Попов уходил из Правительства с тихим скандалом, тем самым обнажив глубокий управленческий и кадровый кризис в кабинете министров - в ответ на настойчивые попытки своего увольнения, которые активно лоббировали зампред правительства Аркадий Дворкович и глава Минприроды Сергей Донской, Попов через голову своего начальства (т.е. министра природных ресурсов и председателя правительства) с открытым письмом обратился за помощью к президенту Путину, попросив оказать поддержку. Однако, как показывает пример Алексея Кудрина, Путин старается не нарушать иерархию и вертикаль принятия решений даже ради очень близких для него коллег и давних товарищей. Судя по всему, чтобы не вызвать гнев в Кремле в Правительстве приняли волевое решение не просто уволить опального и мешавшего им Александра Попова, но и в целом упразднить занимаемую им должность руководителя Роснедр под видом очередной реформы структуры правительства. Формальные претензии к Попову заключались в том, что якобы по его инициативе происходили задержки со стороны Роснедр в передаче прав на месторождения имени Требса и Титова. Однако неофициальной причиной «рокировочки», очевидно, было желание Аркадия Дворковича, правой руки Дмитрия Медведеваи рупора идей либерального клана, поменять Попова на человека из «своей команды».
Безусловно, уход Попова из Правительства существенно ослабит позиции Газпрома и Роснефти при распределении нефтегазовых месторождений. Однако во многом благодаря усилиям правой руки Сечина (т.е. Попова) госкомпании уже успели получить контроль над крупнейшими и наиболее перспективными с инвестиционной точки зрения месторождениями углеводородного сырья.
Прежде всего, речь идёт о месторождениях на Арктическом шельфе, а также о Восточной Сибири и Дальнем Востоке. С этой точки зрения уход Попова и потеря «человека Сечина» в Правительстве Медведева не видится критической. В конце концов, на защите коммерческих интересов нефтегазовых гигантов, контролируемых государством (хоть доля последнего в них последовательно и целенаправленно размывается все последние месяцы), стоит Закон «О недрах», который вводит двойной фильтр на участие в разработке крупнейших и наиболее лакомых кусков Арктического шельфа - с одной стороны, получить лицензии и разрабатывать месторождения нефти и газа могут только те компании, в которых государству принадлежит не менее 50% акционерного капитала. А, во-вторых, вводится минимально необходимый опыт глубоководной добычи нефти и газа в размере пяти лет, что вкупе с первым требованием ограничивает круг разработчиков шельфа Газпромом и Роснефтью. Совершенно очевидно, что борьбы за либерализацию контроля над недрами и допуск иностранных и российских частных нефтегазовых гигантов к наиболее лакомому куску российских запасов углеводородного сырья будет только нарастать - на стороне Правительства всё активней выступает ФАС и Минэкономики.
На место неудобного и несговорчивого Попова пришёл гораздо более лояльный Валерий Пак - представитель частных нефтегазовых компаний России и проводник интересов снижения государственного участия в ТЭК. Указом Медведева он возглавил преобразованные из агентства в федеральную службу Роснедра. Стоит напомнить, что Пак с середины 2002 г. до конца 2009г. занимал должность генерального директора компании «РУСИА Петролеум» - одного из структурных подразделений ТНК-ВР. Весьма показательно, что в это же время время компания находилась в стадии острого и затянувшегося конфликта с Роснедрами, которые обвиняли «РУСИА Петролеум» в медленных темпах освоения Ковыктинского месторождения в Иркутской области.
Владислав Жуковский, независимый экономист
1. Re: Усиливается борьба за либерализацию контроля над нашими недрами