорыв в космос, идея равенства, - были значительно нивелированы нарушением прав человека. Западные страны, и, прежде всего, США, могут всему миру объяснять, что, мол, факты шпионажа за лидерами западноевропейских стран - пустяк, ерунда и мелочь. Но президенты остальных 150-ти стран смотрят и понимают, что это не пустяк. Когда кричат «король-то голый» - это очень симптоматично. Не настолько наивные люди в мире, чтобы поверить, что западные политики не понимают, что воровать - это плохо, что врать – это грешно. Это наносит серьезный урон по США и по Западу в целом. Сама Америка находится в неприглядной ситуации потому, что воровство, подслушивание – неприглядные качества во все времена и у всех народов. Но в еще более странном положении находится Западная Европа, за которой следят и подглядывают, а они должны говорить, что ничего не происходит, у канцлера ФРГ за 20 лет украли всю секретную информацию, но это им приятно было, что они этого не замечают и будут дальше работать на благо своих народов. Хотя у их народов не просто не оставляют никаких секретов, не просто воруют информацию, а используют против них понижение уровня жизни, для выигрыша в экономической конкуренции. В правительстве ничего не могут сделать, они могут только мило улыбаться и говорить: «Какая ерунда, какой пустяк». Но это не естественно, и все это понимают.
Поэтому и моральный облик Запада сейчас тоже подвергается сомнениям. Мы видим, что на саммите президент Бразилии была просто шокирована тем, что ее аппараты подслушивали. Руководители таких стран, как Китай и Россия, государственные службы в этих странах уже давно защищаются самыми энергичными методами, потому что все понимают, что в мире происходит.
Происходит столкновение: с одной стороны, формируется новый мировой порядок, новый полюс мирового порядка, на его стороне серьезный экономический рост, усиление военного потенциала и тяготение к нему целого ряда стран и огромных регионов мира. С другой стороны, западные страны, которые не признают формирующийся новый мировой порядок, хотят сохранить однополярный мир. Но для сохранения однополярного мира они предлагают экономические и политические средства, которые находятся во вчерашнем дне, такие как экономические
санкции, бойкоты, военные угрозы, военное давление и прямые военные интервенции. Это можно проводить тогда, когда у какой-то группы стран или у одной страны и ее союзников подавляющее экономическое и военное преимущество, а когда вводятся санкции против государства, эти санкции, конечно, оказывают влияние, но не решающее, и, в то же время, появляются другие государства, которые оказывают этим странам поддержку потому, что понимают, что сами могут подпасть под такие санкции.
В 1960-е годы, когда Китай был слаб, он сделал порядка 500 серьезных предупреждений Соединенным Штатам Америки. Причем каждое предупреждение объявлялось как серьезное и последнее. Сейчас Китай предупреждений не делает. А предупреждения уже делают США. Они предупреждают и Россию, и Китай очень решительно и с обещаниями разорвать в клочья экономику, развалить инфраструктуру. Эти угрозы начинают напоминать предупреждения, которые делал слабый Китай в 1950-60-е годы. Многие аналитики говорят, что США и западные страны напоминают в своем поведении и Советский Союз периода упадка, и Китай периода внутреннего кризиса. Главное, что сформировавшаяся политическая элита Запада не может предложить новых вариантов, новых подходов. А лишь арсенал XX века.
Переговоры в Вене показывают, с одной стороны, снятие санкций с Ирана. Эти санкции дали эффект, но не тот, который ожидали. Санкции, конечно, нанесли вред и ущерб Ирану, но они не изменили его политическую позицию. Они не привели к тому, что в Иране произошел взрыв, свергли бы правительство, или власти Ирана встали бы на колени и сказали: «Да, мы будем послушно следовать вашим указаниям». Ничего этого не произошло. Иран проводит свою линию и жестко защищает свои интересы. Помимо Ирана появилось еще столько много проблем в политике Запада в связи с тем, что их доминирование ушло. Поэтому и возникло решение снять санкции с Ирана, чтобы использовать иранский фактор для решения других проблем. Но, тем не менее, мы видим, что Иран не собирается снимать санкции на любых условиях. Иран твердо отстаивает свои интересы. И западноевропейские страны, с одной стороны, которые хотели привлечь Иран на свою сторону, и США в ряде политических процессов, прежде всего на Ближнем и Среднем Востоке, сталкиваются с, как они понимают, неблагодарностью Ирана - с него снимают санкции, а он не принимает их условия.
Иран рассматривает снятие санкций не как свое поражение, а как поражение Запада. Поэтому он требует, чтобы снимали санкции не на условиях Запада, а на его условиях Иран. Это, конечно, вызывает раздражение. Следующий момент: уже объявлено, что, как только с Ирана будут сняты санкции, он не двинется на Запад, он не попросится ни в НАТО, ни в «Большую семерку», ни в другую западную организацию, он тут же будет принят в Шанхайскую организацию сотрудничества, которая означает формирующийся новый мировой порядок.
Вот чего добились западные страны своими санкциями. Они добились сближения России и Китая санкциями против России, санкциями против Ирана они добились того, что Иран теперь стремится в российско-китайскую связку и группу стран, которая вокруг двух этих держав формируется. Наступает определенное разочарование потому, что ставятся цели, которые берутся из XXI века, но применяются методы и способы их решения из конца XX века, когда возможности были большие. Сейчас цели несоразмерны возможностям, и результат получается с точностью до наоборот. Для того чтобы признать, что мир уже не однополярный, мир – это уже не Pax-America, надо идти на серьезные уступки. Тогда надо признать, что доллару не долго быть мировой валютой, что международные экономические институты - МВФ, Всемирный банк - уже не являются насосами, которые перекачивают из других регионов благосостояние в западные страны, и уже не будет так, что одни регионы богатеют, а другие находятся в состоянии бедности. Это ведет к снижению уровня жизни, к непопулярным решениям, потому что ослабление внешнеполитических позиций ослабляет и национальную экономику, неблагоприятно влияет и на внутреннее развитие стран. К этому, конечно, ни западные элиты, ни западные народы не готовы.
Выходов из этого может быть несколько. Самый ужасный – война, с помощью которой можно постараться восстановить свое господство в мире. Но сейчас в условиях распространения ядерного оружия это может привести к глобальной катастрофе. Тем более, мы видим, что страны, которые создают новый полюс, обладают ядерным оружием, но не являются западными государствами. Проблема Ирана, прежде всего, в ядерном оружии. Иран отказывается от ядерного оружия, но вступает в организацию, где этого оружия достаточно. Его туда принимают.
Следующий вариант – череда кризисов, столкновений, в которых на первых порах не может быть серьезных победителей потому, что силы примерно равны между двумя полюсами мирового развития, а ущерб от этого может быть очень серьезный.
Третий вариант – признание того, что мир стал другой, и нужны переговоры, компромиссы, поиск новой архитектуры мира, где кому-то придется поступиться своими экономическими преференциями, быть готовым к снижению уровня жизни и т.д. Но к этому никто не готов. Греция, попавшая в кризис, не готова к этому, американцы, которые решили сделать жест и снять санкции с Ирана, тоже оказались не готовы провести эти переговоры в соответствии с новыми реалиями. И, конечно, они рассматривают Иран как неблагодарную страну: мол, ей пошли навстречу – сняли санкции, а они неблагодарные, вместо того, чтобы кланяться, улыбаться, благодарить, выдвигают новые и новые требования. Иранцы заглядывают в календарь и говорят, что сейчас уже середина второго десятилетия XXI, и, мол, почему к ним применяют методы и стандарты, которые уместны были лет 20-25 назад, а сейчас уже другое время?! Мы, мол, вступаем в серьезную организацию – Шанхайскую организацию сотрудничества, которая усиливается, буквально, на глазах, в которой будут еще 4 ядерные державы!
Вот такие противоречия. Будем надеяться, что, по крайней мере, первый вариант никогда не будет реализован, а через второй вариант мир все-таки придет к третьему – к перестройке международного порядка на основе дипломатических, а не военных и санкционных методов.
3. Ответ на 1., Андрей Карпов:
2. Re: На наших глазах формируется новый мировой порядок
1. Re: На наших глазах формируется новый мировой порядок