Закон очень важен, но нельзя останавливаться на достигнутом

Владислав Жуковский о подписанном Президентом России законе по противодействию незаконным финансовым операциям

Борьба с коррупцией 
0
537
Время на чтение 8 минут
Закон о противодействии незаконным финансовым операциям подписан Президентом России Владимиром Путиным, сообщает Lenta.ru.

Согласно закону, Федеральная налоговая служба (ФНС) получила право доступа к банковским счетам физических лиц, передает «Прайм». Отмечается, что без проведения налоговых проверок и мотивированных запросов не предусмотрено раскрытие перед ФНС данных о движении средств по счету, а также информации об остатках на счете.

Кроме того, в законе предусмотрено, что средства физических и юридических лиц, подозреваемых в террористической деятельности и ее финансировании, могут быть заблокированы. Также в документе содержатся нормы, призванные исключить возможность регистрации фирм-однодневок, а также устанавливается уголовная ответственность за вывод средств и ценных бумаг из России, а также за пределы Таможенного союза.

Как пояснял Путин, выступая в июне на Петербургском международном экономическом форуме, Россия постепенно приводит внутреннее законодательство в соответствие с требованиями ОЭСР и Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). По словам президента, которые приводил «Интерфакс», банки будут обязаны идентифицировать клиентов, раскрывать информацию о бенефициарных владельцах клиентов, а при выявлении нарушений — прекращать банковское обслуживание.

Так называемый «антиотмывочный» закон был одобрен Советом Федерации 26 июня текущего года, а Госдумой — 11 июня. Разработан документ был летом прошлого года. За исключением ряда положений, закон вступает в силу с момента опубликования.

Мы попросили прокомментировать основные положения закона известного экономиста, инвестиционного консультанта Владислава Жуковского.


Этот законопроект, а также внесение поправок в Налоговый кодекс и в Уголовно-процессуальный кодекс, - все эти инициативы правильные и здравые. Они назрели уже давно в обществе, принимать их нужно было не в 2013 году, а в 2000-х годах.

В 1990-е годы Россию подвергли рыночным реформам, так называемой шоковой терапии, которая обернулась социально-экономической катастрофой для российской промышленности и в социальной сфере. Поэтому в принципе ужесточение контроля за финансовыми операциями российских резидентов, будь то физические лица, либо юридические лица, безусловно, назрело. Вопрос стоит ребром, и в этом плане это инициатива, конечно, правильная.

Другое дело, что в принципе ничего особо прорывного в данном законе по большому счету не наблюдается. По большому счету  у нас в России уже была принята и вполне неплохо функционировала 174 статья Уголовного кодекса Российской Федерации, которая была также посвящена отмыванию денег. В принципе она содержала в себе те же самые установки и тезисы. Другое дело, что государство имеет определенную правоприменительную практику относительно этой статьи, часто проявляется и неисполнение существующего законодательства. Но и, конечно, имеются те самые огрехи, прорехи в законах, которые позволяют чиновникам, особенно коррумпированным, которые рассматривают государство как кормушку, с точки зрения личного обогащения трактовать те или иные законы. Этот закон может стать, по сути дела,  маской, либо какие-то статьи Уголовного или других кодексов будут трактоваться в свою пользу и в интересах коммерческих структур. Поэтому проблема с незаконным вывозом капитала за рубеж и с деятельностью фирм однодневок в реальном секторе экономики стоит очень остро.

Но, скажем, в 2012 году тогдашний вице-премьер Виктор Зубков, который до этого возглавлял Росфинмониторинг, оценивал только официально учтенный размер капитала приблизительно в один триллион рублей, причем где-то еще один триллион рублей по его оценкам был обналичен внутри страны и вывезен за рубеж . По данным того же баланса Центрального банка, только в 2012 году из России незаконным образом с нарушением действующего валютного, финансового, налогового, таможенного законодательства было вывезено порядка 55 миллиардов долларов, а это приблизительно 1,6 триллионов рублей, что эквивалентно 13% федерального бюджета России или около 3% ВВП страны.

Масштабы легализации преступных доходов также остаются критически высокими в российской экономике. По официальным оценкам Центрального банка, совокупный объем внутреннего рынка легализации преступных доходов, отмывания криминальных активов и обналичивания достигает порядка 2 триллионов рублей, но это данные официальные, они очень сильно причесаны. Наблюдается попытка выдавать желаемое за действительное. Скажем, эти данные оценивают размер внутреннего рынка по обналичиванию преступных доходов примерно в 3-3,5 триллиона рублей. Национальный антикоррупционный комитет, взаимодействующий с правительством и Президентом России, оценивает этот рынок примерно в 8-10 триллионов рублей, то есть практически он составляет 10-15% ВВП России. Только по официальным данным «Росстата», 15% ВВП России находится в теневом секторе, а, по данным Международного валютного фонда, и все 45-50% российской экономики находятся в теневом секторе и уклоняются от налогов.

Принятие указанных поправок относительно контроля за деятельностью организаций и граждан видится действительно актуальным и необходимым. Нельзя сказать, что не было необходимого инструментария для ограничения теневой экономики и незаконного вывоза капитала за рубеж в предыдущие годы. Все эти инструменты уже имелись, все необходимые законы были приняты, в частности, 174 статья Уголовного кодекса, посвященная вопросам борьбы и легализации преступных доходов и незаконному вывозу капитала за рубеж. Но мы видим, что наши чиновники в значительной части на самом деле уже превратилась в бизнесменов и даже в правящую олигархию. Они просто-напросто не хотели ломать уже существующие законы, они всеми путями саботировали принятие их на практике в России. Неудивительно, что только, по официальным данным Центрального  банка России, незаконным образом из страны за последние 12 лет с нарушением законодательства было вывезено более 480 миллиардов долларов. Реальные масштабы криминального вывоза капитала достигают по разным оценкам 800 миллиардов долларов, кто-то называет цифру в триллион долларов, то есть по большому счету из страны незаконным образом было вывезено от 25 до 50% российской экономики в денежном выражении.

Само по себе решение расширить полномочия Федеральной налоговой службы и позволить ей получать доступ к финансовым активам, денежным вкладам, финансовым счетам российских граждан и финансовых и нефинансовых организаций до возбуждения уголовного дела, а только лишь на стадии следственных мероприятий с санкции суда, очень важно. Мы делаем шаг вперед, действительно, необходимо расширить полномочия Федеральной налоговой службы по контролю за банковскими вкладами. Эта инициатива правильная. По большому счету те же самые тенденции наблюдаются сегодня в Соединенных Штатах Америки, Европе, Японии, Великобритании и в других экономически развитых странах мира. Другое дело, что демонтаж банковской тайны для Федеральной налоговой службы и возможность получения доступа к информации о банковских вкладах не только организаций, но и населения, причем до возбуждения уголовного дела, может обернуться очень злостными финансовыми нарушениями, превышениями служебных обязанностей, и стать одним из инструментов нечистоплотной конкуренции, сведения счетов между коммерческими структурами.

К вопросу об ужесточении контроля над фирмами-однодневками. Конечно, необходимо давно уже было начать борьбу с фиктивными организациями. В России, только по официальным оценкам Центрального банка, из 3,6 миллионов обществ с ограниченной ответственностью, то есть тех самых «ООО», реальную экономическую производственную деятельность хотя бы формально ведут всего 2 миллиона организаций. Больше 1,5 миллионов вообще существуют только на бумаге, не проводят никакие транзакции в банковской системе, не ведут реально производственную деятельность, а существуют только, что называется, в реестре юридических лиц и предназначены для обеспечения незаконного вывоза капитала из страны, для обналичивания своих доходов, обогащения чиновников и криминальных структур.

Надо понимать, что далеко не вчера возникла эта проблема, этой проблеме уже больше 20 лет, бороться с ней нужно было еще в 90-е годы, либо в начале 2000-х годов, а сегодня, когда по большому счету колоссальный объем средств вывезен, можно ставить вопрос не только о борьбе с фирмами однодневками, но и, конечно же,  возвращать уже вывезенные за рубеж капиталы в страну, в том числе давая ход расследованиям по изначально незаконным операциям в сфере приватизации, кредито-залоговым аукционам с инвестиционными конкурсами, с разного рода финансовыми пирамидами, наподобие «МММ» и т.д. Поэтому, сказав букву «а», нужно говорить и букву «б», двигаться дальше в этом направлении, не останавливаться на достигнутом.

При этом нужно четко отдавать себе отчет в том, что для большинства чиновников фирмы-однодневки - это далеко не порок и зло, а это по большому счету источник личного обогащения, а мы понимаем, что коррупция для многих российских бюрократов стала, в сущности, смыслом жизни. И сложно себе представить, что пчелы будут бороться с медом, и действительно будет какая-то борьба с однодневками. Здесь, конечно, необходима политическая воля в верхах, необходимо желание самого высшего руководства страны навести порядок в российской экономике, сократить масштабы теневого сектора экономики, вывести из тени тех предпринимателей, которые были загнаны туда коррумпированными чиновниками и платят им, по сути дела, дань. Поэтому важно не само по себе принятие этого закона, а важно, каким образом он будет исполняться, а также то, насколько будет желание у Президента страны действительно следовать курсу на повышение прозрачности российской финансовой системы, на ее оздоровление, на борьбу с оффшоризацией, на повышение прозрачности финансовых потоков, на борьбу с коррупцией, которая сегодня, по мнению авторитетных экспертов и самого руководства страны, стала системой и ключевой проблемой российской экономики.

Вообще нужно отдавать себе отчет в том, что незаконный вывоз капитала из России, теневая экономика и легализация теневых доходов существуют не сами по себе в оторванности от жизни общества, от деятельности властей, а, безусловно, являются такой объективной реальностью и очень не характерным проявлением той экономики, которая была построена в России за годы  либерального погрома. В глаза бросается то, что российские чиновники, даже наиболее порядочные, наиболее честные, наиболее профессиональные действительно боятся наступить на карман российским олигархам, коррумпированной бюрократии, криминальным структурам. В частности, было хорошо видно на примере Счетной палаты, которая каждый год оценивает масштабы незаконного  вывоза капитала примерно в триллион рублей, но при этом никаких дальнейших шагов по этому направлению мы не видим, и они не предпринимались уже три года.

То самое заявление Виктора Зубкова было сделано уже 2 года назад, сейчас эта цифра стала гораздо больше, достигает 2,5 триллионов рублей, но этот сектор теневой экономики только продолжает развиваться. Самое показательное, что Сергей Игнатьев, который незадолго до своей отставки в марте месяце текущего года называл цифру в 50 миллиардов долларов, именно во столько он оценил незаконный вывоз капитала из страны, по большому счету озвучил цифру только в последний месяц своего пребывания на посту руководителя Центрального банка. Судя по всему, делал он это для того, чтобы показать свою безальтернативность необходимости пребывания либеральной команды у руля Центральным банком России.

Что показательно, это то, как наши чиновники борются с незаконным вывозом капитала. Неделю назад Сергей Глазьев сказал, что руководству Центробанка удалось отследить и установить фирмы-однодневки, через  которые  с 2010 по 2012 год незаконным образом было вывезено порядка 800 миллиардов рублей. На самом деле это всего лишь капля в море, это попытка найти стрелочника, потому что только в 2012 году из России было вывезено более 1,5 триллиона рублей, а всего за период с 2010 года по 2012 годы вывезено порядка 4 триллионов рублей. Действительно, это говорит о том, что у нас существует теневая экономика, и схемы по легализации незаконных доходов контролируются и крышуются высокопоставленными  чиновниками,  в том числе сотрудниками и чиновниками Центрального банка, главных федеральных управлений Центрального банка. Безусловно, здесь же не с лучшей стороны проявляют себя и налоговая служба, и наш силовой блок, в том числе ФСБ. Потому что сложно себе представить, что ежегодно из страны утекает 3% ВВП, больше 13% федерального бюджета незаконным образом. А это только то, что мы официально видим. Реально же цифры в разы больше.

В этом смысле вопрос заключается в необходимости общего оздоровления российской системы государственности. У нас страна руководится одним человеком. Президент стоит перед выбором - либо сохранение нынешней власти коррупционной бюрократии, и тогда неминуем крах России, либо действительно должна быть реальная борьба с коррупцией и перерождение страны. От такого выбора будет зависеть то, куда мы придем и к чему будем двигаться. Хочется верить, что этот шаг, пускай и очень половинчатый, пускай и слабый, пускай и с серьезными послаблениями, в верном направлении. Надеюсь, что этот закон будет также правильно реализовываться и действительно позволит хоть как-то обуздать масштабы коррупции теневого сектора экономики.    
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Закон очень важен, но нельзя останавливаться на достигнутом

В глаза бросается то, что российские чиновники, даже наиболее порядочные, наиболее честные, наиболее профессиональные действительно боятся наступить на карман российским олигархам, коррумпированной бюрократии, криминальным структурам.

Опять нестыковка в рассуждениях В. Жуковского. Российские власти, с одной стороны, не побоялись закрыть самого крутого олигарха по фамилии Ходорковский, вступив при этом в открытое противостояние с его "крышей" в лице США, с другой стороны вдруг почему-то спасовали перед остальными т.н. "олигархами" и "блатными".
straus / 03.07.2013, 20:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Сергеевич Жуковский
Забота о простых чеченцах или бизнес-кланах?
Кадыров просит Газпром «простить» Чечне многомиллиардную задолженность за газ
15.04.2019
«Эти деятели обрекают нас на вечную колониальную зависимость»
Владислав Жуковский прокомментировал заявление первого зампреда ЦБ РФ С.Швецова о том, что в кризис нужно начать сберегать и перестать покупать телевизоры
17.02.2016
Все статьи Владислав Сергеевич Жуковский
Борьба с коррупцией
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Что творят «многонационалы»!
19.11.2024
«Мигранты в законе»
Ждём очередной «великой революции» в России?
16.11.2024
Исход цыган из Коркино
Запрещать нужно все кавказские, среднеазиатские и цыганские диаспоры
11.11.2024
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
К чему приведёт «аутсорсинг» госполномочий иностранным государствам?
09.11.2024
Диверсия государственного уровня?
Органы управления иностранного государства в России!
08.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06