Увеличение часов на изучение ОПК поспособствует повышению духовной мотивации

Известные пастыри поддержали предложение Святейшего Патриарха Кирилла о расширении курса ОРКСЭ с 2 по 10 класс

Александр Сергеевич Пушкин  Основы православной культуры 
0
234
Время на чтение 8 минут
Как сообщалось, Святейший Патриарх Кирилл предложил расширить школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» и преподавать его со 2-го по 10-й класс. «Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа?» — отметил Первоиерарх.

«Насколько реально, на ваш взгляд, ввести этот предмет во всех классах? Что должно войти в школьную программу?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, считает, что предложение Святейшего Патриарха отражает реальность, понятную всякому, кто знаком с преподаванием в средней школе. «Любая серьезная дисциплина предполагает цикличность и освоение материала на разном уровне в разных возрастных группах: в младшей, средней и старшей школе, - отметил он. - Если, как хочется верить, мы пришли к осознанию упомянутого комплекса дисциплин как значимой составляющей полного учебного плана - принципы, применяющиеся к любой фундаментальной дисциплине, должны быть применены и к этому предмету. Фактически речь идет о том, чтобы его преподавание не профанировалось, а было таким же, как и преподавание любой фундаментальной дисциплины: истории, литературы, родного языка, естественнонаучных или математических дисциплин».

«Дополнение курса может содержать знакомство с вероучением той или религии, конфессии или светско-этических доктрин, с историей Церкви, историей религии, с ее искусством, ее воплощением в богослужении, в музыке, в словесности и, конечно же, с этикой, которая по-разному преподается для ребенка второго-третьего класса и для молодого человека - учащегося девятого-десятого класса. По сути, речь идет о том, чтобы эксперимент, который, как кажется, признан состоявшимся, был расширен до полноценного школьного курса», - заключил отец Максим.

Протоиерей Александр Купцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, сказал: «Мне очень понравилась позиция Патриарха, которую он изложил в Государственной думе. Святейший смог донести насущные проблемы Церкви, ее чаяния до светской власти. И то, что у него получилось сделать это с такой авторитетной трибуны, свидетельствует о близости позиции Церкви и государства».

«У нас в православной гимназии, где дети изучают закон Божий с 1 по 11 класс, и этот опыт оказался очень удачен, - поведал пастырь. - Одного года для изучения этого предмета недостаточно - тем более при одном-двух часах в неделю. Однако есть одно "но": в нашем городе, как и в других городах, и директора школ, и учителя, выказывают явное нежелание преподавать какой-либо еще курс, помимо светской этики. Да и ее они преподают под давлением государства. Они, насколько я понял, в рамках светского образования считают это лишним и ненужным. Я же, наоборот, уверен: это нужно. Не хватает учителей, которые могли бы обеспечить правильное преподавание религиозные предметов, а их недопустимо преподавать "абы как"».

«Если приглашать преподавателя ОПК "со стороны", одного часа в неделю ему явно будет недостаточно: зарплата окажется мизерной. А преподавателей потребуется очень много, так что необходима подготовка кадров. На это уйдет как минимум 5-10 лет. Так что решать этот вопрос, на мой взгляд, следует поэтапно, - предложил отец Александр. - Сейчас мы осилили минимум – 4-й класс, дальше можно начать преподавать "Основы.." в начальной школе. А потом уже развиваться дальше. Если государство захочет поучаствовать в этом проекте, оно должно в первую очередь обеспечить его финансирование. Чтобы быть носителями православной веры, да и просто культурными, грамотными людьми, нам нужно изучать в первую очередь Православие. Истории России - это история Православия. А остальные направления второстепенны».
Игумен Агафангел (Белых), настоятель архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), уверен, что «несомненно, Святейшим Патриархом Кириллом движут самые благие чувства, когда он говорит о важности и необходимости изучения "Основ религиозной культуры…" на протяжении всего периода обучения в школе. Мы изучаем математику с 1-го по 11-й класс, но основы духовной культуры, духовной безопасности для нас важны куда больше, нежели умение делить и вычитать. В этом Святейший Патриарх Кирилл прав».

«Но как практик, еще в самом начале 2000-х преподававший в Белгородской области как раз "Основы православия", а до этого - их же в православной гимназии, скажу: сейчас от этого может быть больше вреда, чем пользы, - считает игумен. - Даже сейчас, когда "Основы религиозной культуры и светской этики" преподают только один учебный год, уровень знаний преподавателей оставляет желать лучшего. Ни справка о курсах повышения квалификации, ни какой-либо иной документ не гарантирует, что преподаватель знает свой предмет. Если же преподавать "Основы религиозной культуры и светской этики" со 2-го по 10-й класс, нужно увеличивать количество преподавателей, а взять их негде. Значит, ими окажутся "квалифицированные управдомы", библиотекари, физики, историки - да кто угодно. Свято место пусто не будет, его займут – но кто? И какова будет польза от того, что "сапоги начнет тачать пирожник"?»

«Поэтому я скептически отношусь к возможности воплощения прямо сейчас этой безусловно нужной инициативы Святейшего Патриарха Кирилла. И еще вот какой момент: если вдруг часы на этот предмет увеличат за счет сокращения часов по остальным предметам, это наверняка вызовет возмущение родителей – да и всех, кто неравнодушен к судьбе образования в нашей стране», - заключил он.

Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, рассказал, что «на протяжении многих лет курс "Основы православной культуры" согласно местному законодательству преподается в Белгородской области, причем именно в таком формате. Белгородская область – весьма интенсивно развивающийся регион, где уровень жизни населения выше, чем во многих других регионах страны, более высокие показатели рождаемости, вступления в брак, и более низкие - разводов. Так что на протяжении долгих лет в одном из регионов России уже проводился эксперимент, результаты которого можно распространить на территории всей страны».

«Преподавание "Основ православной культуры" со 2-го по 10-й класс даст школьникам действительно фундаментальные знания и понимание религии, что позволит им стать носителями и хранителями православной культуры, передать ее своим детям, тем самым обеспечив культурную преемственность нашего народа. Те, кто выступает против инициативы Святейшего, думаю, делают это либо в силу идеологических предубеждений против Православия, либо находятся под воздействием стереотипов, когда учителя математики говорят, что нельзя увеличивать часы на русский язык, так как дети будут плохо считать, а преподаватели русского, в свою очередь, не считают возможным увеличивать часы на математику - тогда, дескать, дети будут плохо читать. Тем не менее, я считаю: увеличение часов на изучение "Основ православной культуры" будет способствовать повышению духовной мотивации учащихся, и позволит им более эффективно изучать все остальные предметы», – заключил игумен.

Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, считает, что эта хорошая инициатива. «Я преподаю "Основы православной культуры" в частной школе с 2010 года, и согласен, что давать детям знания только в одном - двух классах недостаточно, - заявил он. - Потом они все забудут. Мы живем в такое время, когда дети обязательно должны быть ознакомлены с религиозными культурами традиционных конфессий: нередко именно на религиозной почве случаются конфликты. Так вот, чтобы никого не обижать, не оскорблять, мы должны знать о религиозных ценностях своего народа и знакомиться с ценностями других – тех же мусульман».

«Но ребенок должен получать базовые знания, а не фрагментарные, это очень важно. Сегодня без изучения православной культуры трудно понять даже творчество классиков: Пушкина, Достоевского, Гоголя… Для детей многое в их произведениях - архаизмы. Я думаю, эти пробелы частично поможет восстановить изучение "Основ религиозных культур", в том числе православной. Но как практик скажу: возможно, начинать их изучать нужно не со второго класса, а позже. Учащимся начальной школы приходится объяснять все "на пальцах". Им понятны лишь такие простые категории, как "добро – зло". Более сложные вещи дети не воспринимают. По учебникам о. Андрея Кураева, который написан для учащихся 4-5 классов, учить второклашек невозможно. При написании учебников и составлении программ необходим комплексный подход, неплохо бы подключиться к этому и светским специалистам», - предложил пастырь.

«А вот школьникам четвертого уже можно рассказывать о каких-то серьезных вещах и лучше таких, какие они могли бы применить в жизни. В старших классах можно, например, рассуждать о том, чем настоящая любовь отличается от влюбленности, почему Церковь против сквернословия, осуждения, зависти - это будет понятно современным детям», - убежден отец Святослав.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, уверен, что Патриарх и митрополит Меркурий не имели в виду обязательное внедрение этого курса во все государственные школы. «Речь идет, как мне кажется, о некоем мировоззренческом курсе, который существует во всех европейских школах и вообще в системе мирового образования, - полагает он. - У нас в каком-то смысле роль такого курса выполняет предмет "Обществознание", но там преподают начатки знаний в области экономики, философии и других гуманитарных наук, которые в школе не изучают. Он больше ориентирован на практическую сторону жизни, отвечая на вопросы, кто такой гражданин, какова его роль в обществе и т.п. На главные вопросы – о смысле жизни, о нравственности, об этике в современной жизни – там ответов нет. И если мы говорим о формировании определенного мировоззрения молодого поколения, и оно формируется в русле религиозной традиции, то увеличение курса ОРКСЭ до многолетнего изучения необходимо. Тем более родители могут выбирать нужный модуль – Православие, ислам, иудаизм, буддизм или светскую этику. При таком многообразии курс не будет выглядеть навязыванием, - хотя и это зависит от поведения администрации, родителей учителей».

«Нас всех пугают клерикализацией, но люди самых разных воззрений должны признать, что такой курс необходим, поскольку все общество держит нравственный стержень. И если не прививать детям принципы нравственного поведения, основанного на некотором нравственном абсолюте, категорическом нравственном императиве, мы не сможем ничего добиться в плане общественной морали. Этот вопрос многих беспокоит, он важен для формирования нравственного климата. Многие беды современного общества происходят из-за смещений понятий добра и зла: представления об этих понятиях у некоторых вообще отсутствуют, - такие люди руководствуются прагматическими принципами: попросту говоря, что им выгодно, то и делают. А этот курс основан на нравственных традициях и будет представлен с альтернативой с другими традиционными религиями и со светской этикой, так что он, безусловно, необходим», - заключил отец Андрей.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал: «Решение расширить этот школьный курс – совершенно верное. У меня лично было желание всегда преподавать этот предмет, но останавливало то, что в 4 классе трудно разговаривать с детьми о таких серьезных вещах. Если бы это был 9-10 класс, то преподавание было бы более серьезным, осмысленным и эффективным».

«Конечно, - продолжил он, - для расширения курса необходимо больше учителей, а здесь мы определенно отстаем. И готовить учителей надо более эффективно и целенаправленно. Мне кажется, этот курс, в первую очередь, должен рассказывать не столько о вероучении, сколько об истории и культуре в самом широком смысле. Митрополит Меркурий прав в своих оценках этой разработки, говоря о включении в курс знаний по другим предметам».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27