Ортодоксальный филокатолицизм Алексея Гуськова

Скандально известный русский актер сыграл папу Римского Иоанна Павла II в фильме «Святой и Человек»

0
2508
Время на чтение 8 минут
8 августа завершились съемки художественного фильма «Святой и Человек», посвященного папе Римскому Иоанну Павлу II. Понтифика сыграл скандально известный русский актер Алексей Гуськов.

В интервью ИТАР-ТАСС артист заявил, что его приглашение на эту роль «произошло неожиданно». «Время на подготовку было совсем мало, - вспоминает он. - В конце мая итальянский агент прислал письмо с предложением и пометкой "срочно". По своему обыкновению – так же было и с "Концертом" (фильм французского режиссера румынского происхождения Раду Михайляну, номинировавшийся на «Золотой глобус» и удостоенный нескольких европейских премий), и с другими зарубежными работами - я махнул рукой, потому что предложение – это только предложение, и до утверждения на роль много чего должно случиться. А здесь просто был уверен, что сыграет какой-нибудь американский актер, тем более что съемки на английском языке. Например, в 2005 году после смерти Иоанна Павла II, в кино его сыграл Джон Войт. Я ответил агенту, что у меня «елки» до 25 июня, я действительно был занят по разным контрактным обязательствам и даже не мог выбраться на один день в Рим. Агент исчез на неделю, потом прислал еще письмо, уже с двумя отметками "срочно!", где убеждал меня, что все достаточно серьезно и попросил связаться по Скайпу с режиссером. Пожалуй, это был первый кастинг по Скайпу! Мы полтора часа общались с режиссером Андреа Порпорати».  

«И я благодарен, что роль доверили мне, - признался он в интервью «Российской газете». - Возможно, все решили мои славянские корни: Папа Иоанн Павел Второй был поляком. Все произошло довольно быстро: в мае мне пришел e-mail с описанием проекта, и наш первый разговор с режиссером Порпорати состоялся по скайпу. А когда в июне я прилетел в Рим, мне тут же перекрасили волосы, облачили в папские одежды, фото послали телекомпании RAI, и утверждение на роль прошло без обычных проб».

«Постоянно вокруг съемочной площадки крутились какие-то люди, спрашивали, говорили: "Ах, да, какая книга замечательная, здорово, что ее экранизируют". У нас недавно был фильм "Спасибо, что живой". Там была интрига, кто же сыграл Высоцкого? И у них был главный вопрос: а кто же играет Иоанна Павла II? Надо же - русский!» - вспоминает Гуськов.

В интервью газете «Московский комсомолец» он попытался понять, почему именно его, русского актера, пригласили на эту роль. Отвечая на реплику корреспондента МК: «Самое удивительное, Алексей, что вы и сами родились в Бжеге, в Польше», он сказал: «Да, в 150 километрах от того места, где родился Кароль Войтыла. Когда эта новость появилась в Интернете, стали сравнивать по фото — похож или не похож. Сопоставляли даты: 18 мая 1920 года родился Войтыла, а 20 мая 1958 года — Гуськов, и находили в этих цифрах что-то магическое». Есть еще одно совпадение в судьбе Гуськова и Войтылы. Менее чем через два месяца после рождения Гуськова, 4 июля 1958 года, Войтыла стал викарным епископом Краковского архиепископства и титулярным епископом Омби. Его епархия находилась недалеко от места рождения русского актера. 

«26 июня я приехал в Рим, и мы приступили к работе, - отметил Гуськов в интервью ИТАР-ТАСС, говоря о начале съемки фильма. - Начали в два часа дня и закончили в 11 вечера и на следующий день с 8 утра до 9 вечера. Трудиться – это мягко сказано, потому что кроме читок, примерки костюмов - плюс еще и сложнейший грим, воссоздающий внешность Войтылы в трех возрастах – в 1983-м, 1996-м и 2004 годах. Фильм охватывает период с момента покушения на него в 1981 году и по 2004 год, фактически за полгода до смерти. Но это больше рассказ о его частной "мирской" жизни, связанной с его путешествиями и встречами со светскими людьми. В Ватикане у нас процентов 30 сцен, и это не наиболее известные места – не площадь Святого Петра, хотя там тоже сняты проходы, а, в основном личные апартаменты, где он встречается с близкими друзьями».

Гримерам, признается артист в интервью радио «Голос России», удалось добиться практически идеального сходства с понтификом: «Вдруг пришел комментарий от мной уважаемого и любимого артиста Юозаса Будрайтиса. Он сейчас в Вильнюсе. Пишет: "Как будто я его опять увидел". Я ему пишу: "А вы знакомы?". – "Да, был, рядом стоял"». Гуськов отмечает, что его сходство с Войтылой было столь велико, что его однажды даже католические монахини приняли за понтифика: «Или снимали в Мадонна-ди-Кампильо, рядом с монастырем. Группа чуть дальше. А я был за деревом. И две монашки поднимаются в монастырь. Одна увидела меня - и раз, на колени. А я бегом от нее: "Это кино, кино!". Подбежал к группе, говорю: "Ребята, помогайте!". Это действительно очень большая ответственность». «А однажды, - продолжает он, - какая-то женщина подошла, говорит: "Я из Бразилии. Я его видела, получала благословение, когда он к нам приезжал. Можно я вас потрогаю?"».

Актер признался, что его принадлежность к Православию не помешала ему сыграть роль папы Римского. «Воспитан я в православной традиции, - заявил он, - но с искренним уважением отношусь к миллионам католиков, и сыграть главу Католической церкви было для меня огромной честью и ответственностью. Возможно, многие задаются вопросом: как же так, Папу играет не католик и не поляк?! Но когда Энтони Хопкинс сыграл Ганнибала Лектора, его же не спрашивали, почему он не маньяк! Я актер, и это моя работа». Отвечая на реплику корреспондента ИТАР-ТАСС: «После сообщения о том, что Алексей Гуськов сыграет католического папу, в нашем интернете появились критические высказывания на этот счет. Как Вы относитесь к таким замечаниям?», актер заявил: «Я не боюсь и готов к подобным вопросам. Я же ортодокс. Я ношу старейший византийский крест, ему около 1000 лет. Это никакой не дизайн, просто очень старый крест. Он ко мне "пришел", так говорят, и иконы к нам именно "приходят", поэтому папу я играю в нем. Крест не виден постороннему взгляду, потому что до горла все закрыто, а сверху пластиковый беленький воротничок. В сценарий я вложил фотографии Войтылы, записал его размышления о жизни, об устройстве современного мира, о Вере, и повторяю - я со многим согласен. Не хочу вслух рассуждать о вере, дело это личное: но для меня вера – прибежище человека. А крестишься ты слева направо или справа налево – это уже седьмое дело, веришь ли ты в Будду, Аллаха или еще в кого-то - неважно. Самое главное, о чем говорил этот человек: … если в тебе есть покаяние, то, в принципе, с тобой все в порядке».

Гуськов не скрывает, что в ходе работы над фильмом он глубоко проникся идеями Войтылы и частично их перенял: «Сейчас я столкнулся с огромным философским миром католицизма и с необыкновенной, выдающейся личностью папы римского. Оказалось, я во многих вещах с ним совпадаю». «На протяжении съёмок я стал мистиком: везде искал приметы его присутствия, потому что мы снимали в тех реальных местах, где бывал Папа, - заявил он в интервью «Курскому вестнику». - По отношению к религии эта роль, наверное, меня больше укрепила. Я человек светский, и церковь к нашей профессии относилась очень непросто. Во Франции актеров вообще хоронили за оградами довольно долго. Но одна мысль для меня кристально сформулирована после "встречи" с этим человеком: "человек кающийся гораздо ближе к Богу, чем человек верующий". Помните его знаменитые на весь мир слова: "Не бойся! В страхе пропадает вера". Ведь это просто: вера — это любовь!»

«В вопросах веры, - продолжил Гуськов, - он, безусловно, был догматик, и сомневаться в этом и идеализировать его ни в коем случае не стоит. Иоанн Павел II жестко выступал и окончательно поставил точку в вопросе о рукоположении женщин, хотя и неоднократно повторял, что Богоматерь гораздо выше всех апостолов и ангелов и что женщина занимает отдельное, особое место в обществе. Внятно и жестко выступал за целибат. Много того, что светская жизнь не приемлет».

Авторы фильма «Святой и Человек» собираются приурочить его премьеру к канонизации Иоанна Павла II. Гуськов признается, что не согласился бы на роль понтифика, если бы он был уже канонизирован: «Вот если бы произошла канонизация, я бы отнесся к этому предложению по-другому: я не уверен, что согласился бы на эту роль. Пока канонизации не произошло, и сроки меняются. В интервью папы Франциска говорится, что в Ватикане пока окончательно не принято решение о проведении церемонии в декабре. Канонизировать будут сразу двух пап (вместе с Иоанном XXIII). Возможно, что перенесут на весну, когда не будет на дорогах снега и паломникам со всего мира будет легче добраться в Рим».

Стоит отметить, что этот маркетинговый ход ранее был использован при раскрутке фильма «Кароль. Человек, ставший папой римским». Предполагалось, что премьера кинокартины состоится в начале апреля 2005 года в Ватикане. Но она была отложена в связи со смертью Иоанна Павла II и прошла только 14 апреля 2005 года. Первый телевизионный показ фильма начался на итальянском телеканале Canale 5 18 апреля 2005 года. Хотя изначально фильм предназначался для телевизионных показов, был также выпущен релиз для кинотеатров, что позволило фильму быть показанным в Польше. Огромный успех картины послужил к созданию следующего фильма «Кароль. Папа римский, оставшийся человеком». По всей видимости, авторы фильма «Святой и Человек» хотят повторить успех своих предшественников.

Широкой публике пока неизвестно, каким получится фильм «Святой и Человек», но судя по нашумевшей картине «Кароль. Человек, ставший папой римским», есть все основания предполагать, что зрителю будет представлена лживая версия жизни понтифика. В фильме «Кароль. Человек, ставший папой римским» Войтыла показан, без всякого преувеличения, «самым человечным человеком». Тем не менее, авторам так и не удалось скрыть его врожденной русофобии. Повествование в картине начинается с нападения Германии на Польшу и вторжения СССР в 1939 году. Показан Войтыла, который вместе с отцом идет в колонне евреев, ищущих укрытия. При этом отец будущего понтифика цитирует стихотворение польского поэта Норвида «Рояль Шопена». Проходивший рядом мальчик спросил Войтылу, о чем бормочет его отец. В ответ понтифик сказал, что это стихотворение, в котором говорится, что «во время восстания (в 30-х годах XIX века. – А.Т.) русские солдаты убивали людей, все громили, они выбросили из окна рояль Шопена прямо в огонь». Далее колонна евреев встречает отступающих польских солдат, которые кричат: «Русские вторглись в Польшу», «Гитлер и Сталин заключили пакт», «Нас разбила красная армия», «Пленных они не берут». О том, что на самом деле происходило в 1939 году, говорится в замечательной статье русского историка А.Иванова «Это было совершенно необходимо для безопасности России против нацистской угрозы». 

На протяжении всего фильма Войтыла находится в непрекращающейся схватке с сотрудником спецслужб, отстаивающем в Польше интересы Советского Союза. В частности, показана сцена, в которой будущий понтифик защищает своего друга, отказавшегося писать некролог на смерть Сталина.

В заключение хотел бы признаться, что я нисколько не удивился, узнав, что Алексей Гуськов сыграл Иоанна Павла II, известного своей ярой русофобией. Его беатификация, как верно заметил диакон Владимир Василик, «носит антирусский и антиправославный характер», учитывая, что его руки по локоть в крови в результате устроенной им резни на западе Украины. Гуськов, приняв участие в создании фильма «4 дня в мае», также окончательно зарекомендовал себя завзятым русофобом.

Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. автору

Уважаемый Александр! Очередной мой комментарий - правда, под статьей других авторов - см. здесь http://goo.gl/8Gygo4 (если он будет опубликован).
Александр Бутов / 24.09.2013, 18:35

5. Re: Алексей Гуськов: «Я же ортодокс»

Угу, конкретный ортодоксальный либераст!
Адвокат / 18.09.2013, 20:26

4. Алексей Гуськов: «Я же ортодокс»

А крестишься ты слева направо или справа налево – это уже седьмое дело, веришь ли ты в Будду, Аллаха или еще в кого-то - неважно. Православный - нет, категорично. Верующий - да, однозначно. Только ко второй категории относятся и бесы.
Савва / 18.09.2013, 19:18

3. Понтифика сыграл скандально известный русский актер Алексей Гуськов.

Да уж ("Сказал Ипполит Матвеевич и надул щеки")! Выбор более чем странный! Ничего не имею против внешности актера Гуськова, но его лицо - ртуть; глаза - глаза Скарамуша! И Иоанн Павел Второй? "НЕ ВЕРЮ"!

2. вдогонку...

Заранее прошу прощения у Вас, уважаемый Александр, если не смогу сразу ответить на Ваш возможный ответ на мой комментарий: до воскресенья постараюсь воздержаться от участия в форуме РНЛ. И заранее поздравляю Вас и всю редакцию РНЛ с приближающимся праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
Александр Бутов / 18.09.2013, 13:57

1. автору - Александру Тимофееву

Дорогой Александр! Мне вот только что, по прочтении Вашего материала, подумалось: а как было бы здорово, если бы Вы смогли взять, при случае, БОЛЬШОЕ интервью у Алексея! Мне ведь тоже, как, думаю, и Вам, прискорбно слышать слова "веришь ли ты в Будду, Аллаха или еще в кого-то - неважно". Думается, что Ваш вердикт о том, что Алексей "окончательно зарекомендовал себя завзятым русофобом" не является окончательным. По-моему, Вы немного поторопились (как и Алексей, сказавший вышеприведенные слова, будучи пока - уверен! - под сильнейшим впечатлением от личности своего героя). Но для того, чтобы Вы смогли хотя бы для себя лично (а потом, может быть, поделившись публично с нами Вашим окончательным мнением) решить, так это на самом деле или нет, необходима личная встреча. Продолжительная! С уважением, Александр Бутов г. Москва
Александр Бутов / 18.09.2013, 13:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06