«Это борьба внутри одного клана, но между разными взглядами на будущее России»

По словам экономиста Владислава Жуковского, денег в стране много, но в правительстве не понимают, что с ними делать

0
1294
Время на чтение 7 минут
Министерство финансов не поддерживает идею Министерства экономического развития о создании Фонда развития. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов, сообщает Лента.ru. В конце января в Минэкономразвития предложили создать Фонд развития на базе неработающего сейчас Инвестфонда. Предполагалось, что Фонд развития можно было бы направить средства в размере двух процентов ВВП, полученные из нефтегазовых доходов бюджета, а также сто миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Средства в Фонд развития могли бы переводиться из Резервного фонда, после того, как последний достигнет объема в пять процентов ВВП.

Как пояснил Силуанов, в случае создания Фонда развития России придется увеличить бюджетные расходы, что повлечет за собой и наращивание ненефтегазового дефицита бюджета. Глава Минфина также отметил, что ФНБ после создания Фонда развития не будет пополняться за счет нефтегазовых доходов.

Сейчас дополнительные нефтегазовые доходы бюджета направляются в Резервный фонд до момента, пока там не окажется в общей сложности семь процентов ВВП. После превышения этого лимита дополнительные доходы перечисляются в ФНБ и на инфраструктурные проекты в соотношении 50 на 50.

По мнению Силуанова, резервные средства должны размещаться Росфинагентством. Сейчас законопроект о создании РФА рассматривается в Госдуме, а в конце января был принят в первом чтении. Планируется, что структура получит полномочия по управлению резервами России, пенсионными накоплениями и госдолгом. Основной вопрос, который вызывает споры, — должно ли РФА создаваться в форме акционерной структуры или непубличной корпорации, полностью принадлежащей государству.

Владислав ЖуковскийПрокомментировать ситуацию мы попросили инвестиционного консультанта, экономиста Владислава Сергеевича Жуковского.

«Насколько можно судить, противоречия в экономическом блоке правительства постепенно нарастают, и по мере разрастания кризиса мировой экономики и затухания российской экономики, становится все более острыми. Ситуация, которая сложилась вокруг возможности создания Инвестиционного фонда и создания на его базе нового Фонда развития, который будет призван финансировать модернизацию российской экономики, капитальный ремонт базовой технологической инфраструктуры, показывает, что нет четкого понимания в правительстве того, какую финансово-экономическую политику следует проводить.

Сама по себе необходимость возрождения Инвестиционного фонда и создание Фонда развития, который бы финансировал проекты по модернизации экономики, по технологическому перевооружению производств, по возрождению наукоемких производств, объем выпуска которых сейчас в 3–5 раз ниже отметок 1990-х годов, стоит очень остро. Износ сетей ЖКХ, энергосетей, теплосетей, транспортной инфраструктуры достигает 80–85% и находится в аварийном состоянии. Для модернизации экономики, о которой уже неоднократно заявляло руководство России, необходимо создать институт, способный выделять адресно государственные средства на расширение узких мест, существующих в экономике.

В том, что между министерством экономического развития и министерством финансов разгорелась борьба, ничего удивительного нет. С одной стороны, это административная борьба. Минфин как орган государственной власти, ответственный за сохранение финансовых ресурсов и за накопление «подушки безопасности», безусловно, выделять деньги никому и ни под каким предлогом не хочет. C другой стороны, министерство экономического развития прекрасно понимает, что без увеличения государственных инвестиций в инфраструктурные проекты просто не получится дать стимул научно-техническому развитию, возродить несырьевую обрабатывающую промышленность.

Достаточно вспомнить заявления министра экономического развития Андрея Белоусова осенью 2012 года, который при встрече с Владимировом Путиным заявил, что нынешняя модель экономики себя исчерпала. То есть он признал крах ресурсно-сырьевой модели экстенсивного развития и сказал, что без изменения макроэкономической политики российская экономика сможет расти темпами 2–2,5% в год, что недостаточно ни для выполнения предвыборных обещаний Президента, ни для проведения модернизации, ни для создания новых рабочих мест. Поэтому министерство экономического развития всеми путями пытается активизировать инвестиционную активность, направить те колоссальные ресурсы, которые находятся под контролем государства, в созидательное русло.

Надо отметить, что основная проблема России состоит не в том, что денег нет, а в том, что никто толком в правительстве не понимает, куда и как их нужно направить и что с ними делать. По состоянию на начало 2013 года не используемый остаток средств министерства финансов федерального правительства, который лежит на счетах в Центральном банке, в коммерческих банках превышает 8,8 триллионов рублей. Это приблизительно 75% федерального бюджета России 2012 года. Этих средств вполне достаточно, чтобы 9 месяцев в году вообще не собирать никаких налогов в стране и покрыть все бюджетные обязательства. На эти деньги можно было бы в 5 раз нарастить финансирование национальной экономики. Можно было бы без всяких последствий для бюджетной стабильности увеличить в 2-3 раза финансирование науки, образования, медицины, в 10 раз увеличить финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Министерство экономического развития прекрасно понимает, что денег в стране много, но они расходуются крайне неэффективно. Они вкладываются в «нефтегазовую кубышку», в Резервный фонд, в Фонд национального благосостояния, деньги вывозятся за рубеж и дебетуют бюджетные дефициты наших стратегических конкурентов в США, ЕЭС и Японии.

В министерстве экономического развития эту проблему понимают, поэтому конфликт между Белоусовым и Силуяновым продолжается. Это борьба в рамках одного либерального клана, но между разными взглядами на будущее России. Если министерство экономического развития понимает, что России необходим технологический рывок и осознает, что для этого необходимо вкладывать государственные ресурсы в развитие экономики и в те отрасли, куда частный капитал не пойдет, а если пойдет, то нанесет колоссальный ущерб экономике и социальной сфере; то, в свою очередь, министерство финансов стоит на своем, продолжает реализовывать убийственную политику «кудриномики», прозванной так в честь бывшего министра финансов России Алексея Кудрина. Министерство финансов продолжает изымать деньги из реального сектора экономики, приватизирует ее, тем самым провоцирует дефицит денег в экономике. И это происходит в условиях, когда мы, по сути дела, не видим реальной модернизации обрабатывающей промышленности и форсированного развития наукоемких производств.

Теперь что касается бюджетного правила. Оно принималось Президентом при отсутствии личного энтузиазма, причем очевидно, что его проталкивало министерство финансов. А именно, Привалов, который продолжает политику накопления «гробовых» денег, которые не идут на экономический рост. Министерство экономики заявляло, что нельзя увеличивать нефтегазовый дефицит бюджета, но при этом нужно разделять расходы государства на так называемые пролонгированные и непролонгированные. Те расходы, которые направлены на проедание нефтяной ренты, т.е. на социальные расходы, эти расходы без развития собственной производственной базы не идут во благо экономическому росту. Они подсаживают экономику на импорт продукции и усиливают отток капитала.

С другой стороны, министерство экономического развития правильно говорит, что нужно понимать, что если мы хотим слезть с нефтесырьевой иглы, достичь тех целей, которые поставил Президент, то деньги необходимо вкладывать в реальный инфраструктурный рост. Бюджетное правило было пролоббировано министерством финансов и Центральным банком России, который заинтересован в наполнении «нефтегазовой кубышки», так как именно такими деньгами он управляет.

Министерство экономического развития говорит о необходимости снижения порогового показателя накопления Резервного фонда с 7% ВВП до 5% ВВП. Дискуссия длится уже больше 3 месяцев, по сути, после подписания закона о федеральном бюджете на 3 ближайших года. Но пока министерство финансов крепко стоит на своем, отказывается снижать эту пороговую величину. Сказать о том, что Президент с энтузиазмом воспринял идею не вкладывать деньги в реальный сектор, нельзя. Мне кажется, министерство финансов и стоящие у его руля либералы, что называется, запугали Президента необходимостью накопления средств «на черный день», как они говорят. Хотя мы на опыте 2008 года, когда российская экономика обвалилась сильнее всех в Европе, и тогдашний глава минфина Кудрин, по сути дела, уничтожил Инвестиционный фонд, заморозив его, мы понимаем, что со временем деньги «на черный день» без реального развития превращаются в «гробовые» деньги. Конечно, нужно искать компромиссы, нужно эти деньги вкладывать в реальный сектор, прежде всего, в капитальный ремонт и модернизацию базово-технологической инфраструктуры, изношенной на 85%.

Речь идет о дележе «шкуры неубитого медведя», то есть, мы видим, что деньги в бюджете лежат, почти 9 триллионов рублей. Но пока они не выделяются на приоритетные направления экономической политики. Более того, был принят федеральный бюджет на ближайшие 3 года, в котором расходы на национальную экономику с учетом только официальной инфляции 5,5% подлежат сокращению в течение трех лет на 30%. Сокращение на ЖКХ порядка 70%, на здравоохранение и образование сокращение расходов на 35–40%.

Пока что министерство финансов является основным экономическим органом российской исполнительной власти. Как правильно говорил еще Михаил Фрадков, у нас не министерство финансов для правительства, а правительство для министерства финансов.

Идея Инвестиционного фонда была здравой, ее еще в нулевые годы активно проталкивал В.Путин, который пытался немного ослабить позиции либерального крыла в правительстве, которое олицетворяли Кудрин, Греф и Игнатьев. С той же целью создавались институты внешнего экономического развития: Внешэкономбанк, корпорация «Ростехнологии» и прочие государственные корпорации. Но идея не была реализована в полной мере. Госкорпорации превратились в малопрозрачные и плохо управляемые компании, неэффективные для изначальной цели. Что касается Инвестиционного фонда, то идея с его созданием была благая. Он должен был позволить провести модернизацию в тех регионах России, куда бы ни пошел частный капитал, потому что инфраструктурные отрасли поддерживаются традиционно очень емкими капитальными вложениями в основные фонды, которые окупаются, как минимум, в течение 20-30 лет, что в условиях российской действительности неподъемно для частного бизнеса.

В заключение отмечу, что министерство экономического развития пытается как-то забрать деньги из «нефтегазовой кубышки» на реальное выполнение предвыборных обещаний Президента, но пока министерство финансов жесткой рукой контролирует практически все поступающие в страну нефтедоллары и крайне неохотно ими делится».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: «Это борьба внутри одного клана, но между разными взглядами на будущее России»

Кудрина зовут Алексей, а не Андрей... Не плохо показана борьба группировок, но была бы еще лучше статья, если бы был упомянут В. Путин, роль которого состоит как раз-таки в том, чтобы быть над схватками, и выводить ситуацию из ступора, а не выжидать с моря погоды... Страну-то надо развивать, и Минфин у нас еще пока не главнее Президента, хотя и находится под присмотром не только Кудрина, но и его патронов на Западе и в США... Страна, все-таки, выбрала не Кудрина Президентом...

3. Ответ на 2., sysbooter:

Да нет никакой борьбы внутри клана

Ты,sysbooter, уже умней рудовского. Так, гладишь, в главную штаб-квартиру возьмут,каким-нибудь старшим помощником младшего дворника. Старайся!
Сава / 06.02.2013, 13:17

2. Re: «Это борьба внутри одного клана, но между разными взглядами на будущее России»

Да нет никакой борьбы внутри клана за взгляды в отношении России. Это видимость для гоев. Даже если борьба и есть, то только в контексте единой для них разрушительной цели, в рамках того, кто там будет главный за слив стран дальше по наклонной плоскости. Цель у них и общее направление одно-развал России и отдание ее на растерзание антихристу. Так что вся борьба в контексте этой общей цели. Тандем неделим) С Богом!
sysbooter / 06.02.2013, 10:22

1. Re: «Это борьба внутри одного клана, но между разными взглядами на будущее России»

http://baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=hot&id=237 Это статья в продолжение данной темы.
vanaya / 06.02.2013, 09:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Жуковский
Забота о простых чеченцах или бизнес-кланах?
Кадыров просит Газпром «простить» Чечне многомиллиардную задолженность за газ
15.04.2019
«Эти деятели обрекают нас на вечную колониальную зависимость»
Владислав Жуковский прокомментировал заявление первого зампреда ЦБ РФ С.Швецова о том, что в кризис нужно начать сберегать и перестать покупать телевизоры
17.02.2016
Все статьи Владислав Жуковский
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28