В 1914 году, после начала Первой мировой войны по инициативе Великой Княгини Елизаветы Федоровны в Москве, в районе села Всехсвятское (ныне район Сокол) было открыто кладбище для захоронения и поминовения воинов, убиенных на полях сражений Первой мировой войны. Здесь хоронили офицеров русской и союзнических армий, героев войны, были аллеи авиаторов и сестер милосердия. Говорят, что могил было около 17 тысяч. Кладбище занимало около 20 га и было ухожено, каждая могила православных христиан венчалась крестом, все могилы были обозначены табличкой с именем, была украшена цветами. По воспоминаниям очевидцев, кладбище выглядело как цветущий райский сад.
Потом, в годы красного террора на кладбище расстреляли 5 тысяч человек, хоронили кого как, в основном в братских могилах. На кладбище подхоранивали и воинов Красной Армии, особенно после гражданской, от ран скончавшихся, пользовались чужими могилами и надгробными плитами.
В советское время воинское кладбище на Соколе было слишком явным свидетельством героизма русских солдат, за Веру, Царя и Отечество живот свой на поле брани положивших. Свидетельством боевого братства с империалистическими державами. Это было не хорошо для власти, место не соответствовало идеологии. «Во имя светлого будущего», во имя счастья советского человека – строителя коммунизма, славное героическое прошлое было нещадно растоптано. Все воинское кладбище, все 20 гектар, все могилы героев, генералов, летчиков и сестер милосердия, на поле брани убиенных, юнкеров, защищавших Кремль, были разорены и разрушены. Иностранцев тоже не пожалели. Даже могилы своих красноармейцев, умерших от ран и лежащих под красными звездами, и те снесли.
На месте славного кладбища построены жилые дома и разбит парк вокруг кинотеатра «Ленинград». Здесь и сейчас гуляют парочки, играют дети, выгуливают собак. Я стараюсь ходить вокруг, мне кажется что я хожу по костям, попирая ногами могилы. Некоторые местные жители говорят о том, что на самом деле кинотеатр «Ленинград» был построен на месте (или перестроен?) храма Покрова Божией Матери. И если это так, храм необходимо восстановить. Куда были свезены кости, во множестве попадавшиеся строителям, неизвестно. Цинизм ситуации поражает, но на месте могил героев войны, на месте цветущего райского сада были построены серые сталинские дома. У кого рука поднялась? Люди, местные жители, конечно, не виноваты, переезжая в новые просторные квартиры, многие и не знали, что они живут на костях.
Несколько лет назад в парке появилась часовня и несколько обелисков, обозначающих места захоронений воинов союзнических армий. В местном храме Всех Святых на Соколе информации об именах для поминовения воинов Первой мировой войны нет. Я спрашивала у многих священников, они не знают. В памятные даты служатся общие панихиды. Я попробовала обсудить тему памяти погибших во время Первой мировой войны воинов в местном Муниципальном Собрании, хоть бы узнать точные границы военного кладбища и найти фото, да куда там! Есть дела и «поважнее»: текущий ремонт домов, снос расплодившихся киосков с алкоголем. Жители в большинстве тоже не задумываются о том, что нужно хотя бы молиться за тех людей, на могилах которых построен их дом. Однако, мы совершенно уверены, что данные об именах захороненных на Соколе сохранились в различных архивах, возможно есть историки, организации, которые занимались этой темой, наверняка живы родственники.
Этим летом в ходе семейного паломничества многодетных семей из нашего Сообщества «Много деток – хорошо!» мы посетили дивный остров Валаам. В праздник Смоленской иконы Божией Матери мы с детьми были приглашены в скит Смоленской иконы Божией Матери. Слава Богу, в настоящее время этот красивый храм восстановлен в первозданном виде.
Нам рассказали о том, что скит в честь Смоленской иконы Божией Матери был основан в 1914 году попечением Великого князя Николая Николаевича, который будучи в то время Главнокомандующим, пожертвовал на его строительство 200 тыс. рублей. Уже тогда на фронте были огромные потери, и было ясно, что эта война унесет миллионы человеческих жизней. Скит был предназначен для непрестанной молитвы о упокоении душ воинов, убиенных во время Первой мировой войны. В скиту в затворе жил духовник Великого князя старец Варнава, который молился о воинах.
После праздничной службы возник разговор о том, что Владыка Панкратий, наместник Валаамского монастыря и братия скита считают очень важным восстановить синодики и поминать воинов, погибших во время Первой мировой войны. В настоящее время братия имеет синодики и молится об упокоении воинов, погибших во время Второй мировой войны, в Афганистане, Чечне, о блокадниках Ленинграда. К сожалению монастырские синодики с именами воинов Первой мировой войны были утрачены после ухода братии с острова в 1937 году. Сейчас это дело требует определенной работы, и силами братии монастыря синодики с именами воинов Первой мировой войны не восстановить. Нужна помощь.
На РНЛ мы уже писали о том, что в сентябре-октябре сего года небольшой командой крестоходцев был совершен Крестный ход по линии фронта времен Первой мировой войны с Песчанской, Владимирской и другими иконами Божией Матери. 98 лет спустя нужно было отдать долг послушания и выполнить благословение Божией Матери, долг наших предков, который мы не хотим оставлять нашим детям. Я часто вспоминала о необходимости молитвы за воинов, на поле брани убиенных, так как Божиим Промыслом мы останавливались на тех местах, где в1914 году впервые было применено оружие массового поражения.
В местечке Мядель немцы пустили газ, что было запрещено Международной Конвенцией. От страшной мучительной смерти погибло огромное количество людей. Вдоль линии фронта осталось очень много траншей, дотов, дзотов, захоронений, воинских кладбищ, памятных знаков с надписями о том, что здесь лежат русские воины. Часто мне казалось, что Сама Богородица показывает нам эти места, потому что нам необходимо воздать долг нашей памяти воинам Первой Мировой войны, на поле брани убиенных, умученных, задушенных, выяснить их имена, помолиться и оплакать их. Хотя бы сейчас. Пока этого не сделано – война не закончена.
Был один эпизод, когда батюшка из храма Святой Троицы в местечке Княгинино проводил нас на кладбище и позвал старенького местного жителя Ивана Петровича, который со слов своих еще более старших односельчан, очевидцев событий, рассказал нам историю этого места. На памятном камне сказано, что тут похоронено 2,5 тысячи русских солдат. И дальше мы увидели пустырь, заросший бурьяном и с большой ямой посередине. Ни крестов, ни имен. Как нам объяснили, яма получилась оттого, что отсюда экскаватором брали землю пополам с костями, чтобы подсыпать железнодорожную насыпь. Точно как у нас на Соколе! Иван Петрович, седой, как лунь, рассказал нам тогда, что во время Нарочинской операции, когда немцы пустили газ по траншеям, погибли за два часа сразу двадцать тысяч человек. Причем, ветер разнес этот газ и по немецким траншеям, они тоже потравились. Солдаты умирали, кто как был, многие в совершенно скорченных позах окоченевали, трупы нельзя было распрямить. И гробов столько не было. Их местные жители возили много дней на подводах и складывали рядами в несколько слоев в огромную братскую могилу на этом самом кладбище, а потом засыпали землей. Даже непонятно отпевали ли их. Наверное, отпевали, - храм-то рядом. Государь Николай II приезжал в Княгинин и пожертвовал храму две большие красивые иконы, видимо, чтобы помянуть погибших воинов. Иван Петрович рассказывал и плакал. Двадцать тысяч человек сразу за два часа! Война тогда перестала быть делом благородных храбрых воинов, смело идущих в атаку. Чем подлее методы уничтожения людей – тем больше урон противнику. А всего их было 13 миллионов!
Все эти сведения и чудовищные цифры на фоне скромного памятника и запущенного неухоженного участка земли производят ужасное, просто оглушающее впечатление. Я тогда думала о том, что каждого из этих людей, убитых таким ужасным способом, родила, любила, воспитывала мама, у него были близкие, семья, у многих уже были дети. А значит, теперь уже должны быть и правнуки или пра-правнуки. Почти все они были православными, и каждого из них нужно поминать как близкого дорогого человека, тем более на Валааме есть Смоленский скит где братия готова это делать постоянно! И так же нужно молиться о них их потомкам, ухаживать за их могилами. Как их связать? Эти две разорванные нити? Это же НАШ народ! Это же НАШИ воины! Это же НАШИ могилы!
Я, да и все остальные, была в полном шоке, в растерянности, мне было очень стыдно, что мы, потомки погибших русских солдат, просто забыли о них! Я тогда думала о том, что Богородица, наверное, сильно гневается на нас за нерадение к памяти этих воинов, за эти неотданные долги и за то, что оружие массового поражения стало практически нормой: вслед за химическим появилось атомное, ядерное, биологическое, психотропное (сейчас и всякое другое придумали, гораздо более страшное и эффективное). И будто бы в ответ на эти мои мысли, у нас тогда разбилось стекло на большой иконе…
Итак, что нам всем теперь делать? Как связать нить русской истории?
Многие многодетные мамы, папы, старшие дети из нашего Сообщества понимают важность восстановления нити русской истории, но постоянно заняты с детьми, работой и учебой и не обладают временем и необходимой компетенцией для работы в архивах. Однако, все знают что нить истории идет через каждую семью и некоторые семьи уже передали для поминовения в Смоленском скиту на Валааме имена своих прадедов, погибших на фронтах Первой Мировой войны. И имена какие красивые – Мирон, Феодор… Может еще кто имена своих погибших напишет? Напрямую пишите благочинному Смоленского скита иноку Александру, или нам смс-кой, мы передадим. Пусть от нас пойдет молитва за них, а наши воины молятся там за нас, за наших детей.
Для того чтобы на конкретном историческом материале дать нашим детям реальное представление о нашей военной истории, героизме русских солдат, сделать душеполезное дело и наладить поминовение воинов, отдавших свои жизни за Веру, Царя и Отечество, мы решили пока работать в формате семейного исторического клуба. Я всех к этому призываю. Пора, наконец, всем вместе сесть и распутать клубок русской истории!
Решили подключить к поиску имен погибших воинов и других исторических сведений в архивах студентов Свято-Тихоновского института, в связи с чем написали слезное письмо с просьбой рассмотреть возможность проведения научных изысканий с помощью студентов, так как эта важная тема может стать предметом исследований в курсовых работах студентов, дипломах выпускников университета. Если у Вас есть такие возможности – включайтесь!
Татьяна Боровикова, многодетная мама, руководитель Всероссийского Сообщества многодетных семей «Много деток – хорошо!» Тел. для связи: 8 985 233 45 84, tborovikova@inbox.ru
1. Наша история..