Напомнив, что Межсоборное Присутствие насчитывает около 150 человек, которые съезжаются в Москву для того, чтобы оценить работу, проделанную комиссиями Межсоборного присутствия, Патриарх Кирилл отметил, что главная цель работы, «не разрушая целостности документов, не создавая внутренне противоречивых концепций в одном и том же документе, учесть по возможности большинство здравых предложений».
В своем докладе Предстоятель Русской Православной Церкви также напомнил, что после пленума 2011 года комиссии Присутствия продолжили изучение тех актуальных вопросов, «которые стояли и стоят перед церковной общественностью». В результате, были созданы документы по молодежному, миссионерскому и катехизическому служению, принятые в прошлом году Священным Синодом; была сформулирована позиция Синода о порядке выдвижения в исключительных случаях священнослужителями своих кандидатур на выборах и о недопустимости их участия в деятельности политических партий; были созданы синодальные документы, регулирующие взаимодействие епархий, находящихся в одном регионе в виде митрополий, а также регламентирующие служение викариев и организацию викариатств. «Синодальные учреждения, продолжая размышлять о развитии церковной жизни в русле, инициированным Межсоборным присутствием, создали целый корпус документов: от рекомендаций к деятельности церковных сотрудников разной направленности до положений об организации в епархиях касс взаимопомощи. При участии членов Присутствия подготовлены стандарты для подготовки и аттестации катехизаторов и молодежных сотрудников», - отметил Его Святейшество.
В этом году, сказал Патриарх Кирилл, в повестке дня Межсоборного присутствия чуть больше тридцати тем по тринадцати направлениям, что является «лишь малой толикой того, на что требуется наша реакция». Сокращение же объема портфелей комиссии направлено на то, чтобы работа Межсоборного присутствия могла быть более целенаправленной и эффективной.
«Межсоборное присутствие помогает христианину заявить о своем присутствии. Своей деятельностью члены Присутствия вносят посильный вклад в развитие дискуссионной культуры не только среди церковного народа, но и во всем обществе. Если же мы сможем услышать доводы друг друга, то тогда будем способны полемизировать и с теми, кто пока равнодушен, чужд евангельскому идеалу или кто пытается дискутировать с нами по стихиям мира сего (см. Кол. 2:8)», - отметил в свое речи Патриарх Кирилл.
Его Святейшество также сообщил, что к грядущему Архиерейскому Собору 2013 года Межсоборным присутствием подготовлено шесть проектов документов. К проектам 2012 года получено 62 епархиальных отзыва и около двух тысяч комментариев в Интернете. «Если сравнить отклик епархий на общецерковное обсуждение проектов Присутствия в 2010 году, когда мы только начинали эту работу, и в 2012 году, то можно отметить рост внимания регионов к межсоборным размышлениям, - заметил Предстоятель. – Так, в 2010 году, когда в Русской Церкви насчитывалось 164 епархии, активно комментировали документы 12% епархий. Сегодня, как я уже сказал, у нас 240 епархий, и процент участвующих в обсуждении достиг 18-и. Пока это еще, может быть, не та цифра, которая бы нас в полной мере удовлетворяла, но рост очевиден. И важно, что в этом процессе участвуют вновь созданные епархии. Это, на мой взгляд, хороший сигнал».
В связи с обилием полярных комментариев направлен на доработку в комиссию один проект — «Положение о монастырях и монашестве», - сообщил Патриарх Кирилл. В 2012 году межсоборную дискуссию прошли «Поправки к Уставу в связи с распределением полномочий между Поместным и Архиерейским Соборами». «Становление этого документа было долгим, - отметил Патриарх Кирилл. – Все вы, наверное, помните, что место Поместного Собора в жизни Церкви было как раз той темой, вокруг которой на самом Поместном Соборе 2009 года и возникла идея создать некий межсоборный орган. Собственно говоря, эта тема и послужила началом размышлений о создании Межсоборного присутствия. В связи с этим обсуждение данной темы в Межсоборном присутствии имеет особую важность и является приоритетной. Это первый документ, который мы должны согласовать и через Собор 2013 года ввести в жизнь Церкви. Профильная комиссия представила свои первые выводы по этому документу уже в декабре 2010 года. В феврале 2011 года, после первого заседания нашего пленума, эти выводы были разосланы во все епархии и опубликованы в сети Интернет для дискуссии. (…) В течение 2011 года комиссия получила достаточно большое количество откликов из епархий и в сети Интернет, постаралась их систематизировать. В итоге был подготовлен проект поправок к Уставу, который учитывал большинство поступивших предложений. В частности, если в первом проекте речь шла о том, чтобы высшим органом власти в Церкви был Архиерейский Собор, а Поместный Собор был органом представительства церковной полноты, то в новом проекте обоим Соборам усваивается высшая церковная власть. Одной из задач, которой комиссии пришлось решать при составлении второго проекта, была необходимость избежать смешения полномочий Поместного и Архиерейского Собора и точно описать в какой области какой Собор обладает высшей властью».
«Основное изменение, внесенное в этот документ по итогам отзывов из епархий и общественного обсуждения, связано с беспокойством, выраженным в дискуссии, относительно того, что во втором проекте Поместный Собор утрачивал всякое отношение к обсуждению догматических и канонических вопросов. По этому поводу следует заметить следующее. С одной стороны, очевидно, что высшая власть в этих вопросах — право истолкования православного вероучения и канонов — принадлежит в Церкви Собору архипастырей. С другой стороны, мы знаем, что народ Божий осуществляет рецепцию постановлений епископов в этой области. Собственно говоря, деление на освященные и «разбойничьи» соборы как раз и определялось всегда рецепцией — насколько Полнота церковная принимала или отвергала те или иные постановления Вселенских или Поместных Соборов. Редакционная комиссия учла озабоченность участников дискуссии и включила в представленную Вам сегодня третью версию проекта положения, сохраняющие за Поместным Собором попечение о чистоте вероучения и о соблюдении канонов. При этом соблюдено также иерархическое начало, в том числе и традиция Вселенской Церкви, которая усваивает Собору епископов право формулировать положения доктринального и канонического характера», - пояснил Патриарх Кирилл.
Коснулся Его Святейшество и такого непростого вопроса как право суда над Патриархом: «Было решено уточнить процедуру суда над Патриархом, оставив последнее слово за Поместным Собором, учитывая, что именно Поместный Собор является тем органом, который избирает Патриарха, и потому судьба Патриарха в случае неспособности совершать им его служение также должна определяться Поместным Собором».
Проектом, потребовавшим существенной работы со стороны редакционной комиссии и собравшим максимальное количество отзывов, в том числе из епархий, стал документ «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности», сообщил Патриарх Кирилл. «Внесенные в ответ на поступившие отзывы поправки отражают активную позицию многих чад нашей Церкви относительно различных инструментов электронной идентификации. Главное, что вызывает беспокойство в новых технологиях идентификации личности — то, что они могут нарушить свободу человека, а в перспективе, при посредстве этих технологий, каждый христианин может быть поставлен перед выбором: либо открыто отречься от Христа, от Евангельских заповедей, либо быть выкинутым из общества и стать вне закона», - отметил Предстоятель.
На основании поступивших отзывов в проекте «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции» появились существенные поправки по структуре документа, сказал Патриарх Кирилл. «Например, определение ювенальной юстиции перенесено из подстрочного примечания в преамбулу. Это важно, так как одной из проблем в дискуссиях о ювенальной юстиции является различие в дефинициях и у ее противников, и у ее сторонников. Опыт показал, что люди не знают, о чем они говорят — используют один и тот же термин, а говорят о разных вещах. Помимо этого, участники общецерковной дискуссии подчеркнули неприемлемость свободной интерпретации закона органами опеки и судами в вопросе об изъятии ребенка из семьи, а также обозначили недопустимость противопоставления интересов детей и интересов родителей, что свойственно западной системе ювенальной юстиции. При этом Церковь поддерживает развитие особой системы судов над несовершеннолетними и попечения об осужденных несовершеннолетних преступниках», - отметил он.
«По краткому обзору материалов, представленному сейчас мной, видно, что этап становления Межсоборного присутствия прошел, - сказал Предстоятель. – Мы выработали определенные принципы взаимодействия друг с другом, создали механизмы изучения вопросов. За три года не раз члены Присутствия по просьбе Священноначалия собирались на незапланированные заседания рабочих групп и готовили материалы для Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Хотел бы сердечно поблагодарить тех членов Межсоборного присутствия, которые в рамках текущей работы Синода и Высшего Церковного Совета оказывают консультативную помощь. Также полагаю необходимым обратить наше внимание на высокую эффективность привлечения светского экспертного сообщества к работе над документами».
«Важно устраивать сопутствующие документам круглые столы, семинары, конференции не только на стадии исследования вопроса, но и в период проведения общецерковных дискуссий. И очень важно — и это уже вопрос к нашим церковным коммуникаторам — чтобы в эту общецерковную дискуссию вовлекалась наша церковная пресса, наши СМИ, которые представляют большую силу сегодня», - заключил Патриарх Кирилл.