Кто-то этот праздник изначально не принял, не приемлет и сегодня. Это левые радикалы всех мастей. Носит же Геннадий Зюганов красный флажок с серпом и молотом вместо официального значка депутата Думы в виде российского триколора. Называют ведь те же «отмороженные» из числа ультралевых исторический русский флаг, введенный Петром Великим, не иначе как «власовским» - на том лишь основании, что бело-сине-красные нашивки носили бойцы РОА – профашистской Русской освободительной армии. Этак и знамя победы можно отринуть только потому, что под ним сражалось классовое воинство Льва Троцкого, топившее в крови крестьянские восстания по всей матушке-России.
Но дело, конечно, не только и не столько в символах. Вот уже более двух десятков лет, как де-юре и де-факто существует новая Россия, рождение которой и произошло как бы 12 июня. Как относиться к ней, а значит и к самой названной дате? Этот вопрос гораздо серьезней, и тут не отделаешься одними внешними атрибутами, приятными или нет. Спору нет, распад СССР был трагедией. Не стало единого политического и культурного пространства, унаследованного нашим поколением от предков. В одночасье заграницей стали колыбель русской государственности Киев, Брестская крепость, Крым, Донбасс, Кавказ, Байконур… Чему ж тут радоваться, чего праздновать? Все это так, но какой, скажите на милость, смысл бесконечно судить прошлое и бесплодно мечтать о невозможном, осложняя тем самым настоящее?
Сегодня другие реалии и у власти – другие люди. Сегодня на международной арене действует как фактор международной политики Россия в ее нынешних границах. Как в этих условиях позиционировать себя патриоту? Заявлять о своем несогласии со статус-кво? Бороться за пересмотр границ и «воссоздание СССР»? Думаю, такое поведение ни к чему хорошему, кроме порчи отношений с нынешними правительствами бывших совреспублик не приведет. Чем чреваты такие осложнения, то же ясно: ростом напряженности, подрывом уже достигнутых с таким трудом интеграционных результатов, ослаблением позиций России в мире.
Советский период истории сложен и многослоен. Одинаково заблуждаются и те, кто его идеализирует (ибо уничтоженных и обездоленных в то время соотечественников миллионы), и те, кто предает огульному отрицанию.
Собственно, таким же должны быть подходы и оценки применительно к любой эпохе. В том числе и нынешней. Лишена ли пороков современная российская действительность? Безусловно, нет. Правда, мнения и тут разойдутся, и все, что автор этих строк причислит к порокам, другие воспримут как плюсы.
Не скрою, лично мне не люб чрезмерный разрыв между доходами самых бедных и сверхбогатых. Не нравится моральный облик современной так называемой элиты, предпочитающей употреблять богатство на соревнование в покупке бриллиантов, яхт и заграничных вилл, обучающей свое потомство в западных вузах и хранящей капиталы в иностранных банках. Не нравятся министры, ворующие казенные миллионы, не приемлю «современное искусство» в виде унитазов на потолке, отвергаю ювенальные технологии, разрушающие семью, осуждаю телеканалы, на которых нет места добру и красоте.
Однако - и я убежден в этом - винить во всем этом нужно не только Президента страны или правящий режим, но и допускающий эти безобразия народ. Если политик Михаил Прохоров выступил за увеличение пенсионного возраста, то почему за него проголосовала четверть избирателей Москвы?
Примеры доказывают одно: все мы разные и хотим разных вещей. Кто-то (и я в их числе) считает педофилию преступлением, а кто-то – разновидностью прав человека.
Когда по ТВ показали, как группа пикетчиков у Госдумы качает депутата после принятия в первом чтении законопроекта о запрете пропаганды гомосексуализма (и проходившая мимо депутат Мизулина обронила, что мы – первая страна, принимающая такой закон), я почувствовал, что «в этой стране» еще не все потеряно. Есть призрачная надежда, что таких как я больше, чем подобных пресловутому Марату Гельману, и мы, большинство, не вправе позволять ему «володеть» нашей отчиной.
Понять историю для нас чрезвычайно важно, иначе мы рискуем пережить повторение самых черных ее страниц. Но еще важнее правильно оценить суть настоящего и в зависимости от этого определять свои жизненные императивы. Мы живем в стране и при строе, формы которых зародились, условно говоря, 12 июня то ли 1990-го, то ли 1991 года. И тут ничего не изменить, потому что историю нельзя повернуть вспять. Влиять можно лишь на настоящее и будущее. Здесь и надо искать момент истины.
Станислав Смирнов, журналист, Нижний Новгород