Президент России Владимир Путин попросил Счетную палату проследить за тем, чтобы средства, выделенные на реализацию антикризисного плана правительства, были использованы по назначению, сообщает РИА Новости.
«Меняется динамика ряда важнейших экономических показателей и, как мы с вами видим, не в лучшую сторону. Правительством подготовлен план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной сферы в 2015 году. На его реализацию направляются значительные государственные ресурсы. Я прошу Счетную плату осуществлять мониторинг выполнения этого плана», — сказал Путин.
Напомним, что 26 января Президент России Владимир Путин провёл в Ново-Огарево совещание по экономическим вопросам. На нем обсуждался подготовленный Правительством антикризисный план, который был одобрен.
Об антикризисных мерах российских властей рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный экономист, консультант Владислав Жуковский.
Предложенный документ по большому счету не является антикризисным, и тем более планом, и даже программой действий. Там нет никаких четко сформулированных целей и задач, чего хочет государство и правительство. Воспринимать серьезно разговоры про то, что они способствуют развитию российской экономики и поддержани. социальной стабильности, нельзя, это полная глупость.
Развитие экономики остановилось еще в 2010-2011 годах, и с тех пор у нас весь рост является экстенсивным, главным образом за счет финансовой системы, оптово-розничной торговли, нефтехимического, нефтяного и химико-металлургического комплекса. Остальные отрасли стагнировали. Говорить сейчас о том, что мы будем заниматься развитием, глупо. Наша задача сейчас - не столько развиваться, сколько просто-напросто элементарно выжить: субъектам малого и среднего бизнеса, реальному сектору экономики в условиях дефицита рублевой ликвидности, отсутствия кредита как такового, двукратного падения цен на нефть, двукратной девальвации рубля, подорожания импортных комплектующих - технологий, станков, машин, оборудования и прочего. Поэтому говорить о развитии пока рано, надо выйти хотя бы на какой-то экономический рост, потому что, видимо, мы получим спад ВВП на 5-6% по самому оптимистичному сценарию, а, по моим оценкам, мы получим спад ВВП в районе 10-12% при одновременном падении инвестиций на 25-30%, росте безработицы до 9-10% и чистом выводе капитала в районе 140 -150 миллиардов долларов. При этом может быть еще спад в промышленности от 10 до 12%.
В этой ситуации главное - просто не допустить соскальзывания в глубокую кризисную яму и стабилизировать экономическую конъюнктуру, не дать обанкротится субъектам малого и среднего бизнеса и не дать погибнуть промышленности, нашему реальному сектору. Для занятий развитием были гораздо более благоприятные времена. И если уж говорить о развитии, то необходимо, чтобы этот антикризисный план создавал предпосылки для перехода к полному изменению структуры экономики, а это проблема номер два.
Первое, о чем мы сказали: там нет никакой антикризисной повестки дня. В принципе, все это набор благих пожеланий, которые ставились в майских указах и в обещаниях
Медведева в 2009 и в 2011 годах, в области развития малого и среднего бизнеса. Многие инициативы хорошие и правильные, но они очень запоздалые, лет на пять-восемь. Сейчас они не способны толком развить экономику и увеличить занятость.
Во-вторых, это не программа, потому что там нет никаких целей и задач, сроков, промежуточных этапов и, тем более, ответственных лиц. Я гарантирую, что вся программа будет сорвана со стороны правительства. Никто толком за нее не отвечает, потому что ответственных лиц там просто нет, кроме Шувалова. Команда Шувалова и Дворковича все свалит на цены на нефть, на санкции, на козни Госдепа, только не на себя любимых и не олигархов. Поэтому «пожарным» этот документ тоже не назовешь, и, скорее всего, это набор каких-нибудь очередных обещаний и хотелок, причем абсолютно не носящих антикризисный характер.
В-третьих, нам постоянно предлагают сократить расходы, урезать нецелевое использование ресурсов, дать налоговые льготы, послабления и ковыряться в том, что уже существует. Промышленности, видимо, придется ковыряться в своих пассивах, изыскивая какие-то ресурсы, малому и среднему бизнесу немного подрежут налоги и сделают маленькую передышку. Но при этом разработчики программы не понимают, что для того, чтобы выходить из кризиса, нужно стимулировать совокупность спроса и совокупность предложения, необходимо увеличить общий объем денег в экономике и инвестировать их в основные фонды для создания рабочих мест, а сделать это невозможно - ни налоговыми льготами, ни урезанием расходов на ЖКХ, ни чем-нибудь еще другим. Нет самого главного, нет контрциклической, антикризисной, продуманной, взвешенной экономической политики.
В четвертом пункте нам предлагают заниматься антикризисной программой, и при этом одновременно Минфин России продолжает фискальную политику улучшения экономики. Политика «неокудринизма» продолжается в полном объеме. Откуда вообще берутся деньги на антикризисную программу? Они берутся следующим образом: режутся все остальные шаги социально-экономического развития как якобы неэффективные и ненужные. Можно их смело резать на 20-30%, и в принципе, если грамотно порезать, то никто как бы этого и не заметит. Просто-напросто бюджет скатывался бы с экономики на чиновников, но мы же понимаем, что чиновники сами по себе впрок пилить не будут. Если сократятся масштабы хищений в «Рособоронзаказе», то непропорционально средствам бюджета, и в конечном итоге будут резать по живому, по самым незащищенным. Резать будут по малому и среднему бизнесу, по закупкам у реального сектора экономики, включая расходы на научные исследования, инвестиционные программы, и это, конечно, минус.
Нам предлагают в кризис 1,5 - 2 триллиона рублей, но при этом нам можно не говорить, что они на 10% планово сокращают расходы по бюджету, причем равномерно и толком не разбираясь, какие расходы правильные, какие неправильные. Уже слышно, что они будут резать фондовую инфраструктуру, средства на ЖКХ, на инвестиции, на развороты долгосрочной инвестиционной программы, которые были и будут делать больший акцент на социальную политику, что, в принципе, здорово и хорошо. Но надо понимать, что сама по себе социальная политика не способствует импортозамещению, созданию новых рабочих мест, технологическому перевооружению, переходу от трудоемкого к капиталоемкому способу производства. Это все хорошо и правильно, и государство должно не просто давать деньги пенсионерам и льготникам, но и в известные места отправить руководство Центробанка и правительство за то, что они устроили вакханалию на валютном рынке, обвалили рубль в два с половиной раза и спровоцировали скачок на товары и услуги первой необходимости на 25-30%. Получается, что эти люди обвалили финансовую систему и потребительский рынок, и при этом мы сейчас должны расплачиваться за этот произвол, за эту глупость, за приверженность к нормам злобного, вульгарного либерализма. Из нашего кармана в том числе будет расплачиваться и реальный сектор.
Они говорят, что они проводят секвестр с учетом на 10%, то есть расходы на 10% режутся, и это только в 2015 году. Плюс ко всему, в 2016, 2017 и даже в 2018 годах, скорее всего, будут вырезания как минимум на 5%, а, возможно, и на 8-10%. Итого нам предлагают сократить на ближайшие три года расходы бюджета минимум на 25%, а если учесть, что у нас в России инфляция двузначной ставки - 12-15%, то получается, что с учетом инфляции у нас реальные расходы федерального бюджета будут урезаны на три года минимум процентов на 45, то есть в два раза. После этого покупательная способность просто рухнет, и эта антикризисная программа, которая измеряется двумя триллионами рублей, - просто-напросто дробинка слону, Исходя из среднестатистической погрешности, 2 триллиона рублей при размере экономики в 73 триллиона рублей составляет где-то 2-2,5% ВВП. Причем из этой помощи 1,5 триллиона идет на поддержку банков. Это триллионная докапитализация банков через ОФЗ (Облигации федерального займа. - РНЛ), плюс кредиты Внешэкономбанку и другим банкам, то есть 1 триллион 600 рублей - 1 триллион 700 рублей выделяется только банкирам. На реальный сектор выделяется 400-450 миллиардов рублей, это меньше 0,7% нашей экономики. Если по среднему сценарию правительства падение произойдет на 3-5%, а нам предлагают антикризисные вливания в реальный сектор меньше 0,5% процента, то получается, что она абсолютно никак не сократит масштабы спада и уведет нас в еще более глубокий кризис. Это очень маленькая программа, неадекватная, поэтому большая часть процентов достанется госбанкам и госкомпаниям, к огромному сожалению.
Уже более 8,5 триллионов рублей было выдано Центробанком кредитным организациям через РЕПО (Сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене. - РНЛ), через рефинансирование, через сдавания под залог рыночных активов. Возникает один вопрос: где эти деньги, где 8,5 триллионов рублей? Ответ: их нигде нет, они испарились, они лежат на валютных счетах, на них куплены иностранные ценные бумаги, и они выведены в иностранные активы. Поэтому то, что мы сейчас рефинансируем банки на триллион рублей, неэффективно. Вы меня извините, им уже дали почти 9 триллионов, а толку ноль. В экономике у нас наблюдаются спады по кредитованию реального сектора полтора года подряд, темпы роста нулевые, а с учетом инфляции - отрицательные. Мы получим спад кредитования реального сектора в этом году, по моим оценкам, на 15-20% минимум, а, скорее, даже на 30%, спад же инвестиций - на треть. Поэтому то, что мы спасаем банки, это здорово, но активы банков будут все равно в иностранной валюте.
Посмотрите отчеты Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка - у них 300-400 миллиардов рублей составляют доход от переоценки валют по четвертому кварталу прошлого года. Эти структуры замечательно заработают, а до села, до аграриев, до промышленников, на станкостроение, на машиностроение и т. д. эти деньги, к сожалению, не дойдут. Эта непоследовательность, когда с одной стороны нам дают, говоря, мол, вот антикризисный план, его все пиарят и хвалят, а относительно размеров ВВП он в четыре раза меньше, чем тот план, который был в 2009 году. В 2009 году мы наступили на те же самые грабли, на какие наступили сегодня. Нам старательно их подкладывали, чтобы мы снова на них наступили, и делали это те же самые Центробанк и Минфин с их глушащей финансовой политикой. И при этом еще дают денег в 4 раза меньше, а львиная доля денег идет на счета банкиров.
Самое страшное, что может случиться по результатам всей этой антикризисной программы, это то, что рост будет загублен, как и 5 лет назад. В 2009 году мы были хуже, чем страны G8, G20, страна БРИКС, хуже всех европейских стран, кроме
Украины, Прибалтики. Сейчас мы можем эти результаты повторить. Самая главная проблема, что Минфин и Центробанк принимают эту программу действий с целью реанимации, возрождения, воспроизводя уже существующую четверть века сырьевую, достаточно отсталую структуру экономики. Они нам предлагают оставаться в том же русле экспортной экономики, в той же экономике низких пределов, которую мы не смогли реорганизовать после 2008-2009 годов. Это в чистом виде состояние статус-кво, и это самое страшное, самое опасное. Такая политика срывает все майские указы, все обещания, все предвыборные предложения Президента. 2009 год показал, что сырьевая модель обанкротилась, и у граждан при ее наличии нет будущего.
3. Re: «Говорить о развитии пока рано»
2. Re: «Говорить о развитии пока рано»
1. Говорить о развитии пока рано