На этих саммитах прорабатывается переход к созданию Евразийского союза. Вопрос его создания достаточно сложен, потому что, во-первых, для создания подобной организации нужно время, которое требуется для согласования позиций государств, согласования политических, экономических и прочих интересов. Договор о создании Европейского союза был подписан в 1957 году, а Европейское сообщество начало действовать в 1958 году, но сам-то Союз начал функционировать в 1993 году. ЕврАзЭс был создан в 2000 году, мы собираемся перейти к Союзу в 2015 году.
Существует большое количество серьезных вопросов, требующих проработки: организация сообщества, расположение комиссии (допустим, в Москве), суда (допустим, будет в Белоруссии), евразийского парламента (претендует Казахстан, но есть Санкт-Петербург - историческая парламентская столица). Если возьмем Европейский союз, то в нем органы власти не распределены по странам пропорционально. Это все серьезные проблемы, которые рассматриваются государствами как статусные. Важно договориться о полномочиях этих органов.
Когда было создано СНГ, было даже не понятно, международная это организация, или нет. В 1999 году эксперты решали особо эту проблему - международная или региональная это организация, потому что при основании было записано, что у СНГ нет никаких наднациональных функций, все его решения утверждают национальные органы. Решение Совета глав государств утверждает глава государства, входящего в СНГ; решение Совета глав правительств - глава правительства, решение межпарламентской ассамблеи - парламент страны.
В Евразийском союзе впервые были созданы наднациональные органы, которые уже действуют в рамках Таможенного союза, в рамках общего экономического пространства. Их решения обязательны для стран, и постсоветским государствам трудно отказываться от привычки состоять в организации, где нет наднациональных функций. Совсем недавно был пример, что Белоруссии стали поставлять нефть на переработку, и если она перерабатывает и поставляет готовую продукцию, то всю прибыль от этого она должна перечислять в российский бюджет для налога. То есть определенную часть бензина Белоруссия имеет право продавать за границу, а все, что выше, она должна возвращать налогом в бюджет Евразийской комиссии, которая будет перераспределять в пользу России. А Белоруссия стала часть переработанного бензина, превышающего утвержденную квоту, продавать в виде растворителей и другой продукции, которая налогом не облагается, хотя это тот же бензин. Сейчас будут решать, как поступить, чтобы подобные виражи пресечь в дальнейшем, тут масса мелких моментов, от которых зависит создание Евразийского союза.
Второй момент, не все хотят создания этого Союза. Очень сильное давление идет как с запада, так и с востока. Западные партнеры во главе с США не признают СНГ, не признают ОДКБ, Евразийский союз рассматривается как попытка возрождения Российской Империи. Беседы с китайскими партнерами показывают, что они тоже не в восторге от создания этого Союза. Они рассматривают центральноазиатские страны как зону своего влияния.
Что касается Узбекистана, то это страна, которая не может найти окончательно свое место на постсоветском пространстве. Есть государства. которые выбрали вектор интеграции вместе с Россией, - это Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Армения. А есть государства, ориентирующиеся на интеграцию за пределами Евразийского региона и постсоветского пространства. Классика - это Грузия, ставящая задачу вступить в Евроатлантический структуры, Азербайджан, ориентирующийся на внешние страны, колеблется Украина, которая хочет войти и в европейские структуры, и в Евросоюз, и в Таможенный союз. Украину на западе воспринимают как страну, продвинувшуюся на пути демократии. Позиция Узбекистана, занимающего промежуточное положение, сложнее.
В 90-е годы Узбекистан ориентировался на западный вектор интеграции и вступил в ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Они хотели построить транспортный трубопроводный коридор в обход России с выходом на европейский рынок. Ничего из этого не вышло, и Узбекистан покинул эту организацию. Мешает его сотрудничеству с западом то, что Узбекистан воспринимается как государство, которому надо пройти большой путь по направлению к демократии. Особенно обострились отношения Узбекистана с западом после мятежа в Андижане в 2005 году. После его подавления запад требовал создать независимую народную комиссию по расследованию, Узбекистан отказался, и контакты заморозились. Потом Узбекистан вступил в ЕврАзЭс и в ОДКБ.
Но, как мне кажется, политическая элита Узбекистана, сформировавшаяся в советское время, которой правит Ислам Каримов, пришедший к власти как функционер КПСС, строит сотрудничество с Россией по советским меркам, когда за поддержку инициатив СССР непременно следовал какой-то подарок, привилегия оказавшей поддержку республике. Сейчас в мире союзы заключаются, исходя из интересов государств, если государству интересно состоять в международных организациях и получать от своей деятельности в этой организации выгоду, в том числе, экономическую - это современно, а получать плату только за то, что вы куда-то вошли, - это устарело. Узбекистан не нашел моментальной выгоды от вступления в ЕврАзЭс и в 2008 году заявил о приостановке участия, причем в уставе этой организации не была записана такая форма, и Узбекистану пошли в этом на встречу.
Узбекистан находится на границе региона Афганистан-Пакистан, где действуют экстремистские силы, которые неоднократно вторгались в страну, поэтому членство в ОДКБ руководством страны было признано целесообразным. Сейчас постепенно восстанавливаются контакты Узбекистана. До Андижанских событий там была военно-воздушная база США, затем американские самолеты были вывезены, но появились самолеты ФРГ. Запад понемногу восстанавливает контакты с Узбекистаном, потому что тот занимает стратегическую позицию в Азии. По-видимому, Узбекистан надеется получить какие-то гарантии безопасности от НАТО, но рвать с ОДКБ не готов, поэтому и выбрал компромисс не выходить из этой организации, а наблюдать со стороны, как дальше будет проходить интеграция, чтобы в дальнейшем сделать свой выбор.