Человек, который умел молчать и слушать

Священник Александр Шумский о новопреставленном русском писателе Валентине Григорьевиче Распутине

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы  Валентин Распутин 
0
870
Время на чтение 6 минут
В среду 18 марта в Храме Христа Спасителя отпевали писателя Валентина Григорьевича Распутина. Отпевание возглавил сам Святейший Патриарх Кирилл. Перед отпеванием Святейший Патриарх произнес проникновенное слово о почившем, подчеркнув его неизбывную русскость. Народу было не очень много, но и не мало. Один мужичок, лет пятидесяти, после отпевания подошел почему-то ко мне и строго спросил: «Где же все русские люди, почему так мало русских пришло сегодня на отпевание?! Вот к Немцову гораздо больше людей пришло!». Наш разговор услышал стоявший рядом Председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев и сказал: «Ничего подобного. Я вчера целый день сидел у гроба и могу засвидетельствовать, что люди шли прощаться с Валентином Григорьевичем непрерывным потоком». На несколько секунд я отвлекся от мужичка, чтобы поздороваться со своим знакомым, и когда вновь повернулся, увидел лишь его быстро удаляющуюся спину. Вероятней всего, мужичок был просто провокатором, стремившимся внести диссонанс в тишину и глубину нашего переживания. Давно замечено, что в такие торжественные и скорбно-возвышенные моменты обязательно появляются сомнительные персонажи. Во время самого отпевания передо мной, моим другом Михаилом и нашим главным редактором Анатолием Степановым начала мельтешить некая восточного вида женщина. Она переходила с места на место, загораживая нам обзор, и постоянно пыталась придвинуться вплотную спиной к кому-нибудь из нас. При этом она беспрерывно запускала пальцы в свои немытые черные волосы. С ее смуглого лица не сходила неприятная застывшая ухмылка. Вдруг мы с Михаилом заметили, что волосы на ее голове полны вшей и гнид, а под ее ногтями черная застаревшая грязь. При этом одета она была в норковую шубу, а обута в дорогие черные сапоги на высоких каблуках. Эта черная женщина ни разу не перекрестилась. «Ведьма или бес», -промелькнуло в сознании. Ничего удивительного в этом на самом деле нет. Время Великого Поста, отпевают действительно праведного человека. Вот нечисть и активизируется. У великого святого равноапостольного Космы Этолийского читаем: «Это он, диавол, может войти в мертвеца, который становится подобным живому, - таких мы называем оборотнями». Но из потуг темной силы смутить нас ничего не вышло. Темная сила лишь наглядно показала, каким светлым и праведным был наш Валентин Григорьевич.

«Тихая моя Родина…» - писал наш русский поэт Николай Рубцов. Валентин Распутин, как никто другой, сам был олицетворением этой родной тихости. До конца своих дней сохранил он чистоту души. И словно именно ему посвящены другие рубцовские строки: «До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста!». И как отрадно было после отпевания видеть на лицах друзей и почитателей Валентина Распутина светлые тихие улыбки.

С Валентином Григорьевичем мы были знакомы, и несколько раз мне довелось доверительно с ним беседовать. Честно скажу – как личность Распутин впечатляет меня больше его художественных произведений. У меня такое ощущение, что если бы он вовсе не был писателем, люди все равно тянулись бы к нему, как к светлой незамутненной и величаво-спокойной силе. Наверное, он мог бы стать священником. Уверен, народная река непрерывно текла бы к нему.

Я не могу сказать, что проза Валентина Распутина, как, впрочем, и других ведущих «деревенщиков», является у меня настольной. Безусловно, я признаю их большой литературный талант. И Валентин Григорьевич по литературному дару был среди них первый. Но в деревенской прозе, на мой взгляд, есть идеологическая пасторальная узость. А для меня одной художественности мало. Не хватает нашим писателям - почвенникам широты Пушкина и глубины Достоевского. Вспомните пушкинского «Медного всадника». Александр Сергеевич в этом произведении показывает как большую правду Петра Великого, так и малую правду бедного Евгения. Из такой пушкинской антиномии и вырастает подлинная всеохватная русская идеология. Наши «деревенщики» очень сильно отразили в своей прозе малую правду своих деревенских героев. Но большая государственная имперская правда либо вовсе не замечалась ими, либо воспринималась как злая городская сила. Отношение к городу наших прозаиков-почвенников вполне можно выразить тремя словами: мегаполис – преддверие преисподней. Конечно, не на пустом месте возникла неприязнь к городу у писателей этого круга. Их проза, в которой потрясающе показана красота русской деревни и вообще русской глубинки, явилась естественной реакцией на бездарную партийную идеологию, рассматривавшую природу, деревню и провинцию лишь как средство для построения городской стеклобетонной утопии. Чего греха таить – был такой неправедный перекос в советской партийной идеологии. Но писатели - «деревенщики», отстаивая деревню, впали в свою пасторальную крайность – полное отрицание города, прежде всего, мегаполиса, а значит Москвы. И этот недостаток, кстати, первым заметил еще один великий русский писатель, режиссер и актер Василий Макарович Шукшин, которого по праву причисляют к «деревенским» прозаикам. Один из его героев рассуждает об «особом деревенском высокомерии». И все же, несмотря на «пасторальную ограниченность», творчество Валентина Григорьевича Распутина вошло в сокровищницу мировой литературы. Почему? Мне кажется потому, что Распутин один из первых в мировой литературе почувствовал гибель «мужского мира» и изменение мировой роли женщины. Ведь все его главные герои – женщины. И женская тема в творчестве самых разных художников стала сегодня, как принято говорить, мейнстримом. И не только в литературе, но и в кино. Яркий тому пример великий датский кинорежиссер Ларс фон Триер.

В 2003 году известный, ныне покойный, искусствовед Савелий Ямщиков пригласил меня в Российский Фонд культуры на презентацию своей книги «Мой Псков». Я с большой любовью отношусь к этому городу, много раз бывал в нем и благодарен Савелию, открывшему мне более тридцати лет назад красоту псковской земли. Шел я на вечер в приподнятом настроении, надеясь снова окунуться в атмосферу давно минувших дней. Но по мере выступления участников торжества мое радостное расположение духа менялось на омраченное. Причиной тому оказалась явная антимосковская нота, звучавшая практически во всех выступлениях. А в предисловии к книге «Мой Псков», написанным Валентином Григорьевичем Распутиным (на презентации его не было), я с огорчением прочитал следующее: «Он (т.е. Савелий Ямщиков – А.Ш.) много где по матушке России поработал... Однажды Савва Ямщиков обмолвился: «Москва для России – мачеха, а провинция – мать родная». А ведь он москвич. Но хорошо зная Москву, как и Петербург, и хорошо зная провинцию, он точно определил, что размер души русского человека тяготеет к ней, к провинции. В городах-мегаполисах она чувствует себя бездомно и сиротливо. И тут уж ни убавить, ни прибавить в этом ощущении».

Вскоре после этого в газете «Десятина» была опубликована моя статья «Тупик провинциализма», в которой я критично отзываюсь о тезисе «Москва для России – мачеха, а провинция – мать родная». Через общих знакомых я передал номер «Десятины» со своей статьей Валентину Распутину. А вскоре мы пересеклись с ним в Союзе писателей России и очень хорошо поговорили. Я сказал тогда: «Валентин Григорьевич, мне обидно слышать из ваших уст, что Москва для России – мачеха, а провинция – родная мать. Владимир Даль пишет, что «мачеха – это чужая сторона». И получается, что у одного может быть «Мой Псков», у другого «Мой Иркутск», у третьего «Моя Овсянка». А у меня, москвича, «Моей Москвы» быть не может, потому что она мне мать не родная, а всего лишь мачеха. Но ведь я москвич не в первом поколении, все мои дорогие покойники лежат в московской земле, на Ваганькове и на Новодевичьем. Я готов целовать московскую землю, и Москва для меня – родная мать. Но я очень люблю и провинцию. И почему же, скажите Валентин Григорьевич, размер души русского человека, как Вы говорите, должен тяготеть только к провинции, а не к России вцелом, вмещающем в себя города и веси, провинцию и мегаполисы? Почему надо разрывать единое тело России на провинцию и город? Ведь такая позиция ослабляет русский народ. И такая позиция совсем не соответствует Достоевскому, которого Вы очень любите. Такая позиция ближе к Льву Толстому». Валентин Григорьевич очень внимательно выслушал меня и тихо ответил: «Вы не думайте, я ведь люблю Москву и ценю ее. И, конечно, не хотел обидеть ни вас, ни кого-либо из коренных москвичей. Но вы правы, мачеха – слишком жесткое определение, и в ваших словах есть правда. Простите меня».

И с тех пор я ни разу не слышал, чтобы Валентин Григорьевич говорил о Москве как о мачехе. После той беседы мы с ним виделись еще несколько раз. Валентин Григорьевич всегда смиренно подходил под благословение. По его словам и глазам было видно, что тот наш разговор оставил в его душе теплый добрый след.

Последний раз мы с ним встретились несколько лет назад на отпевании одного из писателей в нашем храме Святителя Николая в Хамовниках. Он сам подошел ко мне, взял благословение и поцеловал мне руку. И я вдруг, совершенно неожиданно для себя, тоже поцеловал его руку. Так принято только у священников, когда они здороваются друг с другом. Вероятно, я невольно ощутил свет, священность чистой души этого русского человека. Валентин Григорьевич не отдернул свою руку, и с каким-то удивительным пониманием, непередаваемым словами, посмотрел на меня. Вот этот взгляд и останется навсегда в моей памяти. Валентин Григорьевич не любил публично выступать, он вообще не любил говорить, но умел удивительно глубоко молчать и слушать. А это признак великой души.

P.S. Однажды Распутин опоздал на какое-то большое собрание. Когда он вошел в зал, все места были уже заняты. Валентин Григорьевич незаметно и тихо присел на пол у стены. Его долго не замечали.

Вечная память, вечная память, вечная память…

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Человек, который умел молчать и слушать

Я тоже москвич и люблю её до самозабвения... Но есть Москва и "Москва": святая, великая, богомольная, домовитая, радушная, и - мегаполисная, с уродливыми бетонными джунглями, заносчивая, равнодушная, рядящаяся под европейский манер, кишащая в бессмысленной давке толпы... Вот эта, вторая, и есть "мачеха" всей брошенной ею на произвол судьбы русской глубинке. А то что современный мегаполис это полный тупик и смерть русского мира, то тут и обсуждать нечего.
Берест / 25.03.2015, 15:11

3. 1. Juryno

У вас искаженное восприятие действительности.
электрик / 24.03.2015, 18:00

2. Re: Человек, который умел молчать и слушать

Прежде всего, конечно, Царствие Небесное замечательному писателю и человеку Валентину Распутину. Но вот что хотелось бы сказать вам, отец Александр. Я тут прочитал вашу статью "Синий ежик в оранжевом тумане" двухлетней давности. Форум под этой статьей, к сожалению, оказался закрыт. Не могу промолчать, поэтому пишу здесь. Отец Александр, скажу прямо, после той вашей статьи на душе остался неприятный осадок. Комментируя выступление Юрия Норштейна с критикой Путина и других власть имущих ("Магницкий умер от сердечной недостаточности Путина"), вы пишете: "Причем здесь Путин и его «сердечная недостаточность»? Недостаточность совести и интеллекта демонстрирует как раз Юрий Норштейн, присоединившийся к хору русофобов и антипутинцев. Норштейн давно творчески выдохся, и ему необходимо было напомнить о себе. Вот он и попытался куснуть Президента за щиколотку. Меня, кстати, всегда возмущала шумиха вокруг имени Норштейна. Он, по сути, создал всего один мультик «Ежик в тумане», который лично мне никогда не нравился. Тягомотный и скучный мультфильм. Подобную скуку я испытываю, читая Иосифа Бродского. Несколько лет назад в Японии этот мультик получил награду, как самый лучший «мультфильм всех времен и народов». Возникает ряд вопросов. Почему в Японии? Кто в этой Японии присуждал и награждал? Уж не родственники ли Норштейна, которых немало обретается во всем мире? Как говорится, имейте совесть, ребята!" Отец Александр, хотелось бы сказать вам следующее. Норштейн, конечно, был тогда неправ. Но неправы и вы, и вот почему. Ошибочная позиция Юрия Борисовича - не повод, чтобы поливать его грязью, изображая каким-то негодяем. И зачем ругать его творчество? Оно-то здесь причем? Мультфильмы Юрия Борисовича получили признание как критиков, так и зрителей, и они, безусловно, являются значительным вкладом в русскую культуру. Мне "Ежик в тумане" тоже нравится, причем с детства. К тому же главной работой режиссера является не он, а "Сказка сказок". Отец Александр, я читал и смотрел немало интервью и выступлений Юрия Борисовича; я помню, как меня впечатлил его "Монолог в четырех частях", показанный по "Культуре" в 2007 году. Норштейн всегда производил на меня впечатление порядочного человека. И не помню, чтобы от него исходили хотя бы намеки на ненависть к России. Если же человек не любит власть или порядки в своей стране, это отнюдь не значит, что он ненавидит саму страну. В общем, отец Александр, я лично горжусь тем, что у нас в России есть такой человек и художник, как Юрий Норштейн, так же, как и тем, что у нас был такой человек и писатель, как Валентин Распутин. Если же Норштейн в чем-то заблуждается, то за него надо молиться, а не пинать. Я очень надеюсь, что вы прочитаете мое сообщение, отец Александр.
сталкер1215 / 24.03.2015, 13:14

1. Вера. Земля. Человек.

Говоря словами Валентина Распутина: «Вера. Земля. Человек. Три главных, коренных слова русской цивилизации, три основополагающих её понятия. Три кита, на которых она стояла и пока ещё удерживается, - всеобъемлющее единство нации и государства», утверждая, что основополагающая идея может быть только в одном – в «патриотизме как системе государственно-охранительных взглядов», через который выражает себя «порыв народа к самосознанию и сохранению своего национального и исторического лица». Собеседуя же с автором статьи хочу заметить очередную порцию словес о себе любимом, нежели о том, о ком собрался он написать. Все на что хватило автора - это описать как Валентин Григорьевич попросил у него прощения. Прямо как слон в посудной лавке. Шум, гам, неразбериха, чтобы только о.А.Шумского и было видно. Прости, Господи!
Юрий Новиков / 24.03.2015, 11:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Александр Сергеевич Пушкин
«Пушкин умножает мощь русского оружия»
В болезненном мороке и оголтелой злобе на Украине вновь снесли памятник поэту
27.11.2024
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Валентин Распутин
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
О церемонии открытия памятной доски Валентину Григорьевичу Распутину
23.10.2024
«Он учил правде тихим своим словом»
В Москве открыли мемориальную доску Валентину Григорьевичу Распутину
22.10.2024
Бесконечная минута молчания
К девятой годовщине кончины писателя Валентина Распутина
15.03.2024
О Распутине
Ко дню памяти (15.03.1937 – 14.03.2015)
14.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26