Индекс TIGER (Tracking Indices for the Global Economic Recovery), рассчитываемый совместно FT и институтом Брукингса, показал, что мировая экономика «не в состоянии оторваться от земли и рискует войти в штопор», считает профессор Эсвар Прасад из института Брукингса, сообщает Интерфакс.
При расчете индекса TIGER учитываются экономическая активность во множестве стран мира, операции в мировом финансовом секторе, индикаторы доверия потребителей и предпринимателей. Все эти показатели обрабатываются по сложной статистической программе, которая учитывает не только абсолютные величины, но и динамику их изменений. Очередной индекс TIGER показывает, что экономическое выздоровление мировой экономики по-прежнему под большим вопросом - и это несмотря на все те усилия, которые совершают центральные банки всего мира в надежде подстегнуть спрос.
«Лучшее, что можно сказать о слабых темпах экономической активности, это что в ряде ключевых экономик падение достигло дна», - заявил Э.Прасад.
По сравнению со многими развитыми странами, где наблюдается слабая и все ухудшающаяся динамика, США демонстрируют неплохие результаты. Однако даже в США, крупнейшей экономике мира, индикаторы активности в реальном секторе и доверия к экономике остаются существенно ниже привычных для периодов восстановления уровней.
Макропоказатели еврозоны улучшаются, особенно в периферийных странах, хотя индексы роста остаются у низких отметок. «Сейчас мало причин ожидать улучшения импульса к росту в этих странах, где ВВП продолжает сокращаться», - полагает Э.Прасад.
Во многих странах с развивающейся экономикой продолжится ослабление роста, наблюдавшееся в прошлом году, что связано с общей слабостью мировой экономики, сказал эксперт. Как пишет FT, свидетельства затяжной напряженности в мировой экономике зададут тон весенним мероприятиям Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые пройдут на этой неделе в Вашингтоне.
Заявление западных экспертов прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный экономист, инвестиционный консультант Владислав Жуковский.
Ничего удивительного в докладе не содержится, более того, это давно известная фишка, когда западные эксперты вдруг просыпаются и начинают на полном серьезе говорить о том, что все экономисты, эксперты и даже сторонние наблюдатели давно знают. В мировой экономике никакого восстановления сектора реальной экономики не происходит. Промышленность в подавляющем количестве развитых стран, в том числе, Японии, Великобритании, США пребывает в коматозном состоянии скрытого кризиса. Те структурные дисбалансы, которые спровоцировали кризис в 2008 году, никуда не делись: это перепроизводство ключевых резервных валют, избыточная эмиссия доллара, евро, фунта стерлингов. В США выросла пирамида госдолга, оплатить ее невозможно, это глобальная «пирамида Мавроди», что-то вроде международного МММ. О выходе из кризиса и говорить не приходится.
Финансово-экономические власти США, с которых начался кризис 2008 года, предприняли попытку затушить пожар, поливая его все новыми порциями бензина. Никто не поднимал вопрос о реальных причинах кризиса, не выяснял, почему он произошел, но все сразу начали искать волшебную палочку и увидели ее в печатном станке, в наводнении мира необеспеченными ничем новыми долларами. США только балансовым методом, открыто, имитировали более 2,5 триллионов долларов за последние 5 лет. Совокупно объем имитированных долларов увеличился с 800 миллиардов долларов до 3,5 триллионов долларов, плюс за балансом была скрытая эмиссия американского доллара в размере почти 15 триллионов долларов. Это позволило на время удержать от разрушения американскую финансовую систему, а с ней международную финансовую систему. Эти действия помогли нормализации финансового сектора, сняли судорогу с банковской системы, но никаким образом не сказались на оживлении и развитии реального сектора экономики – прежде всего, обрабатывающих производств и наукоёмкой промышленности: станкостроения, машиностроения, приборостроения, авиационной и ракетно-космической промышленности, АПК и т.д..
Ряд российских видных экономистов, в том числе Сергей Глазьев, Валентин Катасонов, Михаил Делягин, Михаил Хазин и Андрей Кобяков еще в 2009 году показывали, что кризис не преодолен, а выведен в скрытую форму, которая устраивала политическое руководство экономически развитых стран. Если в 2009 году удалось выскочить из рецессии за счет печатного станка и проведения сверхмягкой, а, по большому счету, агрессивной денежной политики, когда ставки рефинансирования крупнейшими центральными банками мира были снижены до нуля, а госдолг крупнейших экономик мира увеличился в 1,5-2 раза, то сегодня эти инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики уже исчерпаны. Реализовывать дальнейшее расширение бюджетных дефицитов и наращивать спрос и инвестиции со стороны государства тоже нет возможностей. В США размер госдолга превысил 105% ВВП, в Европе подбирается к 100%, в европейской периферии зашкаливает за 130% ВВП. Реальных выходов из кризиса ни у США, ни у Европы, ни у Японии, ни у Великобритании нет.
Ситуация с долгами критическая. Если взять совокупные долговые обязательства США (госдолг и обязательства правительства перед пенсионерами, военными, другими социальными категориями), то они достигают 100 триллионов долларов - это совершенно неоплатная сумма. Мировые экономики попали в долговую кабалу к мировым ростовщикам. Эти ростовщики не заинтересованы поднимать вопрос о том, что именно необеспеченная кредитная эмиссия валют спровоцировала этот кризис, это противоречит их коммерческим интересам. Ведь им придется отказаться от монопольного права контролировать денежное предложение в мировой экономике, отказаться от возможности раздувать финансовые пузыри на товарных и фондовых рынках. Поскольку сами кризисы стали действенным механизмом перераспределения реального капитала (предприятий, земли, сырья), поэтому мировые финансовые олигархи не заинтересованы во вскрытии подлинных причин финансового кризиса.
Одной из причин кризиса стало колоссально завышенное потребление в экономически развитых странах при одновременно очень низкой норме сбережения и инвестиций и усилении процессов деиндустриализации экономики, которое приводит к проеданию экономического потенциала. Происходит загнивание глобальных монополий. Глобализация привела к созданию единого мирового рынка, экономического пространства. Сформировавшиеся международные монополии в лице крупнейших транснациональных корпораций стали загнивать, тормозя научно-технический прогресс. Про эти вопросы, так же, как про сращивание политических элит западных экономик с крупным финансовым капиталом, никто говорить не хочет.
Что касается исследования института Брукингса, то возникает ощущение, что это попытка напомнить о себе, ничего нового в докладе не содержится. Восстановление мировой экономики, которым хвастались со всех экранов политические лидеры США, Европы и Японии, - это всего лишь эффект колоссальной эмиссионной накачки мировой экономики. Финансовые рынки ожили, а цены на сырье приближаются к своим историческим максимумам, что породило иллюзию, будто аналогичная ситуация складывается в реальном секторе экономики, в промышленности. Но в настоящее время объемы выпуска промышленной продукции как в России, так и в экономически развитых странах в физическом выражении на 5-15% ниже докризисных уровней.
Вполне возможно, что эти институты готовят публику к усилению глобальной рецессии, к тому, что в ближайшее время мы увидим значительный экономический спад. Экономика еврозоны уже 1,5 года находится в рецессии, спад ВВП в Европе превышает 1,5-2%, промышленность упала на 3,5-4%, безработица рекордная - 20%. Возможно, что уже и финансовые элиты понимают, что вешать лапшу на уши рядовым гражданам не получается, что структурные дисбалансы оказались гораздо масштабнее, чем они сами ожидали. Мировая экономика стоит на пороге новой глобальной рецессии, которая по своим масштабам не только перекроет 2008-2009 годы, но и великую депрессию 1929-1933 годов, когда промышленное производство, объем ВВП крупнейших экономик мира обвалился на 30-40%.
Возможно, это намек, что впереди нас ждут очень тяжелые времена. Сейчас все зависит от США и Китая, потому что Европа уже в кризисе, Япония балансирует на грани. У мировой элиты вся надежда на то, что за счет расширения госдолга США останется на плаву. Но последние статистические данные показывают, что, сколько бы американские статистики ни манипулировали с занижением инфляции, с занижением безработицы и тем самым с завышением всех ключевых макроэкономических индикаторов, будь то ВВП или промышленное производство, или инвестиции, как бы там ни было, американская экономика одной ногой в кризисе. Судя по всему, в течение ближайшего полугода есть риск того, что и американская экономика войдет в стадию рецессии, объем ВВП начнет снижаться по официальным оценкам Бюро экономического анализа США. Это станет мощным толчком к масштабным обвалам на финансовых рынках. Хочу напомнить, что цена на золото за последние полгода обвалилась на 35%, серебро упало на 30%, многие промышленные металлы подешевели. Хаос на финансовых рынках нарастает.