Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Он уже прославлен Богом на небесах»

27.10.2012


Диакон Владимир Василик о подготовке канонизации архиепископа Серафима (Соболева) …

Как известно, уже довольно давно рассматривается вопрос о канонизации архиепископа Серафима (Соболева). Причем, как сообщил на днях представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Святейшем Патриархе Болгарском игумен Филипп (Васильцев), в настоящее время одной из главных задач русского подворья в Болгарии является «подготовка канонизации владыки Серафима». Священник заявил, что Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви уже представлены свидетельства о чудесах и благодатной помощи владыки Серафима. Но «по объективным причинам сама процедура канонизации отнимает достаточно долгое время».

Высказать свое мнение о возможной канонизации архиепископа Серафима (Соболева) мы попросили известного богослова, историка Церкви, кандидата филологических наук, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика
.

Диакон Владимир ВасиликЛично я глубоко почитаю владыку Серафима (Соболева). Для меня он является непрославленным святым. Его рождение и жизнь отмечены Промыслом Божиим и великой Его милостью и, кроме того, духовным мужеством его матери. Он рождался очень тяжело, застрял во чреве матери, и врачи приготовились расчленять его на части, чтобы спасти мать. Но мать, придя в себя, запретила врачам это делать и умолила отца ребенка на это не соглашаться. Отец стал горячо молиться, и по молитвам родителей произошло чудо, младенец Николай родился. Когда его поднесли матери, она сказала: «Вот из-за кого я чуть на тот свет не отправилась, какой мухтар серьезный». Только через много лет владыка Серафим узнал, что «мухтаром» на Востоке называют епископа. Получается, что мать сказала: «какой серьезный епископ».

Удивительна была и отроческая жизнь Николая Соболева. В школе, когда учитель, рассердившись сказал: «Кто из вас самый главный дурак?», то Николай Соболев вышел к доске. Учитель поразился и сказал: «Ты же лучший ученик, зачем ты себя принижаешь». Николай промолчал. Учитель же пораженный его кротостью и смирением переменился по отношению к нему и к другим ученикам.

Стремление будущего владыки носить тяготы других ярко проявилось ещё в юношеском возрасте. В семинарии с ним произошел поразительный случай. Семинаристы обнаружили, что один из их однокашников является вором и стали его судить «судом чести». В этот момент Николай Соболев сел рядом с ним и стал его утешать. И вот председатель этого суда чести во всеуслышание заявил: «Друзья, Николай Михайлович Соболев утешает вора и не знает, что тот украл у него калоши и перчатки». Несмотря на это будущий владыка Серафим сделал всё для того, чтобы этот несчастный был отчислен из семинарии без позора.

Такое удивительное человеколюбивое отношение он сохранил к людям и дальше. Когда он принял монашество и стал ректором семинарии, то вначале семинаристы над ним просто издевались, чувствуя его доброту. Инспектор хотел подать шалунов к отчислению, но иеромонах Серафим сказал, что разберется с ними сам. И затем индивидуально с ними работая, добротой добился того, что эти озорники и хулиганы стали самыми примерными студентами академии.

Удивительная доброта, вдумчивость, сердечность характеризует его деятельность как пастыря. В 1920 году, в трагические для России годы он сподобился епископского сана, но вынужден был эмигрировать, и стал главой русских приходов в Болгарии. И вот в достаточно непростых условиях, в голодной и разоренной войной Болгарии среди несчастных русских беженцев, он делал все для помощи людям, как русским, так и болгарам. Часто по его молитвам происходили удивительные чудеса, исцеление смертельно больных, устроение совершенно безнадежных человеческих судеб. При этом владыка проявил себя не только как добрый пастырь, но и как ревнитель веры и опытный догматист. Его сочинение о Софии - Премудрости Божией, опровержение ереси протоиерея Сергия Булгакова является классическим богословским произведением.

Я не случайно рассказал об этих историях, показывающих его смирение и человеколюбие. Я это сделал для того, чтобы читатели поняли, не по человеческой злобе и агрессивности нападал он на протоиерея Сергия Булгакова, а ревнуя о правде Божией, о чистоте догматического учения, о нераспространении ереси пантеистического типа. В данном вопросе его сочинения, равно как и труды Н.О.Лосского, следует признать правилом веры и, естественно, что ни о каком допущении «софианского» учения не может идти речи.

Владыка Серафим (Соболев) прославился и как мыслитель-государственник. Он автор трудов о монархической государственности и русской идеологии. Его патриотические мысли стали классическими. Его труды сохраняют свое влияние до сих пор, по крайней мере в том, что Архиерейский Собор 2000 года признал монархию высшей формой правления по сравнению с прочими, за исключением, пожалуй, теократии, практически никогда не осуществленной в истории. В этом немалая заслуга трудов святителя Серафима.

Я не только считаю, что он достоин канонизации, но полагаю, что он уже прославлен Богом на небесах. Он скончался в 1950 году, и всего через два года произошел такой случай. Один солдат заснул на посту и ему угрожал расстрел, потому что это увидели проверяющие. Его мать, христианка, пришла на могилу к владыке и стала горячо молиться. Произошло чудо. Солдату расстрел заменили тюремным заключением, которое вскоре отменили. Верую, что Господь делает тайное явным, и владыка Серафим вскоре будет прославлен в лике святых.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 64

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

64. Ева : Ответ на 61., М.Яблоков:
2012-11-01 в 22:00

Вы ещё домострой вспомните! Главное,всё это будет по теме!Евангелие, смотрите, не выбросьте вместе с Домостроем. Апостасия с малого начинается...



Хорошо, постараюсь!:)
63. М.Яблоков : Ответ на 62., дезинфектор:
2012-11-01 в 21:52

уже все обрушилось


Так значит каяться надо, а не танцевать на этом. Типа феминизм - все ok.
62. дезинфектор : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
2012-11-01 в 21:14

...наличие в русских домах женской и мужской половин.Это было связано не с изоляцией женщин, а с разделением обязанностей в семье. Женщина занималась воспитанием маленьких детей, обеспечивала всех домочадцев, включая слуг, одеждой, постельным бельем и заботилась об их чистоте. Эти обязанности были у всех женщин, независимо от их социального положения. Но знатные и богатые нанимали слуг, рукодельниц, портомоек, кормилиц, мамок и нянек для детей, а бедные простолюдинки все делали сами. Но в эти женские дела мужья никогда не вмешивались, предоставляя супругам свободу действий.


уже все обрушилось
61. М.Яблоков : Ответ на 60., Ева:
2012-11-01 в 20:31

Вы ещё домострой вспомните! Главное,всё это будет по теме!


Евангелие, смотрите, не выбросьте вместе с Домостроем. Апостасия с малого начинается...
60. Ева : Ответ на 59., М.Яблоков:
2012-11-01 в 20:26

Самое страшное - это бабий бунт ) :))))))) И чем же он страшен ,позвольте спросить?Традиционные устои рушатся.



Вы ещё домострой вспомните! Главное,всё это будет по теме!
59. М.Яблоков : Ответ на 58., Ева:
2012-11-01 в 20:07

Самое страшное - это бабий бунт ) :))))))) И чем же он страшен ,позвольте спросить?


Традиционные устои рушатся.
58. Ева : Ответ на 55., М.Яблоков:
2012-11-01 в 19:43

Самое страшное - это бабий бунт )



:)))))))

И чем же он страшен ,позвольте спросить?
57. Екатерина Домбровская : Ответ на 51., М.Яблоков:
2012-11-01 в 19:25

Смотрите, чтобы Вас антисталинизм не довел по полного богоборчества...



А я вовсе и не являюсь антисталинистом. Я не очень (!) люблю карикатурных сталинистов, и именно потому, что они близки к богоборчеству.
56. vlad7 : Ответ на 51., М.Яблоков:
2012-11-01 в 19:11

Смотрите, чтобы Вас антисталинизм не довел по полного богоборчества...

Да куда уж дальше. 100летняя традиция борьбы с догматом Искупления, заложенная Храповицким.
55. М.Яблоков : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
2012-11-01 в 18:55

Самое страшное - это бабий бунт )
54. Екатерина Домбровская : Ответ на 50., vlad7:
2012-11-01 в 18:50

Теперь за Вас я спокойна - вы сидите там, где и следует сидеть.Катехизис свт. Филарета - самый превосходный катехизис, как и все, что писал великий святитель, в то время как читатели бывают разными. И даже один человек на протяжении жизни может меняться и совершенствоваться.
53. дезинфектор : Екатерина Домбровская
2012-11-01 в 17:27

""а тут слышно одно рявканье - долой! и да здравствует.""

Увы, так и есть....
52. Ева : Ответ на 48., иерей Илья Мотыка:
2012-11-01 в 17:24

А я кот и тоже что-то мяукну в защиту веры и благочестия.



Кто ж против? Делать это надо просто с рассуждением,или вон как Екатерина пишет "серьезно, обстоятельно и фундаментально".А то у нас,через цитату или ссылку идет какой-то "кулачный бой" или "стенка на стенку".
И горько и смешно,о.Илья!
51. М.Яблоков : Ответ на 49., Екатерина Домбровская:
2012-11-01 в 17:13

Смотрите, чтобы Вас антисталинизм не довел по полного богоборчества...
50. vlad7 : Ответ на 47., Екатерина Домбровская:
2012-11-01 в 16:55

правда? Гнедич и аж целых два ортодоксальных епископа:)
А у нас Церковь - Соборная, знаете ли, см. Символ веры. Катехизис свт.Филарета - это символическая книга Русской Церкви, обязательная для всех ее чад, в том числе для всевозможных гнедичей. Так что я не в «своем» юридизме сижу.
49. Екатерина Домбровская : М. Яблокову
2012-11-01 в 16:33

Обязан-то обязан... Да в свою меру и на том месте, где он поставлен Богом. Есть поговорка: "Бодливой корове Бог рог не дает". И места распределяет соответственно духовным возможностям.
Про ревность не по разуму надо крепко помнить. А у нас в последние годы в результате пресловутой перестройки в церкви вылезло такое количество зеленых умников, что от них спасения нет. И как строги, и как суровы, и Вы еще инквизицией грозитесь?! Да сколько в последние время угроз тут слышно...
Чистота подвижничества, стяжавшего духовное разумение, - вот о чем я. А Вы защищаете право на суды головного "богословия", которое не только не стоит ломаного гроша, но и приносит в наше время страшный вред. Во всех отклонениях надо разбираться серьезно, обстоятельно и фундаментально, а тут слышно одно рявканье - долой! и да здравствует.
48. иерей Илья Мотыка : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
2012-11-01 в 16:18

Есть собаки большие и есть собаки маленькие и все лают, тем голосом , которым Бог дал. А я кот и тоже что-то мяукну в защиту веры и благочестия.
47. Екатерина Домбровская : Ответ на 45., vlad7:
2012-11-01 в 16:05

Не всякий достоин высокого звания защитника чистоты православия. а еще не всякий умудриться записать в "антиюридисты" свт.Филарета (Дроздова), тут талант особый нужен:)



Да оставьте, пожалуйста ерунду нести. Не дальше Гнедича, не дальше многих других,на кого даю ссылки, в том числе и тех двух ортодоксальных епископа нашей Церкви,которые рецензировали мою работу. Но вам, милейший, конечно, виднее. Ну и будьте здоровы! Разве кто мешает вам сидеть в своем юридизме?
46. М.Яблоков : Ответ на 44., Екатерина Домбровская:
2012-11-01 в 15:37

Не всякий достоин высокого звания защитника чистоты православия. Только чистый в очах Божиих.


Это лукавство. Ибо никто себя не может считать чистым, тем более в очах Божиих. Бог даже в ангелах усматривает несовершенство. Есть бы так, как Вы сейчас, наши отцы рассуждали, то никакого Православия уже давно бы не было.
Каждый православный обязан хранить и защищать свою веру, так нам заповедовали свв.отцы, что отражено в Окружным Посланиях Восточных Патриархов.
45. vlad7 : Ответ на 44., Екатерина Домбровская:
2012-11-01 в 15:05

Не всякий достоин высокого звания защитника чистоты православия.


а еще не всякий умудриться записать в "антиюридисты" свт.Филарета (Дроздова), тут талант особый нужен:)
44. Екатерина Домбровская : Ответ на 41., М.Яблоков:
2012-11-01 в 14:10

До каких пределов они дошли.Скоро узнаем. Возможно на след. Архиерейском Соборе в феврале утвердят новый катехизис. Все, что не будет соответствовать святым отцам, мы отвергнем.



Дорогой Михаил, тогда надо будет начать с самих себя:?)))
Не всякий достоин высокого звания защитника чистоты православия. Только чистый в очах Божиих.
43. Екатерина Домбровская : Ответ на 40., Ева: и 39 Артур
2012-11-01 в 12:50

Очень признательна Вам, Ева и Артур, за поддержку.Надеюсь, не лишиться ее и в дальнейшем! С поклоном - Екатерина.
42. М.Яблоков : Ответ на 39., Артур:
2012-11-01 в 12:24

"Мы все глядим в Торквемады.."


Будет вам еще и Торквемада...
41. М.Яблоков : Ответ на 38., vlad7:
2012-11-01 в 12:17

До каких пределов они дошли.Скоро узнаем. Возможно на след. Архиерейском Соборе в феврале утвердят новый катехизис


Все, что не будет соответствовать святым отцам, мы отвергнем.
40. Ева : Ответ на 22., Екатерина Домбровская:
2012-11-01 в 10:59

Невозможно уже с этим мириться. Слишком сложное время и слишком гнусные и сильные нападки вновь переживает совне Церковь, чтобы внутри ее можно было еще дальше терпеть то, что уж простите, является не духовным аристократизмом, а его противоположностью, унаследованной генетически от одного из сыновей Хама.



Восхищаюсь Вашей твердостью и мужеством,дорогая Екатерина.
39. Артур : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
2012-11-01 в 09:35

В поддержку Екатерины Домбровской...

Похоже, крылатую синекдоху следует модифицировать до "Мы все глядим в Торквемады.."
38. vlad7 : Ответ на 37., иерей Илья Мотыка:
2012-11-01 в 08:17

До каких пределов они дошли.


Скоро узнаем. Возможно на след. Архиерейском Соборе в феврале утвердят новый катехизис
37. иерей Илья Мотыка : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
2012-11-01 в 01:44

У каждой школы есть свои ученикик и последователи. Кто же эти крайние крестоборцы. До каких пределов они дошли.
Кстати каково было отношение митрополита Антония к своим очень спорным концепциям изложенным в книгах "Догмат искупления" и "Православный катехизис" в последние годы его жизни.
Каково было распространение этого лжеучения в рамках РПЦЗ.
36. С. Швецов : Ответ на 33., vlad7:
2012-11-01 в 01:11

расскажи нам про то, что преп.Иоанн Дамаскин был "афтартодокетом"



Так это ты его в афтартодокеты записал. И кто после этого клоун?
35. vlad7 : Ответ на 34., М.Яблоков:
2012-10-31 в 22:14

Просто сейчас пришло такое лукавое время, когда вещи своими именами не называются. Этого делать боятся даже православные, как бы чего не случилось... Толерастия проникла до составов и мозгов.


Знаменитая формула блаж.Августина "В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь" извращена до невозможности. В разряд "второстепенного" фактически возведены догматы веры.
34. М.Яблоков : Ответ на 31., vlad7:
2012-10-31 в 19:29

и не просто еретик, а основатель школы.


Просто сейчас пришло такое лукавое время, когда вещи своими именами не называются. Этого делать боятся даже православные, как бы чего не случилось... Толерастия проникла до составов и мозгов.
33. vlad7 : Ответ на 32., С. Швецов:
2012-10-31 в 19:26

Ну, не все же вершилловским шестеркам здесь чепуху молоть.


давай клоун, расскажи нам про то, что преп.Иоанн Дамаскин был "афтартодокетом". И свт.Кирилла Александрийского разоблачи. Повесели еще раз народ..
32. С. Швецов : Ответ на 29., vlad7:
2012-10-31 в 19:10

Ну, не все же вершилловским шестеркам здесь чепуху молоть.
31. vlad7 : Ответ на 25., М.Яблоков:
2012-10-31 в 18:52

Однозначно еретик.


и не просто еретик, а основатель школы.
30. vlad7 : Ответ на 23., Екатерина Домбровская:
2012-10-31 в 18:50

Выводы какие?

это я привел дезинфектору как пример реально накаленной обстановки, а не такой как здесь
29. vlad7 : Ответ на 26., С. Швецов:
2012-10-31 в 18:42

А насчет толп, желающих растерзать несторианЛучше расскажите ему, как после собора 431 года свт.Кирилл Александрийский вместе с Мемноном Ефесским в тюрьму угодили. Как и Несторий, кстати. Вот будет новость для мальчика.


опять попугай кураевский вылез, ну здравствуй "афтартодокет" :)
28. Екатерина Домбровская : Ответ на 27., иерей Илья Мотыка:
2012-10-31 в 18:18

Конечно я не имел право судить о личности митрополита Антония Храповицкого. Но свое отношение к данной брошюре "Догмат искупления" и в изложенной в ней концепции сохраняю прежнее - строго отрицательное. С которой знаком не в пересказе.



И слава Богу, досточтимый батюшка!Примите мой поклон, мою сердечную признательность и простите мою излишнюю горячность.
27. иерей Илья Мотыка : Екатерине Домбровской
2012-10-31 в 17:42

Конечно я не имел право судить о личности митрополита Антония Храповицкого. Но свое отношение к данной брошюре "Догмат искупления" и в изложенной в ней концепции сохраняю прежнее - строго отрицательное. С которой знаком не в пересказе.
26. С. Швецов : Ответ на 24., Екатерина Домбровская:
2012-10-31 в 17:42

А насчет толп, желающих растерзать несториан



Лучше расскажите ему, как после собора 431 года свт.Кирилл Александрийский вместе с Мемноном Ефесским в тюрьму угодили. Как и Несторий, кстати. Вот будет новость для мальчика.
25. М.Яблоков : Ответ на 20., vlad7:
2012-10-31 в 17:32

из докладной записки еп.Нектарию Сиэттлийскому о.Серафима (Роуза): На тему этого «догмата» существует огромная литература, большей частью не в пользу учения Митр. Антония. Выдающиеся иерархи и богословы отзывались резко против учения Митр. Антония, оставаясь самыми преданными и горячо любящими самого Митр. Антония, как например:Митрополит Анастасий — враждебно относящийся как к ереси.Архиепископы Феофан Полтавский, Серафим Богучарский (Соболев) (русский в Болгарии).Архиепископ Виталий (Максименко) [Джорданвилльский. + 1960], открыто называвший учение Митр. Антония ересью.Архиепископы Тихон Сан-Францисский, Иоасаф Канадский, Феодосий Бразильский, Афанасий Аргентинский, Савва Австралийский, и Андрей Рокландский (о. Адриан Рымаренко в миру).Архиепископ Леонтий Чилийский, тоже называвший ересью, еще по России, [где в Киеве в храмах происходили сцены протеста против этого лжеучения].Епископы Савва Эдмонтонский Канадский; и Нектарий Сиэттлийский.Протопресвитер Михаил Помазанский.Проф. И. М. Андреев; Проф. И. М. Концевич.Афонский великий Старец академик Феодосий Карульский, написавший самому Митр. Антонию целое сочинение, (сгоревшее на Карули, на Афоне).В печатных изданиях:Прот. Василий Бощановский: «Критика Катехизиса М. Антония» («Русский Пастырь», Сербия, 1926).Архиеп. Иоанн Максимович: «О чем Молился Христос в Гефсиманском Саду» (Церковная Жизнь, № 4, 1938). Хотя там нет упоминания Митр. Антония, но по сути является исправлением ошибок его любимого аввы, Митр. Антония, уже после смерти его.Послание-протест Афонских монахов: «По поводу брошюры Митр. Антония «Догмат Искупления» (1931).Архимандрит Константин: «Блаженнейший Митрополит Антоний» (Православная Русь № 10, 1963, Джорданвилль).Прот. Георгий Флоровский: «Пути Русского Богословия» (Париж, 1938).Московская Патриархия осудила это учение официально, обстоятельно разработав, при участии Митр. Елевферия и Архиеп. Вениамина (Федченкова) Западно-Европейских.


Однозначно еретик.
24. Екатерина Домбровская : Заключение разбора статьи митр. Антония прот. Петром Гнедичем:
2012-10-31 в 17:30

"В отношении к самому митрополиту Антонию следует повторить то, что сказал он, будучи еще архимандритом, в отзыве о диссертации Тареева: «Та истина, которая, сделавшись нарочитым предметом изучения, познается человеком в возможной для него глубине и ясности, тем самым приобретает в его глазах особо важное значение в ряду прочих, еще не столь твердо осмысленных им, истин веры и событий Божественного домостроительства и даже представляется господствующей над этими последними»[719].
Митрополит Антоний отметил «преимущественное значение» искушений Христовых в понимании у Тареева и воплощения у архиепископа Илариона, но не заметил, что у него самого крестная смерть и воскресение Христово остались в числе прочих, «не столь твердо осмысленных им истин веры».
Критики же сами не могли различить в его высказываниях зерна истины от ложности преувеличений[720].
Рассмотрение воззрений митрополита Антония следует закончить. Он не мог создать того истолкования догмата, на которое высказывал претензии. Ошибки его вскрыты и осуждены православным сознанием.
В одном из своих писем патриарх Сергий писал по поводу статьи митрополита: «Антоний мне однажды говорил, что не нужно бояться высказывать свои мысли, хотя бы они и не получили окончательной обработки; если мысль ценная, она не умрет, другие ее подхватят, а если ее никто не подхватит, значит, она и не заслуживает жизни»[721].
Задача критики в отношении таких высказываний, как статья митрополита Антония, состоит не в полном отрицании заключенных в ней мыслей, но в отделении того, что в них есть ценного, от того, что не заслуживает жизни.
Критики митрополита Антония — одни без меры хвалили его, другие отрицали все его мысли — не помогли ему, а сам он не смог или не успел сделать этого отделения, но свою статью закончил следующими словами: «Я убежден в том, что изложенное объяснение истины искупления согласно с учением Церкви, но и еще более твердо убежден в непогрешимости самой Церкви, так что если б мне доказали, что мое объяснение не совпадает с учением ее, то я сознательно отказался бы от своих воззрений».
23. Екатерина Домбровская : Ответ на 17., vlad7:
2012-10-31 в 17:02

из отзывов этих людей не понятно, знакомы ли они были с учением Храповицкого или нет. И вообще, некоторые древние святые почитали Оригена (да будет анафема) и что с того?



Уже ответила ув. Яблокову. Были знакомы. И в этом сборнике памяти митр. А. присутствуют статьи с обстоятельным разбором "Догмата...". Кроме того, работу эту митр. А. критикова еп. Феофан (Быстров) и еп. Серафим (Соболев) и вся зарубежная Церковь все это прекрасно знала.
А насчет толп, желающих растерзать несториан, я могу вам и про другие толпы рассказать - защищающих Златоуста и побитых по указу императора (благочестивого) в храмах и не раз - в кашу. Ну и что? Какие выводы? Византия пала. И как добро накапливается в поколениях, так и зло.
Выводы какие?
22. Екатерина Домбровская : Ответ на 15., М.Яблоков:
2012-10-31 в 16:57

Ну, и что? Это просто дань почившему первоиерарху РПЦЗ и не больше того. Здесь речь не о его крестоборческом богословии.


Отчего же? В том сборнике, из которого я взяла эти отрывки, есть обстоятельнейший разбор "Догмата Искупления" митр. Антония. Ну и что с того? Я привела отрывки эти не для того, чтобы защищать нравственную теорию искупления - отнюдь, ее и защитить невозможно, - а для того, чтобы показать - кто мы такие, что мы себе позволяем, в каких красках и в каком тоне мы говорим о наших церковных собратьях, сделавших очень много для Церкви и чтимых ею. Чтобы поучились, наконец, тому, как разговаривали русские церковные люди, до того, как большевизм проник и в церковь, и в души людей Церкви.
Можно и нужно критиковать и разбирать догматические заблуждения и ошибки, но и это нужно делать в рамках христианской этики и культуры. А то, как тут прошлись по памяти покойного митрополита Антония, которого почти весь тихоновский епископат называл Аввою, - есть вопиющие бескультурие, которое настолько, видно, заполонило души, что даже жизнь в Церкви не одно десятилетие не может вытравить этого хамского развязного мирского тона. Хоть убейте меня, но слышать это уже больше невыносимо. Мы, церковные люди, должны светить миру, а мы выставляем нашу Церковь на позорище своим хамством. Это не ругательство - это термин, Библейский термин, и я на нем настаиваю.

Кроме того (об этом уже не здесь бы говорить, и это совсем другой аспект), слабости и ошибки нравственной теории Искупления ( и в частности - у митр. Антония) сильно передернуты. Многие историки Церкви называли митрополита церковным писателем. Это и было так. Работу эту злополучную он писал на Валааме не имея под рукой ничего кроме Библии. На 3/4 - это не богословие, а писательство, к которому нужно и подходить с соответствующими мерками. Но то, что многое понято узколобо в его тексте, которому свойственна некоторая барская небрежность, отсутствует и богословская отточенность каждого слова и каждой фразы, - а митрополит и был старинным русским барином-коренником, - тоже верно. Но то, что делаем мы – похоже на то, как «понимали» тексты подсудимых в наших застенках XX века . Оправдаться невозможно, отсудиться и защититься - никак. Да и то сказать: понять текст адекватно – это понять человека! Вот Владыке Афанасию (Сахарову) – пришлось тридцать лет претерпеть тюрем, пыток, этапов и каторг, чтобы стать человеком всех понимающим. А мы со своим гвоздодером лезем в тексты, ничего не учитывая и не понимая. Да, Истина не должна замутниться. Но вот прекрасный пример настоящей церковной богословской работы – труд Гнедича о догмате Искупления. Разве в таких тонах и красках писал о работе митр. Антония самый основательный исследователь теорий Искупления в России XX века? Все чин-чином, пристойно, И не односторонне. А тут без цитаты в искривленном пересказе – приговор, да какой! Плевок на могилу, презорство в отношении личности человека Церкви.
Невозможно уже с этим мириться. Слишком сложное время и слишком гнусные и сильные нападки вновь переживает совне Церковь, чтобы внутри ее можно было еще дальше терпеть то, что уж простите, является не духовным аристократизмом, а его противоположностью, унаследованной генетически от одного из сыновей Хама.
21. дезинфектор : иерей Илья Мотыка
2012-10-31 в 16:56

Свт. Иоанн Шанхайский думал иначе.
20. vlad7 : Ответ на 13., Екатерина Домбровская:
2012-10-31 в 16:49

из докладной записки еп.Нектарию Сиэттлийскому о.Серафима (Роуза):

На тему этого «догмата» существует огромная литература, большей частью не в пользу учения Митр. Антония. Выдающиеся иерархи и богословы отзывались резко против учения Митр. Антония, оставаясь самыми преданными и горячо любящими самого Митр. Антония, как например:
Митрополит Анастасий — враждебно относящийся как к ереси.
Архиепископы Феофан Полтавский, Серафим Богучарский (Соболев) (русский в Болгарии).
Архиепископ Виталий (Максименко) [Джорданвилльский. + 1960], открыто называвший учение Митр. Антония ересью.
Архиепископы Тихон Сан-Францисский, Иоасаф Канадский, Феодосий Бразильский, Афанасий Аргентинский, Савва Австралийский, и Андрей Рокландский (о. Адриан Рымаренко в миру).
Архиепископ Леонтий Чилийский, тоже называвший ересью, еще по России, [где в Киеве в храмах происходили сцены протеста против этого лжеучения].
Епископы Савва Эдмонтонский Канадский; и Нектарий Сиэттлийский.
Протопресвитер Михаил Помазанский.
Проф. И. М. Андреев; Проф. И. М. Концевич.
Афонский великий Старец академик Феодосий Карульский, написавший самому Митр. Антонию целое сочинение, (сгоревшее на Карули, на Афоне).
В печатных изданиях:
Прот. Василий Бощановский: «Критика Катехизиса М. Антония» («Русский Пастырь», Сербия, 1926).

Архиеп. Иоанн Максимович: «О чем Молился Христос в Гефсиманском Саду» (Церковная Жизнь, № 4, 1938). Хотя там нет упоминания Митр. Антония, но по сути является исправлением ошибок его любимого аввы, Митр. Антония, уже после смерти его.

Послание-протест Афонских монахов: «По поводу брошюры Митр. Антония «Догмат Искупления» (1931).
Архимандрит Константин: «Блаженнейший Митрополит Антоний» (Православная Русь № 10, 1963, Джорданвилль).
Прот. Георгий Флоровский: «Пути Русского Богословия» (Париж, 1938).
Московская Патриархия осудила это учение официально, обстоятельно разработав, при участии Митр. Елевферия и Архиеп. Вениамина (Федченкова) Западно-Европейских.
19. иерей Илья Мотыка : дезинфектору
2012-10-31 в 16:23

Какая разница, квалифицирую данную концепцию богохульной, нечестивой, еретической. От этого, что нибудь изменится. От этого она благочестивой и правилом веры не станет.
Хуже этой работы, были лишь произведения митрополита Антония Сурожского.
18. дезинфектор : . vlad7
2012-10-31 в 16:15

12. vlad7 : Ответ на 10., иерей Илья Мотыка:
2012-10-31 в 14:11

А иерей Николай Савченко вздумал защищать эту дурацкую концепцию.


а это кто вообще? я не слышал про такого модерниста

------------

о.Николай Савченко - участник форума, никому ни разу не сказавший грубости. Так любезно у нас общаются друг с другом духовные особы.
17. vlad7 : Ответ на 13., Екатерина Домбровская:
2012-10-31 в 16:10

из отзывов этих людей не понятно, знакомы ли они были с учением Храповицкого или нет.
И вообще, некоторые древние святые почитали Оригена (да будет анафема) и что с того?
16. С. Швецов : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
2012-10-31 в 16:07

Забавно. Именно Антоний (Храповицкий) возглавлял хиротонию Серафима (Соболева).
15. М.Яблоков : Ответ на 13., Екатерина Домбровская:
2012-10-31 в 16:01

Ну, и что? Это просто дань почившему первоиерарху РПЦЗ и не больше того.
Здесь речь не о его крестоборческом богословии. Его крестоборчество замечательно развенчали архиеп.Серафим (Соболев) и архиеп.Феофан (Быстров), которые тоже рано или поздно будут причислены к лику святых. Катехизис м.Антония (Храповицкого) - еретический.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме