1 ноября 2014 года, в Димитриевскую родительскую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в ставропигиальном женском монастыре — Марфо-Мариинской обители милосердия в
Москве. В этот день отмечается также 150-летие со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, основательницы обители, сообщает Патриархия.ru.
У входа в монастырь Святейшего Патриарха встречала настоятельница обители игумения Елисавета (Позднякова) с сестрами.
Предстоятель Русской Церкви проследовал в Покровский храм монастыря, где возглавил богослужение.
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протоиерей Николай Кречетов, благочинный Москворецкого округа г. Москвы; столичное духовенство.
За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова), воспитанницы Елизаветинского детского дома и гимназии при Марфо-Мариинской обители.
Перед малым входом иеромонах Леонид (Толмачев), насельник Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, избранный решением Священного Синода от 23 октября 2014 года (журнал № 95) епископом Уржумским и Омутнинским, был возведен в сан архимандрита.
После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на
Украине.
В связи с Димитриевской родительской субботой была совершена заупокойная ектения «о всех от века усопших».
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Максима Атаманова, клирика храма св. апостола Иакова Заведеева, что в Казенной слободе г. Москвы, в сан иерея.
По окончании богослужения игумения Елисавета (Позднякова) приветствовала Святейшего Патриарха: «Вся история нашей обители проходила под покровительством московских первоиерархов. Митрополит Владимир (Богоявленский), в то время митрополит Московский и Коломенский, принимал активное участие в разработке устава и чина посвящения сестер Марфо-Мариинской обители. Он же освящал этот храм. 7 мая 1918 года, когда уже надвигалась буря на Русскую Православную Церковь, в тот день, когда основательница нашей обители великая княгиня Елисавета Феодоровна ступила на свой крестный путь, Святейший Патриарх Тихон служил здесь молебен и несколько часов беседовал с сестрами. Он еще не знал, что через несколько часов великую княгиню арестуют, и она больше никогда не вернется в эту обитель. В 1992 году поруганную и истерзанную обитель согрел своим попечением Святейший Патриарх Алексий II. Вы, Ваше Святейшество, освящали второй раз этот храм. И сегодня, в такой торжественный день, Вы опять с нами. Для нас это особенно дорого».
Игумения Елисавета преподнесла Его Святейшеству картину с изображением Марфо-Мариинской обители.
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
«Сегодня день, исполненный многими великими смыслами. Сегодня 150 лет со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая значительную часть своей жизни была протестанткой, но стала святой Русской Православной Церкви. Наверное, она стала святой не только через страдания последних месяцев и мученическую кончину. С самого раннего детства, живя в Германии, она по замечательной традиции семьи великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига воспитывалась в христианском духе и одновременно духе любви к страждущим. И поэтому семена доброделания были заложены в ее душу еще там, в ее семье. А затем, когда она приехала в Россию и соприкоснулась со Святой Русью, то восприняла всем сердцем Православие. Будучи послушной дочерью своего отца и зная, что отец, человек глубоко религиозный, привержен своей протестантской традиции, она пишет ему письмо, где говорит о своем очень сильном желании принять Православие. Если кто-то не читал этого письма, обязательно прочитайте. Там — сочетание кротости, смирения, дочерней покорности с твердым и неумолимым решением соединиться с той верой, которая, по ее словам, сильней всего раскрывает религиозное чувство человека. А затем произошло очень тяжелое для нее событие. Она просила своего отца лишь одно слово телеграммой послать. Отец не послал телеграмму, а написал письмо, в котором не разрешал переход в Православие. И вот тогда, движимая, как она и сказала отцу, своей волей, а не чьим-то давлением, не стечением обстоятельств и не красотой внешнего обряда Православия, в чем упрекал ее отец, а ясным осознанием того, что через Церковь Божию сильнее и легче будет осуществляться и плодоносить ее религиозное чувство, она принимает Православие без согласия отца», - отметил Его Святейшество.
Он напомнил, что в 1905 году Великая княгиня становится вдовой. «И все силы ее души, вся любовь к мужу, к семье трансформируются в ней в любовь к страждущим. И навыки, привитые в семье, и, конечно, новый опыт, к которому она приобщилась здесь, на страждущей русской земле, как до принятия Православия, так особенно и после, вдохновили ее на то, чтобы беззаветно служить страждущим и тем самым осуществлять Евангелие, осуществлять слово Божие. В сегодняшнем Апостольском чтении (2 Кор. 3:12-18) апостол Павел говорит, что иудеи, израилитяне с покрытыми головами внимают Ветхому Завету. Он проводит аналогию, напоминая, что Моисей ходил в покрывале после боговидения на горе Синайской, а его народ слово Божие воспринимал с покрытой головой. Имеется в виду не физическое покрывало, а некие шоры, которые не дают проникнуть в смысл и глубину Божественного слова. И замечательные слова произносит апостол Павел о том, что это покрывало срывается, снимается Христом. Христос есть толкование Ветхого Завета, Христос открывает это понимание Божественного откровения, понимание слова Божия. А Христос ― это и слово, и дело, это и проповедь, и помощь страждущим, а значит и христианин ― это человек, который не только философски и умозрительно верит в высшую силу, не только тот, кто признает Богочеловечество Христа и спасительную силу Церкви, но который жизнью своей свидетельствует, что он Христов. А жизнь требует, чтобы мы помогали страждущим, помогали тем, кто нуждается в помощи. Причем Господь не призывает нас к какому-то особенному жертвенному образу жизни. Он не говорит: отдай всё ради помощи другим. Он только один раз сказал это богатому юноше, который требовал совета. И Господь сказал: если хочешь быть совершенным, пойди и продай имение свое, и раздай нищим и следуй за Мной (см. Мф. 19:21). Эти слова Господь не обращает к каждому человеку, но каждый человек, видевший Христа, обязывается идти по Его пути, совершая добрые дела. И святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна дает нам пример такого прочтения христианства. Она воспринимала слово Божие без всякого покрова. Христос снял с нее этот покров и дал возможность сердцем своим чувствовать боль другого человека и разделять с ним всё, что имела. Мы знаем, что после трагической кончины супруга она всё ― и имение, и связи, и знакомства, и свою личную жизнь ― посвящает тому, чтобы приносить пользу страждущим», - подчеркнул Патриарх.
«Удивительное совпадение Апостольского чтения, которое попадает на сегодняшний день, с воспоминанием о святой преподобномученице Елисавете Феодоровне. Пусть это совпадение, слова апостола и живой образ Елисаветы Феодоровны, мученицы, исповедницы, которая прославилась силой своей любви к ближним, помогает нам понять, что означает быть христианином, что означает читать и понимать слово Божие, и что означает читать слово Божие, будучи закрытым от этого слова своей неспособностью сердцем принять великие призывы Христа Спасителя к тому, чтобы служить ближним. Возрожденная Марфо-Мариинская обитель имеет очень высокую ответственность пред Богом пред Церковью, перед Елисаветой Феодоровной, которая, конечно, сегодня вместе с нами невидимо предстоит, пребывая в сонме мучеников, исповедников и членов нашей Церкви, прославленных на небесах. Вы несете ответственность и перед ними. Ни на минуту не изменяйте тому призванию, которое было ее призванием и должно быть и вашим. Пусть никакие обстоятельства, никакие связи и знакомства, никакое ощущение наличия поддержки и защиты не переориентируют ваше осознание того, что есть ваше служение. И тогда святая преподобномученица Елисавета будет вместе с вами своею великой молитвой к Господу укреплять всех, кто, желая подражать ее служению, вступил в ее обитель. В память о сегодняшнем богослужении я хотел бы преподнести в дар Марфо-Мариинской обители эту искусно расшитую плащаницу с изображением Божией Матери, которая может быть использована как воздух над Святыми Дарами, а также искусно расшитые покровцы, входящие в единый набор с этим изображением Пресвятой Богородицы. Ее Покровом, Ее заступлением Господь да хранит всех нас!» - заключил Его Святейшество.
Затем Святейший Патриарх посетил музей Марфо-Мариинской обители, где осмотрел экспозицию «Милосердие в истории. Русский вклад. От Крымской войны до Великой», приуроченную к 150-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны и 150-летию подписания Женевской конвенции Красного Креста.
Выставка рассказывает об истории возникновения международной организации Красный Крест и деятельности Российского общества Красного Креста, об истории общин сестер милосердия в России и их служении в тылу и на фронтах Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой войн, а также о деятельности православных капелланов.
Экспонаты для выставки предоставили Центральный исторический архив Москвы, Государственный архив кинофотодокументов, Православный информационно-библиотечный центр «Рязановский дом» (Екатеринбург), Музей истории медицины Первого МГМУ имени И.М.Сеченова, музей Свято-Димитровского училища сестер милосердия, монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины (Иерусалим), храм Иверской иконы Божией Матери на Большой Полянке, владельцы частных собраний и Военно-историческое общество.
Святейшего Патриарха сопровождала и давала пояснения одна из организаторов выставки, руководитель Международного центра по изучению гражданского общества Института всеобщей истории А.В.Громова.
В завершение осмотра учащиеся Елизаветинской гимназии выступили с кратким концертом, посвященным преподобномученице Елисавете.