Сейчас по российскому законодательству разрабатывать арктический шельф имеют право только «Газпром» и «Роснефть». Частники неоднократно просили либерализовать законодательство, однако этого сделано не было. Последний спор относительно шельфа вели сами чиновники в конце 2012-го и начале 2013 года. Тогда «Газпром» и «Роснефть» обвинили Минприроды в том, что оно задерживает выдачу им арктических лицензий. В свою очередь, чиновники утверждали, что если выдать госкомпаниям все лицензии, то они получат в свое распоряжение практически весь шельф. При этом заниматься многими из месторождений они планируют только через несколько лет. Однако 15 января на заседании правительства Минприроды согласилось отдать «Роснефти» и «Газпрому» все интересующие госкомпании лицензии. В обмен «Роснефть» пообещала ускорить проведение геологоразведки на шельфе.
Прокомментировать ситуацию мы попросили инвестиционного консультанта, экономиста Владислава Сергеевича Жуковского.
В рамках действующего законодательства только две государственные компании - «Роснефть» и «Газпром» - имели право на разработку шельфовых месторождений и природных ресурсов, прежде всего, нефти и газа. Цена вопроса огромна. Поэтому понятно, почему столь сильная борьба развернулась между аппаратом Президента и администрацией Правительства по вопросу доступа к природным ресурсам на шельфе, и почему многие частные компании, в том числе российский «Лукойл», также пытаются получить лицензии на разработку этих месторождений.
Шельфовые запасы нефти и газа в России являются стратегическими запасами природного углеводородного сырья. По приблизительным оценкам, речь идет о 76 миллиардах тонн нефтегазового сырья в нефтяном эквиваленте, что примерно в 7-8 раз превышает оставшийся запас нефтегазового сырья на континенте, вне шельфа на территории России, в десятки раз превосходят те запасы, какими располагают США.
«Роснефть» и «Газпром» наращивают геологоразведочные работы и бурение в шельфе, но не сильно торопятся с вводом в действие. Целый ряд крупных негосударственных российских нефтегазовых компаний пытается всеми силами ослабить госсектор и также получить право на разработку этих месторождений.
Вопрос разработки шельфовых месторождений является и политическим вопросом. Это проявляется как во внутренней политике, через борьбу в вышних эшелонах власти, так и во внешней политике, в борьбе на мировой арене. Мы видим, что уже полтора года продолжается скрытая борьба между администрацией Президента и аппаратом Правительства за то, кто, как и на каких условиях имеет право разрабатывать шельфовые месторождения. Это хорошо видно на примере борьбы между вице-премьером Аркадием Дворковичем и Игорем Шуваловым, с одной стороны, и Игорем Сечиным, который формально не чиновник, но является «серым кардиналом» всего нефтегазового комплекса России, сосредоточившим в своих руках политическую и экономическую власть и контролирующим весь нефтегазовый комплекс России, в том числе, через созданный им «Нефтяной совет» – нефтяной комиссии при Президенте, заместителем которого он и является.
Либеральный клан, представленный, прежде всего, Дворковичем и Шуваловым, пытается ослабить позиции Сечина и Путина. Буквально два месяца назад государственно-правовое управление администрации Президента попыталось предпринять попытку по усилению позиций Президента в вопросах приватизации и закрепить за В.В.Путиным монопольное право по управлению всем государственным имуществом, в том числе, крупнейшими госкомпаниями и госбанками. Мы видели, насколько негативная реакция пошла на это со стороны аппарат Правительства, в частности Дворковича. Создалось впечатление, что в Правительстве есть люди, которые, с одной стороны, очень хотели бы отобрать монопольное право у «Газпрома», а, с другой стороны, всеми путями проталкивать идею о необходимости их приватизации и продажи в руки инвестора. Нужно понимать, что ни российский малый бизнес, ни население, в силу отсутствия необходимых финансовых ресурсов и низкого уровня жизни, просто не смогут участвовать в приватизации. Речь будет идти о продаже крупнейшей госкомпании в нефтегазовом, стратегическом секторе российской экономики в руки неуставного капитала.
Что касается внешнеполитической борьбы, то в ближайшее время борьба за шельфовые месторождения будет только возрастать, причем именно за доступ к российской части шельфа, так как она обладает наибольшим природным нефтегазовым сырьем. Та война, которая в последнее время идет вокруг переговоров России с Норвегией, Канадой, США, Великобританией по вопросу о доступе к шельфовым месторождениям, говорит о том, что глобальный бизнес будет усиливать давление на Россию. Нефть является одним из ключевых факторов большой политики, и те же США, борясь за доступ к дешевому сырью, пойдут на все, чтобы вытеснить Россию с шельфа.
Создалась парадоксальная ситуация. С одной стороны, «Газпром» и «Роснефть» не хотят делиться своим монопольным правом на разработку шельфовых месторождений и природных ресурсов, залежей нефтяного сырья в стране, с другой стороны, они не торопятся заниматься геологоразведочными работами и добычей этого сырья. Этим обстоятельством воспользовались в Правительстве. Почти полгода Министерство природных ресурсов никак не может выдать лицензии «Газпрому» и «Роснефти», объясняя это тем, что если сейчас пойти на встречу госкомпаниям и не пролонгировать интересы крупного частного российского капитала, то «Газпром» и «Роснефть» заберут в свои руки наиболее лакомые куски на шельфе, и тем самым, укрепятся позиции Сечина и Миллера, соответственно, позиции Президента и его окружения.
Либеральный клан Правительства понимает, что сейчас они не конкурентоспособны с президентским окружением не только в плане идеологии, но и в силу отсутствия реальных финансовых источников. Однако Министерство природных ресурсов предлагало «Газпрому» и «Роснефти» отдать те участки недр, которые они не хотят использовать, в руки частных компаний. Но названные компании не хотят идти на встречу Министерству, не желают делиться лицензиями, и в чем-то ведут себя правильно, а в чем-то напоминают собаку на сене. И хотя они до сих пор активно не занимаются разработкой месторождений, они никому их не уступают. Однако администрация Президента поддерживает эти компании и всячески пытается протолкнуть их позицию.
Принимая во внимание ту стратегическую роль, какую играет нефтегазовый комплекс в российской экономике, а это почти 60% доходов федерального бюджета, а, с учетом косвенных доходов мультипликатора, это и вовсе 75%, то, безусловно, отдавать разработку нефтегазовых месторождений на шельфе в руки иностранного капитала, как предлагают некоторые чиновники в аппарате Правительства, совершенно недопустимо.
2. Re: «Борьба развернулась между аппаратом Президента и администрацией Правительства»
1. Борьба развернулась между аппаратом Президента и администрацией Правительства