Как сообщалось, 13 сентября в Бишкеке состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества. Об итогах работы форума рассказывает в интервью «Русской народной линии» заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов:
«ШОС претендует на роль одного из центров силы в современном мире. Рассматривать этот саммит нужно исключительно в глобальном контексте, хотя ШОС – это региональная организация. Это союз государств Евразии, который включает в себя Восточную Европу, Северную и Восточную Азию.
Эта организация достаточно компактная, все страны представляют собой целостное, геополитическое пространство. Границы государств граничат друг с другом. Нет государства, которое было бы оторвано от территории ШОС. С другой стороны, почему геополитический контекст? После распада Советского Союза и ликвидации системы социалистических стран западные институты во главе с США стали мировыми институтами. В частности НАТО стало на себя брать глобальную ответственность и стремиться поддерживать безопасность, проводить миротворческие операции в любом регионе мира.
Экономические организации западных стран стали всемирными, валюты западных стран – доллар, если он в советское время ходил только в странах так называемого капиталистического мира, стал всемирной валютой, евро тоже становится всемирной валютой.
Было два пути развития нашего мира. Первый путь – это интеграция, инкорпорация так называемых развивающихся стран, восходящих стран гигантов, таких как: Китай, Россия, Бразилия, Индия в западный мир. Второй путь - создание своих центров силы, создание своей системы государств. Одно время даже рассматривался вопрос о приеме России в НАТО. Россия, как мы помним, была принята в Совет Европы, в МВФ, в организацию Тихоокеанского Экономического Сотрудничества, в Группу восьми. Китаю предлагали вступать в Группу восьми, но он от этого отказался, предлагали западные страны, но все-таки последние годы показывают, что западные страны готовы были принять новые страны: Россию, Китай, Индию и так далее в свое сообщество на правах младших членов.
Допустим, на завершившимся саммите Группы двадцати, о котором мы говорили на прошлой неделе, Путин ставил вопрос о том, что принято решение в Международном валютном фонде о перераспределении квот от западных стран в сторону новых развивающихся стран. Тем не менее, это решение не выполняется, процесс идет очень медленно, тормозиться. Страны ШОС готовы были работать в этом направлении, решать эти вопросы. Что послужило таким толчком - это стремление Соединенных Штатов и западных стран по своему усмотрению применять оружие против других государств и в особенности против Сирии. Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия -15 лет мы видим столько случаев несанкционированного международными организациями и ООН применения оружия. Стремление Америки напасть на Сирию безнаказанно перейдет в просто расстрел беззащитной страны. Американские специалисты будут сидеть в теплых кабинетах, либо на авианосцах, либо на американской территории и с помощью дальнобойных управляемых ракет, беспилотных самолетов, как офисный работник, ни чем не рискуя, будут уничтожать тысячи сирийцев, сирийскую инфраструктуру. Такая война с геополитической точки зрения аморальна, потому что происходит совершенно безнаказанное уничтожение целых народов с помощью современных технических средств.
США стремятся применять силу, присвоить себе роль мирового судьи и полицейского, одновременно судить и одновременно наказывать, но мы же знаем, что во всем мире разведены судебные органы и органы наказания. Россию в свое время даже критиковали за слияние этих функций. Получается, что в мировой практике демократические нормы нарушаются. Мне кажется, случай вокруг Сирии послужил катализатором к действию стран ШОС. Новые развивающиеся страны, новые восходящие государства-гиганты начинают строить свою экономическую систему и свою систему безопасности. В первой половине года, прошел саммит государств БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка. Там были приняты важные решения о создании банка БРИКС, окончательно это соглашение было подписано на Петербургском саммите группы 20-ти. Если БРИКС - это организация, которая представляет все регионы, то ШОС – это организация региональная, но она обладает огромной мощью и тоже становится глобальным игроком. Из ведущих стран в нее входит Китай и Россия, а Индия имеет статус наблюдателя, и в отличие от БРИКС в компетенцию ШОС входят вопросы безопасности.
На заседании ШОС подняты вопросы всего спектра жизнедеятельности мирового сообщества – безопасность, экономика, антитеррор и даже образование, информационное пространство, создание сетевого института.
Мне кажется, что нынешний саммит ШОС – это серьезный сигнал о том, что в мире образуется второй полюс, второе ядро глобализации - Россия, Индия, Китай, Бразилия и ряд других стран, которые к ним примыкают.
Заносчивое, неконтролируемое поведение Запада и его стремление прибегать к военной силе вызывает ответную реакцию. На западные институты надежды становится все меньше, если Соединенные Штаты пренебрегают решениями Организации Объединенных Наций, то ООН уже недостаточно для поддержания мирового порядка и страны объединяются вокруг Китая и России.
К сожалению, мы наблюдаем, что в мире наметилась очень серьезная линия раскола. Многие аналитики говорили, что применение силы вокруг Сирии будет иметь очень серьезные последствия. Такая ковбойская политика приведет к серьезным последствиям. Американская политическая элита ведет себя, как в 99 году, когда США 78 дней бомбили Югославию. Россия и Китай с глубокой скорбью наблюдали за этим, но никаких последствий не произошло.
Сейчас мир другой: экономический вес Запада уменьшается с каждым годом, а экономический вес и военная мощь новых стран возрастает. Таким образом, протекают сложные процессы: Россия, Китай и другие страны чувствуют себя уже увереннее. Роль Запада как непременного мирового лидера исчезает. Это сказывается в ослаблении его экономического потенциала. Если о применение силы к Югославии ведущие страны узнавали из СМИ, то война против Сирии, если не остановлена, то заторможена дипломатическими усилиями.
Есть несколько вариантов развития. Если в итоге, как всегда, как все новое пробивается через противоречия, через столкновения интересов, будут переформатированы центры принятия решений, и все таки Восток и Запад найдут общий язык, то мы сохраним наш цельный глобальный мир, в котором решения будут приниматься согласно справедливости, демократии и тем реальным силовым потенциалам, которые сложились в мире. Тогда не будут отдельные страны, как Америка, брать на себя большую ответственность, чем положено ей по правовым и человеческим законам и по своим силовым возможностям. Это будет здорово!
Второй вариант – это возможный раскол мира, опять на два лагеря, как было во время биполярной системы. Тогда могут сбыться худшие предсказания футурологов, что в 50-е годы может произойти большая война между США и Китаем. В данном случае России необходимо проводить такую политику, чтобы, если столкновение, не дай Бог, произойдет, играть роль Швейцарии - нейтральной страны, а не одного из членов двух противоборствующих группировок. Это самый наихудший сценарий, но, по моему мнению, до него современные дипломаты дело не доведут».