Это совещание ничего нового не внесло и от старого багажа не освободилось. Состоявшаяся дискуссия о ситуации в ЖКХ никаких действенных мер по преодолению кризиса в жилищно-коммунальной сфере не принесла. Ни органы власти, ни главы регионов, ни частный сектор ничего конструктивного не предложили. Мы наблюдаем сценарий из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука». Все заинтересованные стороны тянут поклажу в свою сторону. На лицо огромная пропасть между федеральным центром, регионами и гражданами России, которые оплачивают дорогие счета на жилищно-коммунальные услуги. А четвертая сторона является частным сектором. Это предприниматели, предоставляющие услуги ЖКХ, их еще именуют «жилищно-коммунальной мафией».
На федеральном уровне отсутствует четкое понимание остроты проблемы, давно назревшей в ЖКХ. Президент России верно говорит о том, что в этой сфере много проблем. Он правильно отмечает актуальность преодоления технологической отсталости в этой отрасли. Но Глава государства решил не обсуждать здравые рекомендации, исходившие от глав регионов. На мой взгляд, это осознанная политика, когда федеральный центр не желает брать на свои плечи обязательства по финансированию ЖКХ. Напомню о том, что только за последние три года на федеральном уровне размер расходов на ЖКХ сократился на 230 миллиардов рублей, с 400 до 170 миллиардов рублей.
Согласно закону о федеральном бюджете 2013 года на плановый период 2014-2015 гг. планируется сократить расходы на ЖКХ еще в два раза. Я прекрасно понимаю негодование губернаторов, которые говорят о том, что в условиях несбалансированной и архаичной бюджетной системы почти все налоговые поступления - НДС, НДПИ, акцизы, существенная часть НДФЛ и прочие налоги и сборы - взимаются федеральным центром. Ныне взимаемые сборы идут в федеральный центр, а регион при такой ситуации также должен развиваться по финансирования своих обязательств, в том числе и ЖКХ. Ясно одно, у регионов на эти расходы финансирование отсутствует. Главы регионов всеми силами пытаются выпросить хоть копеечки из федерального бюджета.
В Министерстве финансов продолжается политика накопления гробовых денег в так именуемую подушку безопасности. Эта политика не предполагает наращивания финансирования ни науки, ни образования, ни ЖКХ с развитием малого и среднего бизнеса. Владимир Путин напрасно идет на поводу у Минфина, говоря о том, что не может выдать столь необходимую финансовую помощь регионам, находящимся в сложном положении.
В провинциях поистине масштабная коррупция, пример – мэр Махачкалы. Происходит сращивание местных властных элит с олигархическим кланом, с местными предпринимателями и криминальными структурами – это печально известные обстоятельства. Но в главную роль в наведении порядка должен играть федеральный центр. Он обязан решать вопросы по борьбе с коррупцией и контролированию эффективного использования государственных финансовых ресурсов. Поднятая проблема обоюдоострая, но желания решить этот вопрос пока не видно с обеих сторон.
Для региональных властей чрезвычайно важно финансирование социальной стабильности – выплата заработной платы, поддержка значимых общественных проектов, чем трата столь дефицитных финансовых средств на ЖКХ. Поддержка населения своих региональных глав напрямую зависит от социального состояния граждан, их материального благополучия. «Не до жиру – быть бы живу», так и поступают губернаторы, сокращая расходы на ремонт ветхого и аварийного жилья. Надеяться, что в регионах станут заниматься давно назревшей проблемой ЖКХ, - напрасное дело. Когда региональные бюджеты лишаются доходной базы, они стремглав влетают в долги. Весьма печально, но за последние годы ощутимо вырос долг субъектов федерации. 80-85% регионов находятся на дотациях, впадая в зависимость от федерального бюджета. В 60% регионов годовая нагрузку на бюджетную систему избыточна, обслуживать займы она не в состоянии. Эта сложная ситуация требует серьезного внимания федерального центра. Москва должна предотвратить кризис в региональных бюджетах.
Официальные данные Росстата красноречиво гласят, что только за последние 12 лет аварийный фонд жилья вырос почти в три раза в метраже. По оценкам строителей и экспертного сообщества, степень износа жилищного фонда составляет 75-80%, а в ряде регионов доходит и до 85%. В то время, как Росстат говорит только о 55% износа жилья. В стране аварийный фонд достигает, по экспертным оценкам, 15% жилья, а ветхий фонд - 35-40%. Эти пессимистичные данные отличаются не в лучшую сторону в 3-4 раза от официальных оценок.
Президент России прав, сказав о том, что для начала нужно бороться с аварийным жильем. Это верно, но стоит понимать, что за последние 12 лет была крайне благоприятная цена на нефть и прочее минеральное сырье. На эту отрасль приходится 90% экспорта России и валютных поступлений. За прожитые нефтегазовые годы из России было вывезено невосполнимого минерального сырья на 3,3 триллионов долларов. Это почти два ВВП России 2012 года.
За прожитые годы наши «уважаемые» чиновники не только с аварийным жильем не боролись, но и вырастили этот фонд в три раза. Печальное обстоятельство усугублено тем, что в 90-ые годы были снижены стандарты качества и требования к техническим регламентам жилья. В то время были возведены миллионные квадратных метров панельных домов. Эти постройки отличаются низкой износостойкостью, дома приходят в негодное состояние, требуя капитального ремонта уже через 20-25 лет эксплуатации. По мнению наших экономистов и видных российских экспертов, построенные в 80 и 90-ые годы дома придут в аварийное состояние уже к 2020 году. Это спровоцирует волнообразный рост аварийного и ветхого жилья. По приблизительным оценкам, только на борьбу с ветхим аварийным жильем необходимо тратить в год 1,5 триллиона рублей. Ныне же эта сумма не превышает 100 миллиардов рублей.
Необходимо доводить размер заработной платы педагогов, ученых и медицинских работников до среднего уровня, хотя бы по нефтехимическому комплексу и нефтепереработки. Прекрасно было бы постараться взобраться на уровень доходов в нефтедобывающем секторе и газовой отрасли, где средняя степень прибыли в два раза превышает уровень доходов в среднем по экономике страны. Ныне же в сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении доходы на 30-40% ниже, чем в среднем по экономике России. Это 15-17 тысяч рублей против 24 тысяч рублей в среднем по России. Когда люди, занятые умственным трудом, воспитывающие наше будущее поколение, достигнут уровня доходов финансовых спекулянтов, тогда смело можно будет сказать, что предпринимаются радикальные шаги по преодолению технологического упадка модернизации экономике страны. Бытует мнение, что в двухсекторной экономике выгодно заниматься финансовыми спекуляциями и сидеть на нефтегазовой трубе, чем созидать своими руками, развивать малый и средний бизнес или преподавать в вузах.
Президенту России требуется более жесткие решения проблемного вопроса. Не нужно идти на поводу у либералов. «Креативный класс» продолжает настаивать, что ничего не нужно предпринимать, а лишь стоит отстраниться, тогда рыночная система якобы сама собой все сбалансирует. К сожалению, огромная структура дисбаланса не позволяет надеяться на механизм рыночного саморегулирования экономических отношений. Зависимость от нефти и газа в промышленности только нарастает.