По итогам конкурса в 2012 году абсолютными победителями стали два учителя, набравшие одинаковое количество баллов. Президент вручил главный приз – «Большой Хрустальный пеликан» – учителю русского языка и литературы московского центра образования Вите Кириченко и учителю мировой художественной культуры Сергиевопосадской гимназии Александру Демахину.
Глава государства поздравил всех учителей с приближающимся профессиональным праздником – Днём учителя.
Конкурс «Учитель года» проводится в России с 1992 года. В этом году в финал конкурса вышли 77 человек. Среди них 15 учителей русского языка и литературы, 12 математиков, 12 историков, 11 преподавателей иностранного языка, преподаватели физики, информатики, ОБЖ, физкультуры, биологии, географии, химии, изобразительного искусства.
Перед собравшимися выступил Владимир Путин.
«Отличительной чертой российского учительства всегда было новаторство, но вместе с тем верность нашим традициям. Такая тесная связка преемственности и развития очень важна для национальной системы образования, для сохранения лучших качеств отечественного просвещения. Наша школа должна быть открыта для всего нового (она всегда, собственно говоря, такой и была) и при этом сохранять своё уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина. Убеждён, именно такой подход призван определять принципы государственной политики в сфере образования. И, конечно, выработку такой политики мы будем вести в прямом диалоге с учительским сообществом, с вами, уважаемые друзья», - сказал, в частности, Президент.
По его словам, «безусловно, роль самого учителя и в жизни школы, и в организации учебного процесса будет только возрастать». «Подготовка кадров, возможности для повышения квалификации педагогов, новая система оплаты труда, призванные стимулировать качественный и добросовестный труд, – всё это важнейшие и приоритетные направления развития школы. Наша задача – создать педагогам условия труда, жизни, достойные их высокой миссии. Наша задача в том, чтобы укрепить престиж учительской профессии. Это колоссальная ответственность – учить детей, воспитывать детей, отдавать себя школе, где, по сути, закладывается фундамент будущей судьбы каждого человека, формируется личность, её цели, поведение, образ мыслей», - подчеркнул глава государства.
Владимир Путин также призвал учителей проанализировать недостатки Единого государственного экзамена и сформулировать конкретные предложения.
«Один из главных аргументов использования ЕГЭ заключался в том, что он избавит общество от коррупционной составляющей, даст возможность детям, где бы они ни жили и в какой бы точке огромной России ни находились, поступить в самые престижные высшие учебные заведения. Но если второй компонент достаточно эффективно работает, то первый оказался несостоятельным, потому что народ в России очень талантливый и находит всякие лазейки», - отметил он.
«Что хочу этим сказать? Наверное, и внутри самого ЕГЭ, требований и стандартов не всё ещё отрегулировано должным образом. Ну, нужно просто думать над этим. И как раз будет очень правильно, если учительский состав будет формулировать эти несоответствия и нестыковки, вовремя доносить это до регионального уровня управления, до министра. Сформулируйте и отдайте. Коллеги подумают и постараются это гармонизировать», - подчеркнул Президент России.