С крупных счетов, открытых во втором по величине кипрском банке Cyprus Popular Bank (Laiki Bank), будет списано до 80 процентов, заявил министр накануне финансов Кипра Михалис Саррис. А с сегодняшнего дня киприоты вводят драконовские ограничения и на снятие наличных средств во всех банкоматах на территории страны. Как сообщает Agence France-Presse со ссылкой на распоряжение правительства, переданное по государственному ТВ, максимальная сумма, которую можно будет получить наличными, составит 300 евро в сутки. Помимо этого, физическим лицам будет запрещено вывозить за границу более 1000 евро наличными.
Между тем, греческий телеканал MEGA сообщил, что сотни миллионов евро были выведены из кипрских банков через их представительства в Лондоне и Москве в то время, как киприоты не могли снимать с банкоматов более 100 евро в день.
«В то время, как продолжались переговоры между кипрским правительством и европейцами и были введены ограничения на снятие средств на Кипре, были сняты сотни миллионов евро через отделения кипрских банков за границей - в Великобритании и России», - сообщил телеканал.
По данным телевизионщиков, эти переводы были оправданы необходимостью закупки «гуманитарной помощи», приобретением лекарств или топлива для самолетов. При этом европейские переговорщики поняли, что что-то идет не так, когда Центробанк Кипра запросил больше денежных купюр, чем было ранее заявлено ЕЦБ.
На днях информационное агентство Reuters опубликовало информацию о том, что руководство ЕЦБ запретил Латвии, которая в последнее время рассматривается российскими бизнесменами и чиновниками как альтернативная Кипру «налоговая гавань», принимать капитал россиян, который уходит из Кипра в связи с введением конфискационного налога на крупные банковские депозиты. Иначе как проявлением силового рэкета и произволом это не назовешь.
С формальной точки подтверждения заявлений ЕЦБ ни со стороны финансового регулятора, ни со стороны правительства Латвии пока не последовало - премьер-министр страны Валдис Домбровскис заявил, что не располагает информацией о предписании ЕЦБ латвийским банкам не принимать российские деньги с Кипра. Однако от этого никому не стало легче. Напомним, что Латвия вкупе со своими прибалтийскими коллегами (Литвой и Эстонией), а также Молдавией, Австрией, Финляндией и отчасти Швейцарией присоединилась к исполнению «Акта Магнитского» и объявила о начале расследований в отношении возможного отмывания преступных доходов российских чиновников и силовиков. Судя по всему, элиты Старого Света решили поддержать энтузиазм прибалтов и чтобы те не сбавляли обороты запретили Латвии принимать финансовые потоки россиян из Кипра.
Само по себе заявление ЕЦБ является попранием всех законодательных норм и растиражированных принципов защиты частной собственности. Если у правоохранительных органов Евросоюза имеются веские и убедительные доказательства нелегитимности имущества россиян (в том числе финансовых активов на Кипре), то они не просто имеют право, но даже обязаны возбудить уголовные дела в отношении российской «оффшорной аристократии», провести судебные разбирательства и доказать вину россиян. А уже затем руководство Еврогруппы может запрещать Латвии и любой другой стране ЕС принимать финансовые ресурсы россиян ил наложить арест и конфисковать имущество граждан России.
Совершенно очевидно, европейские чиновники не имеют права ограничивать трансграничное передвижение капитала и запрещать странам-членам ЕС принимать капитал россиян, который устремится из Кипра в прочие тихие налоговые гавани после разморозки счетов.
Угрозы Еврогруппы в отношении политического руководства Латвии отклонить заявку прибалтов на присоединение к Еврозоне в случае открытия дверей для перетока российского капитала из Кипра в прибалтийскую республику выглядят нарушением всех мыслимых правовых норм: начиная от защиты частной собственности и презумпции невиновности обвиняемого (притом что имена конкретных обвиняемых европейскими чиновниками не разглашаются) и заканчивая принципом невмешательства во внутренние дела суверенного государства.
Возвращаясь к вопросу о Кипре, стоить отметить, что совершенно не понятно, чем принудительная конфискация вкладов россиян на Кипре отличается от пресловутого «дела Юкоса»? И там и здесь ведутся разборки, и отнимается имущество не по букве закона, а по каким-то мало понятным обывателям «понятиям» и «договоренностям». Если в России это был принцип «равноудаления» олигархов от власти (кого-то с опалой в Лондон, а кого-то на заработки во внутренний оффшор на Чукотке), то в Европе, насколько можно судить, решили напомнить российским чиновникам и миллиардерам «кто в доме хозяин».
Судя по всему, европейские элиты крайне болезненно оценили возвращение Путина на президентский пост (что означает провал ставки Запада на реванш либералов и приход к власти команды Медведева-Кудрина-Дворковича-Чубайса) и обеспокоены планами Путина по модернизации экономики. Обеспокоены по той простой причине, что любая попытка властей осуществить структурно-технологическую модернизацию, дать импульс возрождению наукоёмких производств, преодолеть многолетний инвестиционный кризис в высокотехнологичных отраслях промышленности и остановить превращение России в сырьевую колонию Запада автоматически потребует изъятия колоссальных финансовых ресурсов, вывезенных из России государством и частным сектором в финансовую систему США и Евросоюза. Принимая во внимание тот факт, что речь идёт как минимум о 1,5-2 трлн. долл. (не учитывая потенциальных потерь от потери доли иностранных компаний на российском рынке), Западу есть за что бороться.
В обоих случаях действует принцип «грабь награбленное» - это проявление усиливающейся архаизации общества и демонтажа системы международного права, которое началось во времена «Бури в пустыни», бомбёжек Югославии и ввода войск в Афганистан, а закончилось триумфальной победой глобального управляющего класса при хаотизации Ближнего Востока и разжигании «арабской весны». Именно в ключе «грабь награбленное» охарактеризовал ситуацию на Кипре глава правительства Дмитрий Медведев - судя по всему, он прекрасно понимает, что под удар европейских элит попали главным образом незаконно вывезенные из России капиталы. Отдавая себе отчет в нелегитимности и незаконном источнике формирования капитала российских олигархов, руководство Европы начинает давить на Россию и под вывеской «крестового похода» против оффшоров занимается самым банальным рэкетом.
Уже сегодня можно говорить о серьезности намерений элит Старого Света и МВФ, который наряду с группой Всемирного Банка традиционно выступает в качестве проводника геоэкономических интересов США и крупного транснационального капитала, в деле дестабилизации финансовых систем европейской периферии, ориентированной на обслуживание интересов России. Об этом весьма недвусмысленно заявил глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум - давая интервью по результатам приговоров с Кипром, он как бы невзначай проговорился, что решение по Кипру станет «шаблоном» для решения подобных проблем в других странах.
Другими словами, брошен пробный шар конфискации имущества населения и он не встретил практического никакого сопротивления в Европе. Складывается такое ощущение, что Кипр стал всего лишь первой ласточкой «Акта Магнитского», а впереди нас ждёт эпоха конфискаций, заморозки счетов и конфискации имущества российской «оффшорной аристократии». Под вывеской «борьбы с коррупцией» и «отмыванием преступных доходов» европейские финансово-политические элиты затеяли кампанию по конфискации имущества. И российские олигархи и чиновники, которые никогда не смогут доказать законность и юридическую «чистоту» своих многомиллиардных состояний, рискуют стать главной мишенью европейских правоохранительных органов, спецслужб и ЕЦБ.
Отметим, что подобная схема по конфискации имущества банковских вкладчиков не использовалась ни в Греции, ни в Португалии, ни в Испании, ни в Италии, которые как и Кипр находятся в преддефолтном состоянии и без эмиссионной подпитки со стороны ЕЦБ и финансовой помощи МВФ будут вынуждены объявить себя банкротами. Конфискацию применили только в Кипре - православной периферии Евросоюза, экономика и финансовая система которой находится в критической зависимости от обслуживания финансовых потоков россиян.
Это говорит о том, что Кипр был выбран в качестве жертвы объекта публичной порки не случайно - крупный финансовый и промышленный капитал европейских стран практически никоим образом не подвязан на Кипр, что сделает реализацию плана по «национализации убытков» мало заметной и практически безболезненной для самих европейцев. В то время как российские «богатенькие Буратино» получат «чёрную метку», а страны PIIGS, оценив масштабы бедствий в случае возможного введения конфискационного налога на банковские вклады, будут более сговорчивы при обсуждении условий выделения финансовой помощи с ЕЦБ, МВФ и Еврогруппой. И волки сыты, и овцы целы. А то, что российские миллиардеры потеряют несколько миллиардов евро - проблемы самих россиян, которые превратили Кипр в свой оффшорный «предбанник».
Это торжество главного принципа финансового капитализма - приватизировать прибыли и национализировать убытки. «Жирные коты» и крупнейшие международные банки, десятилетиями паразитировавшие на втягивании целых стран в долговую кабалу и извлекавшие колоссальные сверхприбыли от эмиссионной накачки мировой экономики и надувания пузырей на финансовых рынках, теперь сваливают ответственность на рядовых граждан и нефинансовые организации. Именно население, а также малый и средний бизнес вынуждены оплачивать паразитизм мировых ростовщиков.
Насколько можно судить, на Западе сформировался «заказ» в отношении России и крупного российского капитала. Это напоминает битье ребенка - сначала под красивые лозунги Россию втянули в ВТО, обеспечив тем самым доступ для товаров и услуг. А затем, когда обратной дороги уже нет (точнее есть, но...), а границы открыты, начали давить российских «эффективных менеджеров», «приватизаторов» и чиновников.
События вокруг силового отъёма денег россиян на Кипре, нарастающий шквал претензий со стороны ЕС и США к России в связи с нарушением и неисполнением последней норм и требований ВТО, принятие «Акта Магнитского» заместо упразднённого закона Гласса-Стигала, обыски и выемки документов в европейских офисах «Газпрома», внезапное «самоубийство» отца олигархата и «семибанкирщины» Бориса Березовского, неподтвержденные задержания Абрамовича в США - все они складываются в одну общую картину.
Волна откровенно антироссийских выпадов и поток истеричных русофобских заявлений на Западе очень напоминает процесс стрижки овец. Сначала их откармливают и создают им тепличные условия. А когда они подрастут и окрепнут, а шерсть приобретет «товарный вид», их начинают стричь. Судя по всему, именно этим процессом сейчас и занимаются европейские элиты и спецслужбы при поддержке США. Российские олигархи и коррумпированные чиновники, окрепшие на «либерализации цен», ваучерной «прихватизации», кредитно-залоговых аукционах, дефолте пирамиды ГКО-ОФЗ и казнокрадстве, уже успели встать на ноги и готовы к «стрижке».
Принимая во внимание тот факт, что многие из них успели «засветиться» и обрасти компроматом, никаких трудностей «стрижка» не составит - скованный кандалами баран в принципе не может оказать сопротивления. Это глобальная конкуренция, принципы и методы которой никто не отменял. И шансов победить в этой борьбе у российской «оффшорной аристократии» практически нет.
В этой связи крайне показательно стала информация о якобы инициированном ФБР задержании и допросе в неизвестном аэропорту США российского миллиардера Романа Абрамовича, судебная тяжба которого с Борисом Березовским повергла в шок рядовых граждан Старого Света, высветив подноготную российских «эффективных собственников», криминальное сращивание российских олигархов с властью и незаконный источник происхождения их капитала.
Даже если это была «утка» и дезинформация, то она крайне примечательна - российские олигархи перестают быть кастой неприкосновенных и постепенно превращаются в «дойных коров». В этом плане не меньше вопросов вызывает «случайная» смерть через повешение ещё одного олигарха Бориса Березовского. Как утверждают криминалисты, ещё никому не удавалось задушить самого себя шарфом лёжа на полу в ванной. История крайне мутная, однако показывает какие-то нездоровые телодвижения в стане олигархов. Вполне возможно, что Березовский знал гораздо больше о планах европейских элит и британских спецслужб по дестабилизации ситуации в России и после написания «покаянного» письма в адрес президента Путина, в котором извинился за свои грехи и попросил разрешения вернуться в Россию, кто-то на Западе мог не на шутку обеспокоиться возможной утечкой информации.
Конфискации на Кипре это только первый шаг, который продемонстрировал даже самым упёртым олигархам, что на Западе их будут «стричь» как овец: конфисковывать депозиты, арестовывать имущество, таскать по судам и т.д. Не сумев и не захотев получить легитимность своего капитала внутри России, российские миллиардеры и чиновники тем более не смогут легитимировать свои активы за рубежом, где их воспринимают как мешки с награбленным имуществом. По мере разрастания кризисных явлений борьба за эти «денежные мешки» будет только нарастать.
Это своего рода силовое принуждение к патриотизму - если российская «оффшорная аристократия» не хочет любить Родину самостоятельно и по доброй воле, то США и Европа ей в этом могут помочь. Для России в её нынешнем состоянии технологического упадка и кризиса в несырьевой промышленности даже это является безусловным достижением и благом. В конце концов, подавляющее большинство россиян, чувствующих себя ограбленными и униженными в 90-е года, их тоже не любят.
Владислав Жуковский, экономист