Средний класс — опора государства или мина замедленного действия?

Иерей Александр Шумский о возможной опасности для государства, которую таит в себе деидеологизированная прослойка людей, стремящаяся к комфорту и не готовая к самопожертвованию

0
2432
Время на чтение 5 минут
На протяжении многих лет российские социологи, аналитики и публицисты самых различных политических и идеологических взглядов вопрошали: когда же родится и сформируется в России так называемый средний класс? Этот класс, как принято считать, является основой гражданского общества.

Надо заметить, что какого-то точного и однозначного определения среднего класса не существует. Тем более, трудно назвать его материальные параметры и границы. Где начинается переход от бедного в средний класс, и где этот средний класс заканчивается, переходя в категорию класса богатых? Я думаю, что для понимания данного вопроса важнее не определенный материальный статус, а психология, то есть, к какой категории человек сам себя относит. И если за основу принять психологическую самооценку, то средний класс в России уже существует и начинает играть все более заметную роль в российском обществе. В нашем обществе все больше появляется людей, которые, несмотря на весьма существенные различия в уровне доходов и материального благополучия, мыслят себя как средний класс. Прежде всего, это, конечно, молодежь, от 18 до 30 лет. Они хотят быть богатыми и жить, как любит говорить наш премьер-министр, комфортно. Безусловно, к тому же стремятся и люди, перешедшие рубеж молодости. Психология советского человека, который во главу угла ставил не материальное приобретение, а некую идеальную систему ценностей, воспринимается сегодня, особенно в молодежной среде, как своего рода юродство или ненормальность. Сегодня уже не напишут песню со словами: «А я еду, а я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги». Сегодня будут петь что-нибудь вроде: «А я еду, а я еду за деньгами, за туманом едут только дураки». Конечно, то, что я нарисовал, — это схема. Безусловно, и в наши дни есть люди, и их немало, которые во главу угла ставят идеальные, а не материальные ценности. Но нынешняя общая доминанта или, как сейчас модно говорить, мейнстрим — это богатство и комфорт.

Причем, и в православной среде все больше людей, для которых материальная сторона жизни занимает значительно больше места, чем следовало бы. На исповеди нередко приходится слышать жалобы на то, что потеряли доходы, не могут чего-то приобрести, куда-то поехать и т. д. и т. п. Среди значительной части верующих заметно желание во что бы то ни стало сохранить компромисс между комфортом и церковной жизнью. И это уже психология среднего класса. Хочется уютно и недорого совершать дальние и ближние паломнические поездки по святым местам, покупать и, опять же уютно, читать православную литературу, собираться в гостях и за хорошим столом обсуждать церковные проблемы и вопросы духовной жизни. И далеко не все осознают, что Господь предоставляет нам такие «духовные удобства» лишь с одной целью - подготовить нас к умелому и последовательному отстаиванию истины, когда придет время. Но вот именно прихода такого времени, когда отнимется удобная, комфортная и сытая жизнь, боятся до ужаса многие православные церковные люди. Они боятся , что придется начать жизнь по Евангелию! И в себе, признаюсь, я тоже ощущаю холодок этого страха. Так что, повторяю, психология среднего класса активно проникает и в православную церковную среду.

Но, конечно, в России средний класс сформировался уже не только как слой людей с определенной психологией, но так же и как вполне определенная материальная сила, владеющая огромным совокупным богатством. Посмотрите хотя бы на Подмосковье в летний и осенний периоды. Повсюду люди строят или снимают дорогое жилье, различные коттеджи и т. п. Элитных поселков для среднего класса уже очень много. Недавно я освещал один такой съемный дом в Подмосковье. Там проживает православная семья. Муж с женой очень встревожены происходящим в стране, особенно санкциями Запада против России. Но они склонны обвинять в наших трудностях не Запад, а, прежде всего, российскую власть, которая, по их мнению, главная виновница появления в России тяжелых материальных проблем. У меня сложилось вполне стойкое убеждение, что даже небольшое ухудшение материального положения волнует данную семью гораздо больше, чем вопросы престижа и суверенитета страны. С подобной проблемой столкнулся, кстати, в свое время и великий Президент Франции генерал Шарль де Голль, призывы которого к французам — затянуть пояса ради престижа Родины — вызвали у среднего класса Франции припадок ненависти, ставшей одной из главных причин преждевременной отставки великого генерала. Де Голль сказал тогда: «Французам не нужна великая Франция!».

А нам, особенно среднему российскому классу, нужна ли великая Россия? Или для среднего класса важнее сытая комфортная жизнь? Но ведь без силы, то есть без величия, не будет ни России и никакой жизни вообще, ни сытой, ни бедной, никакой! Как гениально заметил Василий Розанов: «Государство есть сила. Это — его главное. Поэтому единственная порочность государства — это его слабость». Но неблагодарность среднего класса может все погубить.

Я на днях разговаривал с одним представителем среднего российского класса, очень хорошим человеком, который еще совсем недавно, после воссоединения Крыма с Россией, восторгался верховной российской властью. Но вот, в связи с западными санкциями, ухудшилось материальное положение фирмы, на которой работает мой знакомый, занимая далеко не последнюю должность. И тут пошел совсем другой разговор: «Путин от всего отстранился, его якобы прямые выступления показывают в записи, он только и делает, что играет в хоккей, экономики в стране нет, образования нет, медицины нет. И какое нам в конце концов дело до этих западных буржуев. Надо заниматься собственной страной» и т. п. И это, повторяю, произносит не какой-нибудь либерал, а русский патриот! Но патриот, относящийся к среднему классу, которого немного материально ужали. Я его ни в коем случае не осуждаю, я просто констатирую очень знаковый факт, назидательный и для меня самого.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что наш средний класс не имеет ярко выраженного идеологического лица. В российский средний класс входят представители самых разных идейных групп: и либералы, и националисты, и патриоты. И сегодня их всех объединяет тревога в связи с ухудшением их материального благополучия. В своем большинстве они склонны находить виновника своих материальных проблем не на Западе, а в российской власти. А тут еще некоторые наши православные экономисты подливают масло в огонь недовольства среднего класса. Они говорят, что нет в России лидера, наделенного необходимой политической волей, и призывают немедленно ввести в России опричнину, арестовать и предать суду виновных государственных чиновников, радикально остановить вывод российского капитала на Запад и прекратить все выплаты Западу по кредитам и займам. Эти православные экономисты, прикрывающиеся сталинской государственной фразой, на деле представляют собой троцкистов-разрушителей. И ведь средний класс соглашается с этой революционной программой, не понимая, что ее реализация окончательно похоронит и этот класс, и саму Россию.

Я очень надеюсь, что трезвомыслие восторжествует в среднем российском классе, в котором все-таки немало русских патриотов, и он станет помощником государства. Но пока я с тревогой наблюдаю процесс превращения среднего класса в мину замедленного действия, подложенную под основание российского государства.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

45. Писарь: "У кого-квартира в Черемушках..."

Брат Писарь, а мы с Вами, оказывается, почти соседи: у нас - в Орехово-Северное. Впрочем, что-то Вы так много всего сказали. С каким-то таким, с трудом сдерживаемым внутренним ожесточением. Не озлобляйтесь. Не надо. Сами знате: жизнь - штука непростая. Будь то средний или несредний класс... Порадуйтесь лучше: вон Владимир Соловьев - а и тот своих детей окрестил, хотя сам иудей. Да чего уж далеко ходить? Сам Эдуард Ходос этим летим принял Святое Крещение в водах Днепра. Уж на что был раввин так раввин! Будем стараться личное благочестие блюсти, глядишь, и нашим домашним станет с нами полегче жить и веру обреать, не говоря уже о соседях-черемушкинцах и ореховчанах. А нам - с ними. Мир Вам!
Александр Бутов / 09.12.2014, 19:10

44. Re: Средний класс — опора государства или мина замедленного действия?

Если речь зашла о классе,среднем в частности, верно следует держаться классового подхода. Все или ничего. Тогда,вопрос,вынесенный в заглавие статьи будет звучать так... "Средний класс-опора БУРЖУАЗНОГО государства или мина замедленного действия?". И ответ, на этот вопрос,будет таким-и опора и мина замедленного действия. Опора, поелику крупная буржуазия, не может непосредственно опираться на пролетариат. Мина-поелику мелкая и средняя буржуазия, занята тем же,чем и крупная-спекуляциями на рынке,не брезгуя подбирать объедки с барского стола,терпя при этом вдвое а когда и втрое,против пролетариата,но не теряя надежды выбиться в "люди" и драть не две, но дважды по две, шкуры, с ближнего своего и тем, вознаградить себя за годы холуйства. Чем заканчивается для большинства? Об этом и очень точно- Леннон,в своей известной песне-"Герой рабочего класса". Леннон,как всегда, напутал,на него накинулись,вместо того,чтобы указать на ошибку... Песню следовало назвать "Герой ПРОЛЕТАРИАТА",из тех,что устилают пропасть, лежащую между крупной буржуазией и пролетариатом, своими душами и телами и лишь единицы, восходят на "олимп",шагая по трупам,сжигая,на этом пути, свою совесть,рискуя ежесекундно свалиться... В геенну огненную. В болото гнилых страстей и лишь тот,кто готов на все,(к примеру-зарезать родную бабушку)достигнет успеха. Может быть, достигнет. Далеко не факт,что достигнет. Конкуренция,однако,но только,еще и вопрос полета фантазии,впрочем, имеющий свой предел. У кого-квартира в Черемушках,у кого-власть над мiром. Что такое "средний класс", в буржуазном государстве? Это средняя и мелкая буржуазия. Это и есть, те самые стихии мiра сего,точнее-их материальное выражение или иначе-" море людское" из которого восставали и восстают антихристы,-Гитлеры,Троцкие и Наполеоны или как давеча, на УкрАйне. Имя им-легион. "Гражданское общество",одним словом,-"надежа и опора" "атлантизма" и вообще-мiровой буржуазии,без которого все т.н. "революции"-тьфу и растереть. Вот какова роль "среднего класса",в современном обществе. Класса,более известного,в России,под именем "мещанского болота". Нравственного Болота,действительно, не имеющего своего лица,поелику не имеющего совести,а стало быть- не имеющего веры. Точнее- верующего по обстоятельствам,во что выгодно в то и верующего... Что это? Это сущность т.н. "свободы совести". Точнее-"СВОБОДЫ СПЕКУЛЯЦИИ СОВЕСТЬЮ". Сегодня совесть одна,завтра- другая. ...раба обстоятельств,но не Божиего,потому шарахающегося от либерализма к национализму и дальше-к фашизму,сочетающему и то и другое,в видах построения "уездного национал-социалистского рейха",в Винницкой области,благо,бывшую ставку,бывшего фюрера,отремонтировали и давно. Чего добру пропадать.
Писарь / 09.12.2014, 18:21

43. Re: Средний класс — опора государства или мина замедленного действия?

После прочтения статьи отца Александра у меня возникла полная уверенность и совершеннейшая УБЕЖДЕННОСТЬ в том, что дружеская, но с глазу на глаз (!), встреча и и доброжелательная беседа Валентина Юрьевича с о. Александром, инициатором которой я, правда, не знаю, кто мог бы стать, могла бы ОДНОЗНАЧНО снять абсолютное большинство вопросов и недоумений этих уважаемых людей в отношении друг друга и принесла бы в дальнейшем ОГРОМНЕЙШУЮ духовную пользу не только им самим, но и наверняка имела бы своим практическим плодом - как минимум! - более конструктивное освещение и понимание сложных и неоднозначных особенностей нашей НЫНЕШНЕЙ российской действительности. Жаль только, что вероятность этой встречи и беседы близка, с моей точки зрения, к нулю.
Александр Бутов / 09.12.2014, 14:18

42. Re: Средний класс — опора государства или мина замедленного действия?

Лебядкин, именно в ту. Средний класс в ХМАО отличается от среднего класса в Ебурге или Твери. (собственно, об этом уже написал пользователь Lucia) Таким образом, мы избежим слишком общих, а потому заведомо неверных выводов или тезисов. Андрей Карпов, советская не значит плохая. А ехали отнюдь не только от сытости...
рудовский / 08.12.2014, 22:43

41. Ответ на 38., электрик:

"Идеология должна родиться? Смотря у кого"у марсиан,конечно. Что вам до того,что тут обсуждается?

Интересно очень. вот, узнала, что ВЫ - женщина.
Lucia / 08.12.2014, 11:20

40. Ответ на 33., рудовский:

Обратите внимание на контрасты, которой порой существенны даже в соседних штатах

А в России то, в России каковы контрасты между различными областями, между городами и весями - куда там американам... Однако же феномен среднего класса повсеместен. Так что Вы - "не в ту степь"
Лебядкин / 08.12.2014, 10:34

39. Ответ на 26., Иван Лаптев:

Р....смешными и нелепыми выглядят статьи отца Александра в которых он, "размышляет о рецептах «лечения» экономики, предложенных известным экономистом". Мирское образование полученное священниками часто оказывает на них свое влияние и в последующем. Некоторые батюшки окончившие в свое время мехмат МГУ, пытаются уложить духовные законы в формулы, а окончившие литфак - стараются "поэтически" переводить псалтирь с церковно-славянского на современный русский, но у о. Александра образование историческое....Кесарю-кесарево...

Ну-ну..., так его, ату его....очевидно, это точка зрения явного (тайного?) поклонника гипотезы отделения церкви от государства.
Лебядкин / 08.12.2014, 10:30

38. 31. Lucia :

"Идеология должна родиться? Смотря у кого" у марсиан,конечно. Что вам до того,что тут обсуждается?
электрик / 08.12.2014, 10:29

37. Ответ на 33., рудовский:

Проблема всех таких понятий ("средний класс", "богачи", "хипстеры", "субкультуры") в их расплывчатости.

А еще проблема в том, что бесполезно пытаться доказать, что той или иной группе присущи в обязательном порядке те или иные моральные или духовные качества. Бедняк точно так же может оказаться предателем или лентяем, как и богач - патриотом и трудолюбцем. Из истории мы знаем много таких примеров.
Lucia / 08.12.2014, 09:53

36. Ответ на 8., Hyuga:

средний класс должен быть

А он есть? Средний класс - это люди, вылезшие из бедности. Как? По-разному. По Маслоу они получили возможность рассмотреть, какие у них еще есть потребности, кроме простого выживания. И тут - кто что у себя обнаружил. Кто-то нашел, что у него есть душа, а кто-то - что есть тело. Да и с душой все распорядились по-разному... Но материальный момент в бытии среднего класса очень значим. Потому как эти люди помнят, что такое бедность. И этим они разительно отличаются от богатых. У которых есть достаточно, чтобы о бедности не задумываться. А человека из среднего класса пихни - он опять скатится в постоянное сведение концов с концами... Поэтому средний класс очень чувствителен ко всему, что происходит в политике и экономике... Эта чувствительность его и объединяет... Не конкретные интересы, а переживания на тему... Поэтому это не класс в строгом понимании этого слова. Это лишь случайное совпадение интонаций. Которое можно использовать для манипуляций. Но ждать от среднего класса поддержки, пользы не приходится - так как это не реальная группа. Для того, чтобы найти опору, следует выделять из общества другие группы.
Андрей Карпов / 08.12.2014, 09:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06