О бремени богатства

Проповедь иерея Александра Шумского в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
1169
Время на чтение 5 минут
Проповедь произнесена 14 декабря в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре на Патриаршей службе.
 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем евангельском чтении от Луки (Лк., 91 зач., XVIII, 18-27) Господь наш Иисус Христос напоминает всем нам о тех условиях, без выполнения которых мы не в состоянии наследовать вечную жизнь, то есть войти в Царствие Небесное. Некто из начальствующих иудеев, человек богатый и молодой (Евангелисты Матфей и Марк называют его богатым юношей), обратился к Иисусу Христу с вопросом: «Учитель Благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». В Евангелии подчеркивается, что этот человек был не просто богат, а очень богат!

Этот богатый начальствующий молодой человек обращается к Иисусу Христу с данным вопросом совершенно искренне. Он полагает, что его богатство позволит ему совершать добрые дела, открывающие путь ко спасению, путь в вечную жизнь. И он ждет от Господа совета, как ему лучше и правильнее распорядиться своим огромным богатством для спасения души, для обретения вечной жизни. Но, при этом он не мыслит себя вне своего материального благополучия, вне своих денег. Господь, конечно, читает в его душе и сердце, как в открытой книге. Он отвечает юноше: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою». Богатый человек отвечает, что все перечисленные Господом заповеди он выполняет с молодых ногтей. Вероятно, в этот момент он был очень доволен собой и самоуверенно ожидал, что Иисус Христос даст ему сейчас совет, как правильно использовать богатство для спасения души. Возможно, в его сознании возникали тщеславные картины, как он великодушно помогает бедным, как они его при этом со слезами благодарят, и как он чувствует себя хорошим и добрым, но сохраняющим при этом свою комфортную благополучную жизнь и свои деньги.

И вдруг Господь говорит ему такое, от чего у богатого молодого иудейского начальника сразу изменилось настроение. Он совершенно не ожидал услышать слова Иисуса Христа: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». И мещанско-сентименатльный мир начальствующего богача после этих слов Спасителя сразу же обрушился, обрушилась вся его ложная ценностная установка, все его ложное представление о добре и зле, и, самое главное — его ложное представление о любви к Богу и ближнему. И он, несчастный, опечалился, лицо его из радостного превратилось в омраченное, и он отошел от Христа. Святитель Николай Сербский (Велимирович) в этой связи говорит: «Господь заранее знал, что Его слово не сможет отлучить душу юноши от земного богатства и повенчать ее с Богом». Святитель Николай Сербский показывает всю фальшь фарисейского и законнического понимания добра и зла. Он потрясающе говорит: «Господь, наконец, призывает его: и приходи и следуй за Мною. Когда ты со всем расстанешься, тогда последуй за Мною обеими ногами и обоими очами. Ты не можешь идти одной ногой за Мною, а другой — за своим богатством и не можешь одним оком смотреть на Меня, а другим — на свое имение. Нельзя ведь служить двум господам!» И мы видим, братья и сестры, как богатый молодой человек, по слову святителя Николая, «отошел обеими ногами и обоими очами к своему злосчастному богатству».

Предложение Иисуса Христа продать все свое имение и раздать нищим оказалось для этого богатого человека сильнейшим нравственным потрясением еще и потому, что богатство считалось у ветхозаветных евреев Божиим благословением. И людей, имевших большое имение, почитали как особо угодивших Богу. Эта иудейская психология проникла впоследствии в протестантизм и стала одной из главных основ протестантской западной этики. Своим ответом богатому иудейскому начальнику Господь полностью опровергает ложное представление древних евреев о праведности.

В советское время этот евангельский сюжет мог казаться не столь актуальным, как сегодня. Действительно, не было в советском обществе такого чудовищного разделения на бедных и богатых, как в наши дни. Не было столь вызывающей демонстрации богатыми людьми своей богатой и сытой жизни.

Но сегодня мы встречаем таких богатых начальствующих юношей, и не только юношей, на каждом шагу. Некоторые из них ходят в храмы Божии, исповедуются, причащаются, занимаются благотворительностью. И они, так же как и евангельский молодой богач, полагают, что можно совмещать свое огромное состояние с выполнением Божиих заповедей. И они, слыша сегодняшнее евангельское чтение, также с печалью в сердце отходят от Господа, так как не готовы отказаться от своего богатства.

Хотелось бы обратиться к таким богатым начальствующим людям словами священномученика равноапостольного Космы Этолийского, великого святого, который в XVIII веке духовно просвещал погибавшие во тьме невежества и неверия балканские народы: «Будем довольствоваться необходимой пищей и питием, одежонкой нужной, а все остальное будем раздавать беднякам ради бессмертной души нашей. Бог дал нам богатство не для того, чтобы мы объедались, носили дорогие одежды и строили высокие дворцы, чтобы мыши плясали от радости, а бедняки умирали с голода. Знайте, братья, что это и есть наш долг. С сегодняшнего дня так и поступайте, если желаете спастись».

Господь, видя опечалившегося богатого молодого человека, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие!».

Выдающийся подвижник благочестия нашего времени митрополит Вениамин (Федченков) говорил в связи с этими евангельскими словами, что если верблюду никак невозможно пройти сквозь игольные уши, то богатому еще невозможнее войти в Царствие Небесное. То есть невозможней невозможного!

Люди, слышавшие эти слова Спасителя, пришли в смятение и растерянность, и спросили Господа: «Кто же может спастись? Но Он сказал: Невозможное человекам возможно Богу».

Удивительные слова, свидетельствующие, что все возможно для любого искренне верующего человека, если он призовет на помощь Бога. И богатый может пройти сквозь игольные уши, если искренне от всего сердца припадет ко Господу! И мы знаем немало примеров, когда люди, имеющие большое состояние, угодили Богу и спаслись. Авраам имел большое богатство, но своими душой и сердцем, верою своею был привязан к Богу несравненно сильнее, чем к своим имениям. Он готов был в любой момент отдать все ради Бога. Праведному Иову огромное богатство не мешало почитать истинного Бога. А Иосиф Аримафейский?! Разве помешало ему его богатство полностью предаться Господу нашему Иисусу Христу?! Вспомним и совсем близкого к нам по времени святого — преподобного Серафима Вырицкого. Он был очень богатым человеком, занимался торговлей. По богатству для своего времени его вполне можно сравнить с нынешними мультимиллионерами, если не с миллиардерами. Однако, это не мешало ему почитать Господа нашего Иисуса Христа. Но он дошел до высшего подвига благочестия — полностью отказался от своего богатства и стал одним из величайших православных русских святых! Что отличало этих богачей от большинства других? Только то, что их сердце принадлежало Богу, а не земному богатству. Трудно ли это? Невозможней невозможного! Но они смогли, потому что любили Бога больше всего на свете!

Так что ни богатство само по себе не является погибельным, ни бедность — спасительной. Если бедняк будет завидовать богатому и роптать на свое бедственное материальное положение и захочет все поделить, то его участь в вечности окажется ничуть не лучше участи богача, который презирал бедных и был безразличен к Богу. И каждый из нас, бедный ли, богатый ли, должен задать себе лишь один вопрос: «Где мое сердце?» Аминь.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Пастырская проповедь
Юродивые
27.11.2024
Ради этого Он пришел — найти то, что потеряно
Евангелие среды (Лк, 78 зач., 15, 1—10)
27.11.2024
Все или ничего
Евангелие вторника (Лк, 77 зач., 14, 25—35)
26.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26