Президент России также отметил, что «укрепляется наша финансовая система, улучшается инвестиционный климат», а с инфляцией, «которая остается у нас пока еще высокой» и составляет за прошлый год «где-то 6,2-6,3 процента», ведется небезуспешная борьба. По оценке В.Путина, хорошие показатели Россия демонстрирует и в социальной сфере, что тоже важно для экономического развития.
Прокомментировать эти данные мы попросили экономиста Владислава Жуковского.
Этот очень оптимистичный, радостный, жизнеутверждающий настрой Президента, конечно, в чем-то оправдан. Путин выступал в Германии на промышленной ярмарке «Ганновер-2013», а продавать товар надо в красивой обертке, поэтому речь идет о выступлении перед крупнейшими промышленными корпорациями не только Германии, а всего Старого света. Там принимают участие и американские, и японские корпорации. Понятно, почему Президент избрал такой оптимистичный тон. Это создает определенный антураж и имидж страны в глазах иностранных инвесторов, за который у нас уже 20 лет всё борются в правительстве. Поэтому приехать в чужую страну и говорить о том, что в нашей стране что-то плохо и что-то не получается, срываются планы модернизации, инновации, конечно, никто не будет. Это всё понятно и этого не позволяют себе руководители никаких стран. Выезжая за пределы страны, необходимо излучать оптимизм и говорить правильные слова.
Беда в другом, в том, что эти интонации, которые излучает Президент за рубежом, копируются его подчиненными внутри страны, прежде всего в правительстве, в его финансово-экономическом блоке, в Центробанке, и создается иллюзия, что всё в стране хорошо и можно просто радоваться. Но на самом деле есть заявления, с которыми согласиться невозможно в принципе.
Формально, рост экономики в прошлом году действительно составил 3,4%. Для европейских стран это очень хороший показатель, т.к. там экономика в рецессии и падает на 1,5-2%, а в промышленности вообще на 3-4%. Цифра в России на этом фоне красивая, однако никто не сказал о том, что за последние три года цены на нефть выросли на 40%, а темпы роста экономики снизились с 4,5% в 2010 году до 3,4% в 2012 году, а в последние три месяца рост экономики не превышает 2,3%. Это настораживающая динамика. Кроме того, совершенно очевидно, что Путин не стал озвучивать цифры, которые мы получили в начале текущего года, а именно, что прирост ВВП составил 0,9%. Более того, если брать помесячную динамику, то получится, что в январе-феврале текущего года вовсе был зафиксирован спад ВВП на 0,3% и 0,1%. Реально можно уже говорить об экономической рецессии. Ещё хуже ситуация в промышленности, где несмотря на цены на нефть и хорошую конъюнктуру на мировом рынке объем выпуска продукции в российской промышленности в первые два месяца текущего года сократился на 2%. Это Путин не стал озвучивать потому, что надо показать привлекательный образ России.
На самом деле российская экономика сваливается в депрессивное состояние. Грузооборот на транспорте упал на 2,5-3%, почти на 10% спад производства электроэнергии, газа и воды, т.е. в сфере естественных монополий, а это опережающий макроэкономический индикатор, который говорит о том, что в реальном секторе экономики положение ухудшается на глазах.
Также Президент не стал говорить о том, что за первый квартал 2013 года из страны утекло в чистом виде 25 миллиардов долларов. Напомню, что ещё в конце 2012 года Минфин, ЦБ, МЭР отчитывались перед Президентом и обещали на всю страну, что будет приток капитала. Хуже ситуация была только в кризис 2009 года и в прошлом году в связи с напряженностью во время выборов.
Что касается оценки инфляции, то здесь даже Президент был более пессимистичен и реалистичен, чем правительство. Он сказал, что в этом году инфляция будет выше, чем в прошлом, примерно 6,5%. Но в МЭР и ЦБ по-прежнему ожидают, что инфляция в России каким-то чудесным образом снизится до 5,8%. При этом только за первые три месяца текущего года рост цен превысил 7,2%, услуги здравоохранения подорожали на 12%, услуги образования на 11-12%, тарифы ЖКХ на 12-15% и так далее. Кроме того, дорожает продовольствие, например цены на хлеб поднялись на 18-20%, плодоовощная продукция на 16-20%. Мы видим попытку правительства списать все на неурожай, пожары и прочее. На самом деле здесь сказываются последствия произвола перекупщиков, монополизация оптово-розничной торговли. Имеет место повторение ситуации 2010 года, когда попытки перекупщиков придержать товар и раздуть ажиотаж на потребительском рынке привели к подорожанию некоторых продовольственных товаров на 35-40, а частично и на 80%. Кстати, самые востребованные овощи (картофель, капуста и др.) за первые три месяца этого года подорожали на 25-30%. Поэтому, конечно, никакой инфляции в 6,5% в этом году не будет, реально она превысит 13-15%, а в Росстате её искусственно снизят до 7-7,5%. В любом случае можно уже говорить о том, что будет сорван бюджет текущего года, т.к. запланирован рост экономики на 3,7%.
Уже сегодня глава Министерства экономики Андрей Белоусов говорит, что из-за искусственного вывода денег из российской экономики рост ВВП в текущем году может не превысить 2,5%. Сопоставив инфляцию и рост экономики, можно говорить о том, что бюджет будет сорван. Его, конечно, будут корректировать, но учитывая, что за первый квартал уже сформировался дефицит бюджета, впервые за последние годы помесячный дефицит, это очень негативный сигнал. Возможно, Президенту надо снова «взбодрить» правительство, потому что та политика, которую проводит ЦБ, не просто противоречит государственным интересам и не дает развиваться экономике, но она подставляет и Президента, т.к. делает нереализуемыми его предвыборные обещания и подписанные им Указы от 7 мая. Мы видим пока робкие попытки Президента намекнуть либералам, что они не являются незаменимыми. Мы видим, что озвучивается фигура советника Президента Сергея Глазьева, но Путин, по всей видимости, пока не решается сломать гегемонию сторонников рыночного фундаментализма, и время тут играет против него. Сейчас мы видим очень негативный результат при том, что потенциал колоссальный и возможности для реализации всех президентских обещаний, безусловно, имеются.
Больше всего недоумений вызвали заявления Президента относительно ВТО. Складывается впечатление, что Путин продолжает верить в лозунг «Запад нам поможет». Благодарность, которую выразил Президент в адрес своих немецких коллег в плане вступления России в ВТО, есть на самом деле благодарность за медвежью услугу. Насколько мне известно, Президент получал альтернативные оценки тех негативных эффектов, к которым приведет вступление в ВТО, он знаком с оценками экспертов ученого сообщества и экономистов-аналитиков, специалистов из Академии наук. В исследованиях в цифрах были показаны негативные последствия этого шага для финансовой системы, экономики и суверенитета страны, но это, видимо, не было им услышано.
Очень настораживает, что Президент заявил, что будет рад видеть деловых партнеров из Германии на территории единого экономического пространства Россия – Белоруссия – Казахстан. Он также заявил, что у нас очень емкий рынок со 165 млн потребителей и пообещал свободное передвижение товаров, услуг и капитала. Особо он подчеркнул, что есть правовая база для российской интеграции – это правила ВТО. Вызывает опасения то, что мы раскрываем границы и этим заставляем наши компании конкурировать с крупнейшими промышленными корпорациями при том, что к такой конкуренции вообще не готовы с точки зрения стоимости финансовых ресурсов, цен на энергоносители, развития инфраструктуры и тем более с точки зрения господдержки экономики, которая в 4-5 раз ниже, чем у наших конкурентов. Безусловно, что корпорации такие как «Сименс», «БМВ» и прочие будут заинтересованы в освоении российского рынка. Он действительно очень ёмкий, по этому показателю мы входим в ряд крупнейших экономик мира. При этом надо понимать, что по уровню развития отечественной промышленности мы относимся к самым отсталым не только в БРИКС, но и в G-20. И вот эта «благодарность» за ВТО может обернуться мощнейшей экономической колонизацией России со стороны западноевропейского капитала. Принимая во внимание ту политику, которую проводит ЦБ и Минфин, вступление в ВТО и ростом цен на услуги естественных монополий это может поставить жирный крест на всех планах по модернизации экономики. Здесь не просматривается перспектива, каким образом мы можем создать реальную конкуренцию европейским корпорациям.
Далее была озвучена цифра товарооборота между Россией и Германией. Это около 74 млрд долларов в 2012 году, и Президент надеется довести эту цифру до 100 млрд долларов. На самом деле тут вопрос не в количестве, а в качестве. У нас имеется хронический внешнеторговый дефицит, т.е. мы продаем меньше, чем покупаем у немцев. Мы продаем сырьё: нефть, газ, драгметаллы, промышленные металлы, продукцию нефтехимии с низкой степенью переработки. А в Германии закупаем готовую продукцию с высокой долей добавленной стоимости, в которой в пересчете на один доллар первичного сырья создается 15-20 долларов добавленной стоимости. Мы вовлечены в неэквивалентный экономический оборот, в котором теряем сотни миллиардов долларов. Поэтому не надо гордиться увеличением товарооборота, который обеспечивается, прежде всего, увеличением импортной зависимости российской экономики от иностранной продукции и ростом цен на углеводородное сырьё, а надо заниматься анализом качественных характеристик и повышать конкурентоспособность отечественных несырьевых производителей, в том числе и с Германией. Тут мы никаких достижений не видим. В этом плане надо бы ориентироваться не на Ганноверскую промышленную ярмарку, а на реальное стимулирование отечественной промышленности, в том числе кредитной и налоговой политики, которая сейчас работает на ещё больший упадок российской несырьевой экономики.
2. Re: «Мне понятно, почему Президент избрал такой оптимистичный тон»
1. автору