Этот день в Русской истории

Сегодня, в день памяти митрополита Вениамина (Федченкова), мы вспоминаем жертв расстрела Верховного Совета России

04.10.2012

Сегодня исполняется 51 год со дня блаженной кончины приснопамятного митрополита Вениамина (Федченкова).

Митрополит Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков) родился 2 сентября 1880 года в селе Ильинка (Вяжли) Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Отец владыки – Афанасий Иванович – был крепостным крестьянином И.И.Баратынского, затем служил там же конторщиком. Мать, Наталья Николаевна, была дочерью диакона из села Оржевского.

Начальное образование будущий митрополит получил в земской школе в селе Сергиевка того же Кирсановского уезда, затем два года проучился в уездном училище (1891–1893). В 1897 году окончил Духовное училище в Тамбове, а в 1903 году – Тамбовскую Духовную семинарию. Был направлен для поступления в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1907 году с ученой степенью кандидата богословия.

В ноябре 1904 года будущий святитель вместе с двумя товарищами по академии впервые побывал в Кронштадте у отца Иоанна. После своего рукоположения, иеромонах Вениамин вновь посетил Кронштадтского праведника и сослужил ему при совершении Божественной литургии. Последний раз отец Вениамин был у батюшки за полгода до его кончины, последовавшей 20 декабря 1908 года. В дальнейшем он на протяжении всей своей жизни обращался к творениям святого праведного Иоанна, хранил в сердце образ этого пламенного молитвенника.

Летом 1905 года Иван вместе с двумя сокурсниками побывал на Валааме. Насельник Иоанно-Предтеченского скита старец схимонах Никита долго беседовал с юношей, пророчески назвал его «владыкой» и благословил вступить на иноческий путь.

В академии И.А.Федченков встретил духовного наставника – архимандрита, впоследствии архиепископа Феофана (Быстрова; †1940), бывшего в те годы (1903–1907) инспектором Санкт-Петербургской Духовной академии. Архиепископ Феофан совершил его пострижение в монашество 26 ноября 1907 года, в канун празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение», с наречением имени Вениамин, в честь святого мученика диакона Вениамина (память 13 октября и 31 марта).

3 декабря того же года ректором академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым; †1940) монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а 10 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялось его рукоположение в сан иеромонаха. Хиротонию совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский; †1912).

Окончив в 1907 году Санкт-Петербургскую Духовную академию, иеромонах Вениамин был оставлен при ней профессорским стипендиатом по кафедре Библейской истории. По окончании стипендиатского года был назначен личным секретарем архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского; †1944).

В 1910–1911 годах отец Вениамин исполнял должность доцента Санкт-Петербургской Духовной академии по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и Аскетики.

21 ноября 1911 года отец Вениамин был назначен ректором Таврической Духовной семинарии, а 26 декабря того же года в Выборге архиепископом Сергием (Страгородским) был возведен в сан архимандрита. 26 августа 1913 года архимандрит Вениамин назначен ректором Тверской Духовной семинарии.

События февраля 1917 года застали архимандрита Вениамина в Твери. Он тяжело переживал падение православной монархии, скорбел о военных поражениях России и о «параличе власти», который грозил привести страну к хаосу.

В октябре 1917 года отец Вениамин был в Москве. Летом 1917 года на Епархиальном съезде в Твери он был избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви и принимал деятельное участие в его работе. Архимандрит Вениамин был сторонником восстановления патриаршества, участвовал в избрании на патриарший престол святителя Тихона (†1925), которого глубоко почитал.

Осенью 1917 года постановлением корпорации Таврической Духовной семинарии он вновь был избран на должность ее ректора. С декабря 1917 по декабрь 1918 года архимандрит Вениамин в качестве делегата от Таврической епархии участвовал в работе Всеукраинского церковного Собора в Киеве, где отстаивал позицию канонической целостности Церкви и выступал против церковного сепаратизма.

10 февраля 1919 года архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии, и определен на должность настоятеля Херсонесского монастыря в Одессе. Хиротония состоялась в Покровском соборе Севастополя, ее возглавил архиепископ Димитрий (Абашидзе).

Решением Высшего Церковного Управления Юго-Востока России епископу Вениамину поручалось представительство Церкви в правительстве генерала П. Н. Врангеля. Владыка принимал участие в организации дней всенародного покаяния, в организации крестных ходов, прилагал усилия к тому, чтобы поднять духовно-нравственный уровень своей паствы. Он прошел вместе с белыми до конца и оставил пределы России в ноябре 1920 года.

В конце 1920 года в Константинополе по предложению и при активном участии епископа Вениамина было создано Высшее Церковное Управление за границей.

Проживая в 1920–1921 годах в Болгарии, владыка Вениамин возглавил комиссию по организации церковной жизни русского Зарубежья. Под его председательством в Константинополе прошел «епархиальный съезд», подготовивший Карловацкий Собор, состоявшийся в ноябре 1921 года под председательством митрополита Антония (Храповицкого; †1936). Владыка Вениамин стремился к тому, чтобы зарубежная церковная власть действовала под омофором святителя Тихона. Когда в Карловцы поступил Указ Святейшего Патриарха об упразднении Карловацкого Всезаграничного Высшего Церковного Управления (№ 347 от 5 мая 1922 года), епископ Вениамин, единственный из состава ВЦУ, принял указ к исполнению и решил удалиться в монастырь «Петковица» (Святой Параскевы) близ города Шабаца в Сербии, где собрал более 20 человек братии из числа русских беженцев.

Осенью 1923 года по приглашению архиепископа Савватия (Врабец; †1953), находившегося в юрисдикции Константинопольского патриарха, епископ Вениамин стал его викарием в Карпатской Руси, входившей в то время в состав Чехословакии. За восемь месяцев своей деятельности там владыка Вениамин присоединил к Православию 21 униатский приход, но в мае 1924 года под давлением правительства Югославии власти Чехословакии выслали епископа Вениамина из страны.

Летом 1924 года епископ Вениамин жил в «Петковице», но монастырем не управлял, посвятив себя монашескому деланию и работе над богословскими сочинениями, а осенью того же года он стал законоучителем Донского Кадетского корпуса города Билеча.

Летом 1925 года епископ Вениамин был приглашен митрополитом Евлогием (Георгиевским; †1946) в Париж в качестве инспектора и преподавателя Православного Богословского института имени Преподобного Сергия.

В 1926 году епископ Вениамин принял от митрополита Антония (Храповицкого) назначение на должность начальника Богословско-пастырских курсов и законоучителя Русского Кадетского корпуса, а также настоятеля русского прихода в городе Бела Церква на северо-востоке Югославии, но летом 1927 года снова удалился в «Петковицу». Здесь его застала известная «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского). В решении непростого вопроса о принятии или отказе от «Декларации», владыка руководствовался не только соображениями церковной пользы, он стремился разрешить этот вопрос духовно, совершая «сорокоуст» служения Божественной литургии, обращаясь за советом и благословением к насельникам Святой Горы Афон – схиархимандриту Кирику, духовнику Пантелеимонова монастыря, и архимандриту Мисаилу (Сопегину).

Присоединившись к «Декларации», епископ Вениамин одновременно передал через митрополита Евлогия прошение об увольнении на покой и, получив из Москвы соответствующий указ, удалился в пустынный скит Святого Саввы Сербского близ знаменитого сербского монастыря «Студеница», где до 1928 года жил вдвоем с сербским монахом-подвижником. В 1929 году по благословению епископа Шабацкого Михаила (†1933) принял настоятельство в «Петковице», но уже осенью того же года был вызван в Париж митрополитом Евлогием и вновь занял прежний пост инспектора и преподавателя Свято-Сергиевского богословского института.

В 1930 году после разрыва митрополита Евлогия (Георгиевского) с Московской Патриархией и его ухода в Константинопольскую юрисдикцию, владыка Вениамин должен был оставить институт.

По инициативе епископа Вениамина в Париже было организовано Патриаршее Трехсвятительское подворье. Посвящение главного престола владыка Вениамин объяснял своей надеждой на то, что «как три партии православных христиан, оспаривавшие каждая преимущество своего главы – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, в конце концов соединились вместе, воздав одинаковую честь святителям, так молитвами их и нынешнее заграничное разделение, имеющее в отколах от Матери Церкви чисто земные цели, оставит греховные начала и воссоединится с Единою патриаршею нашею Церковью».

Владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке. Ему пришлось положить немало сил, чтобы приобрести тот высокий авторитет, которым он обладал к концу своего служения в Америке. А в первое время ему приходилось спать на полу, подметать улицы, терпеть оскорбления за верность Матери Церкви.

В годы Великой Отечественной войны митрополит Вениамин стал одним из вдохновителей мощного патриотического движения, охватившего все слои русской эмиграции. 22 июня 1941 года митрополит Вениамин произнес вдохновенную проповедь в храме Серафимовского подворья Русской Патриаршей Церкви, в которой выразил свое твердое упование на то, что предстоящие тяжелые испытания попущены Промыслом Божиим «ко благу нашей Православной Церкви и Родины», а затем отслужил первый молебен Всем святым Земли Русской о даровании победы православному народу русскому. В первый же день войны он заявил: «Все кончится добром!» И с этого дня владыка неустанно трудился на патриотическом поприще, соединяя свое церковное служение с общественным. Он выступал с лекциями в аудиториях, где производился сбор денежных средств в пользу России, выступал с речами на митингах в разных городах Америки. Особенное впечатление на присутствующих произвела его речь, произнесенная 2 июля 1941 года на грандиозном митинге в Нью-Йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден. «Всякий знает, – сказал тогда владыка, – что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. Можно и должно сказать, что от конца событий в России зависят судьбы мира... Вся Русь встала! Не продадим совесть и Родину!»

В декабре 1944 года митрополит Вениамин получил из Москвы приглашение прибыть на Поместный Собор и в начале 1945 года, после 25 лет изгнанничества, вновь вступил на родную землю. Он участвовал в работе Поместного Собора (31 января – 2 февраля 1945 года), в избрании и интронизации Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского; †1970), совершал богослужения в московских храмах, общался с церковным народом, с духовенством и иерархами.

18 февраля 1948 года владыка окончательно возвратился на Родину и был назначен на Рижскую кафедру. «Радуйтесь, всегда радуйтесь, и в скорбях радуйтесь», – такими словами он приветствовал свою новую паству. Здесь у владыки Вениамина часто возникали конфликты с местным уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви. 22 февраля 1951 годе владыка сказал заместителю председателя Совета: «Когда я ехал из Америки сюда, то у меня было убеждение о том, что в СССР действительно имеется какая-то свобода в отношении к Церкви. Однако, пробыв здесь три года, я пришел к твердому заключению, что такой свободы здесь нет, а, наоборот, имеются гонения на Церковь». По требованию властей владыка был переведен на Ростовскую кафедру, где пробыл до конца 1955 года. В эти годы он особенно сблизился со святителем Лукой, архиепископом Симферопольским и Крымским (†1961).

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) от 30 ноября 1955 года митрополиту Вениамину определено было быть митрополитом Саратовским и Балашовским.

К этому времени состояние здоровья владыки сильно ухудшилось, он перенес инсульт, часто болел, но в период новых гонений на Церковь, развернутых властями в конце 50-х годов, призывал свою паству к твердому стоянию за веру и Церковь.

В феврале 1958 года владыка ушел на покой и поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где провел последние годы своей земной жизни. Когда позволяло состояние здоровья, владыка служил в монастырских храмах и проповедовал, приводил в порядок свое богатое духовно-литературное наследие. В эти последние годы он пережил тяжелое испытание – лишился дара речи.

Митрополит Вениамин как духовный писатель оставил богатейшее наследие, по его собственным подсчетам, объемом в 18 000 машинописных страниц. Есть среди его творений богословские трактаты, труды по Литургике, работы апологетического характера. Дошли до нас и его замечательные «Сорокоусты» – записанные в виде своеобразных дневников мысли и переживания, которые испытывал владыка во время сорокадневного служения Божественной литургии в самые тяжелые периоды своей многотрудной жизни. Владыка Вениамин говорил: «Мы представляем собой существенную ненужность и никому не нужны, кроме Бога».

Любовь к святыне, к Церкви, к церковности, стремление к тому положительному идеалу, с которым христианин встречается на страницах житий святых сподвигли иерарха-писателя обращаться к агиографическому наследию, благоговейно хранимому Православной Церковью. Произведения, которые можно в той или иной степени отнести по жанру к житийным, составляют значительную часть в наследии владыки Вениамина.

Владыка Вениамин почил о Господе 4 октября 1961 года в день памяти святителя Димитрия Ростовского – великого собирателя и творца житий святых – и был погребен в Богом зданных пещерах монастыря. Место его погребения окружено почитанием братии и благочестивых паломников.

Белый дом, 1993 г.В этот день, в завершение антиправовых действий правительства, из танков был расстрелян Верховный Совет России, несогласный с политикой, проводимой Борисом Ельциным.

Воспротивившись антинациональному курсу, который проводил первый президент России, съезд народных депутатов принял решение об одновременных перевыборах депутатов и президента не позднее марта 1994 г. В ответ на это решение, 21 сентября 1993г. парламент был окружен автоматчиками и бронетранспортерами и полностью блокирован. Находившиеся в здании депутаты были лишены всех видов связи, света, тепла и медицинской помощи. Предъявленный правительством ультиматум гласил: либо до 4 октября всем покинуть «Белый дом», либо готовится к «тяжким последствиям».

Несмотря на то, что 62 субъекта страны поддержали парламент и предъявили президенту ультиматум с требованием одновременных перевыборов, Ельцин предпочел действовать по другому. 3 октября от трети до полумиллиона безоружных москвичей вышло в поддержку парламента и двинулось к «Белому дому» и «Останкино». После прорыва демонстрантов к «Белому дому» по людям был открыт пулеметно-автоматный огонь на поражение. В тот же день Ельцин подписал указ N 1575 и освободил армию от уголовной ответственности за нарушения закона. Вслед за этим начался расстрел демонстрации у телецентра «Останкино».

 Штурм и расстрел парламента бронетехникой 4 октября 1993 г. начался внезапно, без какого-либо объявления или предварительного предупреждения. По данным А.Руцкого, в «Белом доме» на момент начала атаки находилось до 10 тысяч человек, в том числе женщины и дети. Жертвами этой трагедии стали около 1500 человек.

В этот день скончались: академик Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969), языковед, литературовед; Юрий Николаевич Калачников (1928-1998), конструктор артиллерийского вооружения (РСЗО «Град», «Ураган», «Смерч», артиллерийские системы «Гиацинт» и «Тюльпан»), лауреат Ленинской и Государственной премий.

Этот же день можно считать началом космической эры – 4 октября 1957 г. в Советском Союзе запущен первый искусственный спутник Земли.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий