IX Санкт-Петербургский международный книжный салон, проходивший в нашем городе с 23 по 26 мая, завершил свою работу. Центром книжного форума стал Михайловский манеж, вокруг которого вырос настоящий книжный квартал – на всех прилегающих улицах были оборудованы интерактивные площадки, где петербуржцы знакомились с книгами и их авторами.
Нынешний книжный салон был приурочен к празднованию Дня города и совпал с Днем славянской письменности и культуры и с проведением ХVIII Петербургского международного экономического форума. За четыре дня Салон посетили более 170 тыс. человек. В его работе приняли участие около 240 экспонентов из России и зарубежных стран, включая США, Великобританию, Испанию, Италию, Японию, Китай и ряд других. Наиболее представительная делегация прибыла из братской Республики Беларусь. Впервые прибыли два издательства из Республики Крым.
Всего в рамках салона прошло более 350 мероприятий: панельных дискуссий, «круглых столов», творческих встреч авторов с читателями, презентаций новых книг. Как сообщается в пресс-релизе, организаторы IX Книжного салона отмечают «полное и успешное выполнение его рабочей программы и начинают подготовку к следующему, юбилейному Книжному Салону, который пройдёт в Санкт-Петербурге в 2015 году».
Корреспондент «Русской народной линии» посетил Книжный салон в день его закрытия, пообщался с представителями издательств и отметил некоторые особенности форума, как положительные, так и отрицательные.
Особенностью форума, которую можно назвать удачной, стала его интерактивность: впервые был организован свободный обмен и покупка книг на уличных площадках перед павильоном Манежа; в самом здании проводились разнообразнейшие мероприятия, в которых зрители становились непосредственными участниками – придумывали, рисовали, создавали и даже «оживляли» книги.
В работе Салона, кроме светских писателей, приняли участие такие православные литераторы и общественные деятели, как депутат Государственной Думы, действительный государственный советник РФ Евгений Алексеевич Федоров; главный редактор издательского дома и газеты Союза писателей России «Российский писатель» Николай Иванович Дорошенко; секретарь правления Союза писателей России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга Николай Михайлович Коняев; член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России иерей Алексий Мороз.
Необходимо отметить высокий общественный статус IX Книжного салона, который придал ему ряд профессиональных встреч с участием глав министерств России и зарубежных стран. На одном из круглых столов проблему, что необходимо сделать для популяризации литературы и какие проекты по этой теме претворяются в жизнь, обсуждали министр культуры РФ В.Р.Мединский, президент Российского книжного союза С.В.Степашин, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.В.Григорьев.
Впервые в Петербургском книжном салоне участвовали два издательства из Республики Крым: «Нижняя Ореанда» и «Издательский дом Коктебель».
Представитель издательства «Нижняя Ореанда» из Симферополя
Рина Замтарадзе рассказала, что рада состоявшейся встрече с читателем:
«Крым всегда был одним из центров культурной жизни, там всегда жили ученые, литераторы, которые могли делать тонкие, умные книги и находились те, кто эти книги читал. Когда Крым входил в Украину, остро стоял вопрос с сохранением великого русского языка, русская литература преподавалась как иностранная. Мы выпускали специальную, дополняющую учебники, литературу по русскому языку, и рады, что эти книги заинтересовали петербуржцев. Петербургский читатель тонкий и требовательный. Быстро разошлись научно-популярные книги по истории полуострова, по природе, путеводители, карты и издания по Царскому Дому Романовых в Крыму».
Дмитрий Лосев, руководитель «Издательского дома Коктебель», отметил: «Встреча с Петербургом - всегда праздник, тем более, когда видишь, что наша книга, посвященная деятелям русской культуры, приезжавшим в Крым и отражавшим его в своих произведениях, востребована. Все годы, пока мы были в составе Украины, мы берегли память о своих русских истоках. Это была частная инициатива, государство нам никогда не помогало. Нас многое объединяет: Крым и Санкт-Петербург, и когда говорят, мол, "слишком дорого будет сейчас обходиться Крым России", я спрашиваю: "а сколько Россия получила уникальных памятников культурного наследия от Крыма?" И теперь мы станем богаче, органично войдя в свою родную культуру».
Однако, даже при беглом знакомстве со стендами, насторожило довольно большое количество палаток с книгами языческой и сектантской направленности. В центре павильона, напротив зала книжной сети «Буквоед», расположились самые крупные торговые палатки: длинный стенд «Фонд Сварог» с языческой и родноверческой литературой, рядом –«Издательство Митракова» с книгами псевдоученого, мошенника, оккультиста и руководителя секты Н.Левашова, а неподалеку – огромный стенд «ООО Основы», рекламирующий тоталитарную секту сайентологии (дианетики).
Культурная программа Книжного салона также была нашпигована мероприятиями, проводимыми сектантами-родноверами. Некие «наследники Арктиды» раскрывали только им известные тайны кириллицы и глаголицы, новоявленная «волхвиня» и «целительница» демонстрировала т.н.«славянские ведические практики», читатели могли познакомиться с новым жанром «славянское фэнтези» и получить консультации «высококвалифицированного» хироманта.
И подобные мероприятия проводились в центре Санкт-Петербурга… в День славянской письменности и культуры, которым Россия обязана памяти святых православных подвижников Кирилла и Мефодия! От такой «культурной» программы возникло полное ощущение «дежавю», как будто на дворе «лихие 90-е» с их выпущенным на свободу джинном «гласности», экстрасенсами и барабашками.
Назойливое выпячивание неоязыческого компонента при проведении IX Книжного салона отметил в интервью «РНЛ» представитель издательства Российского института стратегических исследований:
«Россия по-прежнему остается одной из самых читающих стран в мире. Вместе с тем, мы видим, как русскому человеку навязывают чуждое. Мой коллега по РИСИ Михаил Борисович Смолин заметил, что сегрегация на Православные и светские выставки, безусловно, хороша, но, в то же время, плоха, потому что благодаря ей возникло полное разделение, при котором светские книжные выставки вместо православного религиозного компонента оказались заполнены сектантской псевдодуховной литературой, далекой по духу русскому народу.
В свое время мы очень радовались, что появились специализированные православные выставки. Но привело это к тому, что православные замкнулись в своем рода "гетто" и православная субкультура оказалась изолированной от культуры большинства. На выставке были представлены только четыре православных издательства - это "Ладан", "Санкт-Петербургская православная духовная академия", "Кифа" и "Общество памяти игумении Таисии Леушинской", а в противовес - огромное количество языческих и сектантских стендов.
Такое соотношение создает у рядового российского гражданина ощущение, что Православная Церковь - это Церковь меньшинства, ее не видно в общественном пространстве. В культурной программе язычники из "Фонда Сварог" проявили активную позицию, что порождает у посетителей представление, будто Русская Православная Церковь мала, слаба, не знает ответов на жизненные вопросы. В то же время, неоязычники навязывают читателям свои невежественные представления, реконструированные, придуманные ими за последние пару десятков лет.
Мы живем в русском, православном городе. Не желая ущемления других культур, мы хотели бы, чтобы русская культура, в том числе, в ее православном аспекте, была представлена достойно, потому что русская литература появилась из русского славянского перевода "Библии". В этом смысле IX Книжный салон показался насмешкой над русской православной культурой. Очень жаль, что Санкт-Петербургская митрополия устранилась от более полномасштабного взаимодействия с организаторами Книжного форума. Считаю, что долг православного духовенства и православных активистов помочь разобраться нашим соотечественникам, считающим себя номинально православными, что какие-то вещи совместимы с православным христианством, а какие-то - нет, и помочь им сделать выбор».
Отметим, что беспринципность в подборе экспонентов опасна и чревата последствиями. Человек неискушенный, попав на Книжный салон, положившись на его высокий статус, как на гарант истинности и правдивости представленной литературы, может быть сбит с толку, совращен с правильного пути. А этот – грех, и того, кто его совершает, Евангелие предупреждает: «Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук.17:2).
Может быть, организаторы Салона были движимы благим намерением показать разнообразие славянского мира, но не распознали под маской «псевдославянства» разрушающие сектантские движения, в результате чудесный дар боговдохновенной славянской письменности оказался смешан с «яичницей» псевдонаучных домыслов. От всей души желаем организаторам Книжного салона глубже познакомиться с истоками русской литературы, чтобы достойно подготовить X юбилейный салон, ведь 2015 год объявлен Годом литературы в России.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»
3. «IX Книжный салон показался насмешкой над русской православной культурой»
2. Re: «IX Книжный салон показался насмешкой над русской православной культурой»
1. Re: «IX Книжный салон показался насмешкой над русской православной культурой»