Чиновник пояснил, что экономика сегодня строится таким образом, что «по-прежнему выгоднее работать под зарубежным флагом». Клепач привел статистику по перевозкам российских внешнеторговых грузов в 2001 и 2012 годах. Так, в 2001 году объем перевозок внешнеторговых грузов судами под российским флагом и судами под иностранным флагом, контролируемыми российскими компаниями, был сопоставим - примерно по 6 млн тонн, отметил замминистра. В 2012 году пропорция составляет 5 к 15 млн тонн в пользу судов российских компаний, ходящих под иностранными флагами.
Замминистра отметил, что для повышения привлекательности российского флага, достаточно выполнить те нормативные акты, которые были заложены в Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года.
«Второй момент, который требует дополнительного анализа, то, что у нас под контролем «Совкомфлота» и других компаний флот под зарубежным флагом - это офшоры. В связи с борьбой с офшорами, которая правильная, мы можем, на мой взгляд, развалить всю экономику «Совкомфлота», поэтому надо серьезно придумать, как стимулировать, в том числе через Российский морской регистр, переход судов под российский флаг», - указал Клепач.
Замминистра предложил дополнительно проработать эту тему вместе с Минтрансом, компаниями и подготовить предложения.
Доходы российских компаний, которые зарегистрированы в офшорах, должны облагаться по российским налоговым правилам. С таким предложением выступил Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию.
Глава государства привел данные, что «через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов, это пятая часть всего нашего экспорта». «Половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлись на офшоры», - добавил он.
По мнению Путина, «за этими цифрами - вывод капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны».
Мы попросили прокомментировать утверждение Клепача известного экономиста, инвестиционного консультанта Владислава Жуковского.
Действительно, проблема офшоризации российской экономики в последнее время становится во главу угла. Этому посвящается чуть ли не центральное внимание уже не только в выступлениях Президента, но и в подхвативших его высказывание речах министров правительства и даже отдельно взятых государственных компаний, госбанков и крупных частных корпораций.
Проблема в том, что за правильными словами не видно конкретных дел. Впервые проблему деофшоризации экономики Президент поставил ещё в прошлом году во время своего Послания Федеральному собранию 2012 года. Тогда вопрос был поставлен ребром, и все поверили, что вот прямо сейчас начнется процесс деофшоризации, капиталы будут возвращаться из офшоров в страну, российские компании и банки перестанут регистрировать свою собственность и имущество в налоговых гаванях, что это позволит существенно повысить объем и собираемость налогов. Появлялись разные оценки вплоть до увеличения налогооблагаемой базы на 20-25%. Но спустя год, к сожалению, мы видим, что никаких позитивных изменений не произошло, более того, масштабы офшоризации экономики значительно выросли. Благие пожелания и указания Президента были провалены, что вызвало его негодование во время нового Послания Федеральному собранию.
Он начал брать какие-то функции исполнительной власти, а именно правительства, и стал формулировать конкретные предложения по этому вопросу. Привлекает внимание то, что чиновники кабинета министров у нас недалёкие, они, как дети. Пока сверху не спустят конкретные рекомендации, они сами ничего сообразить не могут. В частности, Президент озвучил инициативу, что необходимо ограничить участие в системе госзакупок и госзаказов, не предоставлять налоговые льготы, отказать в разного рода государственных гарантиях и поручительствах для внешнеэкономической деятельности, закрыть доступ к бюджетным деньгам и кредитам Внешэкономбанка компании и банки, которые центром получения прибыли имеют Россию, здесь ведут экономическую и хозяйственную деятельность, но при этом прибыль увозят за рубеж посредством разных внешнеэкономических операций, тем самым минимизируя размер налогооблагаемой прибыли, уклоняются от уплаты налогов. Это всё меры правильные и необходимые, но они опять-таки бессистемные и недостаточные и не помогут радикально решить проблему утраты контроля государством за своей экономикой и за своими крупнейшими объектами собственности.
Напомню, что по итогам 2013 года размер внешнего долга российской экономики увеличился более чем на 130 млрд долларов и достиг отметки в 720 млрд долларов. Размер корпоративного внешнего долга компаний и банков вырос до 645 млрд долларов. Весь последний год этот показатель рос. Мы видим, что российские компании продолжают занимать за рубежом, что провоцирует выведение залогового имущества за рубеж, т.к. иностранные кредиторы не хотят связываться с российской судебной системой и не верят ей. В результате какие-то акции, в том числе с госучастием, госбанков, металлургических корпораций плавно перетекают в офшорную юрисдикцию, там регистрируются и потом закладываются под кредиты.
С другой стороны, мы видим, что масштабы незаконных операций внешнеэкономической деятельности тоже выросли. По предварительным оценкам в текущем году только официально учтенный Центробанком незаконный вывоз капитала за рубеж составит около 55-57 млрд долларов, т.е. 1,8 трлн руб., что эквивалентно почти 2,5% ВВП России. В прошлом году было на 5 млрд долларов меньше. Другими словами, канал утечки капитала, в том числе незаконного, прежде всего, в офшоры работает, и капиталы утекают. Тот же самый Газпром, который провел так называемую «сделку века», выкупив компанию ТНК-BP сначала у российских акционеров, потом у британских собственников, тем самым вольно или невольно спровоцировал усиление процессов офшоризации в экономике. Мало того, что все эти сделки осуществлялись за рубежом и в конце концов активы все-таки попали в российскую юрисдикцию, но Газпром умудрился под эту операцию занять на внешнем рынке более 35 млрд долларов, т.е. более 1 трлн рублей, и снова заложил приобретенный им пакет акций опять-таки за рубежом международным ростовщикам. Это же касается и сделок по размещению ценных бумаг Внешторгбанка и Сбербанка, так называемых SPO. В ходе этих операций также в российскую экономику входили иностранные инвесторы, главным образом через офшоры, что также усилило масштабы офшоризации экономики.
Вопрос надо ставить более системно. Надо понимать, что проблема офшоризации - это есть следствие политики младореформаторов 90-х годов и политики реализации Вашингтонского консенсуса. Другими словами офшоризация тесно связана с проблемой деиндустриализации экономики, т.е. разрушением научно-технического и производственного потенциала, с процессом дезинтеграции народного хозяйства, т.е. разрушением вертикально интегрированных производственно-технологических цепочек создания добавленной стоимости. Кроме того, действует процесс активного подсаживания на иглу внешних займов и, кроме того, идет процесс увеличения сектора теневой экономики, который играет против прозрачности российской экономики и способствует увеличению чистых убытков в финансовой и бюджетной системе и уклонению от уплаты налогов. Предложенные Президентом меры, конечно, нужно принимать, но ими ни в коем случае нельзя ограничиться.
Если действительно есть желание бороться с офшорами всерьез, и российское политическое руководство готово наступить на карман крупному сырьевому олигархическому капиталу, то придется пересматривать те решения, которые были приняты в 90-е и «нулевые» годы. В частности, в 90-е годы произошла масштабная либерализация валютного законодательства, был демонтирован валютный контроль текущих операций платежного баланса, эта операция завершилась к 1997 году. А к 2003-2007 годам завершили процесс либерализации по капитальному счету платежного баланса, т.е. были сняты ограничения на движение прямых инвестиций, спекулятивного капитала, кредитных займов и т.д. Сегодня бороться с офшоризацией не получится, не возродив валютное регулирование и валютный контроль. По большому счету финансовая система России дырявая, в ней огромное количество прорех, которые были, в том числе, и умышленно заложены в валютное законодательство. И сегодня сверхлиберальный капитальный режим способствует тому, что из России вымываются зарабатываемые нашей страной нефтедоллары, выводятся за рубеж по фиктивным внешнеэкономическим контрактам, по экспортным, импортным операциям, по предоставлению фиктивных импортных услуг и прочего.
Необходимо затыкать все эти дыры. Деофшоризация должна быть сопряжена с возрождением валютного регулирования, с контролем хотя бы минимально необходимым для этого уровня. Далее, конечно необходимо возрождать собственную мощную валютно-финансовую систему. Необходимо, чтобы Центробанк России из придатка ФРС, из его филиала начал заниматься построением и рефинансированием экономики, чтобы начался процесс создания мощной инвестиционно-банковской системы, которая бы генерировала долгосрочные инвестиционные ресурсы по доступным кредитным ставкам, не под 20%, как сегодня, а хотя бы по 5-7% годовых, что было бы хоть как-то соотносимо с реальным сектором экономики. Кроме того, многие компании уходят за рубеж не только для того, чтобы минимизировать налоговые платежи, отчего российская экономика несет ежегодные убытки приблизительно в размере 2-3 трлн рублей, но и потому, что не могут привлечь нормальные кредитные ресурсы внутри страны. Если бы в России были емкие долгосрочные финансовые ресурсы по приемлемым ставкам, то этот канал был бы закрыт, и можно было бы финансировать капитальные вложения внутри страны. Пока этого не происходит.
Далее, процесс деофшоризации экономики сопряжен с наведением порядка в системе государственного управления, с борьбой с силовым рэкетом, с отъемом собственности. Зачастую многие предприниматели, прежде всего, малый и средний бизнес из регионов бегут из страны в офшоры для того, чтобы просто сохранить свои капиталы от возможного рейдерского захвата, от возможных противоправных действий со стороны конкурентов.
Российский крупный олигархический капитал, прежде всего в металлургии, химии, нефтехимии, в лесодобывающей и перерабатывающей промышленности, нефтегазовом комплексе имеет на своем темени, так сказать, «родовое пятно», такое «горбачевское» пятно, связанное с нелегитимностью, с незаконностью происхождения этого капитала. Крупные капиталы в России формировались не в результате научно-технического прогресса, не с развитием производительного процесса, а чаще всего в результате откровенно мошеннических афер, криминальных операций, разворовывания бюджета, незаконного передела государственной собственности и её захвата, как это происходило в рамках приватизации и залоговых аукционов.
Надо понимать, что проблема офшоризации носит комплексный характер, она очень многогранна, и одним запретом участия в госзакупках и получения господдержки её не решить. Надо менять всю финансово-экономическую политику. Надо менять инвестиционную политику государства и крупных компаний. Посмотрите, крупнейшими инвесторами в российскую экономику являются те же самые Кипр, Люксембург, Лихтенштейн, Швейцария, Виргинские острова - это 70% офшоров. Российские предприниматели выводят свои сверхдоходы за рубеж, там их «отмывают», уходят от уплаты налогов, затем ввозят их обратно под видом иностранного капитала, получая налоговые преференции и льготы, и действуют тут как иностранные инвесторы, что, конечно, недопустимо и с чем нужно бороться.
Сама по себе постановка вопроса Президентом правильная, но я не совсем понимаю, каким образом это можно реализовать. Каким образом можно закрыть доступ госкомпаниям к системе госзакупок и к государственной поддержке? Та же компания Газпром, которая является крупнейшим налогоплательщиком России, где 50% плюс 1 акция принадлежат государству, а остальное контролируется инвесторами, прежде всего, иностранными, среди которых огромное количество офшорных бенефициаров, акционеров, которые формально являются иностранными, а по факту российскими инвесторами. С другой стороны даже те акции, что принадлежат государству и формально зарегистрированы в России, на деле почти все сегодня заложены под иностранные кредиты и займы в качестве обеспечительного залога. Так что ситуация сложная, и российская экономика плотно сидит на игле офшорного капитала. За последние четверть века только официально из России вывезли 1,7 триллиона долларов, а по экспертным оценкам это 2,5-3 трлн долларов. Эти активы в основном находятся в офшорных юрисдикциях.
Так что вопрос очень сложный. Но надо признать, что сегодня нам подыгрывают США, Европа и даже Япония. В США с их якобы ультралиберальной и ультрарыночной экономикой последние 1,5-2 года министерство финансов активно борется с офшорами и проводит политику по борьбе с налоговыми гаванями. Они заставляют крупнейшие компании и банки переводить центр уплаты налогов на территорию США, где они извлекают основную долю прибыли. Американский Минфин рассчитывает только на этом заработать 150-200 млрд долларов в следующем году.
Смущает только то, что наши чиновники, которые срослись с олигархическим капиталом и криминальным миром, не захотят заниматься тем, о чем сказал Президент. Надеюсь, что это вызовет его гнев и критику. Есть надежда, что последняя ситуация на Кипре, когда конфисковали у вкладчиков около 16 млрд евро, крайне агрессивные действия США и Европы по разрушению банковской тайны и неприкосновенности частной собственности, которые были оплотом всей западной рыночной экономики - эти действия заставят наших чиновников проснуться и понять, что их капиталы за рубежом не только не работают на российскую экономику, но уже работают против них самих. Они являются заложниками своих денег, и как-то легализовать и использовать их там они уже не смогут.
Хочется верить, что уже в следующем ежегодном Послании Президент сможет отчитаться о каких-то реальных делах. Есть уже хорошие симптомы, крупнейшие компании - РусАЛ, РусГидро и некоторые другие заявили, что они будут активно переводить свои капиталы из офшоров в Россию, менять юрисдикцию и платить налоги в российскую бюджетную систему. Не бывает худа без добра. Кризис обостряется, но начали бороться с российскими клептоманами за рубежом, и, вероятно, начнется движение капитала внутрь страны.