«Он уже прославлен Богом на небесах»

Диакон Владимир Василик о подготовке канонизации архиепископа Серафима (Соболева)

Как известно, уже довольно давно рассматривается вопрос о канонизации архиепископа Серафима (Соболева). Причем, как сообщил на днях представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Святейшем Патриархе Болгарском игумен Филипп (Васильцев), в настоящее время одной из главных задач русского подворья в Болгарии является «подготовка канонизации владыки Серафима». Священник заявил, что Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви уже представлены свидетельства о чудесах и благодатной помощи владыки Серафима. Но «по объективным причинам сама процедура канонизации отнимает достаточно долгое время».

Высказать свое мнение о возможной канонизации архиепископа Серафима (Соболева) мы попросили известного богослова, историка Церкви, кандидата филологических наук, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика
.

Диакон Владимир ВасиликЛично я глубоко почитаю владыку Серафима (Соболева). Для меня он является непрославленным святым. Его рождение и жизнь отмечены Промыслом Божиим и великой Его милостью и, кроме того, духовным мужеством его матери. Он рождался очень тяжело, застрял во чреве матери, и врачи приготовились расчленять его на части, чтобы спасти мать. Но мать, придя в себя, запретила врачам это делать и умолила отца ребенка на это не соглашаться. Отец стал горячо молиться, и по молитвам родителей произошло чудо, младенец Николай родился. Когда его поднесли матери, она сказала: «Вот из-за кого я чуть на тот свет не отправилась, какой мухтар серьезный». Только через много лет владыка Серафим узнал, что «мухтаром» на Востоке называют епископа. Получается, что мать сказала: «какой серьезный епископ».

Удивительна была и отроческая жизнь Николая Соболева. В школе, когда учитель, рассердившись сказал: «Кто из вас самый главный дурак?», то Николай Соболев вышел к доске. Учитель поразился и сказал: «Ты же лучший ученик, зачем ты себя принижаешь». Николай промолчал. Учитель же пораженный его кротостью и смирением переменился по отношению к нему и к другим ученикам.

Стремление будущего владыки носить тяготы других ярко проявилось ещё в юношеском возрасте. В семинарии с ним произошел поразительный случай. Семинаристы обнаружили, что один из их однокашников является вором и стали его судить «судом чести». В этот момент Николай Соболев сел рядом с ним и стал его утешать. И вот председатель этого суда чести во всеуслышание заявил: «Друзья, Николай Михайлович Соболев утешает вора и не знает, что тот украл у него калоши и перчатки». Несмотря на это будущий владыка Серафим сделал всё для того, чтобы этот несчастный был отчислен из семинарии без позора.

Такое удивительное человеколюбивое отношение он сохранил к людям и дальше. Когда он принял монашество и стал ректором семинарии, то вначале семинаристы над ним просто издевались, чувствуя его доброту. Инспектор хотел подать шалунов к отчислению, но иеромонах Серафим сказал, что разберется с ними сам. И затем индивидуально с ними работая, добротой добился того, что эти озорники и хулиганы стали самыми примерными студентами академии.

Удивительная доброта, вдумчивость, сердечность характеризует его деятельность как пастыря. В 1920 году, в трагические для России годы он сподобился епископского сана, но вынужден был эмигрировать, и стал главой русских приходов в Болгарии. И вот в достаточно непростых условиях, в голодной и разоренной войной Болгарии среди несчастных русских беженцев, он делал все для помощи людям, как русским, так и болгарам. Часто по его молитвам происходили удивительные чудеса, исцеление смертельно больных, устроение совершенно безнадежных человеческих судеб. При этом владыка проявил себя не только как добрый пастырь, но и как ревнитель веры и опытный догматист. Его сочинение о Софии - Премудрости Божией, опровержение ереси протоиерея Сергия Булгакова является классическим богословским произведением.

Я не случайно рассказал об этих историях, показывающих его смирение и человеколюбие. Я это сделал для того, чтобы читатели поняли, не по человеческой злобе и агрессивности нападал он на протоиерея Сергия Булгакова, а ревнуя о правде Божией, о чистоте догматического учения, о нераспространении ереси пантеистического типа. В данном вопросе его сочинения, равно как и труды Н.О.Лосского, следует признать правилом веры и, естественно, что ни о каком допущении «софианского» учения не может идти речи.

Владыка Серафим (Соболев) прославился и как мыслитель-государственник. Он автор трудов о монархической государственности и русской идеологии. Его патриотические мысли стали классическими. Его труды сохраняют свое влияние до сих пор, по крайней мере в том, что Архиерейский Собор 2000 года признал монархию высшей формой правления по сравнению с прочими, за исключением, пожалуй, теократии, практически никогда не осуществленной в истории. В этом немалая заслуга трудов святителя Серафима.

Я не только считаю, что он достоин канонизации, но полагаю, что он уже прославлен Богом на небесах. Он скончался в 1950 году, и всего через два года произошел такой случай. Один солдат заснул на посту и ему угрожал расстрел, потому что это увидели проверяющие. Его мать, христианка, пришла на могилу к владыке и стала горячо молиться. Произошло чудо. Солдату расстрел заменили тюремным заключением, которое вскоре отменили. Верую, что Господь делает тайное явным, и владыка Серафим вскоре будет прославлен в лике святых.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

65. Ответ на 61., М.Яблоков:

Вы ещё домострой вспомните! Главное,всё это будет по теме!Евангелие, смотрите, не выбросьте вместе с Домостроем. Апостасия с малого начинается...

Хорошо, постараюсь!:)

Ева / 01.11.2012

64. Ответ на 62., дезинфектор:

уже все обрушилось

Так значит каяться надо, а не танцевать на этом. Типа феминизм - все ok.

М.Яблоков / 01.11.2012

63. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»

...наличие в русских домах женской и мужской половин.Это было связано не с изоляцией женщин, а с разделением обязанностей в семье. Женщина занималась воспитанием маленьких детей, обеспечивала всех домочадцев, включая слуг, одеждой, постельным бельем и заботилась об их чистоте. Эти обязанности были у всех женщин, независимо от их социального положения. Но знатные и богатые нанимали слуг, рукодельниц, портомоек, кормилиц, мамок и нянек для детей, а бедные простолюдинки все делали сами. Но в эти женские дела мужья никогда не вмешивались, предоставляя супругам свободу действий. уже все обрушилось

дезинфектор / 01.11.2012

62. Ответ на 60., Ева:

Вы ещё домострой вспомните! Главное,всё это будет по теме!

Евангелие, смотрите, не выбросьте вместе с Домостроем. Апостасия с малого начинается...

М.Яблоков / 01.11.2012

61. Ответ на 59., М.Яблоков:

Самое страшное - это бабий бунт ) :))))))) И чем же он страшен ,позвольте спросить?Традиционные устои рушатся.

Вы ещё домострой вспомните! Главное,всё это будет по теме!

Ева / 01.11.2012

60. Ответ на 58., Ева:

Самое страшное - это бабий бунт ) :))))))) И чем же он страшен ,позвольте спросить?

Традиционные устои рушатся.

М.Яблоков / 01.11.2012

59. Ответ на 55., М.Яблоков:

Самое страшное - это бабий бунт )

:))))))) И чем же он страшен ,позвольте спросить?

Ева / 01.11.2012

58. Ответ на 51., М.Яблоков:

Смотрите, чтобы Вас антисталинизм не довел по полного богоборчества...

А я вовсе и не являюсь антисталинистом. Я не очень (!) люблю карикатурных сталинистов, и именно потому, что они близки к богоборчеству.

Екатерина Домбровская / 01.11.2012

57. Ответ на 51., М.Яблоков:

Смотрите, чтобы Вас антисталинизм не довел по полного богоборчества...

Да куда уж дальше. 100летняя традиция борьбы с догматом Искупления, заложенная Храповицким.

vlad7 / 01.11.2012

56. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»

Самое страшное - это бабий бунт )

М.Яблоков / 01.11.2012

55. Ответ на 50., vlad7:

Теперь за Вас я спокойна - вы сидите там, где и следует сидеть.Катехизис свт. Филарета - самый превосходный катехизис, как и все, что писал великий святитель, в то время как читатели бывают разными. И даже один человек на протяжении жизни может меняться и совершенствоваться.

Екатерина Домбровская / 01.11.2012

54. Екатерина Домбровская

""а тут слышно одно рявканье - долой! и да здравствует."" Увы, так и есть....

дезинфектор / 01.11.2012

53. Ответ на 48., иерей Илья Мотыка:

А я кот и тоже что-то мяукну в защиту веры и благочестия.

Кто ж против? Делать это надо просто с рассуждением,или вон как Екатерина пишет "серьезно, обстоятельно и фундаментально".А то у нас,через цитату или ссылку идет какой-то "кулачный бой" или "стенка на стенку". И горько и смешно,о.Илья!

Ева / 01.11.2012

52. Ответ на 49., Екатерина Домбровская:

Смотрите, чтобы Вас антисталинизм не довел по полного богоборчества...

М.Яблоков / 01.11.2012

51. Ответ на 47., Екатерина Домбровская:

правда? Гнедич и аж целых два ортодоксальных епископа:) А у нас Церковь - Соборная, знаете ли, см. Символ веры. Катехизис свт.Филарета - это символическая книга Русской Церкви, обязательная для всех ее чад, в том числе для всевозможных гнедичей. Так что я не в «своем» юридизме сижу.

vlad7 / 01.11.2012

50. М. Яблокову

Обязан-то обязан... Да в свою меру и на том месте, где он поставлен Богом. Есть поговорка: "Бодливой корове Бог рог не дает". И места распределяет соответственно духовным возможностям. Про ревность не по разуму надо крепко помнить. А у нас в последние годы в результате пресловутой перестройки в церкви вылезло такое количество зеленых умников, что от них спасения нет. И как строги, и как суровы, и Вы еще инквизицией грозитесь?! Да сколько в последние время угроз тут слышно... Чистота подвижничества, стяжавшего духовное разумение, - вот о чем я. А Вы защищаете право на суды головного "богословия", которое не только не стоит ломаного гроша, но и приносит в наше время страшный вред. Во всех отклонениях надо разбираться серьезно, обстоятельно и фундаментально, а тут слышно одно рявканье - долой! и да здравствует.

Екатерина Домбровская / 01.11.2012

49. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»

Есть собаки большие и есть собаки маленькие и все лают, тем голосом , которым Бог дал. А я кот и тоже что-то мяукну в защиту веры и благочестия.

иерей Илья Мотыка / 01.11.2012

48. Ответ на 45., vlad7:

Не всякий достоин высокого звания защитника чистоты православия. а еще не всякий умудриться записать в "антиюридисты" свт.Филарета (Дроздова), тут талант особый нужен:)

Да оставьте, пожалуйста ерунду нести. Не дальше Гнедича, не дальше многих других,на кого даю ссылки, в том числе и тех двух ортодоксальных епископа нашей Церкви,которые рецензировали мою работу. Но вам, милейший, конечно, виднее. Ну и будьте здоровы! Разве кто мешает вам сидеть в своем юридизме?

Екатерина Домбровская / 01.11.2012

47. Ответ на 44., Екатерина Домбровская:

Не всякий достоин высокого звания защитника чистоты православия. Только чистый в очах Божиих.

Это лукавство. Ибо никто себя не может считать чистым, тем более в очах Божиих. Бог даже в ангелах усматривает несовершенство. Есть бы так, как Вы сейчас, наши отцы рассуждали, то никакого Православия уже давно бы не было. Каждый православный обязан хранить и защищать свою веру, так нам заповедовали свв.отцы, что отражено в Окружным Посланиях Восточных Патриархов.

М.Яблоков / 01.11.2012

46. Ответ на 44., Екатерина Домбровская:

Не всякий достоин высокого звания защитника чистоты православия.

а еще не всякий умудриться записать в "антиюридисты" свт.Филарета (Дроздова), тут талант особый нужен:)

vlad7 / 01.11.2012

45. Ответ на 41., М.Яблоков:

До каких пределов они дошли.Скоро узнаем. Возможно на след. Архиерейском Соборе в феврале утвердят новый катехизис. Все, что не будет соответствовать святым отцам, мы отвергнем.

Дорогой Михаил, тогда надо будет начать с самих себя:?))) Не всякий достоин высокого звания защитника чистоты православия. Только чистый в очах Божиих.

Екатерина Домбровская / 01.11.2012

44. Ответ на 40., Ева: и 39 Артур

Очень признательна Вам, Ева и Артур, за поддержку.Надеюсь, не лишиться ее и в дальнейшем! С поклоном - Екатерина.

Екатерина Домбровская / 01.11.2012

43. Ответ на 39., Артур:

"Мы все глядим в Торквемады.."

Будет вам еще и Торквемада...

М.Яблоков / 01.11.2012

42. Ответ на 38., vlad7:

До каких пределов они дошли.Скоро узнаем. Возможно на след. Архиерейском Соборе в феврале утвердят новый катехизис

Все, что не будет соответствовать святым отцам, мы отвергнем.

М.Яблоков / 01.11.2012

41. Ответ на 22., Екатерина Домбровская:

Невозможно уже с этим мириться. Слишком сложное время и слишком гнусные и сильные нападки вновь переживает совне Церковь, чтобы внутри ее можно было еще дальше терпеть то, что уж простите, является не духовным аристократизмом, а его противоположностью, унаследованной генетически от одного из сыновей Хама.

Восхищаюсь Вашей твердостью и мужеством,дорогая Екатерина.

Ева / 01.11.2012

40. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»

В поддержку Екатерины Домбровской... Похоже, крылатую синекдоху следует модифицировать до "Мы все глядим в Торквемады.."

Артур / 01.11.2012

39. Ответ на 37., иерей Илья Мотыка:

До каких пределов они дошли.

Скоро узнаем. Возможно на след. Архиерейском Соборе в феврале утвердят новый катехизис

vlad7 / 01.11.2012

38. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»

У каждой школы есть свои ученикик и последователи. Кто же эти крайние крестоборцы. До каких пределов они дошли. Кстати каково было отношение митрополита Антония к своим очень спорным концепциям изложенным в книгах "Догмат искупления" и "Православный катехизис" в последние годы его жизни. Каково было распространение этого лжеучения в рамках РПЦЗ.

иерей Илья Мотыка / 31.10.2012

37. Ответ на 33., vlad7:

расскажи нам про то, что преп.Иоанн Дамаскин был "афтартодокетом"

Так это ты его в афтартодокеты записал. И кто после этого клоун?

С. Швецов / 31.10.2012

36. Ответ на 34., М.Яблоков:

Просто сейчас пришло такое лукавое время, когда вещи своими именами не называются. Этого делать боятся даже православные, как бы чего не случилось... Толерастия проникла до составов и мозгов.

Знаменитая формула блаж.Августина "В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь" извращена до невозможности. В разряд "второстепенного" фактически возведены догматы веры.

vlad7 / 31.10.2012

35. Ответ на 31., vlad7:

и не просто еретик, а основатель школы.

Просто сейчас пришло такое лукавое время, когда вещи своими именами не называются. Этого делать боятся даже православные, как бы чего не случилось... Толерастия проникла до составов и мозгов.

М.Яблоков / 31.10.2012

34. Ответ на 32., С. Швецов:

Ну, не все же вершилловским шестеркам здесь чепуху молоть.

давай клоун, расскажи нам про то, что преп.Иоанн Дамаскин был "афтартодокетом". И свт.Кирилла Александрийского разоблачи. Повесели еще раз народ..

vlad7 / 31.10.2012

33. Ответ на 29., vlad7:

Ну, не все же вершилловским шестеркам здесь чепуху молоть.

С. Швецов / 31.10.2012

32. Ответ на 25., М.Яблоков:

Однозначно еретик.

и не просто еретик, а основатель школы.

vlad7 / 31.10.2012

31. Ответ на 23., Екатерина Домбровская:

Выводы какие?

это я привел дезинфектору как пример реально накаленной обстановки, а не такой как здесь

vlad7 / 31.10.2012

30. Ответ на 26., С. Швецов:

А насчет толп, желающих растерзать несторианЛучше расскажите ему, как после собора 431 года свт.Кирилл Александрийский вместе с Мемноном Ефесским в тюрьму угодили. Как и Несторий, кстати. Вот будет новость для мальчика.

опять попугай кураевский вылез, ну здравствуй "афтартодокет" :)

vlad7 / 31.10.2012

29. Ответ на 27., иерей Илья Мотыка:

Конечно я не имел право судить о личности митрополита Антония Храповицкого. Но свое отношение к данной брошюре "Догмат искупления" и в изложенной в ней концепции сохраняю прежнее - строго отрицательное. С которой знаком не в пересказе.

И слава Богу, досточтимый батюшка!Примите мой поклон, мою сердечную признательность и простите мою излишнюю горячность.

Екатерина Домбровская / 31.10.2012

28. Екатерине Домбровской

Конечно я не имел право судить о личности митрополита Антония Храповицкого. Но свое отношение к данной брошюре "Догмат искупления" и в изложенной в ней концепции сохраняю прежнее - строго отрицательное. С которой знаком не в пересказе.

иерей Илья Мотыка / 31.10.2012

27. Ответ на 24., Екатерина Домбровская:

А насчет толп, желающих растерзать несториан

Лучше расскажите ему, как после собора 431 года свт.Кирилл Александрийский вместе с Мемноном Ефесским в тюрьму угодили. Как и Несторий, кстати. Вот будет новость для мальчика.

С. Швецов / 31.10.2012

26. Ответ на 20., vlad7:

из докладной записки еп.Нектарию Сиэттлийскому о.Серафима (Роуза): На тему этого «догмата» существует огромная литература, большей частью не в пользу учения Митр. Антония. Выдающиеся иерархи и богословы отзывались резко против учения Митр. Антония, оставаясь самыми преданными и горячо любящими самого Митр. Антония, как например:Митрополит Анастасий — враждебно относящийся как к ереси.Архиепископы Феофан Полтавский, Серафим Богучарский (Соболев) (русский в Болгарии).Архиепископ Виталий (Максименко) [Джорданвилльский. + 1960], открыто называвший учение Митр. Антония ересью.Архиепископы Тихон Сан-Францисский, Иоасаф Канадский, Феодосий Бразильский, Афанасий Аргентинский, Савва Австралийский, и Андрей Рокландский (о. Адриан Рымаренко в миру).Архиепископ Леонтий Чилийский, тоже называвший ересью, еще по России, [где в Киеве в храмах происходили сцены протеста против этого лжеучения].Епископы Савва Эдмонтонский Канадский; и Нектарий Сиэттлийский.Протопресвитер Михаил Помазанский.Проф. И. М. Андреев; Проф. И. М. Концевич.Афонский великий Старец академик Феодосий Карульский, написавший самому Митр. Антонию целое сочинение, (сгоревшее на Карули, на Афоне).В печатных изданиях:Прот. Василий Бощановский: «Критика Катехизиса М. Антония» («Русский Пастырь», Сербия, 1926).Архиеп. Иоанн Максимович: «О чем Молился Христос в Гефсиманском Саду» (Церковная Жизнь, № 4, 1938). Хотя там нет упоминания Митр. Антония, но по сути является исправлением ошибок его любимого аввы, Митр. Антония, уже после смерти его.Послание-протест Афонских монахов: «По поводу брошюры Митр. Антония «Догмат Искупления» (1931).Архимандрит Константин: «Блаженнейший Митрополит Антоний» (Православная Русь № 10, 1963, Джорданвилль).Прот. Георгий Флоровский: «Пути Русского Богословия» (Париж, 1938).Московская Патриархия осудила это учение официально, обстоятельно разработав, при участии Митр. Елевферия и Архиеп. Вениамина (Федченкова) Западно-Европейских.

Однозначно еретик.

М.Яблоков / 31.10.2012

25. Заключение разбора статьи митр. Антония прот. Петром Гнедичем:

"В отношении к самому митрополиту Антонию следует повторить то, что сказал он, будучи еще архимандритом, в отзыве о диссертации Тареева: «Та истина, которая, сделавшись нарочитым предметом изучения, познается человеком в возможной для него глубине и ясности, тем самым приобретает в его глазах особо важное значение в ряду прочих, еще не столь твердо осмысленных им, истин веры и событий Божественного домостроительства и даже представляется господствующей над этими последними»[719]. Митрополит Антоний отметил «преимущественное значение» искушений Христовых в понимании у Тареева и воплощения у архиепископа Илариона, но не заметил, что у него самого крестная смерть и воскресение Христово остались в числе прочих, «не столь твердо осмысленных им истин веры». Критики же сами не могли различить в его высказываниях зерна истины от ложности преувеличений[720]. Рассмотрение воззрений митрополита Антония следует закончить. Он не мог создать того истолкования догмата, на которое высказывал претензии. Ошибки его вскрыты и осуждены православным сознанием. В одном из своих писем патриарх Сергий писал по поводу статьи митрополита: «Антоний мне однажды говорил, что не нужно бояться высказывать свои мысли, хотя бы они и не получили окончательной обработки; если мысль ценная, она не умрет, другие ее подхватят, а если ее никто не подхватит, значит, она и не заслуживает жизни»[721]. Задача критики в отношении таких высказываний, как статья митрополита Антония, состоит не в полном отрицании заключенных в ней мыслей, но в отделении того, что в них есть ценного, от того, что не заслуживает жизни. Критики митрополита Антония — одни без меры хвалили его, другие отрицали все его мысли — не помогли ему, а сам он не смог или не успел сделать этого отделения, но свою статью закончил следующими словами: «Я убежден в том, что изложенное объяснение истины искупления согласно с учением Церкви, но и еще более твердо убежден в непогрешимости самой Церкви, так что если б мне доказали, что мое объяснение не совпадает с учением ее, то я сознательно отказался бы от своих воззрений».

Екатерина Домбровская / 31.10.2012

24. Ответ на 17., vlad7:

из отзывов этих людей не понятно, знакомы ли они были с учением Храповицкого или нет. И вообще, некоторые древние святые почитали Оригена (да будет анафема) и что с того?

Уже ответила ув. Яблокову. Были знакомы. И в этом сборнике памяти митр. А. присутствуют статьи с обстоятельным разбором "Догмата...". Кроме того, работу эту митр. А. критикова еп. Феофан (Быстров) и еп. Серафим (Соболев) и вся зарубежная Церковь все это прекрасно знала. А насчет толп, желающих растерзать несториан, я могу вам и про другие толпы рассказать - защищающих Златоуста и побитых по указу императора (благочестивого) в храмах и не раз - в кашу. Ну и что? Какие выводы? Византия пала. И как добро накапливается в поколениях, так и зло. Выводы какие?

Екатерина Домбровская / 31.10.2012

23. Ответ на 15., М.Яблоков:

Ну, и что? Это просто дань почившему первоиерарху РПЦЗ и не больше того. Здесь речь не о его крестоборческом богословии.

Отчего же? В том сборнике, из которого я взяла эти отрывки, есть обстоятельнейший разбор "Догмата Искупления" митр. Антония. Ну и что с того? Я привела отрывки эти не для того, чтобы защищать нравственную теорию искупления - отнюдь, ее и защитить невозможно, - а для того, чтобы показать - кто мы такие, что мы себе позволяем, в каких красках и в каком тоне мы говорим о наших церковных собратьях, сделавших очень много для Церкви и чтимых ею. Чтобы поучились, наконец, тому, как разговаривали русские церковные люди, до того, как большевизм проник и в церковь, и в души людей Церкви. Можно и нужно критиковать и разбирать догматические заблуждения и ошибки, но и это нужно делать в рамках христианской этики и культуры. А то, как тут прошлись по памяти покойного митрополита Антония, которого почти весь тихоновский епископат называл Аввою, - есть вопиющие бескультурие, которое настолько, видно, заполонило души, что даже жизнь в Церкви не одно десятилетие не может вытравить этого хамского развязного мирского тона. Хоть убейте меня, но слышать это уже больше невыносимо. Мы, церковные люди, должны светить миру, а мы выставляем нашу Церковь на позорище своим хамством. Это не ругательство - это термин, Библейский термин, и я на нем настаиваю. Кроме того (об этом уже не здесь бы говорить, и это совсем другой аспект), слабости и ошибки нравственной теории Искупления ( и в частности - у митр. Антония) сильно передернуты. Многие историки Церкви называли митрополита церковным писателем. Это и было так. Работу эту злополучную он писал на Валааме не имея под рукой ничего кроме Библии. На 3/4 - это не богословие, а писательство, к которому нужно и подходить с соответствующими мерками. Но то, что многое понято узколобо в его тексте, которому свойственна некоторая барская небрежность, отсутствует и богословская отточенность каждого слова и каждой фразы, - а митрополит и был старинным русским барином-коренником, - тоже верно. Но то, что делаем мы – похоже на то, как «понимали» тексты подсудимых в наших застенках XX века . Оправдаться невозможно, отсудиться и защититься - никак. Да и то сказать: понять текст адекватно – это понять человека! Вот Владыке Афанасию (Сахарову) – пришлось тридцать лет претерпеть тюрем, пыток, этапов и каторг, чтобы стать человеком всех понимающим. А мы со своим гвоздодером лезем в тексты, ничего не учитывая и не понимая. Да, Истина не должна замутниться. Но вот прекрасный пример настоящей церковной богословской работы – труд Гнедича о догмате Искупления. Разве в таких тонах и красках писал о работе митр. Антония самый основательный исследователь теорий Искупления в России XX века? Все чин-чином, пристойно, И не односторонне. А тут без цитаты в искривленном пересказе – приговор, да какой! Плевок на могилу, презорство в отношении личности человека Церкви. Невозможно уже с этим мириться. Слишком сложное время и слишком гнусные и сильные нападки вновь переживает совне Церковь, чтобы внутри ее можно было еще дальше терпеть то, что уж простите, является не духовным аристократизмом, а его противоположностью, унаследованной генетически от одного из сыновей Хама.

Екатерина Домбровская / 31.10.2012

22. иерей Илья Мотыка

Свт. Иоанн Шанхайский думал иначе.

дезинфектор / 31.10.2012

21. Ответ на 13., Екатерина Домбровская:

из докладной записки еп.Нектарию Сиэттлийскому о.Серафима (Роуза): На тему этого «догмата» существует огромная литература, большей частью не в пользу учения Митр. Антония. Выдающиеся иерархи и богословы отзывались резко против учения Митр. Антония, оставаясь самыми преданными и горячо любящими самого Митр. Антония, как например: Митрополит Анастасий — враждебно относящийся как к ереси. Архиепископы Феофан Полтавский, Серафим Богучарский (Соболев) (русский в Болгарии). Архиепископ Виталий (Максименко) [Джорданвилльский. + 1960], открыто называвший учение Митр. Антония ересью. Архиепископы Тихон Сан-Францисский, Иоасаф Канадский, Феодосий Бразильский, Афанасий Аргентинский, Савва Австралийский, и Андрей Рокландский (о. Адриан Рымаренко в миру). Архиепископ Леонтий Чилийский, тоже называвший ересью, еще по России, [где в Киеве в храмах происходили сцены протеста против этого лжеучения]. Епископы Савва Эдмонтонский Канадский; и Нектарий Сиэттлийский. Протопресвитер Михаил Помазанский. Проф. И. М. Андреев; Проф. И. М. Концевич. Афонский великий Старец академик Феодосий Карульский, написавший самому Митр. Антонию целое сочинение, (сгоревшее на Карули, на Афоне). В печатных изданиях: Прот. Василий Бощановский: «Критика Катехизиса М. Антония» («Русский Пастырь», Сербия, 1926). Архиеп. Иоанн Максимович: «О чем Молился Христос в Гефсиманском Саду» (Церковная Жизнь, № 4, 1938). Хотя там нет упоминания Митр. Антония, но по сути является исправлением ошибок его любимого аввы, Митр. Антония, уже после смерти его. Послание-протест Афонских монахов: «По поводу брошюры Митр. Антония «Догмат Искупления» (1931). Архимандрит Константин: «Блаженнейший Митрополит Антоний» (Православная Русь № 10, 1963, Джорданвилль). Прот. Георгий Флоровский: «Пути Русского Богословия» (Париж, 1938). Московская Патриархия осудила это учение официально, обстоятельно разработав, при участии Митр. Елевферия и Архиеп. Вениамина (Федченкова) Западно-Европейских.

vlad7 / 31.10.2012

20. дезинфектору

Какая разница, квалифицирую данную концепцию богохульной, нечестивой, еретической. От этого, что нибудь изменится. От этого она благочестивой и правилом веры не станет. Хуже этой работы, были лишь произведения митрополита Антония Сурожского.

иерей Илья Мотыка / 31.10.2012

19. . vlad7

12. vlad7 : Ответ на 10., иерей Илья Мотыка: 2012-10-31 в 14:11 А иерей Николай Савченко вздумал защищать эту дурацкую концепцию. а это кто вообще? я не слышал про такого модерниста ------------ о.Николай Савченко - участник форума, никому ни разу не сказавший грубости. Так любезно у нас общаются друг с другом духовные особы.

дезинфектор / 31.10.2012

18. Ответ на 13., Екатерина Домбровская:

из отзывов этих людей не понятно, знакомы ли они были с учением Храповицкого или нет. И вообще, некоторые древние святые почитали Оригена (да будет анафема) и что с того?

vlad7 / 31.10.2012

17. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»

Забавно. Именно Антоний (Храповицкий) возглавлял хиротонию Серафима (Соболева).

С. Швецов / 31.10.2012

16. Ответ на 13., Екатерина Домбровская:

Ну, и что? Это просто дань почившему первоиерарху РПЦЗ и не больше того. Здесь речь не о его крестоборческом богословии. Его крестоборчество замечательно развенчали архиеп.Серафим (Соболев) и архиеп.Феофан (Быстров), которые тоже рано или поздно будут причислены к лику святых. Катехизис м.Антония (Храповицкого) - еретический.

М.Яблоков / 31.10.2012

15. Владу

Никакой Николай Савченко не модернист, а обычный богословский неуч.

иерей Илья Мотыка / 31.10.2012

14. Ответ на 8., дезинфектор:

Как, поистине, душеспасительно прочесть иные реплики!

Жаль, что вы не жили в Ефесе в 431 году. "Местом собора был назначен город Ефес, нейтральная зона (город на полпути между Константинополем и Александрией). Местный епископ, свт. Мемнон полностью поддержал св. Кирилла; его поддержали и римские легаты. Несторию был запрещен вход в Ефеские церкви. Обстановка в Ефесе была очень напряженная. Свт. Кирилл приехал на собор с огромной свитой, у них в огромном числе были даже низшие клирики Александрийской церкви, в частности, так называемые «параволаны» — санитары церковных больниц. Последние ходили по городу и кричали: "Смерть несторианам!" Императорские войска блокировали город, пытались контролировать ситуацию, но это было достаточно трудно". о.Валентин Асмус "Патрология". Вот как раньше-то бывало, а вы говорите: "реплики".

vlad7 / 31.10.2012

13. Отзывы двух святых.

Святитель Иоанн Шанхайский В ЧЕМ ДУХОВНАЯ СИЛА БЛАЖЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ «Он был хорошо научен благодатию Духа, что предстоятель Церкви должен заботиться не о той одной Церкви, которая вручена ему Духом, но и о всей Церкви по вселенной; этому научился он из священных молитв. Если должно, — говорил святой Евстафий, — творить молитвы за вселенскую Церковь, от концов до концов вселенной, то тем более должно проявлять попечение о ней о всей, равно заботиться о всех церквах и пещись о всех». Сии похвалы св. Иоанна Златоуста святителю Евстафию Антиохийскому вполне приложимы и к Блаженнейшему митрополиту Киевскому Антонию. Он был действительно вселенским святителем, вникавшим во все вопросы церковной жизни во всей вселенной, носившим в себе все ее болезни, словно всю тяжесть их поднявшим на свои рамена. Душа его не существовала вне Церкви и как бы в себе отражала Церковь. Близок ему был каждый православный, какой бы он ни был народности и из какого бы ни был края. Каждому, кто имел нужду в нем, он был добрым отцом и мудрым наставником. К каждому, приходившему к нему за духовным советом, он относился как к своему сроднику, — телесное родство перестало для него существовать после принятия монашества. Всякому, обращающемуся к нему за поддержкой и помощью, он считал себя обязанным помочь, как своему ближнему, отдавая нередко последнее, что имел, а сам испытывая подчас лишения. Такое отношение к людям не было у него искусственным или принужденным. Оно исходило из глубины его существа и имело корни в глубокой вере и преданности Богу. Возлюбя Христа еще в детстве и пожелав идти за Ним еще с младенческих лет, он, возрастая, преуспевал и духовно, еще в молодых годах достигши высокой духовной зрелости. Обладая большим умом и будучи высокодаровитым по своей природе, он, получив прекрасное светское образование, с таким усердием изучал затем науки богословские, что как бы весь напитался богословия. Соединив же это с безупречной нравственной жизнью, он сам стал источником духовной мудрости и словно изливал из себя токи богословия, напояя своих духовных чад Божией благодатью... Особенно же сильно мог действовать митрополит Антоний на души людские благодаря чистоте своего сердца. Отдав его Богу от своей юности,он сохранил его неповрежденным до конца жизни и, еще находясь в теле, весь прилепился к горнему миру. Сам устремляясь все больше и больше к горнему миру, он к нему привлекал и каждого, кто имел с ним общение, незримо действуя на него чистотою и высотою своего духа. Отрешаясь постепенно от всего земного, предавшись всецело Богу и «в Бозе пребывая» (1 Ин.4, 3), он сделался твердым адамантом Веры. Вмещая в своем любящем сердце всех и каждого, он, как магнит, притягивает ищущих спасения, возводя их к познанию Божественной истины. Преподобный Иустин (Попович) ОН МЕЖДУ НИМИ (Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония).* Молитвенно и легко перешел в другой мир Блаженнейший Митрополит Антоний. Принадлежа весь другому миру, он в этом мире жил миром другим. Ходил по земле, а жизнь его вся была сокрыта со Христом в Боге. Размышлял о том, что вверху, и небесным измерял земное, и временное оценивал по сравнению с вечным. ...Блаженнейший Митрополит в этом мире всегда жил в единении «со всеми святыми» (Евр. 3, 18), всегда во святой соборности, которая питается молитвой, любовью и верою. Вот его святое содружество. Святые Отцы — кто с таким благочестивым умилением и молитвенным подъемом общался с ними, думал о них, говорил о них. Всею душою и всем сердцем он принадлежал им: их глазами взирал на этот мир, ими жил в этом мире, поэтому был по-святоотечески мощным и крепким в вере, в делах, в жизни. И теперь он с ними и между ними. Нет сомнения, его восхищенная душа теперь радостно совершает поклоны пред святым Златоустом, пред святым Василием, пред святым Григорием и остальными святителям. Совершает поклоны и рыдает, молясь за себя и за всех нас, его чад. Мученик, он смертью приобщился к мученикам. Разве не мученик он, который мучил себя суровыми подвигами? который еще на заре своего монашества истязал себя Христовыми муками, налагая на себя днем и ночью подвиги поста,молитвы, слез, кротости, милосердия, любви, братолюбия, боголюбия? ... Редко кто в наше время так исповед- нически неустрашимо и смело указывал и благовествовал истины Евангелия. Его богомудрая речь звучала не только по обширной Руси, но и по всем православным странам, звучала и своею животворящей силою воскрешала мертвые души, воздвигая падших, поддерживая колеблющихся, утешала скорбящих, ободряла слабеющих, низлагала христоборцев, заставляла умолкнуть злобствующих. Неустрашимый, он кратчайшим путем шел ко Христовой истине и с апостольской смелостью защищал Православную Церковь перед сильными века сего. И это — ценой тяжких страданий. Но всегда во всех страданиях он был благим и тихим. По апостолу: «Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда я силен» (2 Кор. 12, 10).Ничто не могло заставить умолкнуть, а тем более уничтожить его по-павловски красноречивую ревность о Православии. ...Ничего нет мертвого, ничего схоластического в его восприятии и понимании христианства. А кругом, в рационалистической и схоластической Европе, мертвецы хоронят своих мертвецов. Облагодатствованный авва воспринимал всякую заповедь Спасителя как подвиг, а все заповеди вместе — как богочеловеческое подвижничество. Действительно, ни одно слово Спасителя, ни одна заповедь Спасителя не может быть исполнена без усилия, без труда, без подвига. Поэтому и сказано: «Царство небесное нудится и нудницы восхищают е» (Мф. 11, 12). А Блаженный Митрополит всегда был в подвиге евангельского труда. И свою подвижническую жизнь превращал в проповедь: Евангелие есть подвиг, Христианство есть подвиг. Этим Православие отличается от европейских мертвечин, которые выдают себя за христианство, а в действительности все это погребение мертвецов мертвецами. Великий Митрополит от начала до конца — неустанный подвижник, исполненный молитвы, умиления, слез, любви, прощения, всеобъемлющей любви. Молитвенник, он через смерть приобщился к молитвенникам. Воистину блаженный Владыка молитвою жил на земле. Иначе и быть не могло. Самый верный Евангелию человек на земле есть в то же время и самый молитвенный. Потому что он чувствителен к безмерной трагике жизни, которая происходит от вселения в этот мир греха и зла. И евангельский человек всем существом ощущает, что только всемогущий Господь может стереть зло и диавола в роде людском. В евангельской душе блаженного Митрополита всякий человек вызывал молитву. Ко всему он относился молитвенно. ...Истинный христианин неминуемо истинный молитвенник. Если есть у него какое-либо звание, то вот его звание и на этом и на том свете. Теперь? — Теперь над нашим печальным миром еще одним мучеником больше между святыми Мучениками, еще одним бессребреником больше между святыми бессребрениками, еще один подвижник между святыми подвижниками, еще одним молитвенником больше между святыми молитвенниками. А это значит: увеличилось число вечно бдящих и неустанных молитвенников за наш горький мир.

Екатерина Домбровская / 31.10.2012

12. Ответ на 10., иерей Илья Мотыка:

А иерей Николай Савченко вздумал защищать эту дурацкую концепцию.

а это кто вообще? я не слышал про такого модерниста

vlad7 / 31.10.2012

11. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»

+труды Н.О.Лосского+ о.Владимир, Вы, очевидно, отца и сына перепутали? Имели в виду Владимира Николаевича, а не Николая Онуфриевича?

С. Швецов / 31.10.2012

10. дезинфектору

А вы хотя бы знакомы с отвратительной работой митрополита Антония Храповцкого, "Догмат искупления", где он назвал Голгофские страдания Спасителя спектаклем вызванным педагогическими заданиями. А иерей Николай Савченко вздумал защищать эту дурацкую концепцию.

иерей Илья Мотыка / 31.10.2012

9. Ответ на 8., дезинфектор:

Как, поистине, душеспасительно прочесть иные реплики!

Исключительно ))

М.Яблоков / 31.10.2012

8. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»

5. иерей Илья Мотыка : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах» 2012-10-28 в 23:49 Да скорее настанет день, когда мы явно можем воскликнуть Святителю архиепископе Серафиме моли Бога о нас. Аксиос. Заодно тихо шепнем анафема митрополиту Антонию Храповицкому крестобоцу и хулителю Голгофы. И его явному апологету иерею Николаю Савченко. ----------- Как, поистине, душеспасительно прочесть иные реплики!

дезинфектор / 31.10.2012

7. автору материала

адское сочинение Храповицкого "Опыт христианского катехизиса"

тихо шепнем анафема митрополиту Антонию Храповицкому

о. Владимир, прокомментируйте, пожалуйста, эти реплики. Спасибо

Павел Тихомиров / 31.10.2012

6. Ответ на 5., иерей Илья Мотыка:

Заодно тихо шепнем анафема митрополиту Антонию Храповицкому крестобоцу и хулителю Голгофы.

У нас имеет широкое хождение "Закон Божий" о.Слободского, там в источниках указано адское сочинение Храповицкого "Опыт христианского катехизиса". Хотя прямо в "Законе Божием" догмат Искупления не отрицается, но как-то очень кратенько описан, буквально в полстранички. Будто автор заставил себя написать о самом главном.

vlad7 / 31.10.2012

5. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»

Да скорее настанет день, когда мы явно можем воскликнуть Святителю архиепископе Серафиме моли Бога о нас. Аксиос. Заодно тихо шепнем анафема митрополиту Антонию Храповицкому крестобоцу и хулителю Голгофы. И его явному апологету иерею Николаю Савченко.

иерей Илья Мотыка / 28.10.2012

4. Ложка дёгтя.

равно как и труды Н.О.Лосского, следует признать правилом веры

С чего это вдруг?! Лосский антиюридист, отрицающий догмат искупления, а святитель Серафим совершенно наоборот - защитник этого догмата. Что это такое за сравнение? Для чего вообще здесь Лосского помянули? Может он тоже для кого-то уже прославлен на небесах?

М.Яблоков / 28.10.2012

3. Ответ на 1., vlad7 :

Достоин!

Согласен.

свщ Алексий Бачурин / 28.10.2012

2. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»

Ну, наконец-то! Про старца вспомнили...

М.Яблоков / 28.10.2012

1. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»

Достоин! Правилом веры следует признать и его труд "Искажение Православной Истины в русской богословской мысли" против врагов догмата Искупления.

vlad7 / 28.10.2012
Владимир Василик:
Экуменическое блудословие Франциска
О призыве папы Римского перейти от культуры прилагательных к культуре существительных
30.09.2019
Они хотят установить глобалистский Содом во всем мире
Современный экуменизм, проводниками которого являются папа Франциск и Патриарх Варфоломей, не имеет ничего общего ни с духовностью, ни с религией, ни с богословием
19.09.2019
Русское общество стремятся заразить болгарофобией
О причинах русофобских проявлений политиков Болгарии
11.09.2019
Чисто политический ход
О назначении кардиналом литовского антисоветчика Сигитаса Тамкявичюса
06.09.2019
«Польшу предали её же лжедрузья»
О весьма условной дате начала Второй мировой войны и о роли в ее развязывании «западных демократий», потворствовавших фашизму
05.09.2019
Все статьи автора