«Этап становления Межсоборного присутствия прошел»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подвел промежуточные итоги работы Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Проблемы церковной жизни  Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви) 
0
469
Время на чтение 6 минут
Вчера, 22 ноября, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начал работу второй пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В начале первого заседания Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом, в котором обозначил основные темы и задачи пленума, сообщает Патриархия.ru.

Напомнив, что Межсоборное Присутствие насчитывает около 150 человек, которые съезжаются в Москву для того, чтобы оценить работу, проделанную комиссиями Межсоборного присутствия, Патриарх Кирилл отметил, что главная цель работы, «не разрушая целостности документов, не создавая внутренне противоречивых концепций в одном и том же документе, учесть по возможности большинство здравых предложений».

В своем докладе Предстоятель Русской Православной Церкви также напомнил, что после пленума 2011 года комиссии Присутствия продолжили изучение тех актуальных вопросов, «которые стояли и стоят перед церковной общественностью». В результате, были созданы документы по молодежному, миссионерскому и катехизическому служению, принятые в прошлом году Священным Синодом; была сформулирована позиция Синода о порядке выдвижения в исключительных случаях священнослужителями своих кандидатур на выборах и о недопустимости их участия в деятельности политических партий; были созданы синодальные документы, регулирующие взаимодействие епархий, находящихся в одном регионе в виде митрополий, а также регламентирующие служение викариев и организацию викариатств. «Синодальные учреждения, продолжая размышлять о развитии церковной жизни в русле, инициированным Межсоборным присутствием, создали целый корпус документов: от рекомендаций к деятельности церковных сотрудников разной направленности до положений об организации в епархиях касс взаимопомощи. При участии членов Присутствия подготовлены стандарты для подготовки и аттестации катехизаторов и молодежных сотрудников», - отметил Его Святейшество.

В этом году, сказал Патриарх Кирилл, в повестке дня Межсоборного присутствия чуть больше тридцати тем по тринадцати направлениям, что является «лишь малой толикой того, на что требуется наша реакция». Сокращение же объема портфелей комиссии направлено на то, чтобы работа Межсоборного присутствия могла быть более целенаправленной и эффективной.

«Межсоборное присутствие помогает христианину заявить о своем присутствии. Своей деятельностью члены Присутствия вносят посильный вклад в развитие дискуссионной культуры не только среди церковного народа, но и во всем обществе. Если же мы сможем услышать доводы друг друга, то тогда будем способны полемизировать и с теми, кто пока равнодушен, чужд евангельскому идеалу или кто пытается дискутировать с нами по стихиям мира сего (см. Кол. 2:8)», - отметил в свое речи Патриарх Кирилл.

Его Святейшество также сообщил, что к грядущему Архиерейскому Собору 2013 года Межсоборным присутствием подготовлено шесть проектов документов. К проектам 2012 года получено 62 епархиальных отзыва и около двух тысяч комментариев в Интернете. «Если сравнить отклик епархий на общецерковное обсуждение проектов Присутствия в 2010 году, когда мы только начинали эту работу, и в 2012 году, то можно отметить рост внимания регионов к межсоборным размышлениям, - заметил Предстоятель. – Так, в 2010 году, когда в Русской Церкви насчитывалось 164 епархии, активно комментировали документы 12% епархий. Сегодня, как я уже сказал, у нас 240 епархий, и процент участвующих в обсуждении достиг 18-и. Пока это еще, может быть, не та цифра, которая бы нас в полной мере удовлетворяла, но рост очевиден. И важно, что в этом процессе участвуют вновь созданные епархии. Это, на мой взгляд, хороший сигнал».

В связи с обилием полярных комментариев направлен на доработку в комиссию один проект — «Положение о монастырях и монашестве», - сообщил Патриарх Кирилл. В 2012 году межсоборную дискуссию прошли «Поправки к Уставу в связи с распределением полномочий между Поместным и Архиерейским Соборами». «Становление этого документа было долгим, - отметил Патриарх Кирилл. – Все вы, наверное, помните, что место Поместного Собора в жизни Церкви было как раз той темой, вокруг которой на самом Поместном Соборе 2009 года и возникла идея создать некий межсоборный орган. Собственно говоря, эта тема и послужила началом размышлений о создании Межсоборного присутствия. В связи с этим обсуждение данной темы в Межсоборном присутствии имеет особую важность и является приоритетной. Это первый документ, который мы должны согласовать и через Собор 2013 года ввести в жизнь Церкви. Профильная комиссия представила свои первые выводы по этому документу уже в декабре 2010 года. В феврале 2011 года, после первого заседания нашего пленума, эти выводы были разосланы во все епархии и опубликованы в сети Интернет для дискуссии. (…) В течение 2011 года комиссия получила достаточно большое количество откликов из епархий и в сети Интернет, постаралась их систематизировать. В итоге был подготовлен проект поправок к Уставу, который учитывал большинство поступивших предложений. В частности, если в первом проекте речь шла о том, чтобы высшим органом власти в Церкви был Архиерейский Собор, а Поместный Собор был органом представительства церковной полноты, то в новом проекте обоим Соборам усваивается высшая церковная власть. Одной из задач, которой комиссии пришлось решать при составлении второго проекта, была необходимость избежать смешения полномочий Поместного и Архиерейского Собора и точно описать в какой области какой Собор обладает высшей властью».

«Основное изменение, внесенное в этот документ по итогам отзывов из епархий и общественного обсуждения, связано с беспокойством, выраженным в дискуссии, относительно того, что во втором проекте Поместный Собор утрачивал всякое отношение к обсуждению догматических и канонических вопросов. По этому поводу следует заметить следующее. С одной стороны, очевидно, что высшая власть в этих вопросах — право истолкования православного вероучения и канонов — принадлежит в Церкви Собору архипастырей. С другой стороны, мы знаем, что народ Божий осуществляет рецепцию постановлений епископов в этой области. Собственно говоря, деление на освященные и «разбойничьи» соборы как раз и определялось всегда рецепцией — насколько Полнота церковная принимала или отвергала те или иные постановления Вселенских или Поместных Соборов. Редакционная комиссия учла озабоченность участников дискуссии и включила в представленную Вам сегодня третью версию проекта положения, сохраняющие за Поместным Собором попечение о чистоте вероучения и о соблюдении канонов. При этом соблюдено также иерархическое начало, в том числе и традиция Вселенской Церкви, которая усваивает Собору епископов право формулировать положения доктринального и канонического характера», - пояснил Патриарх Кирилл.

Коснулся Его Святейшество и такого непростого вопроса как право суда над Патриархом: «Было решено уточнить процедуру суда над Патриархом, оставив последнее слово за Поместным Собором, учитывая, что именно Поместный Собор является тем органом, который избирает Патриарха, и потому судьба Патриарха в случае неспособности совершать им его служение также должна определяться Поместным Собором».

Проектом, потребовавшим существенной работы со стороны редакционной комиссии и собравшим максимальное количество отзывов, в том числе из епархий, стал документ «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности», сообщил Патриарх Кирилл. «Внесенные в ответ на поступившие отзывы поправки отражают активную позицию многих чад нашей Церкви относительно различных инструментов электронной идентификации. Главное, что вызывает беспокойство в новых технологиях идентификации личности — то, что они могут нарушить свободу человека, а в перспективе, при посредстве этих технологий, каждый христианин может быть поставлен перед выбором: либо открыто отречься от Христа, от Евангельских заповедей, либо быть выкинутым из общества и стать вне закона», - отметил Предстоятель.

На основании поступивших отзывов в проекте «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции» появились существенные поправки по структуре документа, сказал Патриарх Кирилл. «Например, определение ювенальной юстиции перенесено из подстрочного примечания в преамбулу. Это важно, так как одной из проблем в дискуссиях о ювенальной юстиции является различие в дефинициях и у ее противников, и у ее сторонников. Опыт показал, что люди не знают, о чем они говорят — используют один и тот же термин, а говорят о разных вещах. Помимо этого, участники общецерковной дискуссии подчеркнули неприемлемость свободной интерпретации закона органами опеки и судами в вопросе об изъятии ребенка из семьи, а также обозначили недопустимость противопоставления интересов детей и интересов родителей, что свойственно западной системе ювенальной юстиции. При этом Церковь поддерживает развитие особой системы судов над несовершеннолетними и попечения об осужденных несовершеннолетних преступниках», - отметил он.

«По краткому обзору материалов, представленному сейчас мной, видно, что этап становления Межсоборного присутствия прошел, - сказал Предстоятель. – Мы выработали определенные принципы взаимодействия друг с другом, создали механизмы изучения вопросов. За три года не раз члены Присутствия по просьбе Священноначалия собирались на незапланированные заседания рабочих групп и готовили материалы для Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Хотел бы сердечно поблагодарить тех членов Межсоборного присутствия, которые в рамках текущей работы Синода и Высшего Церковного Совета оказывают консультативную помощь. Также полагаю необходимым обратить наше внимание на высокую эффективность привлечения светского экспертного сообщества к работе над документами».

«Важно устраивать сопутствующие документам круглые столы, семинары, конференции не только на стадии исследования вопроса, но и в период проведения общецерковных дискуссий. И очень важно — и это уже вопрос к нашим церковным коммуникаторам — чтобы в эту общецерковную дискуссию вовлекалась наша церковная пресса, наши СМИ, которые представляют большую силу сегодня», - заключил Патриарх Кирилл.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви)
Важные решения Священного Синода
Утвержден обновленный состав Межсоборного присутствия, временное управление рядом приходов Запорожской епархии поручено управляющему Бердянской епархией, епископ Бронницкий Лука назначен управляющим Биробиджанской епархией
12.03.2024
Хуже врага – предатель…
Недруги осуждают Путина, Шойгу, Патриарха Кирилла, опираясь на лживую информацию с вражьих сайтов, цель которых – посеять рознь между россиянами
15.06.2023
Богоданное величие
В рамках передвижной выставки-форума православной книги «Радость Слова» побывал в Улан-Удэ
01.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06