В интервью ИТАР-ТАСС артист заявил, что его приглашение на эту роль «произошло неожиданно». «Время на подготовку было совсем мало, - вспоминает он. - В конце мая итальянский агент прислал письмо с предложением и пометкой "срочно". По своему обыкновению – так же было и с "Концертом" (фильм французского режиссера румынского происхождения Раду Михайляну, номинировавшийся на «Золотой глобус» и удостоенный нескольких европейских премий), и с другими зарубежными работами - я махнул рукой, потому что предложение – это только предложение, и до утверждения на роль много чего должно случиться. А здесь просто был уверен, что сыграет какой-нибудь американский актер, тем более что съемки на английском языке. Например, в 2005 году после смерти Иоанна Павла II, в кино его сыграл Джон Войт. Я ответил агенту, что у меня «елки» до 25 июня, я действительно был занят по разным контрактным обязательствам и даже не мог выбраться на один день в Рим. Агент исчез на неделю, потом прислал еще письмо, уже с двумя отметками "срочно!", где убеждал меня, что все достаточно серьезно и попросил связаться по Скайпу с режиссером. Пожалуй, это был первый кастинг по Скайпу! Мы полтора часа общались с режиссером Андреа Порпорати».
«И я благодарен, что роль доверили мне, - признался он в интервью «Российской газете». - Возможно, все решили мои славянские корни: Папа Иоанн Павел Второй был поляком. Все произошло довольно быстро: в мае мне пришел e-mail с описанием проекта, и наш первый разговор с режиссером Порпорати состоялся по скайпу. А когда в июне я прилетел в Рим, мне тут же перекрасили волосы, облачили в папские одежды, фото послали телекомпании RAI, и утверждение на роль прошло без обычных проб».
«Постоянно вокруг съемочной площадки крутились какие-то люди, спрашивали, говорили: "Ах, да, какая книга замечательная, здорово, что ее экранизируют". У нас недавно был фильм "Спасибо, что живой". Там была интрига, кто же сыграл Высоцкого? И у них был главный вопрос: а кто же играет Иоанна Павла II? Надо же - русский!» - вспоминает Гуськов.
В интервью газете «Московский комсомолец» он попытался понять, почему именно его, русского актера, пригласили на эту роль. Отвечая на реплику корреспондента МК: «Самое удивительное, Алексей, что вы и сами родились в Бжеге, в Польше», он сказал: «Да, в 150 километрах от того места, где родился Кароль Войтыла. Когда эта новость появилась в Интернете, стали сравнивать по фото — похож или не похож. Сопоставляли даты: 18 мая 1920 года родился Войтыла, а 20 мая 1958 года — Гуськов, и находили в этих цифрах что-то магическое». Есть еще одно совпадение в судьбе Гуськова и Войтылы. Менее чем через два месяца после рождения Гуськова, 4 июля 1958 года, Войтыла стал викарным епископом Краковского архиепископства и титулярным епископом Омби. Его епархия находилась недалеко от места рождения русского актера.
«26 июня я приехал в Рим, и мы приступили к работе, - отметил Гуськов в интервью ИТАР-ТАСС, говоря о начале съемки фильма. - Начали в два часа дня и закончили в 11 вечера и на следующий день с 8 утра до 9 вечера. Трудиться – это мягко сказано, потому что кроме читок, примерки костюмов - плюс еще и сложнейший грим, воссоздающий внешность Войтылы в трех возрастах – в 1983-м, 1996-м и 2004 годах. Фильм охватывает период с момента покушения на него в 1981 году и по 2004 год, фактически за полгода до смерти. Но это больше рассказ о его частной "мирской" жизни, связанной с его путешествиями и встречами со светскими людьми. В Ватикане у нас процентов 30 сцен, и это не наиболее известные места – не площадь Святого Петра, хотя там тоже сняты проходы, а, в основном личные апартаменты, где он встречается с близкими друзьями».
Гримерам, признается артист в интервью радио «Голос России», удалось добиться практически идеального сходства с понтификом: «Вдруг пришел комментарий от мной уважаемого и любимого артиста Юозаса Будрайтиса. Он сейчас в Вильнюсе. Пишет: "Как будто я его опять увидел". Я ему пишу: "А вы знакомы?". – "Да, был, рядом стоял"». Гуськов отмечает, что его сходство с Войтылой было столь велико, что его однажды даже католические монахини приняли за понтифика: «Или снимали в Мадонна-ди-Кампильо, рядом с монастырем. Группа чуть дальше. А я был за деревом. И две монашки поднимаются в монастырь. Одна увидела меня - и раз, на колени. А я бегом от нее: "Это кино, кино!". Подбежал к группе, говорю: "Ребята, помогайте!". Это действительно очень большая ответственность». «А однажды, - продолжает он, - какая-то женщина подошла, говорит: "Я из Бразилии. Я его видела, получала благословение, когда он к нам приезжал. Можно я вас потрогаю?"».
Актер признался, что его принадлежность к Православию не помешала ему сыграть роль папы Римского. «Воспитан я в православной традиции, - заявил он, - но с искренним уважением отношусь к миллионам католиков, и сыграть главу Католической церкви было для меня огромной честью и ответственностью. Возможно, многие задаются вопросом: как же так, Папу играет не католик и не поляк?! Но когда Энтони Хопкинс сыграл Ганнибала Лектора, его же не спрашивали, почему он не маньяк! Я актер, и это моя работа». Отвечая на реплику корреспондента ИТАР-ТАСС: «После сообщения о том, что Алексей Гуськов сыграет католического папу, в нашем интернете появились критические высказывания на этот счет. Как Вы относитесь к таким замечаниям?», актер заявил: «Я не боюсь и готов к подобным вопросам. Я же ортодокс. Я ношу старейший византийский крест, ему около 1000 лет. Это никакой не дизайн, просто очень старый крест. Он ко мне "пришел", так говорят, и иконы к нам именно "приходят", поэтому папу я играю в нем. Крест не виден постороннему взгляду, потому что до горла все закрыто, а сверху пластиковый беленький воротничок. В сценарий я вложил фотографии Войтылы, записал его размышления о жизни, об устройстве современного мира, о Вере, и повторяю - я со многим согласен. Не хочу вслух рассуждать о вере, дело это личное: но для меня вера – прибежище человека. А крестишься ты слева направо или справа налево – это уже седьмое дело, веришь ли ты в Будду, Аллаха или еще в кого-то - неважно. Самое главное, о чем говорил этот человек: … если в тебе есть покаяние, то, в принципе, с тобой все в порядке».
Гуськов не скрывает, что в ходе работы над фильмом он глубоко проникся идеями Войтылы и частично их перенял: «Сейчас я столкнулся с огромным философским миром католицизма и с необыкновенной, выдающейся личностью папы римского. Оказалось, я во многих вещах с ним совпадаю». «На протяжении съёмок я стал мистиком: везде искал приметы его присутствия, потому что мы снимали в тех реальных местах, где бывал Папа, - заявил он в интервью «Курскому вестнику». - По отношению к религии эта роль, наверное, меня больше укрепила. Я человек светский, и церковь к нашей профессии относилась очень непросто. Во Франции актеров вообще хоронили за оградами довольно долго. Но одна мысль для меня кристально сформулирована после "встречи" с этим человеком: "человек кающийся гораздо ближе к Богу, чем человек верующий". Помните его знаменитые на весь мир слова: "Не бойся! В страхе пропадает вера". Ведь это просто: вера — это любовь!»
«В вопросах веры, - продолжил Гуськов, - он, безусловно, был догматик, и сомневаться в этом и идеализировать его ни в коем случае не стоит. Иоанн Павел II жестко выступал и окончательно поставил точку в вопросе о рукоположении женщин, хотя и неоднократно повторял, что Богоматерь гораздо выше всех апостолов и ангелов и что женщина занимает отдельное, особое место в обществе. Внятно и жестко выступал за целибат. Много того, что светская жизнь не приемлет».
Авторы фильма «Святой и Человек» собираются приурочить его премьеру к канонизации Иоанна Павла II. Гуськов признается, что не согласился бы на роль понтифика, если бы он был уже канонизирован: «Вот если бы произошла канонизация, я бы отнесся к этому предложению по-другому: я не уверен, что согласился бы на эту роль. Пока канонизации не произошло, и сроки меняются. В интервью папы Франциска говорится, что в Ватикане пока окончательно не принято решение о проведении церемонии в декабре. Канонизировать будут сразу двух пап (вместе с Иоанном XXIII). Возможно, что перенесут на весну, когда не будет на дорогах снега и паломникам со всего мира будет легче добраться в Рим».
Стоит отметить, что этот маркетинговый ход ранее был использован при раскрутке фильма «Кароль. Человек, ставший папой римским». Предполагалось, что премьера кинокартины состоится в начале апреля 2005 года в Ватикане. Но она была отложена в связи со смертью Иоанна Павла II и прошла только 14 апреля 2005 года. Первый телевизионный показ фильма начался на итальянском телеканале Canale 5 18 апреля 2005 года. Хотя изначально фильм предназначался для телевизионных показов, был также выпущен релиз для кинотеатров, что позволило фильму быть показанным в Польше. Огромный успех картины послужил к созданию следующего фильма «Кароль. Папа римский, оставшийся человеком». По всей видимости, авторы фильма «Святой и Человек» хотят повторить успех своих предшественников.
Широкой публике пока неизвестно, каким получится фильм «Святой и Человек», но судя по нашумевшей картине «Кароль. Человек, ставший папой римским», есть все основания предполагать, что зрителю будет представлена лживая версия жизни понтифика. В фильме «Кароль. Человек, ставший папой римским» Войтыла показан, без всякого преувеличения, «самым человечным человеком». Тем не менее, авторам так и не удалось скрыть его врожденной русофобии. Повествование в картине начинается с нападения Германии на Польшу и вторжения СССР в 1939 году. Показан Войтыла, который вместе с отцом идет в колонне евреев, ищущих укрытия. При этом отец будущего понтифика цитирует стихотворение польского поэта Норвида «Рояль Шопена». Проходивший рядом мальчик спросил Войтылу, о чем бормочет его отец. В ответ понтифик сказал, что это стихотворение, в котором говорится, что «во время восстания (в 30-х годах XIX века. – А.Т.) русские солдаты убивали людей, все громили, они выбросили из окна рояль Шопена прямо в огонь». Далее колонна евреев встречает отступающих польских солдат, которые кричат: «Русские вторглись в Польшу», «Гитлер и Сталин заключили пакт», «Нас разбила красная армия», «Пленных они не берут». О том, что на самом деле происходило в 1939 году, говорится в замечательной статье русского историка А.Иванова «Это было совершенно необходимо для безопасности России против нацистской угрозы».
На протяжении всего фильма Войтыла находится в непрекращающейся схватке с сотрудником спецслужб, отстаивающем в Польше интересы Советского Союза. В частности, показана сцена, в которой будущий понтифик защищает своего друга, отказавшегося писать некролог на смерть Сталина.
В заключение хотел бы признаться, что я нисколько не удивился, узнав, что Алексей Гуськов сыграл Иоанна Павла II, известного своей ярой русофобией. Его беатификация, как верно заметил диакон Владимир Василик, «носит антирусский и антиправославный характер», учитывая, что его руки по локоть в крови в результате устроенной им резни на западе Украины. Гуськов, приняв участие в создании фильма «4 дня в мае», также окончательно зарекомендовал себя завзятым русофобом.
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
6. автору
5. Re: Алексей Гуськов: «Я же ортодокс»
4. Алексей Гуськов: «Я же ортодокс»
3. Понтифика сыграл скандально известный русский актер Алексей Гуськов.
2. вдогонку...
1. автору - Александру Тимофееву