«Народная память должна сохраняться на идеологическом, государственном и общественном уровне»

Известные пастыри о Великой Отечественной войне

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
234
Время на чтение 7 минут
Как сообщалось, всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, знают ли наши сограждане об участии своих родственников в Великой Отечественной войне, говорят ли в семье на тему войны и как россияне соприкасались с военной историей в течение последнего года.

«На чем в первую очередь основана ваша память о войне? Какие произведения искусства вы назвали бы достойным памятником событиям тех лет? Какие особенно важны лично для вас?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, сказал: «Не знаю, повезло мне или нет, но по отцовской и материнской линии в нашей семье на войне никто практически не погиб. Дед умер, но не на фронте, а от голода. Он отдавал последнее жене и ребенку – моему отцу, а сам очень быстро угас. Другой дед воевал в гражданскую, и поэтому Великую Отечественную войну провел уже в тылу. Мама и отец часто вспоминали о голодных военных годах, для них – детей – главной задачей было найти что-нибудь покушать. А вот мой тесть воевал, был на переправе через Днепр, где был ранен, а все его односельчане, с которыми пошел на войну, погибли».

«Что касается произведений искусства о войне, отмечу фильмы. Я и сейчас люблю именно советское военное кино, не отказываю себе в удовольствии посмотреть "Семнадцать мгновений весны", "Служили два товарища", киноэпопею "Освобождение", "Живые и мертвые" и т.д. Актеры там играют совсем по-другому, не так, как современные, - отметил пастырь. - Они сами прошли через войну, для них эти образы не придуманные, а пережитые. Современные же фильмы какие-то искусственные: попытка воздействовать на эмоции, много американизма, поверхностности. В советских фильмах нет чувства мрака, зато есть предвкушение победы. А сегодня режиссер сосредоточен не над этой сверхзадачей – добыть Победу и разгромить фашизм, - а на суетных интересах, где человек превыше всего, а человека там и нет, есть наигранность. Я даже названий современных фильмов не помню, все однотипны, герои похожи друг на друга».

«Мне очень нравятся воспоминания Жукова и других фронтовиков или серьезных аналитиков. Хорошую литературу, созданную в советский период, надо предлагать детям, несмотря на сталинизм и атеизм: зато в ней нет уныния, нытья, натурализма, они воспитывают доблесть, отвагу, самоотверженность и патриотизм», - заключил отец Сергий.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, признался: «Мой отец воевал, вернулся с войны инвалидом, и умер фактически от полученных ран». «Из произведений искусств для меня значимы произведения Константина Симонова, фильмы "Они сражались за Родину", "Батальоны просят огня", - рассказал он. - Важно знать: память бывает разная. Есть поверхностная: ее хранят непосредственно участники событий, их дети, родственники. А есть глубинная память, она хранит события, основополагающие для нашей культуры – это Крещение Руси, Куликовская битва, окончание Смуты в1612 году, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война. И значение этих событий с годами не снижается. Память о них исчезнет только если субъект истории, то есть наша страна, исчезнет».

«Сейчас даже детей участников Великой Отечественной войны осталось не так уж и много, а самих ветеранов просто единицы: это уже люди, которым более 90 лет, поэтому все большее значение приобретает глубинная память. И вся историография нашей Родины должна основываться на таких моментах нашей истории», - убежден отец Александр.

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, считает, что отношение к войне в первую очередь формирует кинематограф: его можно воспринимать с самого раннего детства и на разных возрастных этапах. «Это прежде всего те фильмы, которые снимали сразу после войны люди, участвовавшие в ней. Для них это была не игра, не "стрелялка", а страшное событие, участниками которого они стали», - пояснил отец Алексий.

«Ранние фильмы о войне производят сильное впечатление, - например, фильм "Звезда", снятый в конце сороковых и впоследствии переснятый. Поздний вариант, конечно, выглядит эффектнее, а все-таки более сильное воздействие на зрителя оказывает именно послевоенный фильм. Что касается литературы – это для более взрослых людей. Лично для меня произведения Василя Быкова - самые сильные художественные произведения о войне. Вообще потомкам надо как можно больше рассказывать о ней», - заключил пастырь.

Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», сказал: «Мои сведения о Великой Отечественной войне в первую очередь основаны на том, что рассказывал участвовавший в ней мой отец. Мать в то время была еще девочкой и находилась в тылу, но война затронула и ее семью. Рассказывали мне о войне и другие родственники – бабушки, работавшие для Победы. Отец не очень любил говорить о войне, как и многие фронтовики. Для меня это было удивительно и непонятно. Мне казалось, у ветеранов должна быть потребность в подробностях рассказывать обо всем том, что они пережили на полях сражений. Но они как-то очень целомудренно и скромно говорили об этих испытаниях. А отец часто делал это с юмором».

«Из художественных произведений о войне я, пожалуй, назвал бы "Василия Теркина", написанного выдающимся поэтом Александром Твардовским. Чем-то эта поэма напоминает рассказы отца. Конечно, вся правда о войне слишком горька, больна и зачастую невыносима. Для меня война - залог нашей стойкости, а все испытания окрашены отблеском грядущей Победы, - признался отец Михаил. - Помню, отец также рассказывал о том, как вели себя на войне религиозные люди, да и все остальные. Как только выступление, бомбежка или обстрел – даже самые неверующие крестились, просили у Бога помощи. Отец часто повторял: "На войне неверующих нет", - и это правда».

Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил: «Для меня самый яркий образ войны среди всех написанных произведений воссоздает песня "Священная война", где достоверно описан и воспет героический подвиг нашего народа. Кроме того, существует несколько художественных произведений наших поэтов и писателей. Это, в частности, Твардовский, Симонов… Самое сильное впечатление производят произведения, написаны людьми, которые воевали. Очень жаль, что в современной литературе военная тема присутствует незначительно: наступает эпоха, когда об этом говорят все меньше и меньше».

«Но чтобы сохранить память о войне, недостаточно просто посещать места боевой славы: необходимо напоминать об этом величайшем событии нашей истории подрастающему поколению, и тогда война останется важным историческим фактом в памяти нашего народа», - уверен пастырь.

Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), поделился воспоминанием: «У меня воевал дед, были у него и боевые награды, и юбилейные, полученные после войны, и трудовые, – целый иконостас на пиджаке. Одно из воспоминаний раннего детства – дед идет на Первомайскую демонстрацию, или на 9 мая, и на нем этот пиджак. Дед мало рассказывал о войне, но, тем не менее, для меня она, в первую очередь, связана с близким человеком. Первый религиозный опыт я тоже получил благодаря деду. Он был верующим, впервые в храм отвел меня именно он. Мне тогда было лет 6-7».

«Другой мой дед погиб в 1945 году, родной дядя Александр пропал без вести, - он ушел на фронт 16 летним подростком с проходящими через их село войсками. Война не прошла бесследно как для всей страны, так и для нашей семьи. А вот чтобы какая-то книга о войне, прочитанная мною в детстве произвела на меня сильное впечатление, я не помню. Позже был роман Виктора Астафьева "Прокляты и убиты", шедший вразрез с традиционной литературой о войне. Вот он стал для меня своего рода откровением», - заключил игумен.

Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «Для меня война - это прежде всего мои близкие родственники, бабушки и дедушки. Они многое рассказывали о событиях тех страшных лет. Более детальный рассказы я слышал от очевидца военных событий, своего дедушки - маминого отца. Он прошел гражданскую войну и к Великой Отечественной у него был уже большой стаж участия в военных действиях. На Великую Отечественную пошел уже не мальчишка, а опытный боец. Дедушка был командиром танка. Слава Богу, выжил и стал одним из участников военных событий в Европе. Его рассказы, рассказы его друзей для меня одно из самых ярких воспоминаний детства».

«Ну и конечно, - продолжил отец Николай, - неизгладимое впечатление производили советские фильмы. Они, как мне кажется, максимально точно передают события минувших лет и человеческие переживания. Это "В бой идут одни старики", "17 мгновений весны" и многие другие. О войне также много написано. Есть и различные дневники, воспоминания. Лично я предпочитаю читать исторические документы, - хотя и художественная литература очень важна для того, чтобы память не стиралась. Нельзя забывать также важнейшие даты, которые мы отмечаем в память о тех, кто погиб в войну – 9 мая, 22 июня. В Церкви в эти и другие дни поминают всех православных христиан, отдавших жизни за Веру и Отечество».

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, рассказал: «Я принадлежу к тем самым 88%, потому что мой родной дед прошел всю войну военным корреспондентом, дошел до Берлина. Военные годы наложили отпечаток на моих родителей, которые родились после войны, они хорошо помнили послевоенные годы. Так что для меня память о войне – это святое, как и для всех жителей России».

«Конечно, - продолжил он, - война – событие, вокруг которого много политики, идеологии. Но в нашей стране освещение войны должно носить патриотический характер. Попытки взглянуть с другой стороны, показать наших солдат отрицательно, терпят неудачу. Конечно, особую роль играют произведения, на которых воспитываются поколения. Пусть там события приукрашивают, но мы же победили! Именно благодаря СССР война была выиграна, ее роль в победе колоссальна, и приуменьшать это несправедливо».

«С этой точки зрения полезны такие советские фильмы, как "Баллада о солдате", "Летят журавли". Есть и современные неплохие: "Звезда", "В августе 44-го". Память нас окружает всюду. Есть целые города-мемориалы – Брест, Волгоград-Сталинград, Курск и его Курская дуга и т.п. Сохранение памяти в преддверии юбилейного 70-летия Победы важно для того поколения, которое было воспитано позже. Народная память должна сохраняться на идеологическом, государственном и общественном уровне», - заключил отец Андрей.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49