Между тем, отмечает издание, планы строительства новых мечетей в городах, населенных преимущественно русскими, часто вызывают сопротивление местных жителей; последний крупный инцидент такого рода – протесты, заставившие власти отменить строительство мечети в московском районе Митино; два года назад точно так же протестовали жители Текстильщиков. Противники строительства мечетей ссылаются, в частности, именно на то, что для мусульман-москвичей действующих мечетей довольно, а потребность в новых вызвана наплывом гастарбайтеров, ради которых москвичи своими удобствами поступаться не хотят.
В этом смысле высказался и мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, каждую пятницу в мечеть у спорткомплекса «Олимпийский» приходит большое число верующих, однако в основном это не москвичи. «Как показала проверка, в этом районе собираются люди, которые не проживают в Москве. Две трети из них не прописаны в Москве. Это либо жители Подмосковья, либо вообще мигранты без прописки», - сказал Собянин. По его мнению, если бы в мечеть ходили только люди, которые постоянно проживают в городе и имеют прописку, «такого наплыва бы наверняка не было».
В связи с этим корреспондент Regions.ru обратился к известным православным священникам с вопросами: Следует ли учитывать религиозный фактор в миграционной политике, и если да, то как именно? Должно ли это, в частности, выражаться в строительстве новых мечетей?
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, согласился с тем, что религиозные потребности людей нужно учитывать, но подчеркнул, что «в первую очередь это касается потребностей коренных жителей, будь они мусульмане, христиане, буддисты и т.д. Вот когда будут удовлетворены потребности коренных жителей, представителей тех или иных верований, тогда можно будет думать и о мигрантах».
«До революции в Москве было две мечети, а сейчас шесть. Справедливость восстановлена на триста процентов. А что касается православных храмов, то мы и близко не подступили к тому количеству, которое было до революции – при том, что Москва в несколько раз увеличилась по территории и населению. Давайте подождем, когда и в этом вопросе восторжествует справедливость», - призвал он. «Миграционная политика, конечно, вещь очень серьезная, но строительство мечетей для мигрантов все-таки не должно стоять на первом месте. В той же миграционной политике есть вещи и поважнее», - заключил пастырь.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает, что для мусульман-москвичей мечетей достаточно. «Конечно, временных рабочих-мигрантов в этом смысле тоже надо как-то обустраивать. Я, правда, не знаю, впрямь ли среди них так уж много действительно верующих. В любом случае, появление новых мечетей должно согласовываться с местными жителями. Какой это будет механизм, сейчас сказать трудно. Но он, безусловно, нужен. Самое главное, чтобы все это имело мирный характер. В любом случае, без учета пожеланий местных жителей приступать к строительству мечети нельзя. Это, по-моему, очевидно», - убежден отец Владислав.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, считает, что религиозный фактор обязательно должен учитываться в миграционной политике. «В этом с уважаемым муфтием я согласен», - сказал он. «Что же касается мечетей, то молиться можно во всякое время и на всяком месте. Поэтому тот, кто предоставляет работу мусульманам, трудовым мигрантам, должен предоставлять им и молельные комнаты. Для этого необязательно строить мечеть», - отметил священник. «А количество капитальных мечетей должно определяться строго пропорционально количеству мусульман, имеющих российское гражданство и постоянно проживающих в данном месте. То же относится и к другим конфессиям», - заключил отец Мелетий.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает, что «когда мы имеем дело с таким огромным потоком мигрантов-мусульман, действительно нужно что-то предпринимать». «Но строительство мечетей не должно создавать дополнительных проблем для горожан. В первую очередь должны учитываться интересы коренных жителей. Конечно, этот поток нужно вводить в какое-то русло, соответственно и мечети придется строить. А что делать? Ведь мы сами не хотим убирать свои дворы и строить дороги, поэтому принимаем мигрантов. Значит, и обустраивать их надо. Иначе действительно появятся многочисленные экстремистские группки, представляющие различные радикально-религиозные направления в исламе. Они будут привлекать на свою сторону тех, кому действительно тяжело живется, кто не обустроен. Строить мечети надо, но это не должно быть скоропалительное решение. Все нужно взвесить и хорошо обдумать. И это строительство должно вестись за счет общины», - считает пастырь.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, убежден, что строительство новых мечетей в Москве и Санкт-Петербурге было бы целесообразно только после строительства православных храмов на территории исламских государств, где работает много христиан, в частности столиц и крупных городов: «Когда центральные площади Анкары, Дубая, Багдада, Тегерана, Мекки, Медины украсят массивные православные кафедральные соборы, тогда в знак благодарности вполне логично будет украсить и Москву новой мечетью».