Старцы и «чуждопосетители»

Впечатления священника Александра Шумского от просмотра очередной передачи журналиста Александра Архангельского

0
2788
Время на чтение 8 минут

Да не кто убо от вас постраждет

яко убийца, или яко тать, 

или яко  злодей, или

яко чуждопосетитель

(1 Петра гл. 4, 15)

В последнее время в российском православном обществе активно обсуждается удивительный духовный феномен русского православия, называемый старчеством. Почему вдруг именно сейчас тема старчества начала вызывать повышенный интерес?

Я полагаю, что глубинная причина кроется в духовно-нравственной и общественно-политической ситуации, сложившейся в России. Ситуация эта характеризуется крайней поляризацией российского общества вообще и православного, в особенности. Речь идет о противостоянии, в широком смысле, либералов и патриотов, «малого народа» и народа большого. Большой народ хочет мира и стабильности, не хочет никаких церковных реформ и, следовательно, никаких революций. Малый либеральный народ, напротив, не хочет мира и стабильности, но жаждет церковных реформ, которые, в случае их осуществления, станут одним из мощнейших детонаторов новой  необольшевистской либеральной революции в России. После этой революции от нашего Отечества останутся лишь обломки, на которых в сладострастном упоении станут отплясывать бешеные девки из Пуси Райот, а их почитатели из «малого народа», в том числе и «предатели в рясах», будут обниматься друг с другом и восклицать: «Ну вот и на нашу либеральную улицу пришел праздник!».

Читатель спросит: «А при чем здесь старчество?». А при том, что у православного русского человека есть особое доверие к тому, кто имеет народное звание старца. Этот человек является мерилом духовной жизни, критерием святости и благочестия.  Православный русский  ищет старца, чтобы обрести, прежде всего, мирное духовно-нравственное состояние, без которого невозможно правильно жить и верно оценивать происходящие события. Старца не заменит ни обилие духовных книг, ни самые блестящие проповеди или фильмы. Живое общение со старцем, когда он держит тебя за руку, запечатлевается в сердце на всю жизнь. И только одно такое воспоминание может спасти человека в страшную или роковую минуту. Старцы учат людей трезвомыслию и рассудительности, без которых невозможно сохранение мира, покоя и стабильности. И сегодня русский человек ищет общения со старцем, чтобы обезопасить себя и наше Отечество от  бунтарских страстей и революций. Вспомните, как оптинские старцы предостерегали русское общество накануне революционных потрясений.

Понимая значение старчества для православного русского человека, для большого православного народа, малый либеральный народ пытается исказить образ старчества и дать ему свою трактовку, чтобы смутить православных людей, посеять в их душах семена сомнения. Именно в таком духе, на мой взгляд, проходила авторская программа Александра Архангельского «Тем временем» по телеканалу «Культура» 11 ноября. Обсуждалась тема старчества. В передаче принимали участие: Александр Архангельский, протоиерей Павел Великанов, Сергей Кравец, Андрей Юрганов, Сергей Шаргунов, Сергей Мироненко и Павел Лунгин. Уже по составу участников можно было предположить, в каком ключе пойдет обсуждение. Так и получилось. Сначала зрителям показали видеосюжет, в котором акцент был сделан на кадрах из омерзительного художественного фильма Элема Климова «Агония», а так же из новой картины о Григории Распутине, в которой главную роль играет известный французский актер Де Пардье, ничего не понимающий ни в русской истории, ни в русской жизни. А затем началось обсуждение. Господин Мироненко начал лить грязь на Царскую Семью, особенно на царицу-мученицу Александру Федоровну, представляя ее, мягко говоря, ограниченной и суеверной. Я просто не хочу цитировать все мерзости, которые изрыгали разговорные органы господина Мироненко. Он оболгал всех - и Царскую Семью, и Григория Распутина, явив свою неприкрытую неприязнь как к последнему российскому Императору, так и вообще к династии Романовых. Мироненко и другие цинично утверждали, что надо разделять поведение царицы до лишения власти и после, что до отречения она была «неправильная», а перед мученической кончиной изменилась в лучшую сторону. Посмотреть бы на некоторых субъектов, если бы их поставили к стенке!

Кинорежиссер Павел Лунгин позволил себе произнести в адрес царицы-мученицы неслыханное оскорбление, назвав ее «фурией», причем несколько раз! И никто из участников передачи не возразил ему ни слова, никто не одернул, даже священник! Как это понимать? Как солидарность с поношением святой царицы-мученицы? Хочется напомнить Лунгину слова Владимира Высоцкого: «Посмотрел бы ты, товарищ, на себя со стороны». Интересно, что сказала бы самая страшная химера, глядя на портрет кинорежиссера? Я слышал, что фотографией, на которой можно рассмотреть человека, похожего на  Павла Лунгина, в Германии пугают непослушных детей! Лунгин давно известен своими русофобскими взглядами. Но не только этим. Совсем недавно он «прославился» фактическим отречением от христианской  веры (если конечно, она у него была). В своей авторской передаче Владимир Познер спросил Лунгина, согласился бы тот принять от сатаны дар бессмертия. И Лунгин ответил, что ему очень стыдно, но он согласился бы! Об этом факте хорошо известно. Как же мог господин Архангельский, позиционирующий себя православным, пригласить  человека с таким миропониманием в свою программу на обсуждение сугубо православной темы?!

Теперь непосредственно о старчестве. Весь разговор носил лукавый характер. Один из участников (Сергей Кравец) не мог удержаться от  демонстрации высокомерия в адрес русского народа, заявив что народ стремился к старцам, чтобы переложить свою ответственность на чужие плечи. Историк Андрей Юрганов ( я учился  с ним на одном историческом факультете)  высказывался в  аналогичном духе. Так же все время  повторялась мысль о том, что Русская Православная Церковь всегда была государственной. Как же хочется либеральным чуждопосетителям вбить  клин между Церковью и государством! Юрганов уточнил, почему русский православный человек стремится к старцу. Оказывается потому, что  официальная синодальная Церковь ему уже «вот здесь» ( при этом Юрганов провел ребром ладони по собственному горлу), и он ищет старца. Но старец лишает человека личной свободы, свободы выбора. Интересно, чем самому Юрганову помешала официальная Церковь? В том же духе высказался и Мироненко. Стремление к старцам, по его мнению, есть попытка найти истину вне официальной Церкви, которая себя дискредитировала.

Диссидентский лукавый душок очевидно доминировал в передаче, несмотря на вялые возражения прот. Павла Великанова и молоденького писателя Сергея Шаргунова.

Сергей Шаргунов, который в программе представлял как бы традиционалистский взгляд на старчество, совсем молодой человек, не имеющий реального сознательного опыта общения со старцами. Он мог их видеть разве что в детстве, благодаря своему отцу, известному протоиерею Александру Шаргунову. В юности же Сергей совсем отошел от Церкви и влился в либеральные ряды. Сейчас, похоже, «блудный сын» начинает возвращаться в отчий дом, но только лишь начинает. Повторяю, реального церковного сознательного опыта общения со старцами у Сергея Шаргунова не было и нет. Поэтому смешно слышать, когда столь молодой и самонадеянный писатель заявляет, что у нас сейчас нет старчества, как явления. Откуда он может это знать?! Старец - не маникен в витрине универмага. Его надо найти через пот и кровь молитвы, через подвиг поста, через боль невосполнимых утрат и еще через многое другое, что входит в состав понятия духовно-нравственный опыт.

Я мог бы назвать нескольких человек, которых народ Божий почитает как старцев. Имена этих духоностых монахов еще не столь известны как имена архимандрита  Иоанна (Крестьянкина) или архимандрита Кирилла (Павлова), но это всего лишь дело времени, причем недолгого. Естественно, что околоцерковная тусовочная публика не может иметь об этом никакого представления. Сергею Шаргунову я посоветовал бы поменьше ходить по всяким ток-шоу и побольше советоваться со своим мудрым отцом. И теперь понятно, почему именно Сергея Шаргунова выбрал ведущий  Александр Архангельский в качестве оппонента Лунгину, Мироненко, Кравцу и Юрганову.

Протоиерей Павел Великанов, несмотря на некоторые свои правильные суждения, выглядел скорее не как оппонент, а как подыгрывающий. Полагаю, что тоже неслучайно. И было видно, как слабые голоса Шаргунова и отца Павла растворились в болотно-оранжевом кваканье Лунгина, Мироненко и Юрганова. Всех, конечно, превзошел господин Лунгин, совсем недавно, как было сказано выше, присягнувший  сатане. Он заявил, что русское старчество сродни китайскому кунг-фу, что русские православные старцы - мастера духовного кунг-фу! Почему православный священник, находящийся в студии, никак не отреагировал на это кощунственное сравнение?!

Какие же выводы должен был сделать зритель из передачи Архангельского? В России всегда есть плохое государство и плохая официальная Церковь. Русские люди не выдерживают их давления и бегут к старцам, потому что не могут нести на своих плечах бремя личной ответственности и свободы. Но старцы тоже бывают разные. Хорошие правильные старцы всегда в той или иной мере находятся в оппозиции официальной Церкви, то есть священноначалию, а так же страшному государству. Настоящий старец должен быть диссидентом (прямо в передаче об этом не говорится, но прозрачный намек очевиден). Плохие неправильные старцы приводят человека не к Богу, а к себе, то есть устраивают духовный тоталитаризм. Но и правильные, и неправильные старцы в любом случае отбирают личную свободу у человека, то есть, по большому счету, мало чем друг от друга отличаются.

Архангельский человек опытный и ловкий. К этим выводам он подводит зрителя не грубо, а исподволь, как бы через полемику мнимых соперников. И, конечно, все это не имеет никакого отношения ни к русской православной духовной традиции, ни к русскому старчеству, ни к душе русского человека, которая всегда была и будет глубоко чужда архангельским, лунгиным, юргановым и прочим.

Русский человек идет к старцу не потому что боится бремени личной ответственности и свободы, а потому что боится своеволия, которое ведет в адскую пропасть. А старец открывает человеку тайну подлинной свободы во Христе. Вот чего никогда не понимали и не поймут господа лунгины. Они все время путают свободу во Христе со своеволием в диаволе. А русский народ в своих лучших представителях никогда не путал свободу со своеволием. Поэтому несомненно, что русский церковный человек, простаивающий часами в очереди у кельи старца, несоизмеримо свободнее, чем господин Юрганов, беспрестанно повторяющий, как известная птица, слова о свободе выбора, свободе личности и т.п. Все эти «свободные» личности в конце концов обязательно оказываются на Болотной площади!

Старцы никогда не были диссидентами ни по отношению к государственной власти ни, тем более, по отношению к власти церковной. Они всегда являли собой пример сочетания любви к Богу и Родине, резко отвергали масонский и либеральный дух. Отдельные случаи, когда между конкретным епископом и конкретным старцем возникали сложные отношения ни в коем случае нельзя переносить на взаимоотношения старчества и священноначалия. Старцы всегда относились с благоговением к церковной иерархии и к священноначалию, осознавая, что без старца Церковь  может существовать, а вот без епископа никак.

Друзья Архангельского с пренебрежительной ухмылкой отзываются об официальной (синодальной) Церкви. А между тем, официальная Церковь, т.е. епископат, является той несокрушимой адамантовой формой, в который только и может почивать благодать Святого Духа. Кто-то, вероятно, попытается разглядеть в моих словах признаки «практического папизма». Поэтому поясняю: конечно, весь народ Божий, вся церковная полнота, все члены Церкви, от самого последнего простеца до царя, призваны быть сосудами Божией благодати, но без епископа, имеющего апостольскую преемственность, вся эта полнота рассыпается и превращается в бесформенные осколки.

P.S.  Недавно один бесноватый либерал, раздевшись до гола, прибил свое причинное место к брусчатке Красной Площади. Весьма символическое действие, свидетельствующее о самооскоплении российского либерализма. Но вот что особенно примечательно - сей либерал прибил свои интимные места ни к чему-нибудь, а  именно к камням главной площади нашей столицы, камням, по которым проходили миллионы русских людей, идущих на защиту Веры, Царя и Отечества, камням, которые уже сами стали метафорой России и Русского народа. Это уже даже не агония либерализма, а его полный конец в самом конкретном смысле слова.

И пока беснуются всякого рода «чуждопосетители», великий старец Земли Русской архимандрит Кирилл (Павлов) продолжает молиться за весь народ Божий. Так и хочется воскликнуть: «Преподобне отче наш Кирилле, моли Бога о нас».

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Ответ на 1., о. Николай Савченко:

Но нельзя ни в коем случае и выделять Государя и Государыню, как единственные лучи света среди якобы тьмы окружавших их как бы предателей, врагов и ничтожеств. Причем на Романовых такой радикальный взгляд часто распространяется.

Конечно, нельзя! Ни к в коем случае ! На самом деле лучами света были ваши любимые верные ротшильдовскому капиталу марксисты-сионисты - ленинцы-шифовцы- троцкисты, окруженные предательской Царской фамилией. Предал Государь-мученик, светлые идеалы американского доллара и евонного почитателя, как есть предал! Со всей семьей предал, за что со всей семьей и был умучен. Что б не застил светлой образ вашего любимого американского доллара.
Адвокат / 24.11.2013, 20:05

6. Спаси Тя ХРИСТОС, Дорогой о ГОСПОДЕ Отец Александр!

И как только у Тебя хватает сил смотреть и слушать такую гадость?! Умиленно сочувствую и благодарю Тебя за этот труд ради всех нас. Сразу в памяти высветился образ приснопоминаемого Игумена Михаила, с Которым я познакомился, кажется, у Тебя дома. Никогда в жизни не пробовал устриц. Было бы глупо, если бы я пошел на совет гурманов и стал с ними обсуждать вкус этого продукта. Так и эти охломоны, говорили о том, чего в жизни не пробовали и не попробуют. Никогда к нашим Старцам не относился как оракулам. Но самое главное впечатление от общения с Ними: Верующие Люди! Если Их Вера с горушное зерно, то что в сравнению с ней пылинки веры в наших сердцах?! Лунгин, конечно, заслужил у своего хозяина вечную жизнь в вечной муке, именно эта мука уже исказила его страшную личину...
Леонид Болотин / 22.11.2013, 09:15

5. Re: Старцы и «чуждопосетители»

Храни Вас Господь, отец Александр. Помощи Божией Вам!
Александр Бутов / 21.11.2013, 10:22

4. Ответ на 1., о. Николай Савченко:

И уж конечно тут неизбежно появляются фигуры Ленина и Сталина, как якобы спасших Россию от толпы ничтожеств.

Это Вы ужь хватили - их никто не канонизировал и не пытается, а уж Ленина невместимо даже ха намёк на христианина держать. По поводу же толпы ничтожеств - тыт Вы, возможно, впадаете в тень человекоугодия - мол "приидите ко лону все молодые, либерастые, рок и байк и гей - я не читаю вас быдлом - это другие,а у меня - не так". На самом деле тут просматривается намёк на желание сменить паству - мол, для нас нету быдла (на самом деле - для нас все - быдло).
Лебядкин / 21.11.2013, 09:34

3. Re: Старцы и «чуждопосетители»

Всех, конечно, превзошел господин Лунгин, это и не удивительно. После того, как он оплошал с фильмом "Остров" (ему заказывали пародию на старчество, но гений Мамонова все испортил, получилось очень умилительно) ему приходится выслуживаться у своего хозяина, которому он присягнул, чтобы заслужить прощения.

2. Ответ на 1., о. Николай Савченко:

...Так чем же отличаются многие наши горе-патриоты от таких критиков Государыни и Государя? Да ничем!!!У них только Царская семья выделена из толпы якобы предателей и ничтожеств. А так все одно. И уж конечно тут неизбежно появляются фигуры Ленина и Сталина, как якобы спасших Россию от толпы ничтожеств.

Вы очевидно, говорите о так называемой ереси царебожества как крайней степени греха человекоугодия. Касаемо же точно по теме, можно сказать - "отвечать за базар", "фильтровать базар" - это даже зеки знают. Но основной спрос должен быть именно и как раз таки с стыливо молчавших собеседников. И хотя вопрос канонизации в данном конкретном случае во многом спорен - и в лоне самой РПЦ МП, и тем паче - у РЦП(З) и у cтароверов - основной спрос должен быть со стыдливых собеседников и с выпускающих ТВ-эфира. Во всяком случае, вопрос о недопустимости некоторых слов и оценок всегда должен решаться "до того" - даже в случаях прямого эфира и всячески разэдаких ток-шоу. И меры воздействия/наказания должны иметь место гласно, а то так - погомоним по сайтам - и забудем.
Лебядкин / 21.11.2013, 09:25

1. Re: Старцы и «чуждопосетители»

Обычно я возражаю отцу Александру. Но здесь трудно что-то возразить. Только дополнить хочется. Государыню конечно нельзя критиковать в такой форме. Но нельзя ни в коем случае и выделять Государя и Государыню, как единственные лучи света среди якобы тьмы окружавших их как бы предателей, врагов и ничтожеств. Причем на Романовых такой радикальный взгляд часто распространяется. Так чем же отличаются многие наши горе-патриоты от таких критиков Государыни и Государя? Да ничем!!! У них только Царская семья выделена из толпы якобы предателей и ничтожеств. А так все одно. И уж конечно тут неизбежно появляются фигуры Ленина и Сталина, как якобы спасших Россию от толпы ничтожеств.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06