Украина заявила о готовности допустить российский «Газпром» к управлению украинской газотранспортной системой (ГТС) в обмен на снижение цены на поставляемый в страну газ, сообщила в понедельник газета «Коммерсант-Украина» со ссылкой на источник в украинском Минэнерго.
«Мы готовы на условия российской стороны», - заявил источник изданию. По его словам, «Газпром» станет ключевым участником консорциума по управлению украинской ГТС и его права будут обеспечены законодательно. В обмен российский газовый монополист согласится на снижение цен на газ до $260-280 за 1000 кубометров. Уступки российской стороне вызваны, объяснил источник, проблемами с наполнением бюджета и спадом на рынке металлопродукции.
Тема консорциума, заверил собеседник газеты, обсуждались в ходе воскресной встречи президентов России Владимира Путина и Украины Виктора Януковича в Сочи.
Ранее официальный Киев не раз предлагал провести модернизацию украинской ГТС в рамках трехстороннего консорциума, в котором России и ЕС будет принадлежать по 33%, а Украине - 34%. Кроме того, уже несколько лет Украина и Россия обсуждают двусторонний формат консорциума, создание которого увязывается со снижением цены на поставляемый «Газпромом» газ. Модернизация ГТС, по оценкам украинской стороны, обойдется в $5-7 млрд.
Еще один близкий к переговорам источник сообщил газете, что Украина готова уступить России контроль над магистральными газопроводами, при этом контроль над распределительными газопроводами отдать украинской группе ВЕТЭК.
Заявление украинской стороны прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный экономист, консультант Владислав Жуковский.
По предварительным данным, власти Украины готовы рассмотреть вариант по созданию двустороннего совместного предприятия по эксплуатации газотранспортной системы Украины, в которое войдут украинский «Нефтегаз» и российский «Газпром», в руки которого будет отдан контроль над управлением газотранспортной системой Украины. Надо сразу понимать, что речь идет о допуске «Газпрома» именно к системе магистральных трубопроводов, но при этом речь не идет о допуске к остальным элементам газотранспортной инфраструктуры Украины, то есть, речь не идет о допуске «Газпрома» к распределительным сетям, к газовым хранилищам, компрессионным и газоизмерительным станциям, которые также входят в единый комплекс газотранспортной системы Украины.
Газотранспортная система Украины включает в себя 283,2 тысяч километров газопроводов, из которых 37,1 тысяч приходится на магистральные газопроводы, то есть примерно 13 % от всей протяженности газопроводной системы. Из 37,1 тысяч километров магистрального газопровода 14 тысяч приходится на газопровод крупнейшего диаметра, то есть от 1000 до 1420 мм в диаметре. В ГТС Украины входят 72 компрессионных станций, 13 подземных газовых хранилищ. Система может помещать в себя 32 миллиарда кубических метров газа, то есть 21% общеевропейских мощностей по хранению газа.
В состав магистральных газопроводов входят крупнейшие, такие как «Уренгой - Помары - Ужгород», «Прогресс», «Союз». Газотранспортная система Украины - вторая по величине во всей Европе. По разветвленности системы Украина уступает только России. Магистральные газопроводы состоят из 22 газопроводов, работающих на вход, 15 работают на выход, обеспечивая вывоз газа. Система очень крупная, капиталозатратная. Европейские элиты не хотят допускать «Газпром» к газохранилищам Украины. Сами газохранилища состоят из четырех комплексов: Западноукраинского, Киевского, Донецкого и Южно-Украинского.
ГТС Украины начала развиваться с 1924 года, когда был построен первый газопровод от месторождения в Дашава до города Старый. Активное освоение ГТС началось в 60-70 гг. ХХ в., в связи со строительством газопровода «Долино - Ужгород - Западные границы». В 70-80 гг. был введен комплекс крупных газопроводных систем. За 40 лет протяженность газотранспортной системы Украины выросла в 3,5 раза. Борьба за этот актив ведется давно, в частности, «Газпром» предпринимал попытки по захвату ГТС Украины еще в 2008-2009 годах. Тогда под нажимом Евросоюза оранжевая власть Украины этого не допустила.
«Газпром» все эти годы занимался откровенным шантажом Украины. По состоянию на начало 2013 года цена на газ из России на Украину составила 450 долларов за 1000 кубических метров - это, как любит называть «Газпром», общемировая цена, хотя она не имеет ничего общего с реальным спросом/предложением на газ ни в Европе, ни в России. Это попытка привязать цены на газ к динамике роста цен на нефтепродукты. По методологии «Газпрома» берется средневзвешенная среднегодовая цена на нефтепродукты на европейском рынке за 9 месяцев, плюс дается 30% скидка Украине за то, что мы размещаем наш Черноморский флот на территории Украины, и получается среднегодовая цена. Годом ранее цена была примерно 410 долларов за 1000 кубических метров, к концу 2012 года она была 437 долларов.
Нынешняя цена за газ для Украины непозволительно высокая. При этой цене Украина обречена на глубокий экономический спад и масштабный финансовый кризис. Украина имеет стабильный внешнеторговый дефицит с Россией. Находящаяся в упадке обрабатывающая промышленность Украины, изношенные энергосистемы Украины просто не в силах производить более-менее конкурентоспособную продукцию при тех издержках, которые они несут за оплату российского «голубого топлива», и рано или поздно Киев вынужден будет пойти на пересмотр своей позиции по допуску «Газпрома» к газотранспортной системе Украины.
Другими словами, Украина находится между молотом и наковальней. С одной стороны, она пытается угодить европейским элитам, к которым привязан олигархический капитал Украины, который в качестве источника легитимности видит именно Европейский союз, на территории которого он хранит свои счета и активы. С другой стороны, объективные экономические реалии диктуют необходимость более тесной экономической, технологической, инфраструктурной, промышленной и финансово-экономической интеграции Украины с Российской Федерацией. Украина Европе не нужна, украинские производители на общеевропейском рынке не конкурентоспособны, за исключением производителей металлургической и угольной продукции.
В целом украинская промышленность пребывает в том же коматозном состоянии, что российская. Энергоемкость в 3-4 раза выше, чем в странах еврозоны, ресурсоемкость также в 3-4 раза превышает показатели европейских конкурентов, износ основных фондов достигает 70-80%. Нужно понимать, что при нынешних ценах на газ Украина не имеет шансов на экономическое выживание, страна все больше «садится на иглу» внешних займов, затягивая на себе петлю МВФ, чем, по сути, повторяет печальный опыт России 90-х годов. Каждые 5 месяцев Украина занимает у МВФ 4-5 миллиардов долларов под разного рода убийственные для ее экономики программы финансовой стабилизации, навязанные Вашингтоном.
Украина вынуждена лавировать и прекрасно понимает, что ей необходимо сбивать цены на газ. Еще год - полтора назад шла речь о том, чтобы сбить цену с 450 долларов за 1000 кубометров газа до 250 долларов, но вот появилась информация, что «Газпром» готов снизить цены на 40% для Украины, в том случае, если Украина нарастит на 50-70% потребление российского газа. Надо сказать, что это слабое утешение для Украины. По оценкам российских экономистов, реальная цена на газ, при которой украинская обрабатывающая промышленность, энергоемкие производства и прочие сырьевые секторы экономики могут выжить, это 150-200 долларов за 1000 кубометров газа. В России эта цена составляет 130 долларов за 1000 кубометров газа. Для Украины 250-270 долларов за 1000 кубометров газа - это также смертный приговор, хотя растянутый во времени.
Украина, конечно же, будет идти на уступки России, уже появилась информация, что Украина готова отойти от тех соглашений, что были достигнуты с европейцами, с Брюсселем. Напомню, что еще год назад представитель европейской комиссии говорил, что он считает нецелесообразным не только участие России в консорциуме газотранспортной системы Украины, но и участие там европейской стороны, Европейского союза в лице еврокомиссии. Тогда предлагалась схема, что Россия и Евросоюз получат по 33% в уставном капитале совместного предприятия по управлению ГТС Украины, а еще 34 % было у Украины. Понятно, что ни «Газпром», ни его покровители в Кремле не хотели быть «мальчиками на побегушках» у европейских чиновников, тем более, у Киева. Они это предложение отвергли, подняли цену на газ, и через полтора года мы видим, что на Украине произошло «шоковое отрезвление», там поняли, что с Кремлем надо договариваться, было принято решение удалить из совместного предприятия Европу, установить взаимоотношения с «Газпромом».
В этой сделке для «Газпрома» гораздо больше политики, чем экономики, и это внушает очень серьезные опасения. По предварительным оценкам, на модернизацию газотранспортной системы Украины (а именно эти обязательства навязывают России украинцы в ответ на доступ к их газотранспортной системе) потребуется, как минимум, порядка 5-7 миллиардов долларов. По экспертным оценкам размер денежных затрат может превысить 10-12 миллиардов долларов. Зная, насколько «эффективно» «Газпром» управляет бюджетными деньгами, насколько высока доля теневого использования ресурсов при реализации капиталоемких проектов, можно не сомневаться, что в действительности смета затрат превысит и эти 10-12 миллиардов долларов, а этот газопровод окажется для России золотым и в прямом, и в переносном смысле, как уже оказались построенный Северный поток и возводимый Южный.
По поводу этих потоков скажу, что европейские кредиторы, финансово-политические элиты настаивали на том, чтобы Россия отказалась от их построения, так как это бы лишило смысла идею создания совместного предприятия с Украиной в силу того, что просто нечем бы было наполнять ГТС Украины. Мы видим, что в Кремле было принято решение не вестись на поводу у Брюсселя, однако оба потока оказались для России чрезвычайно капиталоемкими, в 2,5-3 раза дороже, чем ветки газопроводов, строившихся в Норвегии, Дании. Это еще раз напоминает о низкой финансовой прозрачности и эффективности российского газового монополиста.
Это, безусловно, политическая сделка, «Газпром» сейчас приобретает «кота в мешке», эта сделка может обернуться для «Газпрома», для России «ящиком Пандоры», так как сеты на реконструкцию газотранспортной системы Украины будут все время возрастать, а оплачивать эту роскошь будет не «Газпром», а мы с вами и российская промышленность. Напомню, что «Газпром» ежегодно повышает цены на газ для населения и промышленных предприятий на 15-20%, обгоняя инфляцию в 2-3 раза, и тем самым душит отечественную несырьевую промышленность, усиливая сырьевую зависимость российской экономики. Это сильно бьет по карману малоимущих слоев населения, которых в России от 60 до 75%.
В целом проект выглядит очень сомнительным. С одной стороны, Россия дает 40% скидку Украине на покупку нашего газа, но при этом берет на себя обязательства вложить 7-12 миллиардов долларов на развитие газотранспортной инфраструктуры Украины, хотя их гораздо разумнее вложить в развитие газотранспортной инфраструктуры внутри России, заняться газификацией ряда регионов, которая не превышает 70% по стране. Далеко не факт, что Украина выполнит взятые на себя обязательства. В этом году Украиной заложен в бюджет импорт из России 18 миллиардов кубометров газа по цене 421 доллар за 1000 кубов. «Газпром» надеется, что Украина нарастит объемы импорта до 45 миллиардов кубометров, но не факт, что она так и сделает.
Кроме того, высока вероятность того, что Янукович после возвращения на Украину по требованию коллег из Брюсселя может передать все договоренности с Путиным европейским олигархам, прогнувшись перед европейскими финансовыми элитами, на которые заточена большая часть крупного финансового капитала Украины. Те соглашения, которые были подписаны Путиным и Тимошенко в 2009 году, где была рассчитана формула ценообразования на газ, являются антинародными, противоречащими национальным интересам Украины, но отвечают интересам «Газпрома», потому Янукович имеет все шансы шантажировать российские власти, угрожая признать эту сделку неконституционной.
1. Re: Украина вынуждена идти на уступки России