В частности, к передаваемым Банку России функциям относятся контроль за страховой деятельностью, кредитной кооперацией и микрофинансовой деятельностью, деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и брокеров, а также надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и иных полномочий. Согласно документу, до пяти лет увеличивается срок полномочий председателя ЦБ РФ и членов совета директоров, которые должны будут быть переизбраны после вступления закона в силу. Кроме того, законом снимаются ограничения по срокам предоставления Банком России кредитов банкам.
По мнению некоторых аналитиков, данное решение напрямую подчиняет Центробанк Правительству, а это, якобы означает, что Россия фактически объявила о начале отвязки рубля от американского доллара и переходит к самостоятельной финансовой политике.
Прокомментировать этот закон и его оценку мы попросили известного экономиста и консультанта Владислава Жуковского.
Можно согласиться с тем, что подписание Президентом закона о создании мегарегулятора на базе Центрального Банка России, к которому в последнее время приковано пристальное внимание экспертного сообщества, и который подвергается очень жесткой и, что самое главное, аргументированной критике со стороны научных кругов и разного рода экспертов, стало знаковым и важным. Но знаковым и важным оно является не потому, что Президент этим шагом, как считают некоторые ура-патриоты-аналитики, устанавливает контроль над Центробанком, и что в связи с этим произойдет отвязка эмиссии рубля от притока иностранной валюты, что российский рубль перестанет быть перекрашенным долларом, а Центробанк начнет выполнять возложенные на него функции кредитора последней инстанции, основного эмиссионного центра, главного института рефинансирования. Отнюдь. Это не означает, что Путин вырывает российский Центральный Банк и всю экономику из смертельных объятий ФРС США и финансовой олигархии Уолл-Стрит и ослабляет позиции российского либерального клана, превратившегося в пятую колонну и штурмовую пехоту транснационального капитала. На самом деле, все гораздо проще и прозаичней. Этот шаг Президента вызывает гораздо больше недоумения и разочарования, чем оптимизма.
Во-первых, если мы посмотрим, как устроено регулирование финансовой системы в экономически развитых странах, то увидим, что власти там стараются ни в коем случае не складывать все яйца в одну корзину и не допускать ситуации, когда один орган государственной власти регулирует всю финансовую систему страны. Это создаёт колоссальные системные риски, конфликт интересов, безнаказанное злоупотребление своим монопольным положением, снижает межведомственную конкуренцию в системе государственного управления, тем самым резко снижая эффективность всего государства. В США, несмотря на то, что Федеральная резервная система заметно усилила свои позиции в результате финансово-экономического кризиса и смогла расширить свои полномочия в сфере банковского регулирования (в частности, получила возможность частичного регулирования нефинансовых организаций и небанковских финансовых институтов), тем не менее, существует Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), которая является независимым от нее органом и призвана следить за операциями на финансовом рынке и развитием финансовой системы в целом. В Великобритании примерно та же самая ситуация, там контроль за финансовой системой, банковским сектором, фондовыми рынками, фьючерсами, страховыми организациями, брокерской деятельностью и инсайдерской торговлей также разделены, и Банк Англии не имеет монопольного контроля за этой сферой. Подобную ситуацию мы также видим в Японии, Канаде, Австралии и других экономически развитых странах.
Во-вторых, бросается в глаза и вызывает серьезное недоумение тот факт, что из трех вариантов по развитию российской финансовой системы и развитию экономики (первый вариант предполагал усиление Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и сохранение её автономии от Банка России; второй вариант подразумевал объединение ФСФР с Центральным Банком, тем самым создавая мегарегулятор; и третий вариант был компромиссный – сохранение статус-кво - некоторых функций за ФСФР, а некоторых – за Центробанком) был выбран именно второй вариант, который в наибольшей степени соответствует административным и корпоративным интересам руководства ЦБ РФ. В результате этого на базе Центрального Банка России, который уже сегодня многие наши видные экономисты и эксперты (Валентин Катасонов, Михаил Делягин, Сергей Глазьев, Михаил Хазин, Андрей Кобяков, Юрий Болдырев и др.) вполне резонно и обосновано называют филиалом ФРС США и валютным обменником, реализующим колониальную политику «валютного правления», за то, что он, по большому счету, стимулирует экономический рост и модернизацию не в России, а на территории наших стратегических конкурентов, решили создать мегарегулятор.
Не разобравшись со всеми теми проблемами, которые назрели в Центробанке, не разобравшись с теми целями, которые должен преследовать Центральный Банк России, осуществляя свою денежно-кредитную политику, не разобравшись с эффективностью его деятельности и не разобравшись с его правовым статусом и фактической неподконтрольностью обществу и полной автономностью при принятии решений, почему-то приняли решение наделить его дополнительными полномочиями и создать на его базе мегарегулятор. Тем самым монополизируя в его руках власть и контроль за финансовым сектором страны. Это может привести к тому, что на базе Центрального Банка России будет создана никем неуправляемая химера, которая будет делать то, что считает нужным по собственному усмотрению, не будучи толком подотчетной ни обществу, ни Государственной Думе, ни, как показывает практика, даже Президенту России.
А между тем, напомню, В.Путин в декабре 2012 года, выступая с Посланием к Федеральному Собранию РФ, четко и ясно дал понять, что Центробанк должен не только бороться с инфляцией, искусственно зажимая предложение денег в экономике и изымая якобы «незаработанные» нефтедоллары, но и стать основным институтом стимулирования экономического роста. Он должен нести персональную ответственность за развитие российской экономики, за стимулирование производственной активности, за конкурентоспособность, создавая условия для российских товаропроизводителей, которые были бы не хуже, чем в США, Европе, Японии, Китае.
Вопрос с Центральным Банком стал еще более актуальным и насущным в свете присоединения России к ВТО. А точнее втягиванием туда нашей страны усилиями лоббистов интересов российских металлургов и международных корпораций, которые стараются обеспечить себе контроль над российским рынком по мере разрастания кризисных явлений в крупнейших экономиках мира – США, Евросоюзе, Японии и т.д. Стоит сказать, что по большому счету, благодаря этому решению мы лишились возможности проводить самостоятельную экономическую, налогово-бюджетную и таможенную политику. Власти сами сдают финансово-экономический суверенитет и лишают себя инструментов антикризисной политики и оказания поддержки остаткам отечественной обрабатывающей промышленности прямо накануне острой фазы глобальной рецессии. В этой ситуации принципиально важным стало бы создание равных условий конкуренции для российских компаний и их иностранных конкурентов (основной принцип ВТО – это создание именно реально, а не формально (т.е. на бумаге) равных условий для внутренних и внешних производителей), что у нас сегодня не наблюдается.
Уже сегодня в России стоимость электроэнергии на 20% выше, чем в США, уже сегодня стоимость подключения к энергосетям в России в 3-3,5 раза выше, чем в Германии, Франции и Италии. Добавим к этому административные барьеры и коррупционные поборы, а также стремительный рост услуг естественных монополий на 15-20% ежегодно при олимпийском спокойствии чиновников. Кроме того, иностранные производители имеют право кредитования на длительный срок, привлекая крупные финансовые ресурсы (кредиты и займы) со ставкой 1,5-3% годовых. Тогда как российские компании вынуждены занимать средства под 10-12%, а то и под 20-25%, тогда как рентабельность производства многих из них редко поднимается выше 8-10% годовых, а рентабельность российской экономики по активам составляет 6,5%, по реализованным товарам и услугам менее 9,6%. Таким образом, российский производитель изначально поставлен в абсолютно неравные условия, что является грубейшим нарушением принципов ВТО, в которой России отведена не роль равноправного партнера, а сырьевой колонии, «отвёрточного производства» и рынка сбыта для продукции международных корпораций.
В этой ситуации вопрос о стоимости кредитных ресурсов в России является принципиально важным, т.к. при нынешних ставках, объемах и сроках российских кредитов наши компании (прежде всего в несырьевом секторе экономики и за пределами контура торгово-посреднических операций и финансовых спекуляций) оказываются априори и изначально неконкурентоспособными и обречёнными на поражение в обостряющейся конкурентной борьбе с крупнейшими американскими, европейскими, японскими и китайскими вертикально-интегрированными корпорациями. В этой связи Центральный Банк должен проводить активную, независимую, суверенную и стимулирующую национально-ориентированную политику, но пока мы этого, к сожалению, не видим. Несмотря на правильные заявления Владимира Путина и его майские указы, под которыми (за исключением ряда тезисов) многие эксперты готовы подписаться.
В настоящий момент ситуация коренным образом не меняется. Пришедшая на пост главы Центробанка Эльвира Набиуллина, которая является аспиранткой Евгения Ясина (видного российского либерала и одного из идеологов «шоковой терапии» наряду с Егором Гайдаром) и ученицей Германа Грефа (главного лоббиста вступления России в ВТО и могильщика реального сектора экономики в «тучные нулевые»), продолжает гнуть линию Игнатьева-Улюкаева. Она на полном серьёзе заявляет, что в любом случае основной целью деятельности Центробанка является борьба с инфляцией любой ценой, неважно, что при этом искусственное ограничение роста денежной массы приводит к хроническому дефициту денег в экономике, к высоким ставкам по процентам, уничтожению остатков отечественной наукоёмкой промышленности и усилению структурно-технологической деградации экономики.
Мы видим, что в Центральном банке до сих пор не желают замечать немонетарную природу происхождения инфляции в России, которая обусловлена отнюдь не избыточным предложением денег в экономике, необеспеченных товарной массой и внутренним производством, и, как следствие, переполнением каналов денежного предложения. По-прежнему либералы свято верят в то, что инфляция в России носит монетарный характер, хотя уже и Академия наук, и видные эксперты и ученые разъяснили, что в России инфляция имеет природу издержек – это инфляция издержек. Она обусловлена стремительным ростом цен на товары и услуги первой необходимости (газ, вода, электроэнергия, ЖКХ, отопление, грузовые перевозки), а также высокими коррупционными поборами и дорогими кредитами, которые промышленные предприятия вынуждены перекладывать на плечи рядовых граждан.
После подписания этого закона, думаю, кардинально ничего не поменяется. Есть серьезные подозрения, что, по большому счету, это – попытка руководства Центробанка сохранить свою неприкосновенность и тем самым дать себе возможность проводить ту политику, которую они проводили последние 15 лет. В частности, в указе о монополиях, подписанном Путиным, есть пункт о том, что якобы Центробанк должен защищать и обеспечивать устойчивость рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования устойчивого экономического роста.
Иными словами, мы видим, что новое руководство Центрального банка, с которым многие патриоты связывали оздоровление российской государственности и экономики, открыто саботирует и дискредитирует указы Президента. Путин говорил о том, что Центробанк должен обеспечивать сбалансированный и устойчивый экономический рост не путем поддержания ценовой стабильности и устойчивости курса рубля, а должен напрямую стимулировать экономический рост за счет поддержания приемлемых ставок по проценту, за счет более гибкого управления нормами резервирования, за счет расширения рефинансирования экономики и банковской системы под залог корпоративных и государственных ценных бумаг. Но по факту мы видим, что в закон о Центробанке внесена бутафорская по своей сути поправка, которая полностью нивелирует смысл всех инициатив Путина. Центробанк должен бы быть основным каналом поступления денег в экономику.
А сегодня чиновники предлагают нам бороться за капитал на мировом рынке, привлекать иностранные инвестиции, привлекать иностранных кредиторов, то есть бороться за те деньги, которые уже созданы в мировой экономике крупнейшими банками в рамках эмиссионной накачки финансовой системы и кредитно-депозитных операций, но почему-то они считают, что сами мы не можем самостоятельно создать свои финансовые ресурсы, необходимые России. Но при этом в Центробанке ни слова не говорят о том, что деньги, за которые мы боремся на мировом рынке, изначально были созданы Центральными банками иностранных государств под финансирование бюджетных дефицитов этих стран, под стимулирование экономического роста, кредитование модернизации и развития инфраструктуры. Центральные банки крупнейших экономически развитых стран, выкупая на свой баланс долгосрочные корпоративные и государственные облигации в рамках операций рефинансирования, по сути дела предоставляют ёмкий долгосрочный (даже бессрочный) кредит национальной экономике под крайне низкую процентную ставку.
Другими словами, в США, Японии, Англии и Еврозоне основной канал эмиссии не внешний, а внутренний. То есть эмиссия национальной валюты осуществляется не под покупку притекающей иностранной валюты (как это за крайне редкими исключениями происходит в России уже много лет в рамках модели «currency board»), а в рамках операции либо кредитования правительства за счет покупки государственных облигаций Центробанком, либо через операции рефинансирования банковской системы под залог разного рода коммерческих ценных бумаг. Пока ученики Гайдара, опасаясь потерять контроль за командными высотами в Правительстве, судорожно призывают руководство России бороться на международном рынке ссудного и акционерного капитала за эмитированные ФРС США, ЕЦБ и Банком Англии ничем необеспеченные финансовые ресурсы, запугивая население всплеском инфляции и оттоком капитала, сами эти страны самостоятельно эмитируют необходимые им долгосрочные инвестиционные ресурсы, стимулируя модернизацию экономики, инновации и развитие научно-технического потенциала.
Мы видим кардинальные различия в подходах к денежно-кредитной и эмиссионной политике в России и экономически развитых странах. Нам предлагается бороться за те деньги, которые за рубежом создаются под стимулирование экономического роста, но при этом почему-то сами мы создавать деньги не можем, якобы мы этим обрушим инфляцию. Это старые-старые сказки, развеянные нашими экономистами негайдаровской школы.
Совершенно очевидно, что, если Центробанк России будет эмитировать рубли под финансирование инфраструктурных проектов, под реализацию долгосрочных капиталоемких инвестиционных проектов, то это не приведет к всплеску инфляции, так как деньги не просочатся на потребительский рынок, а будут замкнуты в производственном контуре, тем самым стимулируя развитие экономики и финансируя расширенное воспроизводство капитала, труда и производительных сил. Будут накапливаться долгосрочные инвестиционные ресурсы под низкие процентные ставки, которые будут выступать в качестве долгосрочной денежной базы, которая, мультиплицируясь в банковской системе в рамках кредитно-депозитных операций, будет постоянно прирастать, создавая долгосрочные инвестиционные ресурсы во всей экономики и повышая срочность денежной массы.
К сожалению, этого не происходит, а мы видим локальные перестановки в руководстве Центрального банка. В частности, Алексей Улюкаев перешёл на пост Министра экономического развития, что стало знаковым. По сути, наши либералы выкинули из правительства Андрея Белоусова, который, как кость в горле, мешал им своей критикой Минфина, Центробанка и тарифной политики монополий. По-прежнему основным руководящим органом Центробанка будет оставаться Совет директоров Центробанка России, формируемый из состава руководства ЦБ РФ, который будет полностью разрабатывать и реализовывать ту удушающую и реакционную денежно-кредитную политику, какую проводил в своих интересах и интересах международного финансового капитала ранее. Банковский совет будет оставаться показушным совещательным органом, не способным никоим образом повлиять на деятельность Центрального Банка – ключевого финансово-экономического института страны. Новый указ Президента России при данном положении ничего не меняет, а лишь закрепляет произвол Центрального Банка и его оторванность от нужд российской экономики.
Тем не менее, как в анекдоте, всё происходит строго наоборот - полномочия и сфера влияния Центрального банка безмерно расширяются, а он остается неподконтрольным российскому правительству. Складывается такое ощущение, что Центробанк на оперативно-тактическом уровне подчиняется лишь самому руководству Центробанка и присосавшихся к нему аффилированных спекулянтов и коммерческих банков, которые проводит денежно-кредитную политику, исходя лишь из своих собственных коммерческих и клановых интересов. Вспомним хотя бы скандал в области банковского регулирования, когда целый ряд крупных российских банков обанкротились, создав дыру в финансовой системе в сотни миллиардов рублей - один только Банк Москвы создал дыру в 400 млрд. рублей. Однако при этом никто из руководства Центробанка никакой персональной ответственности не понес. Да, спешно ушёл в отставку по собственному желанию зампред ЦБ Геннадий Меликьян, отвечавший за регулирование и надзор за банковской системой. Однако воз и ныне там – громкие коррупционные скандалы всплывают с завидным постоянством, а механизмы, обеспечивающие патронаж рынка легализации, обналичивания и вывоза за рубеж преступных доходов и незаконных активов, судя по всему, работают, как и прежде.
На более высоком, стратегическом уровне Центробанк России, насколько можно судить, управляется внешними силами, извне, и, прежде всего, Федеральной резервной системой США, Европейским Центробанком, крупнейшими международными банками и проводит политику, которая позволяет финансировать бюджетные дефициты наших стратегических конкурентов и обескровливать российскую экономику, превращая её в сырьевой придаток и финансовый резервуар.
10. Ответ на 8., straus:
9. мнение их Мюнхена: смелость господина Жуковского поражает!!!
8. Ответ на 5., Сава:
7. Ответ на 6., электрик:
6. 4. straus : Ответ на 2., электрик:
5. Ответ на 4., straus:
4. Ответ на 2., электрик:
3. Re: «Руководство Центрального банка саботирует и дискредитирует указы Президента»
2. 1. straus :
1. Re: «Руководство Центрального банка саботирует и дискредитирует указы Президента»