Чинопоследование богослужения, совершаемого священнослужителями, сопровождалось редкими образцами православной музыки, исполняемыми древнерусскими, сербскими и византийскими распевами. На Божественной литургии была представлена реконструкция традиции богослужебного пения, которая существовала в Православных Церквях в XVII веке. Песнопения, исполненные в Исаакиевском соборе, не претерпели никаких изменений в исторической ретроспективе и звучали в своем оригинальном виде. Эти древние образцы богослужебного пения отличаются от современных продолжительностью и протяженностью звучания.
В богослужении приняли участие: главный протопсалт Карейского храма Святой Горы Афон монах Иаков, московский мужской хор «Древнерусский распев», сербский византийский хор «Моисей Петрович», праздничный хор Валаамского монастыря и мужской хор Санкт-Петербургской православной духовной академии под управлением регентов Анатолия Гринденко, Николы Попмихайлова, Алексея Жукова, Марка Качанкина.
Миссионерский характер Божественной литургии также заключался в историческом и богословском разъяснении литургических действий и текстов. Простые для понимания и в то же время емкие по содержанию комментарии давал профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев. Все люди, пришедшие в храм в этот день, имели возможность погрузиться в древнюю богослужебно-литургическую традицию Православной Церкви.
В своей проповеди, произнесенной после чтения Евангельского зачала, епископ Петергофский Амвросий обратился к воспоминаемым в этот день событиям Торжества Православия, ко времени, когда Церковь Христова была притесняема нечестивыми императорами, которые хотели отобрать у христиан образ их Спасителя – Воплотившегося Слова Божьего.
«История этого праздника восходит к 843 году, когда созванный императрицей Феодорой собор восстановил иконопочитаение в Византийской Империи, благодаря чему и поныне в наших храмах мы видим эти удивительные творения человеческих рук, но и человеческого духа, через которые нам открывается реальность миров иных, посредством которых Церковь земная, еще осуществляющая свое путешествие в этом мире, уже может почувствовать свою сопричастность Церкви небесной, Церкви вселенской, Церкви торжествующей», - отметил архипастырь.
«Но, - продолжил он, - для нас с вами, людей, живущих в XXI веке и отдаленных от всей этой древней полемики, важно понимать, что спор об иконах был спором не о кисточках и красках, а о вещах много более значимых. Ведь если "Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины", если "мы ВИДЕЛИ славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин 1:14), то значит Господь стал видимым для человеческих глаз, стал изобразимым, как о том говорит и великий Иоанн, небесный покровитель наших духовных школ: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1:18). Именно этот живой опыт апостолов-самовидцев, это знание воплощенного Слова и стало основой Церкви, потому и сама Церковь – это уже икона, видимое изображение незримого Бога в этом мире. Но видится Бог не в золоте куполов и блеске зданий церковных, а видится Он в каждом из нас. Все мы, члены живого церковного организма – вот подлинная икона Божия, вот те самые "образ и подобие", о которых говорил Предвечный Совет».
По словам владыки Амвросия, «действительно, вспоминая Торжество Православия, мы вспоминаем, прежде всего, имена многих и многих святых, отдавших свои силы, здоровье, а зачастую и жизни, ради торжества Истины в этом мире». «И в этом смысле мы с вами подобны карликам, но карликам, стоящим на плечах гигантов, маленьким людям, но за которыми стоит громада всей церковной истории. Однако каждая эпоха ставит перед Церковью свои вопросы, свои задачи и свои вызовы. И для ответа на эти вызовы Церковь нуждается в новых гигантах, ибо не может устоять Церковь, состоящая из одних лишь карликов. Говоря об актуальных проблемах Церкви, мы постоянно оборачиваемся за помощью в прошлое, забывая, что великие святые отцы уже исполнили свой долг перед Небом: в свое время они уже отстояли Церковь, завещанную им Самим Христом. Сейчас пришло наше время водрузить на наши плечи бремя заботы о Церкви. Сбежать от этой ответственности – значит сбежать от Самого Бога, сбежать от Его просьбы, обращенной к нам. Выпавший на нашу долю век уже не ставит перед нами задачи объяснить высокими богословскими и философскими категориями христианское учение; главное служение и главная миссия нашего века – миссия милосердия. А потому нашу эпоху для Церкви можно назвать эрой милосердия и любви. Подлинные гиганты нашего времени познаются не в богословии, риторике или церковной политике, а в делах милосердия», - добавил он.
«И пусть зачастую наши плечи ничтожно малы, пусть мы мелко живем, мелко мыслим, мелко чувствуем, однако наш удел – быть гигантами. Для этого мы и совершаем наше земное странствие: дабы, начав его на четвереньках, закончить с высоко поднятой к Небу головой. Будем стремиться к тому, чтобы стать гигантами духа, исполинами милосердия и незыблемыми колоссами веры. Тогда переданная нам Великими Отцами древности Церковь и в наш атомный век будет иметь свое Торжество, ибо подлинное торжество Бога на земле вершится в жизни каждого из нас», - заключил владыка Амвросий.
По окончании Божественной литургии был совершен чин Торжества Православия. После исповедания Символа Веры была пропета вечная память Святейшим православным Патриархам, Преосвященным митрополитам, архиепископам и епископам, святым равноапостольным Константину и Елене, благоверным и равноапостольным Владимиру и Ольге, убиенным на поле брани вождям и воинам, а также возглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и другим Православным Патриархам и Предстоятелям Поместных Православных Церквей, правящему архиерею епархии, Преосвященным митрополитам, архиепископам и епископам и всему Освященному Собору, Богохранимой стране, ее властям и воинству и всем православным христианам. Чин Православия завершился молитвой Пресвятой Троице.
По окончании богослужения владыка Амвросий поздравил всех присутствующих с совершившимся событием, поблагодарил организаторов и участников миссионерской Божественной литургии и призвал всех православных христиан свидетельствовать о своей вере, совершая добрые дела.
Протодиакон Андрей Кураев в своем блоге разместил ряд своих высказываний, озвученных на миссионерской литургии. В частности, он сказал: «У Церкви надземные истоки, но земная история. Этот храм на своих внешних стенах и колоннах несет следы Отечественной войны - осколки от немецких бомб. Но свои исторические зарубки есть и на литургии. Вы помните минуту, когда диакон навел свой орарь на вас и возгласил "Господи, спаси благочестивыя". До февраля 1917года диакон указывал на царское место в храме и называл имя Государя, а также имена Царствующей фамилии. После отречения Царя этот жест и формула стали демократическими: диакон обводит орарем весь храм и адресуется ко всем людям. И в самом деле, по слову апостола Павла все христиане цари и священники. Тем не менее, до конца советской власти редкие священники дерзали сохранять даже эту демократизированную формулу. И лишь в 90-х годах она стала общепринятой. А когда после большевистской революции властная пропаганда стала твердить, что Православие навязано народу Царями и буржуями, собор принял решение: пусть сам народ скажет о своей вере. До революции Символ веры или читал чтец или пел хор. Теперь это стало исповеданием веры всего церковного народа».