Да не кто убо от вас постраждет
яко убийца, или яко тать,
или яко злодей, или
яко чуждопосетитель
(1 Петра гл. 4, 15)
В последнее время в российском православном обществе активно обсуждается удивительный духовный феномен русского православия, называемый старчеством. Почему вдруг именно сейчас тема старчества начала вызывать повышенный интерес?
Я полагаю, что глубинная причина кроется в духовно-нравственной и общественно-политической ситуации, сложившейся в России. Ситуация эта характеризуется крайней поляризацией российского общества вообще и православного, в особенности. Речь идет о противостоянии, в широком смысле, либералов и патриотов, «малого народа» и народа большого. Большой народ хочет мира и стабильности, не хочет никаких церковных реформ и, следовательно, никаких революций. Малый либеральный народ, напротив, не хочет мира и стабильности, но жаждет церковных реформ, которые, в случае их осуществления, станут одним из мощнейших детонаторов новой необольшевистской либеральной революции в России. После этой революции от нашего Отечества останутся лишь обломки, на которых в сладострастном упоении станут отплясывать бешеные девки из Пуси Райот, а их почитатели из «малого народа», в том числе и «предатели в рясах», будут обниматься друг с другом и восклицать: «Ну вот и на нашу либеральную улицу пришел праздник!».
Читатель спросит: «А при чем здесь старчество?». А при том, что у православного русского человека есть особое доверие к тому, кто имеет народное звание старца. Этот человек является мерилом духовной жизни, критерием святости и благочестия. Православный русский ищет старца, чтобы обрести, прежде всего, мирное духовно-нравственное состояние, без которого невозможно правильно жить и верно оценивать происходящие события. Старца не заменит ни обилие духовных книг, ни самые блестящие проповеди или фильмы. Живое общение со старцем, когда он держит тебя за руку, запечатлевается в сердце на всю жизнь. И только одно такое воспоминание может спасти человека в страшную или роковую минуту. Старцы учат людей трезвомыслию и рассудительности, без которых невозможно сохранение мира, покоя и стабильности. И сегодня русский человек ищет общения со старцем, чтобы обезопасить себя и наше Отечество от бунтарских страстей и революций. Вспомните, как оптинские старцы предостерегали русское общество накануне революционных потрясений.
Понимая значение старчества для православного русского человека, для большого православного народа, малый либеральный народ пытается исказить образ старчества и дать ему свою трактовку, чтобы смутить православных людей, посеять в их душах семена сомнения. Именно в таком духе, на мой взгляд, проходила авторская программа Александра Архангельского «Тем временем» по телеканалу «Культура» 11 ноября. Обсуждалась тема старчества. В передаче принимали участие: Александр Архангельский, протоиерей Павел Великанов, Сергей Кравец, Андрей Юрганов, Сергей Шаргунов, Сергей Мироненко и Павел Лунгин. Уже по составу участников можно было предположить, в каком ключе пойдет обсуждение. Так и получилось. Сначала зрителям показали видеосюжет, в котором акцент был сделан на кадрах из омерзительного художественного фильма Элема Климова «Агония», а так же из новой картины о Григории Распутине, в которой главную роль играет известный французский актер Де Пардье, ничего не понимающий ни в русской истории, ни в русской жизни. А затем началось обсуждение. Господин Мироненко начал лить грязь на Царскую Семью, особенно на царицу-мученицу Александру Федоровну, представляя ее, мягко говоря, ограниченной и суеверной. Я просто не хочу цитировать все мерзости, которые изрыгали разговорные органы господина Мироненко. Он оболгал всех - и Царскую Семью, и Григория Распутина, явив свою неприкрытую неприязнь как к последнему российскому Императору, так и вообще к династии Романовых. Мироненко и другие цинично утверждали, что надо разделять поведение царицы до лишения власти и после, что до отречения она была «неправильная», а перед мученической кончиной изменилась в лучшую сторону. Посмотреть бы на некоторых субъектов, если бы их поставили к стенке!
Кинорежиссер Павел Лунгин позволил себе произнести в адрес царицы-мученицы неслыханное оскорбление, назвав ее «фурией», причем несколько раз! И никто из участников передачи не возразил ему ни слова, никто не одернул, даже священник! Как это понимать? Как солидарность с поношением святой царицы-мученицы? Хочется напомнить Лунгину слова Владимира Высоцкого: «Посмотрел бы ты, товарищ, на себя со стороны». Интересно, что сказала бы самая страшная химера, глядя на портрет кинорежиссера? Я слышал, что фотографией, на которой можно рассмотреть человека, похожего на Павла Лунгина, в Германии пугают непослушных детей! Лунгин давно известен своими русофобскими взглядами. Но не только этим. Совсем недавно он «прославился» фактическим отречением от христианской веры (если конечно, она у него была). В своей авторской передаче Владимир Познер спросил Лунгина, согласился бы тот принять от сатаны дар бессмертия. И Лунгин ответил, что ему очень стыдно, но он согласился бы! Об этом факте хорошо известно. Как же мог господин Архангельский, позиционирующий себя православным, пригласить человека с таким миропониманием в свою программу на обсуждение сугубо православной темы?!
Теперь непосредственно о старчестве. Весь разговор носил лукавый характер. Один из участников (Сергей Кравец) не мог удержаться от демонстрации высокомерия в адрес русского народа, заявив что народ стремился к старцам, чтобы переложить свою ответственность на чужие плечи. Историк Андрей Юрганов ( я учился с ним на одном историческом факультете) высказывался в аналогичном духе. Так же все время повторялась мысль о том, что Русская Православная Церковь всегда была государственной. Как же хочется либеральным чуждопосетителям вбить клин между Церковью и государством! Юрганов уточнил, почему русский православный человек стремится к старцу. Оказывается потому, что официальная синодальная Церковь ему уже «вот здесь» ( при этом Юрганов провел ребром ладони по собственному горлу), и он ищет старца. Но старец лишает человека личной свободы, свободы выбора. Интересно, чем самому Юрганову помешала официальная Церковь? В том же духе высказался и Мироненко. Стремление к старцам, по его мнению, есть попытка найти истину вне официальной Церкви, которая себя дискредитировала.
Диссидентский лукавый душок очевидно доминировал в передаче, несмотря на вялые возражения прот. Павла Великанова и молоденького писателя Сергея Шаргунова.
Сергей Шаргунов, который в программе представлял как бы традиционалистский взгляд на старчество, совсем молодой человек, не имеющий реального сознательного опыта общения со старцами. Он мог их видеть разве что в детстве, благодаря своему отцу, известному протоиерею Александру Шаргунову. В юности же Сергей совсем отошел от Церкви и влился в либеральные ряды. Сейчас, похоже, «блудный сын» начинает возвращаться в отчий дом, но только лишь начинает. Повторяю, реального церковного сознательного опыта общения со старцами у Сергея Шаргунова не было и нет. Поэтому смешно слышать, когда столь молодой и самонадеянный писатель заявляет, что у нас сейчас нет старчества, как явления. Откуда он может это знать?! Старец - не маникен в витрине универмага. Его надо найти через пот и кровь молитвы, через подвиг поста, через боль невосполнимых утрат и еще через многое другое, что входит в состав понятия духовно-нравственный опыт.
Я мог бы назвать нескольких человек, которых народ Божий почитает как старцев. Имена этих духоностых монахов еще не столь известны как имена архимандрита Иоанна (Крестьянкина) или архимандрита Кирилла (Павлова), но это всего лишь дело времени, причем недолгого. Естественно, что околоцерковная тусовочная публика не может иметь об этом никакого представления. Сергею Шаргунову я посоветовал бы поменьше ходить по всяким ток-шоу и побольше советоваться со своим мудрым отцом. И теперь понятно, почему именно Сергея Шаргунова выбрал ведущий Александр Архангельский в качестве оппонента Лунгину, Мироненко, Кравцу и Юрганову.
Протоиерей Павел Великанов, несмотря на некоторые свои правильные суждения, выглядел скорее не как оппонент, а как подыгрывающий. Полагаю, что тоже неслучайно. И было видно, как слабые голоса Шаргунова и отца Павла растворились в болотно-оранжевом кваканье Лунгина, Мироненко и Юрганова. Всех, конечно, превзошел господин Лунгин, совсем недавно, как было сказано выше, присягнувший сатане. Он заявил, что русское старчество сродни китайскому кунг-фу, что русские православные старцы - мастера духовного кунг-фу! Почему православный священник, находящийся в студии, никак не отреагировал на это кощунственное сравнение?!
Какие же выводы должен был сделать зритель из передачи Архангельского? В России всегда есть плохое государство и плохая официальная Церковь. Русские люди не выдерживают их давления и бегут к старцам, потому что не могут нести на своих плечах бремя личной ответственности и свободы. Но старцы тоже бывают разные. Хорошие правильные старцы всегда в той или иной мере находятся в оппозиции официальной Церкви, то есть священноначалию, а так же страшному государству. Настоящий старец должен быть диссидентом (прямо в передаче об этом не говорится, но прозрачный намек очевиден). Плохие неправильные старцы приводят человека не к Богу, а к себе, то есть устраивают духовный тоталитаризм. Но и правильные, и неправильные старцы в любом случае отбирают личную свободу у человека, то есть, по большому счету, мало чем друг от друга отличаются.
Архангельский человек опытный и ловкий. К этим выводам он подводит зрителя не грубо, а исподволь, как бы через полемику мнимых соперников. И, конечно, все это не имеет никакого отношения ни к русской православной духовной традиции, ни к русскому старчеству, ни к душе русского человека, которая всегда была и будет глубоко чужда архангельским, лунгиным, юргановым и прочим.
Русский человек идет к старцу не потому что боится бремени личной ответственности и свободы, а потому что боится своеволия, которое ведет в адскую пропасть. А старец открывает человеку тайну подлинной свободы во Христе. Вот чего никогда не понимали и не поймут господа лунгины. Они все время путают свободу во Христе со своеволием в диаволе. А русский народ в своих лучших представителях никогда не путал свободу со своеволием. Поэтому несомненно, что русский церковный человек, простаивающий часами в очереди у кельи старца, несоизмеримо свободнее, чем господин Юрганов, беспрестанно повторяющий, как известная птица, слова о свободе выбора, свободе личности и т.п. Все эти «свободные» личности в конце концов обязательно оказываются на Болотной площади!
Старцы никогда не были диссидентами ни по отношению к государственной власти ни, тем более, по отношению к власти церковной. Они всегда являли собой пример сочетания любви к Богу и Родине, резко отвергали масонский и либеральный дух. Отдельные случаи, когда между конкретным епископом и конкретным старцем возникали сложные отношения ни в коем случае нельзя переносить на взаимоотношения старчества и священноначалия. Старцы всегда относились с благоговением к церковной иерархии и к священноначалию, осознавая, что без старца Церковь может существовать, а вот без епископа никак.
Друзья Архангельского с пренебрежительной ухмылкой отзываются об официальной (синодальной) Церкви. А между тем, официальная Церковь, т.е. епископат, является той несокрушимой адамантовой формой, в который только и может почивать благодать Святого Духа. Кто-то, вероятно, попытается разглядеть в моих словах признаки «практического папизма». Поэтому поясняю: конечно, весь народ Божий, вся церковная полнота, все члены Церкви, от самого последнего простеца до царя, призваны быть сосудами Божией благодати, но без епископа, имеющего апостольскую преемственность, вся эта полнота рассыпается и превращается в бесформенные осколки.
P.S. Недавно один бесноватый либерал, раздевшись до гола, прибил свое причинное место к брусчатке Красной Площади. Весьма символическое действие, свидетельствующее о самооскоплении российского либерализма. Но вот что особенно примечательно - сей либерал прибил свои интимные места ни к чему-нибудь, а именно к камням главной площади нашей столицы, камням, по которым проходили миллионы русских людей, идущих на защиту Веры, Царя и Отечества, камням, которые уже сами стали метафорой России и Русского народа. Это уже даже не агония либерализма, а его полный конец в самом конкретном смысле слова.
И пока беснуются всякого рода «чуждопосетители», великий старец Земли Русской архимандрит Кирилл (Павлов) продолжает молиться за весь народ Божий. Так и хочется воскликнуть: «Преподобне отче наш Кирилле, моли Бога о нас».
Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
7. Ответ на 1., о. Николай Савченко:
6. Спаси Тя ХРИСТОС, Дорогой о ГОСПОДЕ Отец Александр!
5. Re: Старцы и «чуждопосетители»
4. Ответ на 1., о. Николай Савченко:
3. Re: Старцы и «чуждопосетители»
2. Ответ на 1., о. Николай Савченко:
1. Re: Старцы и «чуждопосетители»