«Дорогие петербуржцы и гости Северной столицы! Приглашаем Вас 30 ноября 2013 г. в 9 часов утра в Храм Спаса-на-Крови на миссионерскую литургию, которая будет проводиться с использованием мультимедийных технологий», - говорится в сообщении на официальном сайте Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.
Организаторы «миссионерской литургии» пишут, что «до сих пор многое, что происходит за богослужением в храме и, в частности, в алтаре – священнодействия, песнопения, молитвы – остаются не понятным и даже не известным для большинства прихожан». «Миссионерская Литургия именно на то и направлена, чтобы исключить барьеры между молящимися прихожанами и алтарем, отделенным высоким иконостасом, и сделать богослужение более понятным и близким. Для этого на больших экранах, установленных в храме, будут даваться комментарии к священнодействиям, тексты песнопений и некоторых молитв, подкрепленные соответствующими изображениями. Кроме того, на экранах будут траслироваться священнодействия, происходящие в алтаре – те наиболее важные моменты Литургии, которые остаются не доступными взору прихожан за обычным богослужением. Все это направлено на лучшее понимание прихожанами главного христианского богослужения – Литургии и повышение интереса к нему», - говорится в сообщении далее.
Литургию возглавит епископ Петергофский Амвросий. Сослужить Его Преосвященству будет молодое духовенство – воспитанники Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии.
В богослужении примут участие два церковных хора: Хор духовенства и Женский хор Санкт-Петербургской митрополии.
Отметим, что так называемые «миссионерские литургии» уже не раз проводились как в Петербурге, так и в других городах и селах. Так, 14 июля 2012 г. в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга в рамках фестиваля «Академия православной музыки» состоялась «миссионерская литургия». Богослужение возглавил ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий. С комментариями выступил протодиакон Андрей Кураев. 24 марта 2013 года ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий возглавил служение «миссионерской литургии древних напевов», проведенной в рамках фестиваля великопостных концертов Академии православной музыки в Исаакиевском соборе г. Санкт-Петербурга. Периодически «миссионерские литургии» совершаются и в других епархиях. Так, например, в октябре 2009 г. литургия под открытым небом была совершена в праздник Покрова Пресвятой Богородицы священниками Миссионерского отдела Орловско-Ливенской епархии в селе Грачевка. 20 марта 2013 года в Преображенском храме агрогородка Раков (Белоруссия) было совершено миссионерское богослужение.
По этому поводу известный московский пастырь, настоятель храма свт. Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов ранее задавался вопросом: «Совершаются и так называемые "миссионерские литургии". Характерно, что в практику вводятся объяснения по ходу службы. Это профанация таинственной жизни Церкви, глубокое непонимание природы молитвы. Как будто нельзя заранее раздать желающим тексты с этими объяснениями. Научатся ли переступающие порог храма самому главному – благоговейному, со страхом Божиим вхождению в Церковь, истинной вере – вследствие такого "миссионерства"?».
Известный православный пастырь, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г.Киева протоиерей Андрей Ткачев в интервью РНЛ отметил, что «надо объяснять литургию не во время богослужения, а вне литургического общения находить формы для разговора с людьми». Священник подчеркнул, что проповедовать на литургии нельзя до совершения Евхаристии, нельзя останавливать и прерывать молитву до этого момента. «Это больше мешает, чем назидает», - подчеркнул он.
На форуме Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии многие читатели выражают озабоченность в связи с распространением подобной практики. «В Греции уже и кафе возле православного храма устраивают. На экране литургию транслируют. Народ сидит за столиками и следит за богослужением. Когда чашу выносят православные отодвигают свой кофе, сигарету и идут к причастию. И никакой исповеди. Комфортно. 21 век», - написала одна из читательниц, Светлана Николаевна.
Пользователь Наталья Русанова, в свою очередь, отмечает: «Я очень расстроилась, когда прочитала об этом в газете. Что это будет - все устремят головы в экран, а не на иконы, и в самый ответственный момент евхаристии, когда нужно особенно молиться, большинство верующих устремят свои взоры в экраны!!! Ужас! Литургия - это священнодействие, не зря же когда наступает сакральный момент в литургии - закрывают врата, а "высокий иконостас" по словам автора статьи - это "барьер между молящимися и алтарем". До чего мы дожили!»
Еще один пользователь под ником Nikolay Zakharov иронизирует: «У католиков уже висят мониторы. Повесим и мы. Очень рентабельно получится. Можно и в записи все службы потом гнать. И в хорах надобность отпадет».