Как сообщалось, Президент России Владимир Путин на встрече с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви предложил «уйти от вульгарного примитивного понимания светскости» и тем самым расширить толкование понятия «светское государство».
По мнению Путина, Православию и другим конфессиям следует дать возможность полноценного служения в ряде сфер - в частности, в поддержке семьи и материнства, воспитании и образовании детей, молодежной политике и решении социальных проблем. Последних, по мнению Путина, «очень и очень много». Кроме того, президент выразил мнение, что представители конфессий могут помочь в укреплении патриотического духа вооруженных сил.
Президент выразил уверенность, что традиционные ценности и религиозные чувства верующих, наравне с правами, свободами и достоинством людей, должны быть защищены и «силой общественного мнения, и силой закона».
В России, где в советские годы присутствие Церкви в обществе было сведено к нулю, любое ее действие за стенами храма вызывает панические толки о клерикализации. В то же время в разных странах Запада, которые России ставят в пример, многие признаки этой «клерикализации» - капелланы в армии, присутствие священнослужителей на государственных церемониях и представителей власти – на религиозных, изучение религии в школах, богословские факультеты в университетах, религиозные символы в государственных учреждениях, религиозные праздники в календаре, право религиозных общин заключать и регистрировать браки и т.д. – совершенно обычны и, как правило, не воспринимаются как угроза принципам светского государства (хотя время от времени и вызывают протесты воинствующих атеистов). У нас же каждый шаг к этой нормальной для большинства стран ситуации (до которой России еще очень далеко) вызывает обвинения в нарушении Конституции.
Статья 14 Конституции РФ состоит из всего двух положений: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Напомним также, что Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал, что Русская Церковь, дорожа своей независимостью, не стремится стать государственной, какой она была до 1917 года.
«Видите ли вы в современной России угрозу принципам светского государства? Что вы сами сочли бы такой угрозой? Какие формы присутствия религиозных организаций в обществе кажутся вам необходимыми?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, отметил, что не видит угрозу не светскости государства, а самому государству.
«Государству угрожает растущая безнравственность общества, которое может погубить уже и само себя. Для сохранения государства и общества необходимо обратиться к наиболее устойчивым ценностям, которые носят наименование вечных ценностей. Это те ценности, которые не подвергаются коррозии и не выветриваются. Соответственно, когда общество на них опирается, оно становится более устойчивым. А объединяются эти ценности религией. Что касается угрозы клерикализма, то эти вопли исходят, собственно, не от светских лиц как таковых: неверующие и невоцерковленные люди в большинстве своем совершенно нормально воспринимают религиозность. В данном же случае мы имеем дело с теми, кто по тем или иным причинам просто ненавидит религию. А почему они ненавидит религию, можно почитать у представителей атеистического движения, например, у марксистов или ницшеанцев, у фашистов или коммунистов. Вопли о клерикализации исходят именно из атеистических кругов», - подчеркнул священник.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель Татианинского храма при МГУ, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, отметил, что крайне позитивно относится именно к этому высказыванию В.Путина.
«Уже на протяжении целого ряда лет представители нашей Церкви, включая святейшего Патриарха, поднимали вопрос о том, что категория светскости в законодательной и шире – в общественной сфере, нуждается в более конкретном и более адекватном толковании. Светскость не должна пониматься как продолжающееся господство атеистического мировоззрения, по отношению к которому все остальные, прежде всего религиозное, воспринимается всего лишь как некая пусть и допустимая, но все же маргинальная альтернатива. Светскость означает нейтральность государства в отношении как религиозного, так и атеистического мировоззрения. Нам, нашему обществу предстоит пройти еще немалый путь, чтобы это действительно было достигнуто. В той же образовательной области позитивистское или атеистическое мировоззрение остается господствующим, в общественном сознании секулярный гуманизм претендует быть единственной приемлемой точкой зрения. Под клерикализацией же понимается такая мера присутствия в обществе церковности как мировоззрения, когда оно некоторым образом принудительно навязывается всему обществу, а подходы, позиции и мировоззрения, парадигмы поведения с ним не совпадающие, так или иначе вытесняются из области допустимого. Я думаю, что у нас сейчас нет оснований опасаться этого. Никто никого не увольняет с работы за отсутствие религиозного мировоззрения. Никто не требует знания Символа веры, чтобы работать учителем, врачом или чтобы поступить на военную службу. Если мы обратимся к нашим электронным СМИ, как федерального, так и регионального значения, мы не увидим даже на уровне информации сколь-либо последовательно проводимого религиозного мировоззренческого подхода. Наверное, клерикальными в современном смысле являются Иран, Пакистан и некоторые другие восточные исламские государства, а Европе - разве что Ватикан. Так что опасения клерикализации России, на мой взгляд, излишни», - продолжил он.
«Что касается тех сфер общественной жизни, в которых присутствие Церкви необходимо, чрезвычайно важной, на мой взгляд, является сфера высшего и среднего образования. Приветствуя введение таких дисциплин, как Основы религиозной культуры и светской этики или Основы православной культуры, следует, тем не менее, отметить, что целый ряд значимых проблем по-прежнему сохраняется. Эта дисциплина, читаемая еще далеко не повсеместно, а только в четвертых классах на протяжении одного только года, не является, конечно, полноценным средством ознакомления с традиционной для России религией. Например, в Германии аналогичная дисциплина изучается на протяжении всей школьной программы. Странно, что у нас она отсутствует в старших классах. По сути дела в зачаточном виде находится развитие теологии в наших вузах. Несмотря на наличие теологических факультетов и отделений в некоторых вузах, с точки зрения ВАКа она не является той дисциплиной, по которой можно защищать кандидатские или докторские диссертации, что ставит ее в неравноправное положение по отношению к другим гуманитарным наукам. Еще важный момент: дипломы наших духовных учебных заведений по-прежнему не признаются в качестве дипломов о высшем образовании, что является рудиментом, доставшимся нам от советского государства», - заключил священник.
Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, обратил внимание на то, что понятие «светское государство» всеми толкуется по-разному.
«Вот, например, США - светское государство или религиозное? Ведь там в армии есть капелланы, как и во многих демократических европейских странах. Или если, например, представители Церкви служат в больницах, то это уже не светское государство? Что Русская Православная Церковь будет присутствовать в общественном пространстве, будет заниматься социальным служением, оказывать духовную помощь военнослужащим или в местах заключения, в этом ничего страшного нет. Никакой угрозы светскости государства в этом я не вижу. Христиане могут и должны присутствовать во всех сферах жизни общества и государства. Другое дело, если православие будут пытаться превратить в своего рода государственную идеологию и затыкать Церковью дыры и прорехи в государственном устройстве, - это будет, конечно, неправильно», - заключил священник.
Протоиерей Александр Агейкин, клирик храма Христа Спасителя, заявил, что целиком и полностью поддерживает мнение, высказанное Президентом.
«Если Церковь и религиозные организации-носители традиционных религиозных культур не будут достойно представлены во всех сферах общественной жизни и не будут вместе с государством работать в этих сферах, нам действительно будет угрожать большая опасность. Ведь воспитание человека и воспитание общества должно иметь некую нравственную мотивацию, а она есть только у Церкви и традиционных конфессий. Причем Церковь не просто хранит религиозную традицию, но и сохраняет культуру в целом: это институт, формировавший русскую культуру. Наша культура формировалась в первую очередь носителями религиозного духа. И я не знаю, что могло бы заменить Церковь, например, в деле патриотического воспитания российского воинства», - продолжил он.
«Дело Церкви не только молитва, не только призыв к людям повернуться к Богу, но и изменение нашей жизни к лучшему. Поэтому страхи по поводу возрастающего значения Церкви в жизни общества какие-то искусственные и совершенно необоснованные. Храм Христа Спасителя, например, провел многолетнюю работу по собиранию и изданию антологии русской поэзии от истоков до Иосифа Бродского, и эта книга получила самые яркие книжные премии. Но, к сожалению, об этой книге мало кто знает. Мы подготовили и мультимедийное издание, но в СМИ это почти никак не отразилось, И это, конечно, печально. Странно, что наследники Бродского не дали согласия для публикации его стихов в этом электронном издании на том основании, что это как-то связано с Церковью», - заключил священник.