Как сообщалось, 7 августа президент США Барак Обама объявил об отмене готовившегося двустороннего саммита с Президентом России Владимиром Путиным в Москве. Решение американского лидера комментирует в интервью «Русской народной линии» заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов:
Отказ Барака Обамы встречаться с Владимиром Путиным связан как с событиями вокруг Сноудена, так и с непростой ситуацией в российско-американских отношениях. Совершенно очевидно, что в американской политической элите нет устойчивых позиций по вопросу, касающемуся отношений с Россией. Президент США и госсекретарь Джон Керри выражают тенденцию более мягкого отношения к нашей стране. В ходе своей предвыборной кампании Обама не ставил во главу угла конфронтацию с Россией. Но, в отличие от него, кандидат от республиканской партии Митт Ромни, по рекомендации своих советников неоднократно объявлял Россию геополитическим врагом Соединенных Штатов № 1. А за этого кандидата проголосовало около 48% избирателей. В американской политической элите, как в обществе в целом выражено неоднозначное отношение к России.
Приведу пример. Президент США под давлением республиканцев в Сенате подписал акт Магнитского, заменяющий поправку «Джексона-Вэника» 70-х годов, дискриминировавшую Советский Союз и Россию. С одной стороны, он отменил одну дискриминационную поправку, а, с другой стороны, ввел законодательный акт, закон Магнитского, как его назвали в Соединенных Штатах. Америка пытается распространить нормы своего права на Россию. Это является мировой практикой, принятой на оккупированных территориях или в странах, находящихся в колониальной зависимости.
Когда Англия входила в состав Британской Империи, то было вполне нормально, что на территорию Индии распространялось английское право. Американский законодательный орган принимает законы, которые без согласия Российской Федерации распространяют на российских граждан, на российское правовое поле. Такие предприятия вызвали у нашей страны праведный гнев.
Барак Обама при подписании акта Магнитского минимизировал распространение этого закона на 18 человек, которые оказались в известном списке. Несмотря на большой замах политически негативно настроенных против России, президент США совершил минимальный шаг к тем, у кого в сердцах бушует «холодная война». С одной стороны, он подписал этот закон, а, с другой стороны, минимизировал действия этого акта.
Сейчас Россия проводит независимую политику на международной арене сражений. У некоторой части американской политической элиты такой мужественный образ нашей страны вызывает раздражение. Кульбит со Сноуденом, который совершила Россия, явно не остался незамеченным помраченными от ярости и желчи американскими противниками нашей страны.
В США были две реакции на происходящее в России. Первая – бойкотировать Олимпиаду в Сочи. Но это не вызвало поддержки у американского общества. Вспомним как у Салтыкова-Щедрина унтер-офицерская вдова сама себя высекла. Ведь США, приняв такие меры, накажут своих спортсменов и болельщиков. А американские глобальные телекорпорации понесут много миллиардные убытки, поскольку американцы потеряют интерес к Олимпиаде, вследствие этого реклама не даст огромных доходов. Вторая - бойкотирование саммита G-20. Как мы помним, в минувшем году Россия проводила во Владивостоке саммит АТЭС. Барак Обама также не присутствовал на этом политическом мероприятии. Видимо, это был ответ Владимиру Владимировичу Путину, который не прибыл на саммит G-8. Эти события претерпели много разнотолков. Я не буду высказывать версии, что сам Барак Обама попросил Владимира Путина не приезжать, так как в США надвигаются выборы главы государства. А Владимир Путин заявил политику отстаивания интересов России в Соединенных Штатах. Многие избиратели, последователи Ромни, могли бы примкнуть к нему окончательно. Поэтому Барак Обама решил предпринять этот шаг, попросив Президента России не приезжать. Но... это легенды. Если бы президент США не приехал на саммит G-20, то видна была бы определенная тенденция. Она выразилась бы в той мысли, что США бойкотируют мероприятия мирового уровня, которые проходят в России.
Наша страна находится в очаге мировой политики. В 2012 году мы провели саммит АТЭС. В этом году мы проводим G-20. В следующем сезоне – саммит G-8. В 2015 году саммит БРИКС. В эти года Россия находится в сердцевине мировых событий. Одну такую вершину наши американские коллеги бойкотировали. Теперь, возможно, установиться определенная тенденция, когда пропуск мировых событий войдет у США в систему, то это станет напоминать элемент самоустранения. Если Россия председательствует, то Америка уже не представлена на высшем уровне.
Кого это отрицательно характеризует - Россию или США? Вопрос спорный. Мне кажется, что Барак Обама принял компромиссное решение. С одной стороны, президент США не стал бойкотировать саммит, не стал идти на поводу у антироссийских групп американской политики и общества. С другой стороны, он отказался от официальной встречи с Президентом России. Таким образом Барак Обама дал понять, что Соединенные Штаты недовольны внешней политикой России. Но он совершил этот шаг с минимальным дипломатическим ущербом для России. Теперь американские правые не смогут его обвинить в том, что он игнорирует национальные интересы США. С точки зрения умеренных американских политиков его реакция вполне адекватна.
Я не исключаю такой ситуации, когда на саммите G-20 может состояться дискуссия между президентами России и США. Эта встреча не будет носить официального характера. Рабочие переговоры и контакты между руководителями наших стран остаются, а отмена визита Обамы в Москву носит дипломатический характер. Так что это знак, который рассчитан скорее на публику, поэтому он носит формальный характер. Возможно, что Барак Обама и Владимир Путин найдут время обсудить острые вопросы в Санкт-Петербурге, вместо Москвы. Тем более дело Сноудена к сентябрю позабудется. Сейчас мир динамичен, могут возникнуть новые сенсации и проблемы. Подчеркну, что между Россией и Соединенными Штатами достаточно сложно выстраивать отношения в постбиполярном, в постмонополярном мире.
В американском обществе достаточно серьезные антироссийские силы. Тот же упомянутый Митт Ромни откровенно называет Россию геополитическим врагом номер один. Исчезновение Советского Союза не устранило противоречия в отношениях между Россией и США. Они имеют идеологический и геополитический характер. Из сего размышления необходимо сделать несколько фундаментальных выводов.
Восемь лет президентства Обамы могут являться передышкой в российско-американских отношениях. Мы помним, как в 2008 году маленькая сопредельная страна Грузия напала на российские войска. Президентом США тогда был Джордж Буш-младший, который своим молчанием и бездействием поощрял грузинские силы к свершившемуся конфликту. Тогда отношения между Россией и США подошли к крайней черте, наиболее были обострены за весь послевоенный период «холодной войны».
Неслучайно Барак Обама провозгласил перезагрузку, но чтобы ее осуществить необходимо участие всего общества. Перезагрузка в итоге носила половинчатый характер. Американская элита оказалась расколота. Теперь на смену Бараку Обаме может прийти более жесткий политик, как Митт Ромни или Джордж Буш. Судя по усилению военного потенциала, наша страна готовится к такому развитию сценария. Каким бы ни был противоречивым курс Барака Обамы в отношении России, он носит мягкий характер. Для России оптимальным вариантом является продолжение политики Барака Обамы.
По некоторым вопросам Россия оказывается главным контрагентом Соединенных Штатов, не боясь смело и мужественно возражать более мощному государству, которое является № 1 в военной стезе. Но… наша страна занимает второе место после США. Китай же второй в экономическом отношении после Америки. Китай может перегнать США по объему своей экономики, поэтому он уклоняется от дипломатических столкновений с Америкой. Китайцы перебросили того же Сноудена в Россию, с ворохом проблем.
Если в годы холодной войны страны наводили друг на друга ракеты, которые могли уничтожить 20-30 раз всё живое на земле, направляли к берегам друг друга мощнейшие флоты, которые существовали в истории человечества, то сейчас используются дипломатические жесты. Кто-то куда-то не приедет, кто-то с кем-то в компании G-20-ти не встретится. Это знаки иного качества. Элементы силового, дипломатического подтекста существуют. В отношении Китая Соединенные Штаты применяют политику так называемого экономического сдерживания. Для российской дипломатии есть над чем задуматься.
Есть такая точка зрения, что США считают Китай представителями другой цивилизации, культуры и идеологии. Эта страна азиатской цивилизации, коммунистическая держава, недемократическая, нехристианская страна. Китай изначально для американцев чужой, а Россию, как ни парадоксально, американцы воспринимают как близкую страну. Это христианская страна, страна со всеми недостатками, которые они отмечают, но демократическая страна. Страна, которая тяготеет к Западу, которая имеет Запад в качестве главного торгового партнера и входит в семью западных государств своей культурой, религией, цивилизационной принадлежностью. Но, правда, с точки зрения американских стратегов, - это не самый лучший «ребенок» в этой семье. Поэтому его, по их мнению, надо каким-то образом воспитывать, постоянно направлять на путь истинный, все время давать рекомендации. Но Россия как непослушный ребенок на это реагирует болезненно и негативно, а Китаю таких наставлений уже не дают. Китай не член западной атлантической семьи, но это нас не должно успокаивать, это мнение только части западного общества.
1. Re: «Америка пытается распространить нормы своего права на Россию»