В последние 5 веков в русской истории не трудно заметить странную «мистику» 12-х годов: именно в эти годы в разные столетия в нашем Отечестве происходили судьбоносные исторические события. В 1612 году была преодолена Смута, Дмитрий Пожарский и Минин с ополченцами освободили Москву от поляков. Это стало основой для возрождения России и призвания Дома Романовых. 1812 год - нашествие Наполеона. Опять Москва была взята непрошенными «гостями» и в том же году на Рождество они были выпровожены восвояси. Вновь 12-й год стал годом Русской Победы.
Можно вспомнить и менее известные события. В 1512 году Московский князь Василий III объявил войну польскому королю Сигизмунду I, началась Русско-литовская война, длившаяся 10 лет и завершившаяся присоединением к Русскому государству Смоленских земель. А в 1712 году Пётр I перенёс столицу России из Москвы в Санкт-Петербург, начался петербургский период Российского государства.
В нынешнем 2012 году к нам не приходили двунадесять языков, Кремль не захватывали поляки, но опять Смута посетила нас. Это выразилось на разных уровнях. На политическом уровне это была попытка «болотной революции». Намерения у оппозиции были самые серьезные, организаторы отнюдь не играли в пионеров, прогуливаясь по тротуарам Москвы. На духовном уровне - кощунство в Храме Христа Спасителя: выходка, которая бросила вызов духовным основаниям нашей жизни. И сейчас, в конце года, мы опять переживаем проявление смуты. Принят «Закон Димы Яковлева» о запрещении усыновления русских детей в Америку - по сути, это запрет продажи нашего национального достояния, что вызвало настоящий бунт в прессе и либеральной части общества против этого закона. То есть подвергнуто осуждению фундаментальное право русского человека - право на Родину.
Таким образом, нынешняя смута покушается на наши святыни, на наше будущее, на наш политический выбор, на право иметь Родину. Эти фундаментальные основы нашего бытия в этом году были подвергнуты очень серьезному испытанию. В этом смысле, мне думается, что 2012 год можно назвать годом искушений и поставить в один ряд с 1612 и 1812 годами.
Слава Богу, что в отличие от тех лет обошлось без кровопролития. Однако драматизм уходящего года был не меньшим. Впервые в русском языке возникло кощунственное слово «крестоповал». Страшный неологизм. Слово «крест», с которым связаны самые благоговейные чувства русского человека, и такие понятия как «крестовоздвижение», «крестоцелование», «крестопоклонная неделя», «крестные мама и папа», «крещение» вдруг оказались в одном ряду с таким ужасным сочетанием как «крестоповал»! А ведь это было не просто слово: в течение нескольких недель на Руси вырубались кресты! В те дни мне было просто страшно, было чувство, что мы подвергаемся страшному нападению.
Выдержали ли мы это искушение? Меня лично эта акция вдохновила поставить крест неподалеку от моего дальнего прихода у святого источника. И мы знаем, что и множество других новых крестов было воздвигнуто в этот год на Русской Земле. К сожалению, об этом пресса почему-то «скромно» умалчивала. Это был год не только крестоповала, но и крестовоздвижения.
Очевидно, что происходит отрезвление общества. Вопреки планам наших неприятелей, 2012 год стал годом нашей духовной мобилизации. Государственная Дума единодушно выступила против продажи русских детей, единодушие было и в осуждении народными избранниками кощунниц. Господь попустил нам эти искушения для того, чтобы мы поняли ценность Православия, вспомнили, что у нас есть Родина и государственные устои. В этом смысле 2012 год - год рубежный. Может быть, впервые за последние 20 лет появилась некая перспектива на будущее.
Впервые в Послании Президента были выражено то, о чем давно думает наш народ. Может, как в прошлые века, Россия воспрянет, произойдет мощная патриотизация общества, и Православие займет достойное место в духовной жизни России. Может, как в 1512 году Россия вернет свои утраченные земли, как в 1612 году преодолеет смуту и освободит Кремль от засилья агентов влияния, как в 1812 году изгонит их за пределы Отечества, и главное - приблизит нас всех к возрождению Православного Царства.
Вселяет особую надежду тот факт, что наступает год 400-летия Дома Романовых. Этот юбилей должен стать главной темой наступающего года. Я бы сравнил его только с 1000-летием крещения Руси. 1988 год стал годом второго крещения Руси, когда мы вспомнили, что мы - православный народ, что за нами - тысяча лет веры и жизни во Христе. И сейчас нам надо вспомнить, что Россия - это царская Держава, что за нами не только 70 лет советской власти, но и 1000 лет православной монархической государственности. Царь - всегда был тем кристаллом, вокруг которого выкристаллизовалась вся русская жизнь. Я надеюсь, что этот год станет не только исторической ретроспекцией, но и откроет нам перспективы нашей истории. Надеюсь, что мы сможем осознать, что Дом Романовых - это не только наше славное прошлое, но и наше великое будущее.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья