22 июня - День памяти и скорби.
Отношение к этим событиям иногда принимает форму религиозного поклонения – в почти или совсем буквальном смысле, пишет Regions.ru. Так Белгородская и Саратовская митрополии выступили с резкими заявлениями по поводу публичных «обрядов» А.А.Проханова пред «иконой» Сталина.
«Каким, на ваш взгляд, должно быть отношение к памяти о войне? Что эта память значит для вас лично?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что «сейчас плюрализм мнений, каждый может высказать все, что он считает нужным, и поэтому такой разброс крайностей». «Церковь призвана консолидировать общество, - подчеркнул он. - Это единственный институт сегодня, который только объединяет, а не разъединяет. И мы должны объединяться на самых высоких ценностях».
«Победу надо представлять как самую высокую ценность, дарованную нам Господом за смирение и трудности, которые понес наш народ во время Великой Отечественной войны, - убежден пастырь. - Очень важно из этого вынести урок: мы победили не столько оружием и сверхорганизацией, сколько устранением разногласий в отношениях людей. Все хотели только одного – Победы, она была так желанна и нужна, что люди делали все для нее. Не было места для уловок или дивидендов для себя. Единение народа и есть самое главное, что помогло преодолеть страшные силы, которые пытались нашу страну поработить. Мы стали одним народом, одним большим живым организмом».
Он полагает, что если мы сейчас найдем это единение, то «сможем одержать очередную победу в нашей жизни над третьей мировой войной, которая сейчас идет». «Нас так сильно бомбят информационными бомбами, что мы можем устоять, только если будет консолидация, - пояснил отец Александр. - А все эти крайности говорят о том, что общество не консолидировано и находится в состоянии, когда левая рука не знает, что делает правая».
«Надо направить силы государства и общества на выработку общей идеи, а для этого нужно использовать все традиционные ценности. Религия должна здесь сыграть не последнюю роль. Надо не только на вооружение тратить средства, но и на духовно-нравственное воспитание. Когда каждый чиновник на любой должности будет представлять государство, а не личные корыстные интересы, тогда народ воспрянет. И таких людей надо готовить, воспитывать. Они должны пройти специальную подготовку, быть уважаемыми и достойными. Пока же там помойка какая-то, - посетовал священник. - И отсюда растет вся гниль, которая вылезает на поверхность. В нашем обществе не хватает образа достойного человека, государственника. Это должен быть символ. Я не говорю "икона", как Проханов пытается это сделать в душевном порыве, хотя в общем смысле я с ним согласен. Нам надо воспитывать государственника на всех уровнях – в полиции, в судах, в прокуратуре. Чтобы люди понимали: это работает государство, а не ОПГ в погонах».
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что «память о перенесенных страданиях наших дедов, прадедов, о величайшей скорби, которую претерпела в очередной раз Земля, не может не оставаться для каждого русского человека светлой».
«Высказывают разные мнения по отношению к этому празднику - это разделение между нами естественно. Каждый человек в символах Победы способен увидеть и услышать ровно столько, сколько у него хватает зрения и слуха. Хорошо, если то, что мы услышим и увидим, будет откровение Божье о нашей жизни. Символы Победы, правда о страданиях, о величайших жертвах остаются для нашего народа объединяющей нас ценностью. Это нужно использовать для нашей общей пользы: поощрять интерес к истории, к общению - хотя бы на основе этой общей ценности. Остальное нас, похоже, все больше разделяет. Победа остается единственным безусловно скрепляющим фактором для нашего народа и государства, - уверен отец Алексий. - Люди, которые своими словами или поступками обесценивают значимость этого события, праздника, этой ценности для нашего народа, играют на руку нашим врагам. А те, кто способствует укреплению сплачивающей нас идеи - наши друзья и союзники».
«Невинно пострадавшие, те кто "не пожалев живота своего", исполнили заповедь Христа, выше которой нет ничего на земле - безусловно, мученики – в этом я согласен с Прохановым. А лидеры, промыслом Божьим оказавшиеся в этот момент у кормила власти и не предавшие, не дрогнувшие, достойны прощения и снисхождения, и, возможно, уважения - даже если в целом их деятельность кажется нам неприемлемой», - заключил пастырь.
Священник Андрей Пастернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что «когда народ утрачивает историческую память, он умирает». «Поэтому она должна сохраняться с большим благоговением и любовью, - пояснил он. - Для нас память о Великой Отечественной ценна еще и тем, что связана с нашими близкими, в отличие от далеких войн 1812 года и Крымской войны, которые отодвинулись в далекое прошлое, куда личная, семейная память не достигает. А кто сражался на фронтах Великой Отечественной, еще сами живы, и живы погибшие в памяти детей, внуков. Поэтому сохранение памяти - это сохранение чувства идентичности, без этого народ существовать не может».
«Если бы не участие
СССР, непонятно как бы эта война завершилась. Главную роль в Победе, безусловно, сыграл Советский Союз, - подчеркнул отец Андрей. - Это не умаляет значение действий союзников, но их вклад не сопоставим с вкладом нашей страны, которая спасла мир от угрозы, которую представлял фашизм. И героический подвиг на благо Родины значим для последующих современников, потому что будущие потомки не могли бы существовать, если бы предки не сохранили страну. Это вещи очевидные, хотя кому-то могут казаться странными».
«А крайности всегда были, - напомнил он. - Есть группа фанатиков, которая требует канонизировать Сталина. Но об этом не может быть и речи. Вечный огонь создали люди далекие от Церкви, но и с языческими традициями он никак не связан. И эта память чтится нами, мы знаем, что Русская Православная Церковь во главе с Патриархом возлагает к огню венки. Церковь с почтением относится к памяти и не воспринимает Вечный огонь как что-то несочетаемое с церковной жизнью. Нужен здравый взгляд и объективное понимание истории. Искажение истории используется, как правило, политическими силами, поэтому часто выстраивается совершенно неправильное понимание событий. Хранить, восстанавливать историю - неотъемлемый долг граждан любой страны».
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал: «Все эти маргинальные крайности происходят иногда от незнания, иногда от узости ума и дурного воспитания. Поэтому их рассматривать не имеет особенного смысла, хотя воспитывать и рассказывать о войне адекватно и трезво очень важно: нужно учить молодое поколение правильному взгляду на войну. В истории всегда считается, что любая крайность вредит объективной оценке».
«Самое правильное, если бы все русские люди знали и помнили, что за эту Победу наш народ заплатил страшную цену – жизни миллионов соотечественников, которые готовы были умереть, чтобы мы жили мирно. Как мы эту память будем хранить? – задается он вопросом. - Возводить памятники, возлагать венки, помогать ветеранам или делать еще что-то иное. Главное, чтобы память сохранялась, в этом залог нашей благополучной жизни в дальнейшем. Не будем помнить историю своей страны, превратимся в "Иванов, не помнящих родства" и потеряем в этой жизни все».
«Мои родственники тоже пережили войну, все они в тылу работали на фронт и выживали. Так что для меня
День Победы - святой и священный день, когда мы молимся и поминаем погибших. Часто говорят, что мы победили благодаря руководству Сталина, но я считаю, что победили как раз вопреки, и этому есть много исторических доказательств. Поэтому нужно смотреть на войну в контексте историческом, рассматривать не как самостоятельное событие, а как событие, логически подготовленное до этого и имеющее серьезные последствия до сегодняшнего дня. Когда говорят, что Великая Отечественная - это война между Сталиным и Гитлером – это тоже не так. Да, Сталин играл большую роль, но не нужно ее переоценивать. Я выступаю за объективность и трезвый взгляд», - заключил отец Иоанн.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, желает, чтобы отношение к войне было здравым. «Великая Отечественная – это одновременно и огромная трагедия для нашей страны, и ее великая Победа, - отметил он. - А у нас слишком многое в России подгоняется под политическую ситуацию. Вот и получается: сначала мы ставим памятники, потом их убираем. Хочется, чтобы в нашем обществе было меньше лжи, и ценили вещи, значимые для каждого русского. Историческим событиям нужно давать объективную оценку. Если человек виновен в гибели миллионов ни в чем не повинных людей, оправдать его ничто не может».
«Наша система образования не ставит цель привить любовь к Родине, воспитать чувство патриотизма - оттого память о войне для многих молодых и остается пустым звуком, - объяснил пастырь. - Детям только дают информацию, а этого недостаточно. Нужно обязательно прививать любовь к своей Родине, к нашим героям – к настоящим героям. И они должны оставаться таковыми на века, чтобы не получилось: сегодня герой, а через пять лет негодяй. Ребенок, видя такое, понимает: ему врут. И хуже всего, привыкает к этому. Нельзя предавать героев забвению, и потому нельзя писать историю в угоду политическим деятелям».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал: «Проханов – последовательный проповедник социализма, коммунизма – как и вся редакция газеты "Завтра". Кстати, некоторые опубликованные в ней патриотические статьи я с удовольствием читал, да и к Проханову у меня поначалу было другое отношение. Оно изменилось как раз после этих странных выходок: человек устраивает публичные "обряды" перед "иконой" Сталина, возит с собой какого-то беглого афонского монаха, который перед ней "служит"… Причем делает он все это от лица Изборского клуба, куда входит архимандрит Тихон (Шевкунов), Наталия Нарочницкая и другие уважаемые люди».
«В одном из своих интервью он заявляет, что ожидал такой бурной реакции на свой поступок. Так делают провокаторы, и эта акция не что иное, как провокация, - уверен он. - Такие выходки ведут к расколу общества - православных верующих они отталкивают. Не знаю, чего добивается Проханов, но для меня его как политического, общественного деятеля больше не существует. И вообще вокруг дня Победы не должно быть таких фрик-шоу, когда какой-нибудь известный политический деятель или депутат пытается что-то сказать чуть ли не от имени Церкви. От имени Церкви могут высказываться только церковные органы: Священный Синод, в некоторых случаях Патриарх, высший Церковный совет, Поместный собор».
«Проханов также заявил о попытках создания так называемой «гражданской религии». Человек, как я понял, собирается организовать секту, собрать адептов. Ничего, кроме деструктивно-тоталитарной деятельности, от такой организации нельзя будет ожидать. Любая попытка религиозного обособления ни к чему хорошему не приведет. Все попытки демонизировать вечный огонь считаю глупостью, религиозным фанатизмом. Никому в здравом уме не может и в голову прийти, что это символ ада», - считает отец Святослав.
«Ну а День победы, конечно же, нужно праздновать, он должен оставаться в народной памяти. "Обнаженка" на фоне памятников для меня все равно, что танцы на могилах предков. Это нужно пресекать, как и крайности фанатизма. Крайности вообще всегда плохи. Общество это раздражает и раскалывает», - заключил пастырь.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, полагает, что «этими скандалами Александр Проханов, думаю, хочет прославить себя, а не тех, кто воевал и остался на полях сражения». «Когда в стране не остается почти ничего, что могло бы объединить всех, начинаются спекуляции на самом важном, - отметил он. - Я расцениваю это именно как спекуляцию».
«Война - страшное событие, и когда мы пытаемся извлечь из нее выгоду для себя, она обязательно нам принесет ужасные сюрпризы, - уверен отец Вячеслав. - Думаю, к этому плохо отнесется и молодежь, увидев вместо искренности помпезность, и старшее поколение – боль в их сердцах еще жива. Память об участниках войны священна. Я каждый год 22 июня в 3.30 в парке Победы в нашем поселке Адамовка совершаю панихиду. В этом году Богослужение возглавил епископ Орский и Гайский Ириней. Вечный огонь, горящий у памятников – та небольшая благодарность, какую мы можем выказать погибшим на полях сражений».
«Церковь уважительно относится к Памяти защитников нашего Отечества и молится за них. Кстати, среди мучеников, исповедников русских и вообще православных очень много воинов. Вместе с тем нельзя канонизировать человека только за то, что он участвовал в войне. Тем более нельзя канонизировать Сталина – а попытки сделать это давно делаются. Наша Церковь давно уже все об этом сказала. Ну а лично для меня память о войне - это память о моих дедушках и бабушках, которые в ней участвовали. Слава Богу, два деда вернулись ранеными, но живыми, и бабушка тоже. А некоторые двоюродные дедушки и бабушки остались там. Эта война прошла через нашу семью, и память о ней будет храниться всегда», - заверил пастырь.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, сказал: «Война для России из-за преступной халатности первого лица оказалась неожиданностью. Ее начало ознаменовалось множеством жертв, которых можно было избежать. Так что война – это зло, а ее начало - трагедия. Это нужно помнить. Память о войне, конечно, - память о подвиге мужества, стойкости и героизма, подвиге на передовой и в тылу, в окопах и конструкторских бюро, на заводах, где ковалось оружие победы - "Никто не забыт, ничто не забыто". Кто не знает своей истории, рискует вновь пережить то, что забыл. Это еще и память благодарности за то, что война закончилась, была одержана величайшая победа в истории человечества».
«И вот тут возникает вопрос – быть может, самый болезненный для нас: "Кого мы должны благодарить"? Благодаря кому эта трагедия завершилась не уничтожением страны, ее жителей, как это значилось в планах врага, а величайшей победой? Кто этот победитель? "Святой Иосиф Московский", как его именуют на этих "иконах"? Так вот, мы, прежде всего, должны благодарить Бога - это очевидно. Господь действует через людей, - пояснил он. - Кто эти люди, что победили? Это русский народ, который страдал, погибал и все же победил, сумев не сдаться врагу».
«В связи с этим демарши господина Проханова с так называемой "иконой" мне кажутся не только кощунством над святынями, так как непозволительно представлять в виде икон людей, которые не причислены к лику святых, но еще и надругательством над памятью тех, кто пал жертвой человека, находящегося в центре этой "иконы", - в мирное время, во время "великих большевистских экспериментов", в военные и послевоенные годы лет – жертвой, зачастую, напрасной», - заключил отец Филипп.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что память о войне должна быть живой. «Для этого во время общеобразовательного курса по истории и другим предметам – литературы, обществознания, о войне необходимо подробно говорить, - предложил он. - Причем не нужно забывать и Первую мировую войну. Школьники должны иметь возможность анализировать события тех лет, выделять героев или отмечать примеры недобросовестного поведения на войне (а такое, увы, тоже было)».
«Память о войне должна быть многомерной, как всегда многомерна жизнь. Если оставить только восторги и салюты, всегда найдутся протестующие - им предложат другие взгляды на эту войну. Я считаю, нашим ученым, преподавательскому составу необходимо над этим поразмыслить. Кроме того, заниматься этой работой нужно на государственном уровне, с привлечением СМИ. Да, Победу помнят все, но какой ценой победил наш народ, какие были ошибки, которых можно было бы избежать, - об этом знают меньше. Поэтому представление об этом событии размытое. А оно должно быть ясным, четким, подкрепленным ссылками на историков», - заключил отец Николай.