Согласно закону, Федеральная налоговая служба (ФНС) получила право доступа к банковским счетам физических лиц, передает «Прайм». Отмечается, что без проведения налоговых проверок и мотивированных запросов не предусмотрено раскрытие перед ФНС данных о движении средств по счету, а также информации об остатках на счете.
Кроме того, в законе предусмотрено, что средства физических и юридических лиц, подозреваемых в террористической деятельности и ее финансировании, могут быть заблокированы. Также в документе содержатся нормы, призванные исключить возможность регистрации фирм-однодневок, а также устанавливается уголовная ответственность за вывод средств и ценных бумаг из России, а также за пределы Таможенного союза.
Как пояснял Путин, выступая в июне на Петербургском международном экономическом форуме, Россия постепенно приводит внутреннее законодательство в соответствие с требованиями ОЭСР и Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). По словам президента, которые приводил «Интерфакс», банки будут обязаны идентифицировать клиентов, раскрывать информацию о бенефициарных владельцах клиентов, а при выявлении нарушений — прекращать банковское обслуживание.
Так называемый «антиотмывочный» закон был одобрен Советом Федерации 26 июня текущего года, а Госдумой — 11 июня. Разработан документ был летом прошлого года. За исключением ряда положений, закон вступает в силу с момента опубликования.
Мы попросили прокомментировать основные положения закона известного экономиста, инвестиционного консультанта Владислава Жуковского.
Этот законопроект, а также внесение поправок в Налоговый кодекс и в Уголовно-процессуальный кодекс, - все эти инициативы правильные и здравые. Они назрели уже давно в обществе, принимать их нужно было не в 2013 году, а в 2000-х годах.
В 1990-е годы Россию подвергли рыночным реформам, так называемой шоковой терапии, которая обернулась социально-экономической катастрофой для российской промышленности и в социальной сфере. Поэтому в принципе ужесточение контроля за финансовыми операциями российских резидентов, будь то физические лица, либо юридические лица, безусловно, назрело. Вопрос стоит ребром, и в этом плане это инициатива, конечно, правильная.
Другое дело, что в принципе ничего особо прорывного в данном законе по большому счету не наблюдается. По большому счету у нас в России уже была принята и вполне неплохо функционировала 174 статья Уголовного кодекса Российской Федерации, которая была также посвящена отмыванию денег. В принципе она содержала в себе те же самые установки и тезисы. Другое дело, что государство имеет определенную правоприменительную практику относительно этой статьи, часто проявляется и неисполнение существующего законодательства. Но и, конечно, имеются те самые огрехи, прорехи в законах, которые позволяют чиновникам, особенно коррумпированным, которые рассматривают государство как кормушку, с точки зрения личного обогащения трактовать те или иные законы. Этот закон может стать, по сути дела, маской, либо какие-то статьи Уголовного или других кодексов будут трактоваться в свою пользу и в интересах коммерческих структур. Поэтому проблема с незаконным вывозом капитала за рубеж и с деятельностью фирм однодневок в реальном секторе экономики стоит очень остро.
Но, скажем, в 2012 году тогдашний вице-премьер Виктор Зубков, который до этого возглавлял Росфинмониторинг, оценивал только официально учтенный размер капитала приблизительно в один триллион рублей, причем где-то еще один триллион рублей по его оценкам был обналичен внутри страны и вывезен за рубеж . По данным того же баланса Центрального банка, только в 2012 году из России незаконным образом с нарушением действующего валютного, финансового, налогового, таможенного законодательства было вывезено порядка 55 миллиардов долларов, а это приблизительно 1,6 триллионов рублей, что эквивалентно 13% федерального бюджета России или около 3% ВВП страны.
Масштабы легализации преступных доходов также остаются критически высокими в российской экономике. По официальным оценкам Центрального банка, совокупный объем внутреннего рынка легализации преступных доходов, отмывания криминальных активов и обналичивания достигает порядка 2 триллионов рублей, но это данные официальные, они очень сильно причесаны. Наблюдается попытка выдавать желаемое за действительное. Скажем, эти данные оценивают размер внутреннего рынка по обналичиванию преступных доходов примерно в 3-3,5 триллиона рублей. Национальный антикоррупционный комитет, взаимодействующий с правительством и Президентом России, оценивает этот рынок примерно в 8-10 триллионов рублей, то есть практически он составляет 10-15% ВВП России. Только по официальным данным «Росстата», 15% ВВП России находится в теневом секторе, а, по данным Международного валютного фонда, и все 45-50% российской экономики находятся в теневом секторе и уклоняются от налогов.
Принятие указанных поправок относительно контроля за деятельностью организаций и граждан видится действительно актуальным и необходимым. Нельзя сказать, что не было необходимого инструментария для ограничения теневой экономики и незаконного вывоза капитала за рубеж в предыдущие годы. Все эти инструменты уже имелись, все необходимые законы были приняты, в частности, 174 статья Уголовного кодекса, посвященная вопросам борьбы и легализации преступных доходов и незаконному вывозу капитала за рубеж. Но мы видим, что наши чиновники в значительной части на самом деле уже превратилась в бизнесменов и даже в правящую олигархию. Они просто-напросто не хотели ломать уже существующие законы, они всеми путями саботировали принятие их на практике в России. Неудивительно, что только, по официальным данным Центрального банка России, незаконным образом из страны за последние 12 лет с нарушением законодательства было вывезено более 480 миллиардов долларов. Реальные масштабы криминального вывоза капитала достигают по разным оценкам 800 миллиардов долларов, кто-то называет цифру в триллион долларов, то есть по большому счету из страны незаконным образом было вывезено от 25 до 50% российской экономики в денежном выражении.
Само по себе решение расширить полномочия Федеральной налоговой службы и позволить ей получать доступ к финансовым активам, денежным вкладам, финансовым счетам российских граждан и финансовых и нефинансовых организаций до возбуждения уголовного дела, а только лишь на стадии следственных мероприятий с санкции суда, очень важно. Мы делаем шаг вперед, действительно, необходимо расширить полномочия Федеральной налоговой службы по контролю за банковскими вкладами. Эта инициатива правильная. По большому счету те же самые тенденции наблюдаются сегодня в Соединенных Штатах Америки, Европе, Японии, Великобритании и в других экономически развитых странах мира. Другое дело, что демонтаж банковской тайны для Федеральной налоговой службы и возможность получения доступа к информации о банковских вкладах не только организаций, но и населения, причем до возбуждения уголовного дела, может обернуться очень злостными финансовыми нарушениями, превышениями служебных обязанностей, и стать одним из инструментов нечистоплотной конкуренции, сведения счетов между коммерческими структурами.
К вопросу об ужесточении контроля над фирмами-однодневками. Конечно, необходимо давно уже было начать борьбу с фиктивными организациями. В России, только по официальным оценкам Центрального банка, из 3,6 миллионов обществ с ограниченной ответственностью, то есть тех самых «ООО», реальную экономическую производственную деятельность хотя бы формально ведут всего 2 миллиона организаций. Больше 1,5 миллионов вообще существуют только на бумаге, не проводят никакие транзакции в банковской системе, не ведут реально производственную деятельность, а существуют только, что называется, в реестре юридических лиц и предназначены для обеспечения незаконного вывоза капитала из страны, для обналичивания своих доходов, обогащения чиновников и криминальных структур.
Надо понимать, что далеко не вчера возникла эта проблема, этой проблеме уже больше 20 лет, бороться с ней нужно было еще в 90-е годы, либо в начале 2000-х годов, а сегодня, когда по большому счету колоссальный объем средств вывезен, можно ставить вопрос не только о борьбе с фирмами однодневками, но и, конечно же, возвращать уже вывезенные за рубеж капиталы в страну, в том числе давая ход расследованиям по изначально незаконным операциям в сфере приватизации, кредито-залоговым аукционам с инвестиционными конкурсами, с разного рода финансовыми пирамидами, наподобие «МММ» и т.д. Поэтому, сказав букву «а», нужно говорить и букву «б», двигаться дальше в этом направлении, не останавливаться на достигнутом.
При этом нужно четко отдавать себе отчет в том, что для большинства чиновников фирмы-однодневки - это далеко не порок и зло, а это по большому счету источник личного обогащения, а мы понимаем, что коррупция для многих российских бюрократов стала, в сущности, смыслом жизни. И сложно себе представить, что пчелы будут бороться с медом, и действительно будет какая-то борьба с однодневками. Здесь, конечно, необходима политическая воля в верхах, необходимо желание самого высшего руководства страны навести порядок в российской экономике, сократить масштабы теневого сектора экономики, вывести из тени тех предпринимателей, которые были загнаны туда коррумпированными чиновниками и платят им, по сути дела, дань. Поэтому важно не само по себе принятие этого закона, а важно, каким образом он будет исполняться, а также то, насколько будет желание у Президента страны действительно следовать курсу на повышение прозрачности российской финансовой системы, на ее оздоровление, на борьбу с оффшоризацией, на повышение прозрачности финансовых потоков, на борьбу с коррупцией, которая сегодня, по мнению авторитетных экспертов и самого руководства страны, стала системой и ключевой проблемой российской экономики.
Вообще нужно отдавать себе отчет в том, что незаконный вывоз капитала из России, теневая экономика и легализация теневых доходов существуют не сами по себе в оторванности от жизни общества, от деятельности властей, а, безусловно, являются такой объективной реальностью и очень не характерным проявлением той экономики, которая была построена в России за годы либерального погрома. В глаза бросается то, что российские чиновники, даже наиболее порядочные, наиболее честные, наиболее профессиональные действительно боятся наступить на карман российским олигархам, коррумпированной бюрократии, криминальным структурам. В частности, было хорошо видно на примере Счетной палаты, которая каждый год оценивает масштабы незаконного вывоза капитала примерно в триллион рублей, но при этом никаких дальнейших шагов по этому направлению мы не видим, и они не предпринимались уже три года.
То самое заявление Виктора Зубкова было сделано уже 2 года назад, сейчас эта цифра стала гораздо больше, достигает 2,5 триллионов рублей, но этот сектор теневой экономики только продолжает развиваться. Самое показательное, что Сергей Игнатьев, который незадолго до своей отставки в марте месяце текущего года называл цифру в 50 миллиардов долларов, именно во столько он оценил незаконный вывоз капитала из страны, по большому счету озвучил цифру только в последний месяц своего пребывания на посту руководителя Центрального банка. Судя по всему, делал он это для того, чтобы показать свою безальтернативность необходимости пребывания либеральной команды у руля Центральным банком России.
Что показательно, это то, как наши чиновники борются с незаконным вывозом капитала. Неделю назад Сергей Глазьев сказал, что руководству Центробанка удалось отследить и установить фирмы-однодневки, через которые с 2010 по 2012 год незаконным образом было вывезено порядка 800 миллиардов рублей. На самом деле это всего лишь капля в море, это попытка найти стрелочника, потому что только в 2012 году из России было вывезено более 1,5 триллиона рублей, а всего за период с 2010 года по 2012 годы вывезено порядка 4 триллионов рублей. Действительно, это говорит о том, что у нас существует теневая экономика, и схемы по легализации незаконных доходов контролируются и крышуются высокопоставленными чиновниками, в том числе сотрудниками и чиновниками Центрального банка, главных федеральных управлений Центрального банка. Безусловно, здесь же не с лучшей стороны проявляют себя и налоговая служба, и наш силовой блок, в том числе ФСБ. Потому что сложно себе представить, что ежегодно из страны утекает 3% ВВП, больше 13% федерального бюджета незаконным образом. А это только то, что мы официально видим. Реально же цифры в разы больше.
В этом смысле вопрос заключается в необходимости общего оздоровления российской системы государственности. У нас страна руководится одним человеком. Президент стоит перед выбором - либо сохранение нынешней власти коррупционной бюрократии, и тогда неминуем крах России, либо действительно должна быть реальная борьба с коррупцией и перерождение страны. От такого выбора будет зависеть то, куда мы придем и к чему будем двигаться. Хочется верить, что этот шаг, пускай и очень половинчатый, пускай и слабый, пускай и с серьезными послаблениями, в верном направлении. Надеюсь, что этот закон будет также правильно реализовываться и действительно позволит хоть как-то обуздать масштабы коррупции теневого сектора экономики.
1. Re: Закон очень важен, но нельзя останавливаться на достигнутом