По этому поводу в прессе началась дискуссия, в которой есть две противоположные позиции. Первая: сажать детей в тюрьму – безнравственно и жестоко. Дети не могут адекватно оценивать свои действия. Вторая: дети совершившие взрослые преступления перестают быть детьми, с них надо спрашивать по полной программе.
Есть доля истины в каждой из этих позиций, но вот, что заставило меня склониться ко второму варианту. В данном случае на защиту детей встали те люди, которые давно и активно внедряют ювенальную юстицию в России.
Печально известный лоббист ЮЮ Борис Альтшулер так объясняет свою позицию: «Если сейчас начнут сажать детей с 12 лет, то из мест заключения через десять лет выйдет монстр; И такой человек начнет убивать. Принимать этот законопроект — означает плодить преступность и жертвы среди мирного населения. Есть мировой опыт, как работать с детьми. А наша российская командно-административная система умеет только выносить постановления, лишать опеки и так далее. Абсолютно отсутствует социализирующая, реабилитационная работа специалистов-психологов, которые понимают, что такое семья, что такое дети. Авторы этого законопроекта не знают, как предотвратить случаи преступлений среди несовершеннолетних, не знают, как вести ограждающую работу, они вместо этого выбирают сажать детей. Это полицейская, сталинская ментальность. Ведь именно Сталин в 30-е годы ввел смертную казнь для двенадцатилетних!».
Борис Альтшулер – человек с говорящей фамилией. В смысле «соврёт, дорого не возьмет». Сказки этого ювенальщика о «монстрах» могут впечатлить только гипнабельных. Ведь если ребёнок уже стал «монстром», он будет таким вплоть до наступления подсудного возраста и всё равно сядет в тюрьму. Но сколько людей при этом пострадает?
Альтшулер уже не один год продвигает у нас французский вариант ювенальной юстиции. Весьма показателен результат действия этой системы во Франции, описанный в книге в прошлом известного советского, но уже несколько десятилетий живущего в Париже писателя Анатолия Гладилина. «В марте 2002 года в газетах проскользнуло сообщение, что в Нантере арестован восемнадцатилетний юноша, который терроризировал этот парижский пригород в течение трех лет. Он вырывал у пожилых людей сумки и кошельки, а если старушка упорствовала, то он ее избивал. Полиции были прекрасно известны его подвиги, но она перестала его арестовывать. Какой смысл? Приведут «ребеночка» в участок - и в тот же день после душеспасительной беседы судья выпускает его на свободу. И вот только в марте, когда милый мальчик достиг совершеннолетия, его арестовали, начали расследование и выяснили, что на совести у шалуна 500 (!!!) ограблений и избиений. Он их совершал от 4 до 7 в день. Думаю, что такая регулярность и работоспособность даже взрослому матерому преступнику не по силам». (И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова «Необъявленный маршрут»).
Именно к такому милосердию призывает Альшулер! Да и про расстрелы детей при Сталине этот труженик Московской Хельсинской группы, лжёт.
Вот документ, раскрывающий правду.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
N 3
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
N 598
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 1935 года
О МЕРАХ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания.
2. Лиц, уличенных в подстрекательстве или в привлечении несовершеннолетних к участию в различных преступлениях, а также в понуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т.п., - карать тюремным заключением не ниже 5 лет.
3. Отменить ст. 8 «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик».
4. Предложить правительствам союзных республик привести уголовное законодательство республик в соответствие с настоящим Постановлением.
Председатель ЦИК Союза ССР
М.КАЛИНИН
Председатель СНК Союза ССР
В.МОЛОТОВ
Секретарь ЦИК Союза ССР
И.АКУЛОВ
То есть применять к ним по всей строгости законодательство разрешали. Но дело в том, что для взрослых людей за такие преступления смертная казнь НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЛАСЬ.
Показательно, что против снижения возраста уголовной ответственности детей и известные детские омбудсмены Павел Астахов и Светлана Агапитова. То есть получается, что альтернатива таким жёстким мерам - это введение ювенальной юстиции, а именно тотального контроля над каждой семьёй с целью выявления у родителей ошибок в воспитании, которые могут сделать из ребёнка преступника?
Если верить статистике правоохранительных органов, преступность среди несовершеннолетних в целом снижается, но на этом фоне поражает жестокость малолеток, которых привлечь сегодня по закону нельзя. И уж если говорить о зарубежном опыте, то надо слушать не вопли заинтересованных лиц типа Альтшулера, а тщательно изучать опыт других стран. А опыт Франции, где ювенальной юстиции уже за сорок, весьма плачевен.
Согласно полицейской статистике, во Франции количество преступлений против учителей, совершенных учениками, выросло на 21%. Так, в гимназии Louise Michel в Руане учитель прямо на уроке был забит до смерти. В Безансоне преподаватель получил тяжелые ранения, когда попытался вступиться за одного из школьников. В результате этих событий преподаватели трех престижных парижских гимназий объявили трехдневную забастовку. Они требовали, чтобы совершивших подобные преступления учащихся исключали из образовательной системы. Но, видимо, исключать из школ бандитов уже поздно, их надо «заключать»!
Самое строгое «детское» законодательство в Индии, Ирландии и Сингапуре. В этих странах в тюрьму сажают с семи лет. В США, Австралии, Великобритании и Швейцарии уголовная ответственность наступает с десяти лет. Так, в штате Пенсильвания суд дал пожизненно 11-летнему, который застрелил беременную женщину.
По статистике МВД, ежегодно в РФ совершают различные преступления и остаются безнаказанными из-за малого возраста около 100 тыс. подростков. Последний громкий случай произошел 13 декабря минувшего года в поселке Решетиха Нижегородской области. 12-летний мальчишка застрелил из ружья 16-летнего товарища по школе, повздорив с ним во время компьютерной игры. Полуживого парня юнец оттащил к сараям, где бросил умирать. После чего 12-летний убийца вернулся домой, убрал кровавые следы, прочистил ружье, а когда приехала милиция, спокойно делал уроки.
Взбудоражившее столичных жителей жестокое убийство произошло 28 июля 2005 года. Вечером этого дня один из местных хулиганов, 18-летний Максим Маслянкин (имена обвиняемых и осужденных изменены. – РНЛ), будучи изрядно пьяным, во дворе дома на улице Гарибальди поссорился, а затем подрался с соседом-сверстником Сергеем Степановым. Захмелевший подросток повалил оппонента на землю и принялся его жестоко избивать. Вскоре к экзекуции присоединились приятели Максима – 15-летний Руслан Марков с 13-летней подружкой Ириной Фоминой. Избив парня, подростки потащили его в свое «логово» – на крышу центрального теплового пункта, расположенного около прудов между улицей Кравченко и Удальцова. Здесь палачи устроили жестокую казнь. Всю ночь они избивали жертву, резали ножом. Чтобы спастись, Сергей спрыгнул с 6-метровой высоты вниз и сломал ноги, однако палачи вновь затащили его на крышу. Вдоволь насладившись пытками, «малолетки» забили бедолагу камнями.
В конце августа Мосгорсуд вынес убийцам приговор и на днях он вступил в законную силу. Реальный 15-летний срок получил лишь Маслянкин. Второй палач, Марков, был признан невменяемым. Фомина вообще избежала ответственности – все благодаря юному возрасту («Новые Известия»).
Трое школьников из Салехарда два дня подряд насиловали семилетнюю девочку. Двое четвероклассников и один шестиклассник издевались над девочкой два дня.
19 января 2009 года трое школьников заманили первоклассницу в класс одной из школ, связали ей руки резиновым шнуром, заткнули рот кляпом и изнасиловали. Девочка не рассказала о том, что с ней произошло, родителям. На следующий день малолетние насильники сделали то же самое. Первоклассница пожаловалась родителям, и они обратились в милицию. Следственный комитет возбудил дело по ч. 3 ст. 132 Уголовного кодекса России (насильственные действия сексуального характера в отношении лица, заведомо не достигшего 14−летнего возраста). Но в итоге малолетние насильники остались на свободе.
Психологи говорят, что в семье, где жестокость - часть повседневной жизни, вряд ли вырастет добрый человек. Обстановка в семье порождает у ребенка злое отношение к миру, а жестокость - способ отомстить за обиды и унижения. И сегодня необходимо решать вопрос – как стали появляться в нашем обществе малолетние изверги? По мнению специалистов в этой области, либерализация законодательства во многом способствовала тому, что дети стали воспринимать безнаказанность как норму.
Как показывает судебная практика, именно возраст спасает многих малолетних душегубов от наказания. Заслуженный юрист России Юрий Синельщиков в интервью «Новым Известиям» так комментирует ситуацию: «Если сравнить нынешнее уголовное законодательство с Уголовным кодексом 1960 года в части ответственности подростков, то принципиальных различий нет. За тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе и убийство, подросток будет отвечать, лишь достигнув 14-летнего возраста. За все остальные общеуголовные преступления – с 16 лет. Я считаю, что в целом современное законодательство стало более либеральным к несовершеннолетним правонарушителям». «Законодательство настолько щепетильно защищает права и свободы малолетних преступников, что даже сам факт несовершеннолетнего возраста уже расценивается на суде как смягчающее обстоятельство, – объяснил «НИ» один из столичных прокуроров. – Кроме того, суд даже не может учитывать при вынесении наказания и ранее совершенные подростком преступления».
Отсутствие сдерживающих факторов и либеральное законодательство привели к тому, что в последнее время практически во всех регионах страны отмечается рост убийств, совершенных тинейджерами, и настоящий шквал рецидивных преступлений.
Проблема детской жестокости – это вопрос к нынешнему обществу! И, конечно, необходима профилактика детской преступности. Но это должна быть комплексная государственная программа, включающая в себя не тотальный контроль над действиями родителей, а прежде всего духовно-нравственное воспитание детей и защиту их от вредной информации. А пока, увы, блокировать детскую преступность можно только жёсткими мерами, а именно снижением возраста уголовной ответственности по тяжким и особо тяжким преступлениям до 12 лет.
Анатолий Артюх, руководитель Санкт-Петербургского отделения движения «Народный Собор»
2. Re: "«Детская преступность – приговор обществу»
1. Детская преступность – приговор обществу