В подмосковном православно-просветительском центре «Усово-Спасское» Ассоциация учителей истории и обществознания Московской области обсудила актуальные вопросы формирования исторического сознания подрастающего поколения.
Участниками форума стали более 140 преподавателей средних и высших учебных заведений Подмосковья. Главной темой состоявшейся дискуссии стал вопрос о разработке принципиально нового единого учебника истории.
Общеизвестно: без прошлого нет будущего. От того, каким будет линейка новых учебников истории, в какой цвет его авторы раскрасят неоднозначное прошлое нашей страны, зависит не только будущее нынешних школьников, но и грядущее всей России.
Напомним, 19 февраля 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент России Владимир Путин поручил экспертному сообществу подготовить предложения по разработке единого учебника истории России. Российское историческое общество сформировало рабочую группу по подготовке концепции нового учебника, которую возглавил председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин. Сопредседателями стали министр культуры России Владимир Мединский и министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, научным руководителем назначен академик Александр Чубарьян.
1 ноября Президенту России представлена концепция единого школьного учебника по истории. Работа над окончательной версией учебника, по планам правительства, должна быть полностью завершена к 2015 году. А пока концепция учебника стала предметом серьезной дискуссии.
На самом деле, Россия – единственная страна в мире, где отношение к ключевым историческим событиям вызывает столько ожесточенных споров и диспутов. При этом у нас умудряются преподавать историю одновременно по 238 учебникам.
По мнению историка Константина Ковалёва-Случевского, нынешнее уникальное состояние неосмысленного прощлого обусловлено вековым периодом фальсификации истории и манипуляции общественным самосознанием. В своем докладе на конференции он, в частности, обратил внимание собравшихся на то, что «гражданская война в умах российского общества не закончилась», народ разделен полярным отношением к определяющим вехам истории, нет понимая логики исторического процесса, системообразующей роли государства.
С этим трудно не согласиться, принимая во внимание тот факт, что конференция проходила в особом, историческом уголке Подмосковья, тесно связанном с именем святой преподобномученицы Елисаветы Федоровны. Там, где когда-то находилась родовая усадьба ее супруга Великого князя Сергея Александровича Романова.
В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева ее муж принял мученическую кончину. Елизавета Федоровна первой прибыла на место трагедии и своими руками собирала части тела любимого мужа, разбросанные взрывом. На третий день после гибели великого князя она поехала в тюрьму к убийце в надежде, что тот раскается. На слова Каляева «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть» Елизавета Федоровна ответила: «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» Несмотря на то, что убийца не раскаялся, великая княгиня подала Николаю II прошение о помиловании, которое тот отклонил. Однако спустя всего лишь несколько десятилетий нераскаявшийся террорист-убийца обрел вечную жизнь в имени одной из центральных улиц Санк-Петербурга.
Печально, но факт: несмотря на десятилетия исторического самосознания и покаяния, имена цареубийц и террористов Каляева, Войкова, Халтурина, Свердлова, Перовской, Желябова и прочих, до сих пор увековечены в названиях улиц российских городов, а ученики средних школ порой не в состоянии оценить подлинную роль русского самодержавия и православия в становлении общенациональной государственности.
В этой связи подмосковные педагоги были едины - отсутствие общепринятого, государственного подхода к изложению отечественной истории далее недопостимо. «России необходима общая концепция собственного исторического развития, которая в первую очередь воздавала бы дань уважения тем, кто своей жизнью прославил страну — будь то политики, военачальники, ученые, священнослужители или представители интеллигенции, независимо от политических или идеологических штампов, внедренных в массовое сознание фальсификаторами истории», - передал собравшимся слова Патриарха Кирилла священник Георгиевского собора города Одинцово Московской области Владислав Гусар. По его мнению, молодому поколению сейчас, как никогда, нужны примеры истинной, жертвенной любви к Отечеству. Преподавание истории это, - в первую очередь, - воспитание народа. И воспитание это должно быть направлено на формирование чувства державной гордости и патриотизма.
Подводя итоги совещания, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания Московской области Александр Фукс выразил общее мнение о том, что «содержание школьной истории является ключевым направлением в обеспечении политики национальной безопасности страны». - Главным стержнем в любой национальной историографии является воспитание любви и гордости за страну, а решить эту задачу при многовариативном подходе к ключевым вопросам истории можно только при едином учебнике, — подчеркнул Александр Фукс.
Действительно, можно до бесконечности спорить о тех или иных эпизодах прошлого, рассматривая их с противоположных точек зрения, и в этих спорах российская история так и умрет без покаяния, растворится в мифах из голливудских блокбастеров.
Максим Лесков, публицист, Подмосковье
7. 2. старик Яков :
6. Re: История без покаяния умирает
5. Re: История без покаяния умирает
4. Re: История без покаяния умирает
3. Re: История без покаяния умирает
2. Re: История без покаяния умирает
1. Re: История без покаяния умирает